Анализ методик обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР пересказу.
статья на тему

Статья содержит методические рекомендации разных авторов по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР пересказу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_metodik_obucheniya_pereskazu.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ методик обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР пересказу.

      Современная методика развития связной монологической речи дошкольника основывается на лингвистическом, коммуникативном, личностно-ориентированном подходах к речевому развитию.

      Проблему изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи исследовали многие авторы (В.К.Воробьева, В.П.Глухов, Р.Е Левина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В. Ястребова, Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Н.А.Никашина, Т.А.Ткаченко) и многие другие.

      Особое внимание обучению пересказу по традиционной методике уделяла А.М.Дементьева. В самом начале обучения пересказу она рекомендует широко использовать совместный (сопряженный) пересказ, позже отраженный.

       Соломенникова Л. подчеркивает важность использования наглядных моделей для обучения детей пересказу. Во время беседы по содержанию текста она рекомендует предложить детям иллюстративное панно, содержащее наглядный план пересказа. На последующих занятиях заменить панно условными схемами-моделями сюжетов, которые помогают детям составлять план пересказа. На более поздних этапах она советует использовать простые рисунки-схемы, которые составляют сами дети.      

Жукова О.В. предлагает в качестве условных заместителей (элементов модели) символы разнообразного характера: геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); планы и условные обозначения, используемые в них; контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

         Для эффективности запоминания текста дошкольниками актуальной является мнемотехника, которую используют разные авторы. Мнемотехника - (греч.) – «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:

  • Воробьева В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами.
  • Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями,
  • Глухов В. П. – блоками-квадратами,
  • Большева Т. В. – коллажем,
  • Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

(Описание методик см. в приложении №2)

         Л.Н. Ефименкова делает попытку систематизировать приемы работы по развитию речи детей с ОНР. Вся коррекционная работа делится на три этапа. На каждом этапе проводится работа по развитию словаря, фразовой речи и выходу в связную речь. Формирование связной речи — основная задача третьего этапа. Работа начинается с понятия о слове, о связи слов в предложении. Автор предлагает обучать детей с ОНР сначала подробному, затем выборочному и творческому пересказу. Любому виду пересказа предшествует анализ текста. Завершается работа над связной речью обучением составлению рассказа на основе личного опыта.  

         Т.А.Ткаченко при работе над формированием связной речи у детей с ОНР использует вспомогательные средства, такие как наглядность и моделирование плана высказывания. Упражнения были расположены в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания. В результате обозначился такой порядок работы:

  • пересказ рассказа по наглядному действию;
  • рассказ по следам наглядного (демонстрируемого) действия;
  • пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;
  • пересказ рассказа по серии сюжетных картин;
  • составление рассказа по серии сюжетных картин;
  • пересказ рассказа по сюжетной картине;
  • рассказ по сюжетной картине.

Предметно-схематические модели Т.А.Ткаченко (см. приложение2)

        В.П. Глухов предлагает систему обучения рассказыванию детей в несколько этапов, предусматривающих овладение детьми навыками монологической речи в следующих формах:

  • составление высказываний по наглядному восприятию,
  • воспроизведение прослушанного текста,
  • составление рассказа-описания,
  • рассказывание с элементами творчества.

     Большое внимание  следует уделять выбору произведений для пересказа. На начальном этапе работы (второй период первого года обучения) используются небольшие тексты; в дальнейшем их объем увеличивается по мере возрастания речевых возможностей детей.  Рекомендуется отбирать тексты с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, тексты с четким делением на фрагменты-эпизоды и ясной логической последовательностью событий. Это облегчает составление пересказа и способствует усвоению определенных языковых средств. Примерами таких произведений могут служить "Умей обождать"  К.Д.Ушинского, "Скучная шуба" Л.Е.Улицкой, сказка "Рукавичка" и др.

    В общую структуру занятий входит: организационная часть с включением вводных, подготовительных упражнений, чтение произведения, разбор текста

      На первом году обучения они овладевают навыками воспроизведения текста с опорой на иллюстративный материал и помощь педагога. К числу облегчающих пересказ приемов относится выделение основных содержательных звеньев сюжета произведения (пересказ по опорным вопросам, показ иллюстраций, последовательно отражающих содержание произведения, а в дальнейшем – отдельных иллюстраций с изображением персонажей и существенных деталей).

