Методические рекомендации по работе с картами результатов коррекции развития обучающихся, воспитанников с ОВЗ и ТМНР. (по программе Е. Худенко)
методическая разработка
Методические рекомендации по работе с картами результатов коррекции развития воспитанников с ОВЗ составлены по материалам программы Е. Худенко, Раздел 3. Материалы для индивидуальной характерисОВЗ и ТМНР (перечень навыков и умений адаптивного поведения, сформированных у подростков с выраженной степенью умственной отсталости к 14 годам). С приложениями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №1»
Комитета по социальной политике
Методические рекомендации
по работе с картами результатов
социально-педагогической коррекции развития
обучающихся, воспитанников с ОВЗ и ТМНР
Утверждены на заседании
экспертного совета ДДИ №1:
протокол № 4 от 28.05. 2015
Автор-составитель: Соловьева Л.М.,
учитель ГБОУ школы № 439,
педагог-психолог ДДИ № 1
Петродворец
2015
В детском доме интернате (ДДИ) осуществляется комплексная реабилитация воспитанников: медицинская, педагогическая, психологическая и социальная. Психологическое сопровождение воспитанников одно из важных направлений комплексной реабилитации.
Планирование коррекционно-развивающей работы воспитателей на группах составляется по материалам УМК Аналитического научно-методического центра «Развитие и коррекция» (под ред. Е.Д. Худенко, Москва, 2004-2005).
В материалы УМК включен рекомендательный перечень направлений коррекции развития воспитанников по 5 основным направлениям:
Личностное развитие, (Приложение 1);
Охрана здоровья, (Приложение 2);
Трудовое воспитание, (Приложение 3);
Социально-бытовая ориентировка, (Приложение 4);
Эмоционально-волевая сфера (Приложение 5).
В рамках психолого-педагогического мониторинга динамики развития воспитанников 2 раза в году проводится обследование воспитанников, с промежуточным обследованием детей высокой группы риска в середине учебного года.
Разработаны формы бланков на группу для занесения результатов обследования.
Разработанные материалы прошли апробацию на группе 13, 7 и 6. К достоинствам этого пакета можно отнести вариативность областей оценивания в зависимости от цели и уровня воспитанника, непрерывность сопровождения и постоянство критериев в течение всего периода пребывания воспитанников в ДДИ №1.
Также результаты могут быть использованы непосредственно при составлении итоговой характеристики воспитанника в конце учебного года. Образец пакета карт представлен в приложении.
Критерии оценки динамики развития воспитанников носят количественный и качественных характер. По каждому из рекомендованных для оценивания навыков оценивается ряд характеристик. По каждому умению, навыку проставляется оценка:
3 – сформирован или выполняется самостоятельно или под выборочным контролем взрослого;
2- сформирован частично или выполняется с частичной помощью и под контролем;
1- не сформирован или выполняется только в совместной с воспитателем деятельности.
Т.к. по каждому из параметров присутствует различное число умений, навыков, то при определении общего уровня руководствуемся количеством преобладающих показателей:
ВЫСОКИЙ уровень – от половины до 2/3 оценок на уровне 3 – сформирован или выполняется самостоятельно или под выборочным контролем взрослого и остальные на уровне2- сформирован частично.
СРЕДНИЙ уровень – до 2/3 оценок на уровне не менее 2 – сформирован частично или выполняется с частичной помощью и под контролем и остальные на уровне 1- сформирован частичноили выполняется только в совместной с воспитателем деятельности.
НИЗКИЙ уровень – до половины оценок на уровне 2 – сформирован частично и остальные на уровне1 - не сформирован или выполняется только в совместной с воспитателем деятельности.
По результатам диагностики составляется и, при необходимости, корректируется образовательный и коррекционный маршрут воспитанника. Результаты обобщенного анализа данных используются педагогами и воспитателями при разработке календарно-тематического планирования и составления программ развития для воспитанников, нуждающихся в индивидуальном сопровождении.
Список литературы
- Абраменкова В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. М., 1999
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968
- Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.,1989.
- Воспитание гуманных чувств у детей. Киев, 1987
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991
- Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии. 1994. № 5
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.,1996.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. - М.: «БУК-МАСТЕР», 1993.
- Кряжева Н.А. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997
- Кузнецов В.И. Принципы активной педагогики: Что и как преподавать в современной школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы/Под науч. Ред. Л.М. Шипициной, Е.И. Казаковой.-СПб.: Интститу специальной педагоги и психологии, 2000
- Лисина М.И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии/ Под ред. Л. Анциферовой. М., 1978
- Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.И. Лисиной. М., 1980
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж, 1997
- Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2001. - 124с. (Метод биб-ка)
- Малер А.Р., Г.В. Цикото Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. - М.: Издательский цент «Академия», 2003
- Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. М., 1997
- Межличностные отношения ребенка от рождения до 7 лет. М.; Воронеж, 2001
- Мясищев В.Н. Психология общений: Избр. психол. труды. Воронеж, 1995
- Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности. М. 2000
- Психологические проблемы нравственного воспитания детей. М., 1977
- Психология формирования и развития личности. М., 1981
- Поиграй-ка / Сост. Трубачева Т.П., Благодатская Е.В. - Красноярск, 1999
- Приходъко О.Г., Моисеева Т.Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни. Методическое пособие. М.: Полиграф сервис, 2003.
- Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития/Сост. Баенская Е.Р., Либлинг М.М. - М.: Полиграф сервис, 2001.
- Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. М., 1989
- Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие. М., 2000
- Смирнова Е.О. Психология ребенка. М., 1997
- Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994, № 6
- Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. М., 2003
- Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 184 е.: ил. - (Коррекционная педагогика).
- Фильчикова Л.И., Вернадский М.Э., Парамей О.В. Нарушения зрения у детей раннего развития. Диагностика и коррекция: Методическое пособие. - М.: Полиграф сервис, 2003. - 176 с.
Предварительный просмотр:
Приложение 1. Раздел 3 Материалы для индивидуальной характеристики ребенка (перечень навыков и умений адаптивного поведения, сформированных у подростков с выраженной степенью умственной отсталости к 14 годам)
1. ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
№ пп | ФИ Уровень сформированности умения, навыка Умение, навык | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
1 | Способность понять себя и доверять людям. Понять позиции тела в пространстве и достигнуть равновесия в покое и движении: | |||||||||||||
двигает головой в положении на спине (поворачивает, поднимает, поворачивает и поднимает) | ||||||||||||||
двигает головой в положении на животе | ||||||||||||||
сидя держит голову прямо | ||||||||||||||
облокотясь, поднимает голову и плечи | ||||||||||||||
в положении на животе упирается на прямые руки | ||||||||||||||
сидя удерживает равновесие | ||||||||||||||
прочно сидит | ||||||||||||||
переваливается со спины на живот и наоборот | ||||||||||||||
ползает (дотрагивается животом до пола) | ||||||||||||||
скользит в разных положениях | ||||||||||||||
ползает на четвереньках | ||||||||||||||
встает на ноги, если его потянем за руки | ||||||||||||||
сам поднимается | ||||||||||||||
короткое время самостоятельно стоит | ||||||||||||||
бежит с чьей-нибудь помощью | ||||||||||||||
бежит, придерживаясь за предметы | ||||||||||||||
бежит несколько шагов самостоятельно | ||||||||||||||
поднимает что-нибудь с земли | ||||||||||||||
может самостоятельно ходить | ||||||||||||||
поднимается на стул и тому подобное | ||||||||||||||
Уровень | ||||||||||||||
2 | Понять физическое единство тела, узнавая части тела и их функции, и чувство поверхности тела: | |||||||||||||
реагирует свободно на прикосновение кожи (вздрагивает, сжимается, проявляет приятные и неприятные чувства) | ||||||||||||||
пробует подвижность тела (топчет, качается, кувыркается...) | ||||||||||||||
по-разному реагирует на прикосновения (держит, притягивается, оттягивается...) | ||||||||||||||
проверяет функции подвижности отдельных частей тела (поднимает голову, играет с пальцами, сгибает плечом...) | ||||||||||||||
проверяет функции отдельных частей тела (схватит, стоит на коленях, сосет, лижет...) | ||||||||||||||
знает части тела и их функции | ||||||||||||||
управляет и координирует движения (нанизывает бусины, высыпает, наливает, плывет...) | ||||||||||||||
применяет части тела, волосы как индикаторы чувств (чувствует температуру воды, ищет тепло (холод), различает сухое и влажное...) | ||||||||||||||
знает деятельность и реакции собственного тела (бьющееся сердце, дыхание пульс, потение...) | ||||||||||||||
знает внутренние органы | ||||||||||||||
знает свой вид (отражение в зеркале, фотографию...) | ||||||||||||||
распознает человеческое тело как организм, который имеет значение | ||||||||||||||
Уровень | ||||||||||||||
3 | ||||||||||||||
принимает раздражение чувств через разные органы (ухо, кожа...) | ||||||||||||||
определяет источники импульсов | ||||||||||||||
отличает раздражающие вещества отдельными чувствительными органами | ||||||||||||||
связывает раздражающие вещества с качеством ощущений (приятно пахнет/воняет, приятный/неприятный звук...) | ||||||||||||||
концентрировано подключает органы чувств (смотрит, наблюдает, слушает...) | ||||||||||||||
исследует вещи, целенаправленно сосредотачивая органы чувств | ||||||||||||||
получает действующую информацию из комплексных ситуаций возбуждения (сигналы предупреждения, поручения, сообщения,...) | ||||||||||||||
приобретает индивидуально-значимые информации из комплексных ситуаций возбуждения (собственное имя, голос матери, собственную одежду,...) | ||||||||||||||
различает реакции органов чувств (хороший свет, мешающий звук, заболевание,...) | ||||||||||||||
надевает вспомогательные средства для улучшения функций органов чувств (очки, бинокль, слуховой аппарат,...) | ||||||||||||||
через органы чувств приходит к эстетическим впечатлениям (музыка, картины,...). | ||||||||||||||
Уровень | ||||||||||||||
4 | Способность пережить собственную деятельность, дифференцировать и управлять ею. Дать возможность оказывать себе помощь и поддерживать ее | |||||||||||||
терпит прикосновения (схватить, ласкать,...) | ||||||||||||||
разрешает изменить положение | ||||||||||||||
разрешает себя держать, нести, качать | ||||||||||||||
пользуется помощью при движении (при еде, раздевании, одевании, гигиене,...) | ||||||||||||||
принимает ход движения и продолжает его | ||||||||||||||
радуется собственной деятельности | ||||||||||||||
Уровень | ||||||||||||||
