«Обучение детей старшего дошкольного возраста основам безопасности жизнедеятельности»
методическая разработка по обж по теме

Чащухина Ирина Александровна

Практика работы с детьми показала, что в последние годы  тема формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания достаточно фрагментарно представлена в реализуемых комплексных программах.

Я считаю, что особо важно уделить внимание этим вопросам в образовательной работе с детьми используя возможности развивающих компьютерных игр.

Использование информационных технологий в образовательной деятельности с дошкольниками позволяют реализовывать линию социального развития: в процессе приобщения к социальной культуре, обеспечивающей социальную адаптацию индивида в обществе, и индивидуализацию в процессе  становления универсальных социальных способностей.

Разработан  модуль «Properm: Безопасность». Задачи и содержание данного модуля  ориентированы на моделировании поведения ребёнка в жизненно опасных ситуациях в выборе способа действия в конкретной развивающей ситуации. Подобран методический материал, реализующий задачи формирование представлений у дошкольников об опасных ситуациях и способах выхода из этих ситуаций.

Тематический план представляет реализацию 4 тем этого модуля: «Я спасатель», «Один дома», «Я и природа», «Я в городе», а также контрольно-диагностическое занятие «Викторина по ОБЖ».

Предложенный материал хорошо вписывается в работу воспитателя, реализующего основное образование по любой комплексной программе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Обучение детей старшего дошкольного возраста основам безопасности жизнедеятельности»

И .А. Чащухина, воспитатель

МАДОУ «ЦРР – детский сад № 319»

Кто не знает, что на красный свет переходить улицу нельзя, а на зелёный можно? Даже самые маленькие дети отвечают на этот вопрос без ошибки. И всё же нарушителей правил дорожного движения очень и очень много. Как научить детей, да и взрослых, грамотно использовать знания не только правил дорожного движения, но и правил безопасности жизни? Этот вопрос задавали себе многие, по крайней мере, те, кого хоть как-то интересовала проблема безопасности детей, взрослых в разных жизненных ситуациях. Не менее актуальна эта проблема для нас педагогов, воспитателей.

Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких – детей, которых уже сейчас за дверями дома подстерегают серьёзные трудности и опасности, и жить которым придётся в ритме огромного мегаполиса. Причиной разных чрезвычайных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных правил основ безопасности жизнедеятельности. К сожалению, та малая часть методической литературы, которая есть в настоящее время в арсенале воспитателей детского сада, в основном ориентирует его на ознакомление детей с правилами дорожного движения, практически совсем не уделяя внимания поведению ребёнка одного дома, во дворе, по дороге в детский сад, на природе, в городе, в городском транспорте. Я считаю, что особо важно уделить внимание этим вопросам в образовательной работе с детьми используя возможности развивающих компьютерных игр. Даже хорошие знания дорожных знаков и светофора не помогают в практических ситуациях повседневной жизни. Кроме того, ребёнок на улице города всегда идёт рядом или за руку с взрослым. И если этот взрослый не хочет выполнять правила безопасности на улицах города, вряд ли знание их малышам поможет в данном случае правильно перейти улицу или уступить место пожилому человеку, так как, нарушая правила безопасности, родители как бы негласно разрешают нарушать их своим детям. Поэтому важно данную проблему решать не изолированно в детском саду, а привлекать к этой работе родителей. Для них была проведена анкета, задача которой заключалась в том, чтобы с помощью ряда вопросов:

  1. Как Вы считаете, с какого возраста необходимо обучать детей ОБЖ?
  2. Есть ли у Вашего ребёнка определённые знания по ОБЖ? Какие?
  3. Как Вы обучаете ребёнка правилам поведения в быту, в городе, на природе и при пожаре?
  4. Считаете ли Вы, что Ваш личный пример поведения в разных жизненных ситуациях влияет на воспитание и обучение ребёнка?
  5. Как Вы реагируете на то, когда видите, что чужие дети нарушают правила безопасности?
  6. Какими источниками информации Вы пользуетесь при обучении детей правилам ОБЖ?

выявить в первую очередь знания детей по данной теме и главное желание родителей помочь в дальнейшем углублённом изучении ОБЖ. По данным анкетирования, я поняла, что не один из родителей не был бы против того, чтобы его ребёнка обучали ОБЖ. На счёт знания детей по ответам родителей, я выявила то, что дети знают сигналы светофора, некоторые дорожные знаки и элементарные правила поведения дома, на улицах города и на природе.  

Я задалась целью научить детей ещё в дошкольном возрасте не только знать, но и применять доступные для ребёнка этого возраста правила в разных жизненных ситуациях с помощью компьютерных технологий.  Свою работу я начала с разработки содержания нового модуля «Properm: Безопасность» с применением ИКТ в процессе воспитания  патриотических чувств и безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Он разработан по аналогии с представленными модулями в программе Пермячок.ru. Обучение с увлечением. Задачи и содержание данного модуля  ориентированы на моделировании поведения ребёнка в жизненно опасных ситуациях в выборе способа действия в конкретной развивающей ситуации. Подобран методический материал, реализующий задачи формирования представлений у дошкольников об опасных ситуациях и способах выхода из этих ситуаций. Тематический план представляет реализацию 4 тем этого модуля: «Я спасатель», «Один дома», «Я и природа», «Я в городе», а также контрольно-диагностическое занятие «Викторина по ОБЖ».