     Первоначально дети пересказывают по одному фрагменту текста; в последующем постепенно переходят к индивидуальному пересказу нескольких фрагментов и текста в целом. К концу первого года  (третий период обучения) они учатся составлять пересказ по предваряющему плану-схеме. Опорные вопросы к тексту даются в виде развернутого словесного плана перед началом пересказа.

      На втором  году обучения дети должны овладеть пересказом без опоры на наглядный материал.

       Автор рекомендует такую форму работы, когда пересказ одного ребенка иллюстрирует другой, подбирая из расположенных перед ним картинок те, которые относятся к данной части рассказа.  Эффективным при обучении пересказу является прием использования детского рисунка. После разбора и пересказывания текста по вопросам логопеда, на отдельном (воспитательском) занятии детям предлагается выполнить рисунок по выбору на сюжет рассказа, после чего они самостоятельно составляют пересказ фрагмента произведения на основе своего рисунка.

       В целях формирования у детей навыков планирования развернутого сообщения на втором году обучения рекомендуется также прием моделирования сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы. Для ее составления используются блоки-квадраты, размещенные на штативе, которые после чтения и разбора текста заполняются силуэтными (черно-белыми) изображениями персонажей и значимых объектов, соответствующими каждому из последовательных фрагментов-эпизодов  (с.172-174, 159-161). Составление такой схемы позволяет детям усвоить способы программирования содержания развернутого сообщения путем установления последовательности и взаимосвязи основных смысловых звеньев рассказа.  

       Использование диафильма при обучении пересказу способствует повышению интереса к занятиям, развитию восприятия и вербальной памяти, речемыслительной деятельности детей. В качестве варианта структуры занятий по пересказу с применением диафильмов предлагается следующий:  предварительное чтение текста;  просмотр диафильма в сочетании с прослушиванием текста (чтение текста педагогом или магнитофонная запись);  просмотр кадров, сопровождаемый ответами детей на вопросы;  пересказ текста по фрагментам.

      В процессе занятий по пересказу специальное внимание уделяется коррекционной работе по формированию у детей грамматически правильной речи, усвоению различных языковых средств построения связных высказываний.

        Работа по развитию фразовой речи на занятиях по пересказу предусматривает:

  • усвоение нормативных основ построения фраз различных синтаксических структур; упражнения в правильном употреблении фраз на языковом материале литературных произведений с последующим применением полученных навыков при самостоятельном составлении пересказа;
  • развитие внимания к "синтаксису языка", умения замечать ошибки в построении фраз в рассказах других детей и ошибки в собственных высказываниях.

 На первом году обучения отрабатываются следующие грамматические структуры:  

а) простые распространенные предложения из 3-5 слов с включением дополнения, обстоятельства места, определения;  

б) осложненные конструкции - с двумя однородными сказуемыми или дополнениями;

 в) сложносочиненные предложения с союзами "и", "а" и сложноподчиненные с придаточными времени (с союзом "когда"), изъяснительными (с союзом "что"), причины, определительными ( с союзом "который").

       На втором году обучения на занятиях по пересказу обращается внимание на овладение детьми навыками построения предложений с несколькими однородными сказуемыми, выраженными глаголами прошедшего времени совершенного вида, а также бессоюзных сложных предложений и сложноподчиненных с придаточными места (с союзом "где"), условия (с союзом "если")  и др.

      Работа по развитию словаря осуществляется в основном в процессе разбора текста. Детям объясняется значение малознакомых и новых слов, словосочетаний, фразеологических оборотов, их закрепление происходит в процессе пересказа путем использования наводящих вопросов, подсказа, повторения слов и словосочетаний ребенком.

