Картотека игр, направленных на профилактику оптической дисграфии у детей с ОВЗ.
методическая разработка на тему

Работая учителем-логопедом с детьми дошкольного возраста, занимаюсь коррекцией нарушений звукопроизношения, профилактикой нарушений устной и письменной речи. В работе с детьми использую логопедические коррекционные программы, игровые методы, разнообразный наглядный материал, схемы для составления предложений и рассказов, упражнения для развития общей и мелкой моторики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр, направленных на профилактику оптической дисграфии у детей с ОВЗ.

1. Игра «Волшебная рамка». Игра представляет собой набор парных карт. На одной карте написаны три варианта одного и того же слова. Один вариант правильный, а в остальных допущены ошибки (зеркально написанные буквы, перевернутые и т.д.). Слова разной степени сложности. Самые простые состоят из трёх букв, сложные из шести. На другой карте вырезано правильно написанное слово (это и есть «волшебная рамка»).

     Ребенку сначала предлагается найти правильно написанное слово. Затем взрослый дает ему вторую карту и предлагает проверить, правильный ли выбор ребенок сделал. Если задание выполнено верно, то в «окошечках» станут видны буквы («слово в рамочке»). Если неверно, то не все «окошечки» окажутся закрытыми полностью.

2. Игра «Кубик-букварик». Игра представляет собой куб, состоящий из маленьких кубиков, на внешние стороны которых наклеены буквы (В основе «Кубик Рубика»). Буквы, обозначающие согласные звуки, написаны черным цветом, а гласные – красным.

        Ребенку предлагается путем передвижения этих кубиков составить короткие слова (из 3-х звуков).              

  3. Игра «Буквы-половинки». 

Игра состоит из 64 карточек. На 32-х изображена верхняя часть букв алфавита, на оставшихся 32-х – нижняя. Буквы, обозначающие гласные звуки, написаны красным цветом, согласные – черным.

         Ребенку предлагается собрать букву. В игре может принимать участие один или несколько детей (например, «Кто больше букв соберет?»).         

4. Игра «Узнай по силуэту». В игру входит набор карт по разным лексическим темам.

         Ребенку предлагается узнать изображенные предметы, назвать их расположение на листе (справа, слева и т.д.), найти похожие предметы, а также лишние предметы и т.д.  

5. «Хитрый трафарет». Игра состоит из 32-х трафаретов (формата А4), выполненных из плотного картона, с правильно и неправильно изображенными буквами (зеркально написанными, перевернутыми и т.д.).

      Ребенку нужно обвести только те буквы на трафарете, которые, на его взгляд, изображены верно. Можно дать дополнительное задание: раскрасить или заштриховать обведенные буквы. В игре может принимать участие один ребенок или небольшая группа детей.

6. «Буква спряталась»

Цель: формирование у детей буквенного гнозиса.

Задачи: Коррекционно-образовательные: закрепить у детей знания букв алфавита, совершенствовать навык «печатания».
Коррекционно-развивающие: развитие мелкой моторики, координации тонких движений руки, творческого воображения.
Воспитательные: формирование самостоятельности, инициативности.
Ход игры:
Ребенку предлагается узнать букву по отдельным элементам и назвать ее.
Игровая ситуация: «В одном волшебном лесу жили-были сказочные феи. Они были очень веселыми и игривыми. Они и тебе предлагают поиграть в их любимую игру. Поиграем? Феи и их друзья спрятали от тебя буквы, назови, какие? Напечатай найденные тобой буквы».
На начальных этапах обучения я предлагаю буквы двух цветов: гласные – красные и черные – согласные, позднее задание усложняется – ребёнку предлагаются все буквы одного цвета.

7. «Зашумленные буквы»

Цель: формирование у детей буквенного гнозиса.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: закрепить у детей знания букв алфавита, совершенствовать навык «печатания».
Коррекционно-развивающие: развитие мелкой моторики рук, координации тонких движений руки, творческого воображения.
Воспитательные: формирование уверенности в себе, инициативности.
Ход игры:
Ребенку предлагается узнать букву по контуру, находящемуся за контурным изображением различных предметов.
Игровая ситуация: «Феи опять спрятали буквы за контурами разных предметов, но ты разгадаешь опять их загадку, правда? Найди, какую букву спрятали Феи? Обведи ее пальчиком и напиши на листочке».

8. «Помоги провести урок в Лесной школе»

Цель: формирование у детей буквенного гнозиса.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: совершенствование навыка чтения слогов, слов, навыка «печатания».
Коррекционно-развивающие: развитие мелкой моторики рук, координации тонких движений руки, творческого воображения.
Воспитательные
: формирование уверенности в себе,  эмпатии,  желания 
помочь.
Ход игры:
Ребенку необходимо по элементам букв угадать, какой слог или слово написано на карточке.
Игровая ситуация: «В лесной школе учительница приготовила задание для детей, написав его на доске, но кто-то пошутил и половину букв стер. Помоги восстановить слоги и слова, которые написала учительница».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения для профилактики оптической дисграфии в дошкольном возрасте

Причинами возникновения оптической дисграфии и дислексии могут быть трудности оптического и оптико-пространственного анализа и синтеза,  не дифференцированность зрительного восприятия и пам...

Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста для успешного обучения в школе.

Пpедупреждение наpушения чтения и письма – однo из приopитетных   направлений деятельнocти учителя – лoгопеда в условиях дoшкольного oбpазовательного учреждения, тaк кaк  между этими п...

«Виды заданий, игр и упражнений для профилактики оптической дисграфии»

В методической разработке представлен широкий обзор материала для профилактики оптической дисграфии....

Основные направления и содержание работы по профилактике оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ΙΙΙ уровня

У детей с ОНР ІІІ уровня отмечается наличие  предпосылок оптической дисграфии. В частности, в силу структуры дефекта, у данной категории детей в большей степени страдают такие функции как зритель...

Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста

В данной работе представлены примеры упражнений и заданий по профилактике оптической дисграфии у  детей дошкольного  возраста....

Программа по развитию зрительного гнозиса, как профилактика оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста

Актуальность программы.Современная образовательная среда предъявляет все большие требования к качеству обучения школьников; между тем, число учеников, не усваивающих программу начальной и средней школ...

Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Оформление стенда для родителей в логопедической группе...