Для более глубокого изучения детей основ безопасности жизнедеятельности оборудована и технически оснащена комната для компьютерных игр, которая эстетически оформляется в соответствии с программным содержанием каждого занятия.

Занятие с использованием компьютерных технологий длится до 30 минут и состоит из трех последовательных частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть занятия осуществляется через погружение ребенка в сюжет занятия, подготовку к компьютерной игре через беседы, конкурсы; создается определенная предметно–игровая среда, аналогичная компьютерной игре, стимулирующая воображение ребенка, побуждающая его к активной деятельности, помогающая понять и осуществить задание на компьютере. Эта часть взаимодействия с ребёнком является необходимым звеном развивающих занятий с использованием компьютера, поскольку, в силу возрастных особенностей мышления детей дошкольного возраста, без предварительной деятельности им затруднительно освоить манипуляции с экранными образами. Включается также пальчиковая гимнастика для подготовки моторики рук к работе.

Подготовительная часть, как и заключительная, может проходить не в компьютерном зале, а в смежной с ним игровой или физкультурной комнате.

Основная часть занятия включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером.

В заключительной части подводится итог, делается оценка выполнения и закрепления в памяти ребенка необходимых для условий действий, понятий и смысловых структур и правил действия с компьютером. Для этой цели используются рисование, конструирование, различные игры. Для снятия зрительного напряжения проводится гимнастика для глаз, для снятия мышечного напряжения -  физ. минутки, точечный массаж, массаж впереди стоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку.

Родители активно приняли участие в конкурсах рисунков вместе с детьми.

В своей работе для разработок конспектов занятий, для личного опыта, самообразования мне пришлось изучить достаточное количество литературы. Приходилось обращаться к газетам, журналам, интернет - ресурсам, в общем, ко всему, что помогало мне в работе по данной теме.

Итогом работы по обучению детей основам безопасности жизнедеятельности было проведено контрольно-диагностическое занятие. Дети показали свои знания, то чему они научились. Практически все дети стали проявлять чувства любви и заботы

о людях, живущих рядом. Воспитанники заинтересовались

знаниями о безопасности человеческой жизни и научились применять эти знания на практике.

В воспитании детей нет мелочей. Всё, что усвоено в раннем детстве, потом становится привычкой, хорошей или вредной – всё зависит от воспитания. Впереди у детей учёба в школе. Я думаю, что знания, полученные в детском саду, помогут детям правильно использовать их в жизни.



Предварительный просмотр:

ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ПО МОДУЛЮ «Properm: Безопасность»:

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

5-6 ЛЕТ

1 занятие: «Я спасатель»

Программное содержание:

- обобщить и систематизировать знания по теме «Пожарная безопасность»;

- обучение детей безопасному поведению и действиям в условиях пожара;  

- продолжать формировать предпосылки компьютерной грамотности.

Оборудование и материалы: 

Игрушка мишутка, экран, проектор, компьютер, мультфильм «Правила безопасного поведения детей при пожаре», компьютерная игра в режиме on-line «Водитель-профи», дидактические игры по ОБЖ, папки-передвижки, буклеты по пожарной безопасности, огнетушитель, пожарная машина, пожарный альбом с фотографиями из пожарной части.

Ход занятия:

1 Мотивация - приходит Мишутка, в плохом настроении. Объясняет ребятам, что совсем не знает, как нужно вести себя при пожаре. Он видел недавно пожар, но помочь так ничем и не смог.

Педагог с детьми в ходе беседы приходят к выводу, что Мишутка не знает правила поведения при пожаре.

Детям предлагается рассказать Мишутке о том, как нужно правильно вести себя, если случился пожар.

После беседы ребята предлагают ему посмотреть мультфильм «Правила безопасного поведения детей при пожаре».

Проводится просмотр мультфильма, во время просмотра дошкольники уточняют знания по данной теме.  

Педагог подводит детей к выводу – каждый может стать спасателем в любом возрасте.

Взрослый предлагает Мишутке и детям познакомиться с новой игрой «Водитель-профи» и совершить добрый поступок, помочь пожарной машине проехать через город Гибэдэдэйск, соблюдая все правила.

2 Компьютерная игра в режиме on-line «Водитель-профи».

3 Рефлексивная беседа с детьми по содержанию занятия.

Педагог предлагает ребятам нарисовать рисунки о том, как нужно вести себя при пожаре и принести их Мишутке, чтобы он не забывал эти правила, глядя на них в любое время.

Мишутка благодарит детей за помощь, прощается.