5 | Остановить стереотипы движения и выполнять целенаправленные движения | |||||||||||||
принимать в нестереотипных фазах повышенные импульсы воспитателя | ||||||||||||||
в стереотипных движениях он ограничен или прерван | ||||||||||||||
несмотря на стереотип, уделяет внимание воспитателю | ||||||||||||||
кратковременно отвлекается от стереотипов | ||||||||||||||
вести его к тому, чтобы его стереотипы были переведены на целенаправленные движения | ||||||||||||||
самостоятельно переводит стереотипы на выученные движения | ||||||||||||||
по предложению прекращает стереотипы | ||||||||||||||
сознает стереотипы и прекращает их | ||||||||||||||
отвергает стереотипы, заменяя управляемыми действиями | ||||||||||||||
не имеет стереотипов | ||||||||||||||
Уровень |
Общий уровень по разделу ___________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Приложение 2. Раздел 3 Материалы для индивидуальной характеристики ребенка (перечень навыков и умений адаптивного поведения, сформированных у подростков с выраженной степенью умственной отсталости к 14 годам)
2. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ
№ пп | ФИ Уровень сформированности умения, навыка Умение, навык | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
1 | Способность почувствовать изменения собственной личности, понять и стабилизироваться в рамках собственных возможностей. Узнавать собственные физические симптомы роста и зрелости и приспосабливаться к ним | |||||||||||||
знает свой рост и вес | ||||||||||||||
осознает, что другие выше, сильнее, меньше и слабее... | ||||||||||||||
знает, что он выше, сильнее, быстрее... | ||||||||||||||
знает, что увеличение роста, веса и силы является последствием процессов физического роста | ||||||||||||||
следит за процессом роста волос, ногтей, одевания... | ||||||||||||||
понимает специфику полового развития | ||||||||||||||
понимает взаимосвязь между ростом и старением | ||||||||||||||
учитывает разновидность роста (маленький - большой, толстый - тонкий, аномалии...) | ||||||||||||||
правильно отгадывает физические способности | ||||||||||||||
явления физического роста и созревания принимает как нормальные явления и акцентирует их | ||||||||||||||
Уровень | ||||||||||||||
2 | Обнаружить собственные желания, оценить возможности их осуществления и принять решение об их выполнении или отказаться от них | |||||||||||||
обнаруживает желания | ||||||||||||||
оценивает возможность выполнения или невыполнения желаний | ||||||||||||||
может ждать выполнения желаний | ||||||||||||||
указывает на невозможность выполнения желания | ||||||||||||||
умеет выбрать из нескольких желаний | ||||||||||||||
ограничивает желания (рассудком, в отношении к другим) | ||||||||||||||
отказывается от желаний | ||||||||||||||
Уровень | ||||||||||||||
3 | Способность привлечь внимание на свои нужды и кризисные ситуации. Почувствовать голод и жажду | |||||||||||||
по-разному проявляет чувства голода и жажды (плачет, вздыхает, беспокоится) | ||||||||||||||
связывает требование нужды с сигналами (кричит особым способом, сосет, чмокает, глотает) | ||||||||||||||
распознает подобные реакции у контактных лиц (особые действия, бутылки или блюда) | ||||||||||||||
постепенно осваивает похожие сигналы (предпочитает сосание, чмокает, глотает, варианты крика...) | ||||||||||||||
по-разному показывает чувство голода (сигналы эти сильно отличаются от остальных проявлений нужды) | ||||||||||||||
пробует варианты сигналов (громкость, продолжение, интервал...) | ||||||||||||||
присоединяет к различным нуждам соответствующие сигналы (еда - питье) | ||||||||||||||
реагирует на словесные сигналы | ||||||||||||||
переносит сигналы все чаще в разговорную речь | ||||||||||||||
все чаще выражает сигналы словами | ||||||||||||||
формулирует устные выражения по-разному в зависимости от необходимости | ||||||||||||||
объясняет свои нужды правильно, понятно | ||||||||||||||
выражает предпочтение или отказ от блюд | ||||||||||||||
по-разному выражаем состояние сытости | ||||||||||||||
понимает индивидуально нужные ограничения (касающиеся переваримости, диеты...) | ||||||||||||||
Уровень | ||||||||||||||
4 | Сообщить о срочной нужде | |||||||||||||
показывает, что он испражнился или описался (беспокойство, крик...) | ||||||||||||||
выражает это состояние как чувство загрязнения (неудобство, отвращение...) | ||||||||||||||
подает сигналы (а-а, пи-пи, показывает или ударяет себя по задней части...) | ||||||||||||||
выражает желание к нужде | ||||||||||||||
по-разному выражает нужду к испражнению и писанию (жесты, звуки...) | ||||||||||||||
воспринимает сигналы контактных лиц (а-а, пи-пи...) | ||||||||||||||
заменяет сигналы речью | ||||||||||||||
подходящим способом выражает нужду речью | ||||||||||||||
5 | Выразить необходимость покоя и движения | |||||||||||||
выражает желание покоя (приласкается, кладет голову на стол, ворчит от удовольствия) | ||||||||||||||
выражает желание к движению (шатается, прыгает, встает, волнуется) | ||||||||||||||
подает одинаковые сигналы, предпочитает одинаковые сигналы (предпочитает самые удачные из опробованных сигналов...) | ||||||||||||||
заимствует устные выражения контактных лиц (ага-ага, ая-ая...) | ||||||||||||||
