«Виды заданий, игр и упражнений для профилактики оптической дисграфии»
методическая разработка по теме

Новикова Людмила Александровна

 В методической разработке представлен широкий обзор материала для профилактики оптической дисграфии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Виды заданий, игр и упражнений для профилактики оптической дисграфии»

 С целью развития предметного зрительного гнозиса рекомендуются следующие задания:

  • назвать контурные изображения предметов;
  • назвать перечёркнутые контурные изображения предметов;
  • выделить контурные изображения, наложенные друг на друга;

В процессе работы по развитию буквенного гнозиса можно предложить следующие задания:

  • узнать буквы;
  • найти букву среди ряда других букв;
  • соотнести буквы, выполненные различными шрифтами;
  • назвать или написать буквы, перечёркнутые дополнительными линиями;
  • определить неправильно расположенные буквы;
  • обвести контуры букв;
  • добавить недостающий элемент буквы;
  • выделить буквы, наложенные друг на друга.

При профилактике оптической дисграфии проводится работа по уточнению представлений детей о форме, цвете, величине. Для этого используются фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, полукруг), различные по цвету и величине. Необходимо подобрать фигуры одного цвета, одинаковой формы и величины или различные по форме, величине и цвету.

Можно предложить задания на соотнесение формы фигур и реальных предметов (круг – арбуз, овал – дыня, треугольник – крыша дома, полукруг – месяц), а также цвета фигур и реальных предметов.

Для развития зрительной памяти используются следующие виды работ:

  • Игра «Чего не стало?». На столе раскладывается 5-6 предметов, картинок, которые дети должны запомнить. Затем незаметно одна из них убирается. Дети называют, чего не стало.
  • Дети запоминают 4-6 картинок, затем отбирают их среди других 8-10 картинок.
  • Дети запоминают буквы, цифры или фигуры (3-5), а затем выбирают их среди других.
  • Игра «Что изменилось?». Дети запоминают последовательность расположения 4-6 картинок. После изменения их расположения детям необходимо восстановить первоначальную последовательность.
  • Дети должны разложить буквы, фигуры, цифры в первоначальной последовательности.
  • Подбор парных карточек с различными разноцветными геометрическими фигурами.

При профилактике оптической дисграфии необходимо уделить внимание работе по формированию пространственных представлений и речевому обозначению пространственных отношений. В процессе работы по формированию пространственных представлений необходимо учитывать особенности и последовательность формирования пространственного восприятия и пространственных представлений в онтогенезе, психологическую структуру оптико-пространственного гнозиса и праксиса.

        Пространственные ориентировки включают два вида ориентировки, тесно связанных между собой: ориентировку в собственном теле и в окружающем пространстве.

Дифференциация правого и левого возникает сначала в первой сигнальной системе, а затем развивается при возрастающем взаимодействии со второй сигнальной системой. Первоначально закрепляется речевое обозначение правой руки, а затем – левой.

Ориентировка детей в окружающем пространстве развивается также в определённой последовательности. Первоначально положение предметов (справа или слева) ребёнок определяет лишь в том случае, когда они расположены сбоку, т.е. ближе к правой или левой руке. При этом различение направлений сопровождается длительными реакциями рук или глаз вправо или влево. В дальнейшем, когда закрепляются речевые обозначения, эти движения затормаживаются.

Развитие ориентировки в окружающем пространстве проводится в следующей последовательности:

  • Определение пространственного расположения предметов по отношению к самому себе.
  • Определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева», «Положи книгу справа, слева от себя». Если ребёнок затрудняется в выполнении этого задания, уточняется: справа, это значит ближе к правой руке, а слева – ближе к левой руке.
  • Определение пространственных соотношений меду 2-3 предметами или изображениями. Предлагается взять правой рукой книгу и положить её возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить её у левой руки и ответить на вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?».  В дальнейшем выполняются задания по инструкции взрослого: положить карандаш справа от тетради, ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге – справа или слева, где находится карандаш по отношению к тетради – справа или слева. Затем даются три предмета и предлагаются задания: «Положи книгу перед собой, слева от неё положи карандаш, справа – ручку» и т.д.

Важным является уточнение пространственного расположения фигур и букв. Детям предлагаются карточки с различными фигурами и задания к ним:

  • Написать буквы справа или слева от вертикальной линии.
  • Положить кружок, справа от него квадрат, слева от квадрата поставить точку.
  • Нарисовать по речевой инструкции точку, ниже – крестик, справа от точки – кружок.
  • Определить правую и левую стороны предметов, пространственные соотношения элементов графических изображений и букв.
  • Определение правой и левой частей разноцветных полосок.