Дети и взрослый приглашают его в гости. 

2 занятие: «Один дома»

Программное содержание:

- обобщить и систематизировать знания по теме «Безопасность дома»;

- обучение детей безопасному поведению и действиям в бытовых условиях;  

 - продолжать формировать предпосылки компьютерной грамотности.

Оборудование и материалы: 

Игрушка мишутка, экран, проектор, компьютер, мультфильм «Правила безопасного поведения детей в быту», компьютерная игра в режиме on-line «Мемори», дидактические игры, папки-передвижки, буклеты по ОБЖ.

Ход занятия:

1 Мотивация - приходит Мишутка, расстроенный. Объясняет ребятам, что в своей компьютерной комнате он всё время один, а вдруг с ним беда приключится, и никто ему не сможет помочь.

Педагог с детьми в ходе беседы приходят к выводу, что Мишутке нужно рассказать, как правильно вести себя дома, когда остаёшься один, чтобы он не боялся.

Детям предлагается рассказать Мишутке о том, как нужно правильно вести себя дома одному.

После беседы по теме ребята и Мишутка смотрят мультфильм «Правила безопасного поведения детей в быту».

После просмотра педагог подводит детей к выводу – нужно быть очень внимательным и ничего не забыть, что говорят взрослые, когда уходят из дома.

Взрослый предлагает Мишутке и детям познакомиться с новой игрой «Мемори» (с англ. «память») и проверить свою память.

2 Компьютерная игра в режиме on-line «Мемори».

3 Рефлексивная беседа с детьми по содержанию занятия.

Педагог предлагает ребятам составить альбом с правилами о том, как нужно вести себя дома одному и принести его Мишутке в качестве подарка.

Мишутка благодарит детей за помощь, прощается.

Дети и взрослый приглашают его в гости.

3 занятие: «Я и природа»

Программное содержание:

- обобщить и систематизировать знания по теме «Безопасность в лесу»;

- обучение детей безопасному поведению и действиям на природе;  

 - продолжать формировать предпосылки компьютерной грамотности.

Оборудование и материалы: 

Игрушка мишутка, экран, проектор, компьютер, мультфильм «Правила безопасного поведения детей на природе», компьютерная игра в режиме on-line «Найди отличия», дидактические игры, папки-передвижки, буклеты по ОБЖ, альбом с фотографиями совместных походов на природу.

Ход занятия:

1 Мотивация - приходит Мишутка, грустный. Объясняет ребятам, что очень любит природу, и ему хочется прогуляться по лесу, а кого с собой взять, он не знает.

Педагог с детьми в ходе беседы приходят к выводу, что Мишутке нужно позвать с собой ребят, они ему помогут и всё расскажут, как правильно вести себя на природе.

Детям предлагается рассказать Мишутке о том, какие правила необходимо соблюдать, если ты один в лесу и посмотреть мультфильм «Правила безопасного поведения детей на природе».

Проводится просмотр мультфильма, после педагог подводит детей к выводу – нужно не только беречь и любить окружающую нас природу, но и быть осторожным с ней.

Взрослый предлагает Мишутке и детям познакомиться с новой игрой «Найди отличия» и попытаться отыскать все отличия у четвероногого друга – собаки-спасателя.

2 Компьютерная игра в режиме on-line «Найди отличия».

3 Рефлексивная беседа с детьми по содержанию занятия.

Педагог предлагает ребятам слепить своих четвероногих друзей у себя в группе и создать выставку, а Мишутка придёт и полюбуется на них.

Мишутка благодарит детей за помощь, прощается.

Дети и взрослый приглашают его в гости.

4 занятие: «Я в городе»

Программное содержание:

- обобщить и систематизировать знания по теме «Безопасность в городе»;

- обучение детей безопасному поведению и действиям на городских улицах;  

- продолжать формировать предпосылки компьютерной грамотности.

Оборудование и материалы: 

Игрушка мишутка, экран, проектор, компьютер, мультфильм «Правила безопасного поведения детей в городе», компьютерная игра в режиме on-line «Срочный выезд», дидактические игры, папки-передвижки, буклеты по ОБЖ.

Ход занятия:

1 Мотивация - приходит Мишутка, невесёлый. Объясняет ребятам, что совсем забыл все правила поведения на улице.

 Педагог с детьми в ходе беседы приходят к выводу, что Мишутке нужно всё объяснить и напомнить, как быть одному в городе.

Дети предлагают ему посмотреть мультфильм «Правила безопасного поведения детей в городе».

Проводится просмотр мультфильма, ребятам предлагается рассказать Мишутке о том, какие правила необходимо соблюдать, если ты один в городе.

Педагог подводит детей к выводу – нужно быть очень внимательным, когда один находишься в городе и вовремя позвать на помощь, если случилась беда.

Взрослый предлагает Мишутке и детям познакомиться с новой игрой «Срочный выезд» и самим побыть в роли спасателя скорой помощи.