подыскивает свои выражения | ||||||||||||||
6 | Сообщить о чувстве недомогания, боли | |||||||||||||
дифференцировано выражает чувство недомогания, боли (ворчит от удовольствия, охает, плачет, кричит, сопротивляется, упирается) | ||||||||||||||
воспринимает различные реакции контактных лиц (утешает их, гладит, оказывает помощь) | ||||||||||||||
осваивает одинаковые сигналы для различных чувств | ||||||||||||||
указывает, где боль | ||||||||||||||
называет возможные причины неудобства, плохого самочувствия, боли | ||||||||||||||
находит выражение подходящей степени чувствительности | ||||||||||||||
приспосабливается к условным движениям и жестам | ||||||||||||||
7 | Справляться с основными контактами | |||||||||||||
допускает близость лиц (знакомые лица, контактные лица...) | ||||||||||||||
допускает обращение к нему | ||||||||||||||
принимает зрительный контакт и удерживает его | ||||||||||||||
допускает физический контакт | ||||||||||||||
реагирует на предложенные контакты (улыбается, крутит головой, подходит ближе...) | ||||||||||||||
отвечает на предложенные контакты (улыбается, согласно кивает головой, протягивает руку...) | ||||||||||||||
пробует варианты контактов (улыбается, шатается, идет, нагибается...) | ||||||||||||||
осваивает свое соответствующее поведение при контактах » ищет контакты | ||||||||||||||
Уровень | ||||||||||||||
8 | Уметь вести себя при затруднениях и боли | |||||||||||||
сообщает о боли и затруднениях | ||||||||||||||
при боли и ранениях обращается за помощью | ||||||||||||||
позволит помочь себе | ||||||||||||||
слушает советы помогающего ему лица | ||||||||||||||
принимает медицинскую помощь | ||||||||||||||
воспринимает боль/затруднения как сигналы заболевания или ранения | ||||||||||||||
самостоятельно оказывает себе помощь при заболеваниях и ранениях (при недомогании, тошноте, поносе, мелких ранениях...) | ||||||||||||||
Уровень | ||||||||||||||
9 | Сберечь себя от отравления лекарствами | |||||||||||||
не применяет лекарства без разрешения | ||||||||||||||
знает о лечебных действиях лекарств | ||||||||||||||
с посторонней помощью принимает лекарства | ||||||||||||||
принимает лекарства под контролем | ||||||||||||||
отличает лекарства от пищепродуктов | ||||||||||||||
принимает лекарства по рецепту | ||||||||||||||
знает об угрозе неправильного применения лекарств (преждевременное применение, большая доза, зависимость...) | ||||||||||||||
Уровень |
Общий уровень по разделу ___________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Приложение 3. Раздел 3 Материалы для индивидуальной характеристики ребенка (перечень навыков и умений адаптивного поведения, сформированных у подростков с выраженной степенью умственной отсталости к 14 годам)
3. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
№ пп | ФИ Уровень сформированности умения, навыка Умение, навык | ||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |||||||||||
1 | Способность самостоятельно удовлетворять собственные нужды и соблюдать правила гигиены или использовать соответствующую помощь. | ||||||||||||||||||||||||
Принимать пишу и напитки | |||||||||||||||||||||||||
сосет жидкую пищу | |||||||||||||||||||||||||
глотает кашеобразную пищу | |||||||||||||||||||||||||
берет губами кашу с ложки | |||||||||||||||||||||||||
при кормлении держит ложку | |||||||||||||||||||||||||
с помощью кого-то подносит ложку | |||||||||||||||||||||||||
ест ложкой самостоятельно | |||||||||||||||||||||||||
глотает твердую пищу | |||||||||||||||||||||||||
жует все более жесткие куски пищи | |||||||||||||||||||||||||
откусывает | |||||||||||||||||||||||||
пьет из стакана | |||||||||||||||||||||||||
ест вилкой заранее нарезанную пищу | |||||||||||||||||||||||||
режет ножом пищу | |||||||||||||||||||||||||
сам себе кладет пищу и наливает жидкость | |||||||||||||||||||||||||
может хлеб | |||||||||||||||||||||||||
ест и пьет с помощью соломки | |||||||||||||||||||||||||
соблюдает правила еды | |||||||||||||||||||||||||
2 | Одеться/раздеться | ||||||||||||||||||||||||
принимает помощь при раздевании | |||||||||||||||||||||||||
снимает одежду (шапку, перчатки, ботинки...) | |||||||||||||||||||||||||
расстегивает простые застежки (шнурки, молнии, кнопки...) | |||||||||||||||||||||||||
с посторонней помощью раздевает куртку, пальто | |||||||||||||||||||||||||
с посторонней помощью снимает носки, брюки, юбку | |||||||||||||||||||||||||
с посторонней помощью снимает свитер, рубашку | |||||||||||||||||||||||||
расстегивает сложные или труднодоступные застежки (пуговицы, крючки, петли-застежки на спине...) | |||||||||||||||||||||||||
самостоятельно раздевается и одевается | |||||||||||||||||||||||||
с посторонней помощью одевается | |||||||||||||||||||||||||
различает собственную одежду | |||||||||||||||||||||||||
различает отдельные части своей одежды | |||||||||||||||||||||||||
соблюдает постепенность одевания | |||||||||||||||||||||||||
различает: вправо, внутрь/снаружи, вверх/вниз, впереди/сзади | |||||||||||||||||||||||||
застегивает простые застежки (крючки, кнопки, молнии...) | |||||||||||||||||||||||||
застегивает сложные или труднодоступные застежки | |||||||||||||||||||||||||
самостоятельно одевается | |||||||||||||||||||||||||