        По мере роста речевых возможностей детей (второй год обучения ) при пересказе отдельных произведений, помимо обычного воспроизведения текста, дети овладевают некоторыми доступными приемами его языковой трансформации. Так, при пересказе фрагментов произведений  (сказка "Зимовье" в обработке И.С. Соколова-Микитова; "Про Томку"  Е.И. Чарушина и др.) дается задание рассказать о событиях в прошедшем времени (путем замены временных форм глаголов ). При этом выполняющий задание ребенок опирается на данный педагогом образец фрагмента рассказа. При пересказе других произведений  (например, "Три охотника"  Н.Н.Носова) можно использовать такой прием трансформации текста, как замена рассказа от первого лица рассказом от третьего лица.          

Взяв за основу методику автора Глухова В.П., группа авторов в составе Лебедевой Л.В., Козиной И.В. разработала учебно-методическое пособие по обучению детей пересказу с использованием опорных схем [15].

В основу предложенной ими системы занятий положен единый алгоритм по обучению детей пересказу с опорой на графические схемы.

Один из приемов обучения детей связному пересказу – работа с логопедическими сказками. Логопедические сказки – это такие сказки, которые оказывают существенную помощь в работе с детьми, испытывающими те или иные трудности в речевом развитии. Главная цель использования логопедических сказок – подготовить детей с нарушениями речи к школе. (см работу над логопедическими сказками в приложении)    

 Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Существуют различные  виды логосказок. Работа с логопедической сказкой проходит определенным образом: (см. приложение3).

         «Карты Проппа» можно использовать для работы над сказочными произведениями. В ходе своей работы Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 28 функций. Эти функции можно представить в виде схем (карт). При помощи карт ребенок легко усваивает содержание сказки, что облегчит ее пересказ, а в дальнейшем будет способствовать созданию собственной сказки.

Методика работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР освещена в ряде научных и научно-методических трудов по логопедии, таких как Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2009. Коррекционная «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей».

«Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития».

Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. «Логопедическая работа с детьми IV уровня речевого развития». Авторы: Т.Б.Филичева, Т. В. Туманова.

Т.Б. Филичева, выделяя этап формирования связной речи, включает в него следующие разделы: словарную работу, обучение самостоятельному описанию предмета, обучение рассказыванию по серии картин, заучивание стихотворений, обучение пересказыванию художественных текстов. Эффективным методическим приемом, обеспечивающим правильное восприятие различных по сложности текстов, является, по мнению автора, соотнесение картинки-эпизода с определенной частью рассказа. Среди других специальных приемов предлагаются такие как подбор предметных картинок к отдельному эпизоду с последующим их называнием и определением их назначения, разнообразные варианты восстановления порядка серии картин.

       Выбор методов и приемов зависит от возраста детей, вида рассказывания, этапа обучения, решаемых задач, уровня речевого развития детей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей старшего дошкольного возраста.

В данной статье  я постралась осветить следующие вопросы:1. Компьютер - новое мощное средство для интеллектуального развития детей.Чем являются на сегодняшний день информационно-коммуникационные ...

«Обучение детей старшего дошкольного возраста основам безопасности жизнедеятельности»

Практика работы с детьми показала, что в последние годы  тема формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания достаточно фрагмента...

Презентация на тему "Формирование звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых приёмов"

Если мой скромный опыт по формированию звукового анализа у дошкольников ДОУ Вам пригодиться, я буду рада. Предлагаю несколько игр, которые использовала на индивидуальных и подгрупповых занятиях. В нач...

Презентация для обучения детей старшего дошкольного возраста составлению описательного рассказа на материале лексических тем: "Овощи", "Фрукты".

Презентация для использования на знятии по обучению детей старшего дошкольного возраста соствлению описательного рассказа....

Мастер-класс для родителей «Обучению детей старшего дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах»

Форма проведения: педагогическая мастерская.Участники: родители и дети старшего дошкольного возраста.Цель мастер-класса: обучение участников мастер-класса применению использования системы элементарног...

Методическое пособие «Методика обучения детей старшего дошкольного возраста элементам игры в баскетбол»

Физическое воспитание играет главную роль во всестороннем развитии современного дошкольника. Дошкольный возраст – это возраст, в котором закладываются основы здоровья, физического развития, форм...