2 Компьютерная игра в режиме on-line «Срочный выезд».

3 Рефлексивная беседа с детьми по содержанию занятия.

Педагог предлагает ребятам организовать в группе сюжетно - ролевую игру «Спасатели».

Мишутка благодарит детей за помощь, прощается.

Дети и взрослый приглашают его в гости.

5 занятие: «Викторина по ОБЖ»

Программное содержание:

- отследить уровень усвоения детьми знаний по теме «Основы безопасности жизнедеятельности»;

- продолжать формировать предпосылки компьютерной грамотности.

Оборудование и материалы: 

Игрушка мишутка, экран, проектор, компьютер, мини-мультфильмы по ОБЖ, компьютерная игра в режиме on-line «Пятнашки», дидактические игры, папки-передвижки, буклеты по ОБЖ.

Ход занятия:

1 Мотивация - приходит Мишутка, радостный. Благодарит ребят за то, что они многому его научили как правильно, а главное безопасно вести себя в разных жизненных ситуациях.  Дарит детям цветик - семицветик. На каждом лепестке вопросы и задания, которые детям надо решить.

Викторина

Вопросы и задания:

1. Если случился в квартире пожар…

2. Если дома я один...

3. Землетрясение. Как быть?!

4. Цунами. Что же делать?!

5.На дороге ты один…

6. Пожар в лесу…

7. Ледяная вода!

Дети объясняют свои решения в данных ситуациях, после свои ответы проверяют просмотром видеоролика через проектор. За каждый полный правильный ответ ребенок получает фишку в виде цветочка. Побеждает ребенок набравший большее количество фишек. Приз - настольная игра по ОБЖ.

Взрослый предлагает Мишутке и детям познакомиться с новой игрой «Пятнашки» и попробовать сложить картинку спасателя.

2 Компьютерная игра в режиме on-line «Пятнашки».

3  Все участники получают от Мишутки сладкое угощение.

Мишутка благодарит детей за помощь, прощается.

Дети и взрослый приглашают его в гости.

Приложение

  1. Зарядка для спасателей

Дети, стройтесь по порядку

На активную зарядку, (Ходьба на месте.)

Левая, правая,

Бегая, плавая, (Бег, имитация движения руками «брасс».)

Мы растем смелыми,

На солнце загорелыми. (Руки за голову, прогнуться.)

На носочки поднимайтесь, (Подняться на носки.)

Руки к солнцу. Улыбайтесь! (Руки поднять в стороны, вверх.)

Потянулись, наклонились (Руки на поясе, наклон вперед.)

И обратно возвратились.

Повернулись вправо дружно, (Повороты туловища направо.)

Влево то же делать нужно, (Повороты туловища налево.)

Делай раз и делай два.

Не кружись ты, голова!

Повороты продолжай

И ладошки раскрывай. (Повороты туловища, руки в стороны.)

А теперь наклон вперед

Выполняет весь народ. (Наклон вперед, выпрямиться.)

Поднимай колено выше —

На прогулку цапля вышла. (Поднимание согнутых ног.)

А теперь еще задание,

Начинаем приседания. (Приседания.)

Приседать мы не устанем,

Сядем-встанем,

Сядем-встанем.

Проведем еще игру:

Все присядем — скажем: «У!» («У» с приседом.)

Быстро встанем — Скажем: «А!» («А» со вставанием.)

Вот и кончилась игра!

  1. Ракета и самолёт

Раз, два — стоит ракета, (Проверить осанку.)

Три, четыре — самолет. (Руки в стороны.)

Раз, два — хлопок в ладоши, (Хлопнуть в ладоши над головой.)

А потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре — (Четыре хлопка перед собой.)

Руки выше, (Руки вверх, потянуться.)

Плечи шире. (Руки в стороны, предплечья вверх.)

Раз, два, три, четыре — (Ходьба на месте.)

И на месте походили. (Следить за осанкой.)

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете. (Руки вверх, ладони соединить — «купол ракеты».)

На носочки поднялись

Быстро, быстро руки вниз. (Правую руку вниз, левую руку вниз.)

Раз, два, три, четыре —

Вот летит

Ракета ввысь! (Потянуть голову кверху, плечи вниз.)

Руки в стороны — (Руки в стороны.)

Отправляем самолет. (Поворот туловища налево.)

Правое крыло вперед, (Поворот туловища прямо и направо.)

Левое крыло вперед. (Поворот туловища прямо, потянуть голову кверху, плечи вниз, руки в стороны книзу.)

Раз, два, три четыре — Полетел наш самолет.

  1. Разминка для пожарников

Кинь, кинь, перекинь

Давай вместе побежим

Через воду и огонь —

Не догонит нас и конь.

Раз, два - догоняй,

Ну, попробуй - ка поймай!

Три два, один да четыре —

Всю пятерку изучили.

