Непосредственно-образовательная деятельность учителя-логопеда с детьми среднего дошкольного возраста с ОНР “ Песенка-звук и”
план-конспект занятия по теме

Новикова Людмила Александровна

Развитие фонематических процессов у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

непосредственно образовательной деятельности

учителя-логопеда

с детьми среднего дошкольного возраста

с общим недоразвитием речи

“ Песенка-звук и

                                                                                      Составитель:

                                                                                           учитель-логопед

                                                                                          Новикова Л.А.

ЦЕЛИ:

  • развитие фонематического слуха, фонематического восприятия и  анализа;
  • развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков;
  • развитие длительного речевого выдоха;
  • развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи.

ЗАДАЧИ:

  • уточнить произношение гласного звука “и”;
  • продолжать учить выделять звук “и” из ряда звуков;
  • учить определять наличие звука “и” в словах;
  • продолжать учить узнавать и воспроизводить звук “и” по беззвучной артикуляции и схеме;
  • учить определять звук в слове в ударной позиции;
  • развивать артикуляционную мускулатуру при помощи артикуляционной гимнастики;
  • формировать диафрагмальное дыхание;
  • учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • формировать обобщающее понятие “посуда”;
  • развивать логическое мышление, умение мотивировать свой ответ;
  • развивать связную речь;
  • развивать мелкую моторику;
  • учить координировать речь с движением;
  • продолжать учить отхлопывать ударные слоги в предложении (ритм стихотворения).

ОБОРУДОВАНИЕ:

Игрушечная посуда: ложка, вилка, нож, чашка, блюдце, тарелка, чайник, ведро, кастрюля, сковорода, тёрка, крышка; настоящая посуда: тарелка, блюдце, чашка, ложка; “волшебный” мешочек; коробка с картинками: сито, вилка, миска, книга, ложка, нож, чашка; схема звука “и”; звуковой кубик; красные резиночки; игрушечная мышка; девочки-звукарики со схемами; ёлка.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный момент.
  • Ребята, сегодня у нас гости. Поздоровайтесь. Садитесь.
  1. Основная часть.
  1. Сообщение темы занятия.
  • Сегодня мы с вами отправимся в гости к девочке Ире и познакомимся с её любимой песенкой. Но путь туда не близкий и поэтому мы не пойдём, а поедем.
  1. Артикуляционная гимнастика. Упражнение “Лошадка”.

А повезёт нас туда маленькая лошадка. Как её называют? (жеребёнок). Давайте возьмём в руки поводья и пощёлкаем язычками. Копытца щёлкают громко и медленно.

  1. Беззвучная артикуляуция звука «и». Формирование диафрагмального дыхания. Развитие длительного речевого выдоха.
  • А как говорит наш жеребёнок? Какая у него любимая песенка? Покажите её одними губками. Что нужно сделать, чтобы получилась песенка “и”? (улыбнуться) Давайте споём эту песенку с ним вместе. Положите правую руку на животик и надуйте шарик (вдох), а теперь – сдуйте (выдох) (повторяем несколько раз).
  • А теперь возьмите резиночки. Надули шарики и начали петь песенку “и”. Пока резиночка тянется, поём песенку.
  1. Выделение звука «и» из ряда звуков.
  • Ехали мы ехали и остановились на лесной полянке отдохнуть. А в лесу живут разные животные и у каждого из них есть своя любимая песенка. А мы с вами будем слушать только песенку «и». Какой маленький зверёк тоже любит эту песенку? (мышка). Значит, как только вы услышите песенку «и», сразу же поднимайте ноги, чтобы мышка вас не успела укусить.

а, о, и, и, а, у, и, о, и, а, о, у, и …

  1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (“Волшебный мешочек”). Формирование обобщающего понятия “Посуда”.
  • Ой, ребята, смотрите, что это за мешочек лежит под ёлкой? Давайте заглянем в него! У взрослых большая посуда, а у кукол – маленькая, игрушечная. Давайте назовём её ласково. (Каждый ребёнок вынимает из “волшебного мешочка” игрушку и даёт ей ласковое название: ложечка, вилочка, ножик, чашечка, блюдечко, тарелочка,чайничек, ведёрко, кастрюлька, сковородка, тёрочка, крышечка).
  • Как мы можем назвать всё это одним словом? (посуда)
  1. Развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.
  • У каждой посуды есть свой голос (показать, как звучит чашка, тарелка, блюдце). Давайте закроем глазки и попробуем отгадать, что звучит.
  1. Развитие мелкой моторики. Координация речи с движением. Отхлопывание ударных слогов в предложении. Пальчиковая гимнастика “Помощники”.
  • Вы, наверно, тоже помогаете маме мыть посуду? Давайте попробуем.

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника разбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали.

(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить.)

(Одна ладонь скользит по другой по кругу.)

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

(Одна ладонь скользит по другой.)

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить.)

(Н.В.Нищева)

  1. Определение наличия звука “и” в слове. Развитие логического мышления, связной речи.
  • Ребята, мы в гости-то поехали, а про подарок забыли. Что мы будем Ире дарить? Я захватила для неё коробку с подарками, только никак не могу выбрать, что ей подойдёт, а что – нет. Поможете мне? Посмотрите, сверху лежит картинка с улыбкой. Что это значит? (нужно выбрать картинки с песенкой “и”) Правильно, Ира любит подарки с песенкой “и”. (картинки: вилка, нож, миска, сито, книга, ложка, чашка)
  • Посмотрите на Ирины подарки: вилка, книга, сито, миска. Какое слово лишнее и почему? (книга, потому что всё остальное – посуда)
  1. Определение звука в слове в ударной позиции.

- А какие песенки вы слышите в остальных словах? (нож, чашка, ложка). Давайте отдадим картинки остальным девочкам (вкладывают картинки Оле и Але).

  1. Итог занятия.
  • Ребятки, Ира очень рада, что вы побывали у неё в гостях и подарили столько подарков. Она обязательно будет вас ждать в другой раз.
  • Расскажите, что мы сегодня делали на занятии. А что вам больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность в работе с детьми среднего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира «Вечерняя сказка».

воспитывать послушание, любовь к родителям; закреплять у детей знания о культурно-гигиенических навыках; о режимных процессах, развивать умение зашнуровывать ботинки; развивать выдержку и вниман...

Непосредственно образовательная деятельность в работе с детьми среднего дошкольного возраста по чтению художественной литературе: « Да здравствует мыло душистое!» Чтение сказки К.Чуковского «Мойдодыр».

побуждать детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запомнить и выразительно прочесть стихи; формировать здоровый образ жизни....

Непосредственно-образовательная деятельность учителя-логопеда с детьми среднего дошкольного возраста с ОНР «Незнайка в деревне».

Развитие фонематических процессов у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Конспект непосредственной образовательной (индивидуальной) деятельности учителя-логопеда по теме: «Поможем снеговику найти друзей»

Конспектнепосредственной образовательной (индивидуальной) деятельностиучителя-логопеда по теме:«Поможем снеговику найти друзей»...

Опыт работы «Современные и инновационные образовательные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»

В опыте работы рассматривается применение современных технологий, методов и приемов на их основе, которые строятся на практической направленности, игровой деятельности и творческом характере обучения ...