при раздевании и одевании бережно обходится с одеждой (не рвет, не пачкает, не сжимает) | |||||||||||||||||||||||||
выполняет правила поведения | |||||||||||||||||||||||||
старается прилично выглядеть | |||||||||||||||||||||||||
3 | Владеть процессом выделения и использовать туалет | ||||||||||||||||||||||||
следит за процессом выделения | |||||||||||||||||||||||||
чувствует процессы выделения, которые не контролирует, как неприятные | |||||||||||||||||||||||||
долго сидит на горшке или в туалете | |||||||||||||||||||||||||
привыкает к регулярным процессам выделения | |||||||||||||||||||||||||
самостоятельно пользуется туалетом | |||||||||||||||||||||||||
пользуется туалетом с постоянной помощью | |||||||||||||||||||||||||
правильно пользуется разными видами туалетов | |||||||||||||||||||||||||
осваивает правила гигиены после пользования туалета | |||||||||||||||||||||||||
дает возможность чистить нос/рот | |||||||||||||||||||||||||
по требованию самостоятельно чистит нос и рот | |||||||||||||||||||||||||
самостоятельно вытирает нос носовым платком | |||||||||||||||||||||||||
самостоятельно сморкается в носовой платок | |||||||||||||||||||||||||
контролирует течение мокроты | |||||||||||||||||||||||||
выполняет правила поведения | |||||||||||||||||||||||||
4 | Ухаживать за телом и применять косметику | ||||||||||||||||||||||||
помогает при уходе за своим телом | |||||||||||||||||||||||||
умывает руки | |||||||||||||||||||||||||
умывает лицо | |||||||||||||||||||||||||
умывает лицо, шею и уши | |||||||||||||||||||||||||
вытирает вымытые части тела | |||||||||||||||||||||||||
принимает ванну | |||||||||||||||||||||||||
принимает душ | |||||||||||||||||||||||||
моет и сушит волосы | |||||||||||||||||||||||||
чистит ногти | |||||||||||||||||||||||||
ухаживает за ногами | |||||||||||||||||||||||||
чистит зубы | |||||||||||||||||||||||||
ухаживает за волосами, соблюдает индивидуальные требования гигиены тела (мыть себя перед посещением врача, принимать душ в бассейне, ухаживать за потеющими ногами...) | |||||||||||||||||||||||||
применяет средства для гигиены тела | |||||||||||||||||||||||||
применяет косметику по назначению | |||||||||||||||||||||||||
бреется | |||||||||||||||||||||||||
моет интимные части тела | |||||||||||||||||||||||||
обращает внимание на месячную гигиену | |||||||||||||||||||||||||
обращает внимание на санитарные мероприятия против вшей и блох | |||||||||||||||||||||||||
следит за изменениями на теле (покраснение, синяки, шероховатая кожа, перхоть...) | |||||||||||||||||||||||||
сообщает об изменениях, которые требуют оказания медицинской помощи (опухоль, мокрота, грибковые заболевания, узелки...) | |||||||||||||||||||||||||
Уровень | |||||||||||||||||||||||||
5 | Содержать в чистоте свое помещение | ||||||||||||||||||||||||
пытается соблюдать чистоту и порядок | |||||||||||||||||||||||||
содержит игрушки в чистоте и убирает их | |||||||||||||||||||||||||
содержит в чистоте место для игр или рабочее место и убирает его | |||||||||||||||||||||||||
убирает и содержит в чистоте место для еды | |||||||||||||||||||||||||
содержит в чистоте полки и выдвижные ящики | |||||||||||||||||||||||||
убирает и чистит полки и шкафчики | |||||||||||||||||||||||||
содержит в чистоте класс | |||||||||||||||||||||||||
чистит и убирает учебные и жилые помещения | |||||||||||||||||||||||||
понимает необходимость и значение чистоты и порядка | |||||||||||||||||||||||||
Различить и соответственно использовать одежду | |||||||||||||||||||||||||
различает отдельные части одежды, называет отдельные части одежды (с помощью, без помощи) | |||||||||||||||||||||||||
присоединяет к отдельным частям одежды части тела (голова - шапка, руки - перчатки) | |||||||||||||||||||||||||
различает нужные части одежды | |||||||||||||||||||||||||
одевается в правильной очередности | |||||||||||||||||||||||||
различает разную одежду (для будней, рабочая одежда, для плавания, зимняя, летняя, от дождя) | |||||||||||||||||||||||||
составляет части одежды по типичным знакам | |||||||||||||||||||||||||
подбирает одежду по погоде | |||||||||||||||||||||||||
самостоятельно подбирает одежду | |||||||||||||||||||||||||
на основе одежды распознает различные ситуации и называет их (свадьба, похороны, бассейн) | |||||||||||||||||||||||||
самостоятельно определяет соответствующую защитную одежду (работа, ремесло, приготовление пищи) | |||||||||||||||||||||||||
складывает свою одежду (на стул, вешает на крючок, на вешалку, в шкаф) | |||||||||||||||||||||||||
чистит свою одежду (сухая/мокрая чистка щеткой, водой устраняет пятна, стирает вручную, стирает с помощью стиральной машины, вешает белье, чистит обувь) | |||||||||||||||||||||||||
улучшает одежду (пришивает пуговицы, петли, штопает носки) | |||||||||||||||||||||||||
Уровень | |||||||||||||||||||||||||
6 | Различить, обеспечить себя и приготовить еду | ||||||||||||||||||||||||
различает съедобные и несъедобные вещи | |||||||||||||||||||||||||
различает различные продукты | |||||||||||||||||||||||||
знает жидкую и твердую пищу | |||||||||||||||||||||||||
распаковывает продукты (завтрак, может открыть коробочку с какао, открыть бутылку с лимонадом) | |||||||||||||||||||||||||