А теперь мы отдохнем

И работать мы начнем! (Руки вперед, вверх, 5хлопков в ладоши, 5 круговых движений кистью рук, 5раз сжать и разжать пальцы.)

  1. Под веселые напевы

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз! Вверх!

И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг.

На месте стой!

Топни левою ногой!

Влево шаг!

И снова стой.

Повернись направо к другу.

Правую дай руку другу. (Дети выполняют движения за педагогом по содержанию текста.)

  1. Рисуй глазами треугольник

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни Вершиной вниз.

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы наконец.

Зарядка окончилась. Ты молодец! (Дети представляют внешний вид геометрических фигур.)

  1. Солнце глянуло в окно

Солнце глянуло в окно,

Время отдохнуть пришло.

Надо всем нам дружно встать.

Раз присесть, достать до пятки.

И плечами покачать.

А затем, как на зарядке,

Прямо и красиво встать.

Руки вытянуть пошире

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Физкультминутка, как зарядка. (Дети выполняют движения за педагогом по содержанию текста.)

  1. В «Светофор» мы поиграем

Раз, два, три, четыре, пять!

Ох, устали нажимать. (Потягивания.)

В «Светофор» мы поиграем, (Ходьба на месте.)

Руки, ноги разминаем. (Встряхивание руками. Встряхивание ногами.)

Красный свет нам «Стой!» - кричит,

Ждать зеленого велит.

Чтобы было ждать не скучно,

Наклоняемся мы дружно.

И назад. И вперед. (Наклоны.)

Влево, вправо поворот. (Повороты туловища.)

Вот и желтый загорелся,

Приготовиться пора.

Руки, ноги разогреем, (Рывки руками перед грудью.)

Начинаем, детвора! (Ходьба на месте.)

Вверх поднимем,

Вниз опустим,

Пролетим как самолет. (Прыжки.)

Вот зеленый загорелся,

Можно нам идти вперед.

Левой, правой,

Левой, правой, (Бег с высоким подниманием бедра.)

Смело мы идем вперед. (Ходьба на месте.)

Светофор — помощник славный

Уставать нам не дает.

  1. Вы, наверное, устали?

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

За столы свои уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за педагогом.)

  1. Дружно маме помогаем

Дружно маме помогаем —

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем. (Подражательные движения по тексту.)

  1. Льется чистая водица

Льется чистая водица

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

Поверни головку вправо,

Поверни головку влево.

Опусти головку вниз 

И тихонечко садись. (Слова текста сопровождаем действиями.)

  1. Мы по улице гуляем

Мы по улице гуляем, (Шагаем на месте.)

Сами вывески читаем. (Наклоны головы влево-вправо.)

Это — «эс», а это — «ка», (Повороты туловища влево-вправо.)

«Ж» похожа на жука. (Хлопок руками спереди-сзади.)

Вот четыре буквы:

«Воды». (4 хлопка в ладоши.)

Вот еще четыре:

«Моды». (4 хлопка в ладоши.)

«Воды» - «моды» — «лимонад»! (Приседания.)

Мы читаем все подряд. (Хлопок руками спереди-сзади.)

Вот блестит, белее снега, (Наклоны туловища влево-вправо.)

Слово горькое: аптека. (Повороты туловища влево-вправо.)

Рядом сладкие слова: (Прыжки на месте.)

Фрукты. Пряники. Халва. (Шагаем на месте.)

  1. Мы пройдёмся по дорожке

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдёмся по дорожке.

Но дорожка не простая -

От столов не отпускает. (Ходьба на месте.)

Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В стороны разок-другой

Покачаю головой. (Вращение головой вправо и влево.)

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

Круг вперёд,

другой - вперёд,

А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься. (Дети садятся за столы.)

  1. Потрудились — отдохнём!

Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево - вправо.)

Три наклона, прямо встать. (Приседания.)

Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.

  1. Весело в лесу

Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли.

По дорожкам прыг-прыг-прыг!

Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте.)

Вот лиса идёт по лесу.

Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте.)

Чтоб ответить на вопрос,

Тянет лисонька свой нос. (Потягивания — руки вперёд.)

Но зайчата быстро скачут.

Как же может быть иначе? (Прыжки на месте.)

Тренировки помогают!

И зайчата убегают. (Бег на месте.)

Вот голодная лиса (Ходьба на месте.)

Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх.)

Тяжело вздыхает, (Глубокий вдох и выдох.)

Садится, отдыхает. (Дети садятся за столы.)

  1. Дождь!

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по домам! (Шагаем на месте.)

Гром! Гром, как из пушек.

Нынче праздник для лягушек. (Прыжки на месте.)

Град! Град! Сыплет град

Все под крышами сидят. (Хлопки в ладоши.)

Только мой братишка в луже

Ловит рыбу нам на ужин. (Шагаем на месте.)

  1. Как приятно в речке плавать!

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)

Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)

Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)

Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)

Чтобы плыть ещё скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)

А теперь пора нам, братцы,

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)

И на травке отдыхаем, (Дети садятся за столы.)

