Статья «Развитие зрительного анализа и синтеза и формирование зрительно-пространственных представлений»
статья по теме

Новикова Людмила Александровна

Достаточный уровень развития оптико-пространственных представлений является необходимым условием для усвоения зрительных образов букв. Несформированность этой функции приводит к появлению оптической дисграфии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Развитие зрительного анализа и синтеза и формирование зрительно-пространственных представлений»

Одна из первых задач, с которыми встречается начинающий обучаться грамоте ребенок, — это необходимость усвоения букв. Для ребенка, начинающего обучаться грамоте, сложность представляет усвоение зрительных образов букв, овладение умением быстро и безошибочно отличать их друг от друга по внешнему виду. Одним детям сравнительно быстро удается преодолеть эту сложность, а для других она оказывается труднопреодолимой: они упорно продолжают смешивать на письме (а нередко и при чтении) сходные по начертанию буквы.

Достаточный уровень развития оптико-пространственных представлений является необходимым условием для усвоения зрительных образов букв и, особенно для дифференциации близких по начертанию букв. Но у многих детей эти функции остаются не вполне сформированными, что приводит к появлению оптической дисграфии. Данную предпосылку важно выявить и устранить до начала обучения ребенка грамоте, чтобы не успел усвоить неправильные начертания букв и ввести их в «моторную память» руки, о чём говорится в исследованиях Г.А. Волковой [1].

Необходимо обладать достаточно хорошими пространственными представлениями и тонким зрительным анализом и синтезом, чтобы устойчиво дифференцировать буквы русского алфавита. Причина возникающих у детей трудностей в усвоении буквенных знаков отчасти кроется в самих особенностях русской графики, так как все буквы как в печатном, так и в рукописном шрифте состоят из очень небольшого набора одних и тех же элементов, что неизбежно приводит к наличию в алфавите нескольких групп оптически сходных букв. Многие буквы отличаются друг от друга лишь разным количеством одних и тех же элементов (например, рукописные И—Ш, П—Т, Ц—Щ, Л—М и др.) или различным расположением этих элементов в пространстве по отношению друг к другу (например, рукописные в—д, ш—т). Есть буквы, состоящие из сравнительно мало отличающихся друг от друга элементов (рукописные). Все это приводит к тому, что в нашем алфавите имеются целые группы похожих по начертанию букв, которые особенно трудны для различения.

Неудивительно, что в начальный период обучения грамоте многие дети не улавливают этих достаточно тонких различий в начертании букв, что приводит к их смешению. Таким образом, испытываемые ребенком кратковременные трудности в усвоении букв, постепенно исчезающие без какой-либо специальной помощи, можно считать естественными.

Почему же у некоторых детей возникают особые сложности в процессе усвоения ими начертаний букв?

Для того чтобы ребенок мог научиться различать сходные по своему внешнему виду буквы, у него к началу школьного обучения должны быть достаточно хорошо сформированы зрительно-пространственные представления. А это значит, что ему должно быть доступно следующее:

  • во-первых, он должен уметь различать предметы и геометрические фигуры по их форме (круглый, овальный, квадратный, прямоугольный, треугольный и т.п.);
  • во-вторых, он должен уметь различать предметы и геометрические фигуры по величине (большой, маленький, средний) и владеть такими понятиями, как большой — маленький, больше — меньше; длинный — короткий, длиннее — короче; высокий — низкий, выше — ниже (в смысле величины); толстый — тонкий, толще — тоньше; широкий — узкий, шире — уже;
  • в-третьих, он должен уметь определять расположение предметов и геометрических фигур в пространстве по отношению друг к другу, то есть понимать пространственные отношения между ними: высоко — низко, вверху — внизу, выше — ниже (в смысле местоположения); далеко — близко, дальше — ближе, впереди — сзади; слева — справа. Ребенку, не владеющему такого рода представлениями, будут непонятны пояснения учителя об особенностях начертаний букв (например, о том, что палочка буквы «р» длиннее, чем у «п»; что надстрочный элемент у буквы «в» направлен вверх, а у «д» — вниз; что овал буквы «ю» должен располагаться справа, а не слева, и т.п.).

Дети, у которых еще не сформированы пространственные представления, во многих случаях не только не понимают приведенных выше словесных обозначений, но и вообще не видят разницы между большими и маленькими предметами или между предметами различной формы. Необходимым условием для различения оптически сходных букв является также развитие у ребенка способности к достаточно тонкому зрительному анализу и синтезу.

При подготовке ребенка к школе следует специально позаботиться о своевременном развитии у него достаточно тонкого и дифференцированного зрительного восприятия, зрительного анализа и синтеза и зрительно-пространственных представлений. Без этого он неизбежно столкнется с большими трудностями в процессе усвоения буквенных знаков.

Таким образом, профилактика оптической дисграфии должна заключаться в устранении у ребенка элементарных форм недоразвития зрительно-пространственной сферы, которые в дальнейшем могут явиться препятствием к усвоению букв.

Список литературы

  1. Волкова Г.А., Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики - СПб. 2003.
  2. Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи. – М., 1989.
  3. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб, 1998.
  4. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. – М., 2007.
  5. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция.- С-Пб.: «Детство пресс», 2006.
  6. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие звукового анализа и синтеза слов у младших школьников

При устранении фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза  проводится систематическая работа по развитию умения анализа и синтеза речевых единиц.Данная ра...

Презентация по теме: "Развитие слогового анализа и синтеза"

Презентация для учащихся 2-3 классовТема: "Развитие слогового анализа и синтеза", Лексическая тема: "Зимние слова"...

Презентация "Развитие слогового анализа и синтеза. Непроизносимые согласные. Состав слова"

Презентация  для учащихся 3-4 классов. Лексический материал - слова с непроизносимой согласной....

Упражнения для развития слогового анализа и синтеза.

РАЗВИТИЕ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА...

Тема: " Развитие оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза у детей с ОНР"

Важными предпосылками овладения грамотой являются умения выделять и различать пространственные признаки, правильно их называть и включать адекватные словесные обозначения в экспрессивную речь, ориенти...

Виды заданий для формирования и развития языкового анализа и синтеза у младших школьников по лексической теме "Зима"

В Данной методической разработке представлены задания, объединённые лексической темой "Зима". Расположены задания в порядке, следующим от слогового анализа к текстовому. Они связаны логично ...