На этом этапе одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа изображений и букв на составляющие элементы, их синтезу, определению сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами. Возможные варианты заданий:

  • Найти фигуру, букву в ряду сходных. Предлагаются ряды сходных печатных букв (например,         Л-А, П-Н, В-З, Б-Ь).
  • Срисовать фигуру или букву по образцу и после кратковременной экспозиции.
  • Сложить из палочек или кубиков фигуры (по образцу, по памяти).
  • Обвести контурные изображения букв.
  • Сконструировать буквы из предъявленных элементов.
  • Найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному, второе представляет собой зеркальное изображение.
  • Показать правильно изображённую букву среди правильно и зеркально изображённых.
  • Дополнить недостающий элемент фигуры или буквы по представлению.
  • Реконструировать букву, добавляя элемент: из А – Л – Д, К – Ж, З – В, Г – Б.
  • Реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв: Р – Ь, И – Н, Н – П, Г – Т.
  • Определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним элементом: З – В, Р – В.
  • Определить различие сходных фигур или букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: Р – Ь, Г – Т, И – П, П – Н.
  • На фоне контурных изображений предметов найти «спрятавшиеся» буквы.
  • Назвать буквы, перечёркнуты дополнительными линиями.
  • Назвать буквы, наложенные друг на друга.

При профилактике оптической дисграфии параллельно с развитием пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза проводится работа над речевыми обозначениями этих отношений: над пониманием и употреблением предложных конструкций, наречий.

        Неотъемлемой частью при профилактике оптической дисграфии является работа над уточнением и дифференциацией оптических образов смешиваемых букв. Для лучшего усвоения их соотносят с какими-либо сходными предметными изображениями: О с обручем, З со змеёй, Ж с жуком, П с перекладиной, У с ушами и т.д. Используются различные загадки о буквах, ощупывание рельефных букв и узнавание их, конструирование из элементов, реконструирование, срисовывание.

        Различение смешиваемых букв производится в следующей последовательности: дифференциация изолированных букв, букв в слогах, словах, в предложениях, в тексте.

        Для формирования зрительно-пространственных представлений используются различные практические виды заданий:

  • Узнавание и срисовывание различных изображений, состоящих из фигур, стрелок, линий и т.п.
  • Дорисовывание незаконченных геометрических фигур и симметричных изображений.
  • Обведение, раскрашивание, срисовывание букв.
  • Определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв.
  • Срисовывание букв, письмо букв под диктовку.
  • Графические диктанты.

Таким образом, профилактика оптической дисграфии осуществляется приёмами, направленными на развитие зрительного гнозиса, мнезиса, пространственных представлений и их речевых обозначений, развитие зрительного анализа и синтеза. Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использование различных анализаторов.

Список литературы

  1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб, 1997.
  2. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! – СПб, 2001.
  3. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе (обучение грамоте детей с нарушениями речи). – М., 2001.
  4. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб, 1998.
  5. Лопухина И.С. Стихи и упражнения для развития ребёнка. – СПб, 2000.
  6. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. – М., 2007.
  7. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция.- С-Пб.: «Детство пресс», 2006.
  8. Парамонова Л.Г. Правописание, шаг за шагом. – СПб, 1998.
  9. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения для профилактики оптической дисграфии в дошкольном возрасте

Причинами возникновения оптической дисграфии и дислексии могут быть трудности оптического и оптико-пространственного анализа и синтеза,  не дифференцированность зрительного восприятия и пам...

Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста для успешного обучения в школе.

Пpедупреждение наpушения чтения и письма – однo из приopитетных   направлений деятельнocти учителя – лoгопеда в условиях дoшкольного oбpазовательного учреждения, тaк кaк  между этими п...

Картотека игр, направленных на профилактику оптической дисграфии у детей с ОВЗ.

Работая учителем-логопедом с детьми дошкольного возраста, занимаюсь коррекцией нарушений звукопроизношения, профилактикой нарушений устной и письменной речи. В работе с детьми использую логопедические...

"Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР"

Статья для родителей. Рекомендации по профилактике оптической дисграфии у дошкольников....

Методическая разработка по профилактике оптической дисграфии у дошкольников.

Одним из основных этапов формирования грамматически правильной речи является работа по предупреждения дисграфии у дошкольников....

Основные направления и содержание работы по профилактике оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ΙΙΙ уровня

У детей с ОНР ІІІ уровня отмечается наличие  предпосылок оптической дисграфии. В частности, в силу структуры дефекта, у данной категории детей в большей степени страдают такие функции как зритель...