  1.   Физминутка

(используются иллюстрации и стихи к сказке К.Чуковского "Путаница")

Дети стоят около компьютерных столов. Педагог спрашивает:

- Что сделала бабочка? (Море потушила);

- Мы будем сегодня бабочками. Выполняйте движения за мной:

Долго, долго крокодил море синее тушил, (дети шагают и двигают руками вверх-вниз)

Тут бабочка прилетела, (дети машут руками)

Крылышками помахала, (продолжают махать руками влево - вправо)

Стало море потухать-

И потухло. (дети присели, руки перед собой, плавно опустили)

Вот обрадовались звери!

Засмеялись и запели, (прыгают на месте)

Ушками захлопали, (хлопают в ладоши)

Ножками затопали. (топают ногами)

  1.  «Это я, это я, это все мои друзья»

- Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

(Дети: Это я, это я, это все мои друзья).

- Кто из вас, заметив дым, закричит: "Пожар, горим!"

(Дети: Это я, это я, это все мои друзья).

- Кто из вас шалит с огнем  утром вечером и днем?

Дети молчат.

- Кто, почуяв газ в квартире, открывает окна, двери?

Дети молчат.

-Кто от маленькой сестрички незаметно прячет спички?

(Дети: Это я, это я, это все мои друзья).

-Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том.

Дети молчат.

-Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

(Дети: Это я, это я, это все мои друзья).

  1.  Стихотворения

«Как вести себя при пожаре»

Но пожар случиться может, пусть не наша в том вина,
На тот случай знаем тоже, как должны вести себя:
Если в двери выйти можно, так и сделаем - уйдём,
Из квартиры всех животных за собою уведём.
Дверь прикроем поплотнее, о пожаре сообщим

И попросим всех соседей позвонить по "ноль один"
Потому что очень часто средь детей есть "шутники",
Что звонят и понапрасну беспокоят "ноль один".
Все пожарные России, чтоб машины зря не гнать,
Сообщения решили от детей не принимать.

Не воспримут нас серьёзно, и сигнал наш не дойдёт,
Если позвонит кто взрослый, то пожарная придёт.
Если дверь у нас закрыта, и сидим мы под замком,
А у нас вдруг загорелось, - нам поможет телефон.

Позвоним соседу, другу, озадачим, что горим,
Тёте, маминой подруге, чтоб звонили "ноль один".
Благо, список всех знакомых на виду висит у нас -
На стене у телефона - пригодится он как раз.

Если нету телефона - мы к балкону поспешим,
За собою дверь балкона поплотнее притворим.
Если нет у нас балкона - станем в окна мы кричать:
О пожаре всем прохожим -громко будем сообщать.

Нас тогда услышат люди, и на помощь нам придут -
Ждать нам долго не придётся - нас пожарные спасут.
Почему мы двери наши закрываем поплотней?
Чтоб не дать пожару дальше развиваться поскорей.

Если двери мы откроем - свежий ветер налетит.
Силы он огню удвоит, полыхнёт - и всё сгорит.

«Электричество»

Чтобы пальчик или гвоздь
Вдруг в розетку не совать -
Электричество опасно -
Это каждый должен знать.

Если ты включил утюг,
Убегать не надо вдруг.
Закрывая в доме дверь,
Всё ли выключил? Проверь!

Быть нельзя огня вблизи,
Там, где краски, газ, бензин;
Ведь о них нам не напрасно
Говорят: «Огнеопасно!»

Если близко телефон
И тебе доступен он,
Нужно 01 набрать
И быстрей пожарных звать!

Если же большой огонь,
Дымом всё объято,
Выбегать из дома вон
Надо всем ребятам.
И на помощь поскорей
Ты зови, зови людей.

«Пожарным»

Дым идет от возгоранья, если что-то вдруг горит,
Этот дым по содержанию едуч, и ядовит.
Под кровать мы не забьёмся и не спрячемся в шкафу -
До балкона доберёмся, хоть ползком в сплошном дыму.

А открыть балкон сумеем, значит, выйдем на балкон.
Воздух будет там свежее, там подмогу подождём.
Если вспыхнула одежда (мы сидели у огня),
На спасенье есть надежда: только лишь бежать нельзя.

Потому что ветром пламя увеличим, убыстрим -
Ни одна одежда - сами в этом пламени сгорим,
Если снять одежду сложно, мы на землю упадём -
По земле кататься будем - так мы справимся с огнём.

Вспыхнет вдруг одежда сильно на товарище у нас -
Мы с себя одежду снимем и накроем пламя в раз.
Доступ воздуха закроем - и огонь умрёт тот час.
Друга тут же успокоим и проводим до врача.

Главное - позвать на помощь тех, кто борется с огнём.
Мы их очень уважаем и пожарными зовём!

  1.  Найди выход

- Возьмите по листочку бумаги, фломастеры или карандаши, нарисуйте план своей группы и покажите стрелочкой, как будем звать взрослых на помощь, если дым будет в коридоре. Посмотрите друг у друга. Верно ли дан ответ?