различает теплую и холодную еду | |||||||||||||||||||||||||
различает отдельные напитки | |||||||||||||||||||||||||
различает разные виды фруктов | |||||||||||||||||||||||||
различает, что едят на завтрак, обед и ужин | |||||||||||||||||||||||||
принимает участие в приготовлении пищи (мешает, взбивает, намазывает) | |||||||||||||||||||||||||
по указаниям подготовит для себя напиток (лимонад, шипучий напиток, молочный напиток) | |||||||||||||||||||||||||
с помощью готовит бутерброды | |||||||||||||||||||||||||
без помощи готовит бутерброды | |||||||||||||||||||||||||
делит продукты на отдельные группы (колбаса, сыр, овощи, фрукты, сладости) | |||||||||||||||||||||||||
знает места для хранения продуктов (кладовая, подвал, холодильник) | |||||||||||||||||||||||||
под надзором готовит суп и пудинг | |||||||||||||||||||||||||
с помощью и без помощи готовит блюда (моет, режет, чистит) | |||||||||||||||||||||||||
готовит простые блюда (картошку, яблочную кашу) | |||||||||||||||||||||||||
с помощью и без помощи перерабатывает продукты (мешает, взбивает, мажет, взвешивает, измеряет) | |||||||||||||||||||||||||
готовит с помощью и без помощи (печет, тушит), с помощью и без помощи добывает продукты (собирает, покупает, вынимает из холодильника) | |||||||||||||||||||||||||
хранит продукты с помощью и без помощи (кладовая, холодильник, подвал, морозильник) | |||||||||||||||||||||||||
с помощью и без помощи подает блюда (в мисках, на подносе) | |||||||||||||||||||||||||
при обеде распределяет отдельные блюда в нужном порядке | |||||||||||||||||||||||||
уровень | |||||||||||||||||||||||||
7 | Выбрать, хранить и заботиться о материалах, приборах и инструментах: | ||||||||||||||||||||||||
ставит после работы стул на стол | |||||||||||||||||||||||||
убирает строительный набор в коробку | |||||||||||||||||||||||||
кладет игру на свое место на полке | |||||||||||||||||||||||||
вытирает доку | |||||||||||||||||||||||||
ставит посуду на место | |||||||||||||||||||||||||
моет и вытирает посуду | |||||||||||||||||||||||||
моет шкафы и ящики | |||||||||||||||||||||||||
моет игрушки | |||||||||||||||||||||||||
поливает цветы, ухаживает за ними, вносит удобрения | |||||||||||||||||||||||||
подметает, моет, пылесосит | |||||||||||||||||||||||||
убирает инструменты в шкаф | |||||||||||||||||||||||||
прячет нитки, иголки в коробку для шитья | |||||||||||||||||||||||||
убирает предметы для чистки обуви | |||||||||||||||||||||||||
наводит порядок в шкафу для бумаг | |||||||||||||||||||||||||
складывает и кладет на место полотенце для рук и кухонные полотенца | |||||||||||||||||||||||||
стирает белье по указанным символам и сушит его | |||||||||||||||||||||||||
гладит кухонные полотенца | |||||||||||||||||||||||||
убирает садовые инструменты на место | |||||||||||||||||||||||||
складывает вещи для занятий в одно место | |||||||||||||||||||||||||
Уровень | |||||||||||||||||||||||||
8 | Изготовить предметы и наладить их производство из разных материалов: | ||||||||||||||||||||||||
делает бумажный фонарь | |||||||||||||||||||||||||
изготавливает украшение на стену (например, деревья в разные времена года) | |||||||||||||||||||||||||
с помощью разной техники и складывания составляет орнаментальную доску | |||||||||||||||||||||||||
шьет фартук для кухни, сада, приема | |||||||||||||||||||||||||
из глины моделирует вазы для цветов | |||||||||||||||||||||||||
строит домики, всю местность из строительного набора | |||||||||||||||||||||||||
составляет узоры из цветов/растений | |||||||||||||||||||||||||
Уровень | |||||||||||||||||||||||||
9 | Соблюдать правила безопасности при работе с материалами, приборами и инструментами: | ||||||||||||||||||||||||
правильно работает с ножницами и ножом | |||||||||||||||||||||||||
знает едкие вещества | |||||||||||||||||||||||||
знает инструкции безопасности при работе с электроприборами (миксер) | |||||||||||||||||||||||||
осторожен с горячей водой | |||||||||||||||||||||||||
знает действие воды, если она замерзает в бутылке | |||||||||||||||||||||||||
знает избыточное давление (распылители, не взбалтывать бутылки) | |||||||||||||||||||||||||
не бросает бутылки от распылителей в костер, защищает из от солнца... | |||||||||||||||||||||||||
знает, что все чистящие вещества ядовиты | |||||||||||||||||||||||||
при учебной тревоге ведет себя правильно | |||||||||||||||||||||||||
знает, что пустая плита не включается | |||||||||||||||||||||||||
горячую посуду берет рукавицей | |||||||||||||||||||||||||
знает центральный выключатель в мастерской | |||||||||||||||||||||||||
знает, как обращаться с центральным выключателем воды | |||||||||||||||||||||||||
при работе пользуется защитной одеждой | |||||||||||||||||||||||||
Уровень | |||||||||||||||||||||||||
10 | Уметь оборудовать и благоустраивать помещения; подготовить помещения для повторяющихся действий, игр или занятий с помощью или без помощи: | ||||||||||||||||||||||||
строит магазинчик, находит, дополняет, распределяет | |||||||||||||||||||||||||
приводит в порядок ящик для хранения вещей | |||||||||||||||||||||||||
заполняет шкафы для игрушек и рабочего материала | |||||||||||||||||||||||||
проверяет, заполнен ли шкафчик для игрушек | |||||||||||||||||||||||||