- Нарисуйте план своей комнаты. Как вы будете выходить, если в комнате дым? Укажите стрелочкой.

  1. Руки за спинку, головки назад

Руки за спинку, головки назад. (Закрыть глаза, расслабиться.)

Глазки пускай в потолок поглядят. (Открыть глаза, посмотреть вверх.)

Головки опустим — на стол погляди. (Вниз.)

И снова наверх - где там муха летит? (Вверх.)

Глазами повертим, поищем ее. (По сторонам.)

И снова работаем. Немного еще…

  1.  Кого встретили в лесу?

Раз, два, три, четыре, пять.
Дети в лес пошли гулять. (
"Шагать" по столу средним и указательным пальцами обеих рук.)
Там живет лиса. (
Рукой показать хвост за спиной.)
Там живет олень. (
Пальцы рук разведены в стороны.)
Там живет барсук. (
Кулачки прижать к подбородку.)
Там живет медведь. (
Руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя.)

  1.  Дружба

Дружба в нашей группе
Девочки и мальчики. (
Соединять пальцы в "замок".)
С вами мы подружим
Маленькие пальчики. (
Касание кончиков пальцев обеих рук.)
Раз, два, три, четыре, пять -
Начинай считать опять. (
Парное касание пальцев от мизинцев.)
Раз, два, три, четыре, пять -
Мы закончили считать. (
Руки вниз, встряхнуть кистями.)

  1. Прогулка

Пошли пальчики гулять, (Руки сжаты в кулаки, большие пальцы "бегут" по столу.)
А вторые догонять. (
По столу "бегут" указательные пальцы.)
Треть пальчики бегом, (
Средние пальцы).
А четвертые пешком. (
Безымянные пальцы).
Пятый пальчик поскакал  (
Касаться стола ритмично обоими мизинцами.)
И в конце пути упал. (
Хлопнуть кулаками по столу.)



Предварительный просмотр:

Модуль «Properm: Безопасность»

Месяц

Тема непосредственно образовательной деятельности

Задачи

Программное содержание

электронный носитель

Совместная образовательная деятельность

Развивающая среда

май

Я спасатель

 Обобщить и систематизировать знания по теме «Пожарная безопасность»;

- обучение детей безопасному поведению и действиям в условиях пожара;  

 - продолжать формировать предпосылки компьютерной грамотности.

В любом возрасте человек может стать спасателем, но всегда необходимо помнить о правилах безопасности.

Если вдруг случился в квартире пожар, и потушить его не получается, надо не паниковать и не прятаться, а сообщить по телефону 01. Затем намочить платок водой, укрыться одеялом, взять фонарь и спускаться по лестнице, но не на лифте.

Взрослый предлагает Мишутке и детям познакомиться с новой игрой «Водитель-профи» и совершить добрый поступок, помочь пожарной машине проехать через город Гибэдэдэйск, соблюдая все правила.

- самостоятельное изучение ребенком правил игры.

Компьютерная игра в режиме on-line “Водитель-профи” (ссылка: http://www.spas-extreme.ru/el.php?EID=1274¶m1=nopreview)

 

Беседа о технике пожарной  безопасности.

Рассматривание альбомов, буклетов, плакатов по ОБЖ.

Настольные, дидактические  игры. Встреча с пожарным.

Экскурсия в пожарную часть.

Конструирование, моделирование транспорта спец. назначения «Умелые руки, не знают скуки»

Выставка рисунков на тему «Огонь-друг, огонь-враг».

Создание собственных буклетов по пожарной безопасности.

Один дома

Обобщить и систематизировать знания по теме «Безопасность дома»;

- обучение детей безопасному поведению и действиям в бытовых условиях;  

 - продолжать формировать предпосылки компьютерной грамотности.

Когда родители уходят из дома, необходимо помнить и знать, что электроприборы детям не игрушка. Чтобы не приключилось беды, надо выключать воду, закрывать газ, не брать спички, не трогать розетки.

Взрослый предлагает Мишутке и детям познакомиться с новой игрой «Мемори» (с англ. «память») и проверить свою память, т.к. нужно быть очень внимательным и ничего не забыть, что говорят взрослые, перед тем, как уйти.

 - самостоятельное изучение ребенком правил игры.

Компьютерная игра в режиме on-line «Мемори» (ссылка: http://www.spas-extreme.ru/el.php?EID=1254¶m1=nopreview)

Беседы о бытовых приборах, как с ними обращаться, если родителей нет дома. Рассматривание альбомов, буклетов, плакатов по ОБЖ.

Настольные, дидактические  игры. Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери».

Придумывание сказок на тему «Безопасность – лучший друг»

Познавательная литература по ОБЖ,  

Создание семейных проектов «Дома я один сижу, ничего я не боюсь…»

Я и природа

Обобщить и систематизировать знания по теме «Безопасность в лесу»;

- обучение детей безопасному поведению и действиям на природе;  

 - продолжать формировать предпосылки компьютерной грамотности.