приводит в порядок шкаф | |||||||||||||||||||||||||
приводит в порядок полку для книг | |||||||||||||||||||||||||
ставит инструменты для сада на место | |||||||||||||||||||||||||
разделит столовые приборы | |||||||||||||||||||||||||
содержит в чистоте стойку с цветами | |||||||||||||||||||||||||
перед и после работы расставляет стулья | |||||||||||||||||||||||||
Уровень | |||||||||||||||||||||||||
11 | Подготовить помещения или их части для игр или работы: | ||||||||||||||||||||||||
складывает музыкальные и ритмические инструменты | |||||||||||||||||||||||||
складывает или раскладывает ковер для игр | |||||||||||||||||||||||||
заполняет шкаф игрушками или рабочим материалом | |||||||||||||||||||||||||
складывает фотографии | |||||||||||||||||||||||||
развешивает украшения на праздник | |||||||||||||||||||||||||
для родительского собрания расставляет столы и стулья полукругом | |||||||||||||||||||||||||
в спортивный день приготавливает различные спортивные снаряды | |||||||||||||||||||||||||
в Новый год одевает костюм | |||||||||||||||||||||||||
Уровень | |||||||||||||||||||||||||
12 | Подготовить импровизированные пространства для игр из различных материалов | ||||||||||||||||||||||||
подготавливает из различных материалов домик (из картона, одеял, стульев, веток, досок, строительного набора...) | |||||||||||||||||||||||||
из коробок строит магазинчик | |||||||||||||||||||||||||
переставляя столы и стулья, подготавливает класс для игр (например, "у врача", "на почте") | |||||||||||||||||||||||||
из столов и стульев строит туннель, пещеру | |||||||||||||||||||||||||
Уровень | |||||||||||||||||||||||||
13 | Работать с материалами с учетом их свойств; игра, конструирование, лепка, изо: | ||||||||||||||||||||||||
играет в песочнице с песком, камнями, водой и камушками | |||||||||||||||||||||||||
умеет обращаться с деревянными досками, поленьями, планками... | |||||||||||||||||||||||||
ставит их на себя, ломает... | |||||||||||||||||||||||||
формирует, месит, сжимает глину или пластические массы | |||||||||||||||||||||||||
играет в воде | |||||||||||||||||||||||||
сжимает, рвет, разделяет, режет на куски бумагу, ткани | |||||||||||||||||||||||||
умеет обходиться с собранными предметами (коробками, роликами, упаковками...) | |||||||||||||||||||||||||
умеет зажечь открытый огонь и ждать | |||||||||||||||||||||||||
красит стены, предметы,... цветной глиной, лаком,..., мажет,... | |||||||||||||||||||||||||
строит снеговика | |||||||||||||||||||||||||
составляет коллаж из природных и основных материалов | |||||||||||||||||||||||||
рвет бумагу | |||||||||||||||||||||||||
стрижет остатки тканей, кожи, меха | |||||||||||||||||||||||||
смешивает краски | |||||||||||||||||||||||||
моделирует из деревянных опилок | |||||||||||||||||||||||||
Уровень | |||||||||||||||||||||||||
14 | Выбирать и применять материалы по разным способам из практического применения: | ||||||||||||||||||||||||
красит бумагу как подарочную | |||||||||||||||||||||||||
пакует подарок | |||||||||||||||||||||||||
складывает бумажные салфетки | |||||||||||||||||||||||||
моделирует фигурки из алюминиевой фольги | |||||||||||||||||||||||||
вырезает картинки из каталога | |||||||||||||||||||||||||
собирает коробки из картона | |||||||||||||||||||||||||
режет бумагу на декоративные пояса (креповая, шелковая, блестящая, просвечивающаяся бумага) | |||||||||||||||||||||||||
вырезает звездочки, украшения | |||||||||||||||||||||||||
собирает лодочки, шапки | |||||||||||||||||||||||||
моделирует маски, гудки, скелеты | |||||||||||||||||||||||||
делает открытки с посвящением (день рождения, Пасха, Рождество...) (возможно распределение задач: измерить, вырезать, собрать, напечатать...) | |||||||||||||||||||||||||
из остатков ткани сошьет спортивные саквояж | |||||||||||||||||||||||||
из остатков ткани сошьет коврик | |||||||||||||||||||||||||
протягивает через пояса из ткани проволоку | |||||||||||||||||||||||||
наклеивает картинки из ткани печатает или красит ткани | |||||||||||||||||||||||||
нашивает | |||||||||||||||||||||||||
красит ткани и шерсть | |||||||||||||||||||||||||
вяжет крючком, вяжет на спицах, вышивает, связывает, шьет (например, занавес на стену в коридоре школы) | |||||||||||||||||||||||||
шьет одежду для кукол | |||||||||||||||||||||||||
вырезает и шьет по выкройке | |||||||||||||||||||||||||
из веток делает украшения | |||||||||||||||||||||||||
вырезает из веток и корней | |||||||||||||||||||||||||
вырезает дудочку из ивы | |||||||||||||||||||||||||
из деревянных палочек делает подставку для цветов | |||||||||||||||||||||||||
вырезает фигурки из фанеры | |||||||||||||||||||||||||
вырезает и обрабатывает деревянные дощечки | |||||||||||||||||||||||||
изготавливает раму для картины (обрабатывает морилкой, клеит, полирует) | |||||||||||||||||||||||||
изготавливает деревянную коробку | |||||||||||||||||||||||||
вырезает тотем | |||||||||||||||||||||||||
делает маленький столик под цветы (форма, лобзик, фанера, ножки...) | |||||||||||||||||||||||||
месит, формирует, мнет, прокатывает... глину (в зависимости от свойств) | |||||||||||||||||||||||||
изготавливает придуманные фигурки (из глины, гипса, мононити) | |||||||||||||||||||||||||