Если вы собираетесь в поход, существует ряд правил, как нужно вести себя на природе.

Не стоит брать слишком много вещей, брать с собой только необходимое, чтобы выбрать правильное направление, надо воспользоваться компасом, нельзя гладить, а также обижать диких животных, а в грозу прятаться под кустами, а не бегать от молнии.

Взрослый предлагает Мишутке и детям познакомиться с новой игрой «Найди отличия» (с англ. «память») и попытаться отыскать все отличия у четвероногого друга – собаки-спасателя.

 - самостоятельное изучение ребенком правил игры.

Компьютерная игра в режиме on-line «Найди отличия» (ссылка: http://www.spas-extreme.ru/el.php?EID=1273¶m1=nopreview)

Дидактическое лото «Дикие животные»

Рассматривание буклетов по ОБЖ, альбома с фотографиями совместных походов на природу.

Создание собственных буклетов по ОБЖ.

Беседы о том, как нужно вести себя на природе, в лесу, на участке д\с.

Создание семейных проектов «Как я люблю и проявляю заботу о нашей природе», «Безопасность в лесу», «Лес – дом для зверей, и я не разрушаю его».

Я в городе

Обобщить и систематизировать знания по теме «Безопасность в городе»;

- обучение детей безопасному поведению и действиям на городских улицах;  

 - продолжать формировать предпосылки компьютерной грамотности.

Перед тем, как отправиться на улицу, дома необходимо всё проверить: выключить газ, закрыть окна, балконную дверь, отключить электроприборы. Обязательно закрыть входную дверь на ключ. Не ехать в лифте с незнакомыми людьми. На улице быть очень осторожным: при переходе через проезжую часть, о подозрительных предметах в общ. транспорте сообщать водителю, не задерживаться на улице до темноты.

Взрослый предлагает Мишутке и детям познакомиться с новой игрой «Срочный выезд» и самим побыть в роли спасателя скорой помощи.

- самостоятельное изучение ребенком правил игры.

Компьютерная игра в режиме on-line «Срочный выезд» (ссылка: http://www.spas-extreme.ru/el.php?EID=1276¶m1=nopreview)

Совместные прогулки по городу  с родителями. Беседы с детьми «Улица города», о профилактике дорожно-транспортного травматизма, о профессии «Инспектор безопасности дорожного движения», «Спасатель».

Рассматривание аптечки автомобилиста.  

Познавательная литература «Пермь безопасная».

Конкурс рисунков вместе с родителями «Дорога и дети»

май

Контрольно-диагностическое занятие

«Викторина по ОБЖ»

Выявить уровень осведомленности знаний детей об основах безопасности   жизнедеятельности по темам:

«Если случился в квартире пожар…» 

 «Если дома я один…»

«Землетрясение! Как быть?!»

«Цунами. Что же делать?!»

«На дороге ты один…»

 «Пожар в лесу…»

« Ледяная вода!»

Цель: выявление представлений о решении в данных жизненных ситуациях.

Мини-мультфильмы по ОБЖ. Компьютерная игра в режиме on-line «Пятнашки» (ссылка: http://www.spas-extreme.ru/el.php?EID=1253¶m1=nopreview)

Совместный проект детей и родителей «Самый лучший друг детей - безопасность»

Выставка материалов проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей старшего дошкольного возраста.

В данной статье  я постралась осветить следующие вопросы:1. Компьютер - новое мощное средство для интеллектуального развития детей.Чем являются на сегодняшний день информационно-коммуникационные ...

Презентация для обучения детей старшего дошкольного возраста составлению описательного рассказа на материале лексических тем: "Овощи", "Фрукты".

Презентация для использования на знятии по обучению детей старшего дошкольного возраста соствлению описательного рассказа....

Анализ методик обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР пересказу.

Статья содержит методические рекомендации разных авторов по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР пересказу....

Методическая разработка по обучению основам грамоты детей старшего дошкольного возраста с ОНР, III уровнем речевого развития

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста ОНР III уровнем речевого развития Тема:Фонетико-фонематическая тема: Звуки [Ы]-[И], буквы «Ы»-&la...

Мастер-класс для родителей «Обучению детей старшего дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах»

Форма проведения: педагогическая мастерская.Участники: родители и дети старшего дошкольного возраста.Цель мастер-класса: обучение участников мастер-класса применению использования системы элементарног...

Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.

Учебное пособие включает программу для дошкольных образовательных учреждений «Основы безопасности детей дошкольного возраста» и систему развивающих заданий для детей старшего дошкольного в...

Методическое пособие «Методика обучения детей старшего дошкольного возраста элементам игры в баскетбол»

Физическое воспитание играет главную роль во всестороннем развитии современного дошкольника. Дошкольный возраст – это возраст, в котором закладываются основы здоровья, физического развития, форм...