знает технику складывания (набивание, поясовая техника, рельефная техника) | |||||||||||||||||||||||||
знает технику глазирования и умеет применять ее (например, изготовить сосуд) | |||||||||||||||||||||||||
собирает разные металлы, проволоку и формирует из них изделия | |||||||||||||||||||||||||
подрубает край ткани | |||||||||||||||||||||||||
изготавливает изделия из эмали | |||||||||||||||||||||||||
Уровень | |||||||||||||||||||||||||
15 | Запастись материалами, проверить и применить приборы и инструменты по своему желанию или заказу: | ||||||||||||||||||||||||
изготавливает мозаику из бумаги | |||||||||||||||||||||||||
делает подвесные украшения из проволоки | |||||||||||||||||||||||||
оклеивает обоями или красит помещение | |||||||||||||||||||||||||
вырезает определенного размера бумагу ножницами для классного задания | |||||||||||||||||||||||||
приводит в порядок одежду (пришивает пуговицы, молнии, складывает брюки или юбку) | |||||||||||||||||||||||||
шьет одежду | |||||||||||||||||||||||||
шьет одежду для летнего праздника, танцев | |||||||||||||||||||||||||
делает ящик из дерева для инструментов | |||||||||||||||||||||||||
устанавливает парник для школьного сада | |||||||||||||||||||||||||
делает кулису для кукольного театра | |||||||||||||||||||||||||
ремонтирует мебель (клеит фанеру, укрепляет ножки стола) | |||||||||||||||||||||||||
вместе с остальными сооружает "майский столб" | |||||||||||||||||||||||||
делает мебель из глины для группы | |||||||||||||||||||||||||
Уровень |
Общий уровень по разделу ___________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Приложение 4. Раздел 3 Материалы для индивидуальной характеристики ребенка (перечень навыков и умений адаптивного поведения, сформированных у подростков с выраженной степенью умственной отсталости к 14 годам)
4. СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА
Общий уровень по разделу ___________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Приложение 5. Раздел 3 Материалы для индивидуальной характеристики ребенка (перечень навыков и умений адаптивного поведения, сформированных у подростков с выраженной степенью умственной отсталости к 14 годам)
5. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА
№ пп | ФИ Уровень сформированности умения, навыка Умение, навык | ||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
реагирует на вкусовые , обонятельные и сенсорные возбуждения | |||||||||||||||||||||||||
реагирует на оптические и акустические возбуждения | |||||||||||||||||||||||||
отвечает на милые обращения (посмотрит, улыбнется,...) | |||||||||||||||||||||||||
отвечает на другие эмоциональные возбуждения (топает, радуется, плачет,...) | |||||||||||||||||||||||||
реагирует на побуждающие действия (схватывает, слушает,...) | |||||||||||||||||||||||||
вступает в коммуникационную деятельность возвращает мяч, повторяет звуки,...) | |||||||||||||||||||||||||
дает возможность привлечь себя к общественным мероприятиям (слушает музыку, поет, играет,...) | |||||||||||||||||||||||||
выбирает между многими соблазнами | |||||||||||||||||||||||||
контролирует себя при реакции на возбуждения (выполняет запреты, правила, указания,...) | |||||||||||||||||||||||||
Уровень | |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
возбуждением дает спровоцировать себя к активности (действию) (двигает головой, губами, хватает, смотрит,...) | |||||||||||||||||||||||||
притягивает к себе предметы и изучает их (сосет, облизывает, грызет, ощупывает,...) | |||||||||||||||||||||||||
движения в направлении к источникам возбуждений (скользит, ползает на четвереньках, бежит,...) | |||||||||||||||||||||||||
движется в направлении к лицам | |||||||||||||||||||||||||
играет с вещами | |||||||||||||||||||||||||
умеет пережить радость от движения (функциональная радость) | |||||||||||||||||||||||||
ищет вещи и осуществляет действия для удовлетворения собственных нужд | |||||||||||||||||||||||||
преодолевает затруднения | |||||||||||||||||||||||||
проявляет терпение | |||||||||||||||||||||||||
Уровень | |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
выражает чувства в различных ситуациях (выражения могут быть сначала неспецифические) | |||||||||||||||||||||||||
переживает состояние нехватки при основных нуждах (мокрый, холодный, голодный, стянутый,...) | |||||||||||||||||||||||||
переживает успокоенность при удовлетворении основных нужд (еда, питье, возможность двигаться,...) | |||||||||||||||||||||||||
исполнение нужд чувствует как нечто приятное | |||||||||||||||||||||||||
различает между приятным и неприятным чувством | |||||||||||||||||||||||||
создает общее мнение | |||||||||||||||||||||||||
Уровень | |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
присоединяет чувство удовлетворения к конкретным впечатлениям или действию | |||||||||||||||||||||||||
ищет впечатления, которые вызывали чувство удовлетворения | |||||||||||||||||||||||||
исполняет действия, которые создают это чувство | |||||||||||||||||||||||||
пробует новые возможности для достижения этого чувства | |||||||||||||||||||||||||
влияет на ситуации для достижения этих чувств | |||||||||||||||||||||||||
старается эти чувства продлить | |||||||||||||||||||||||||
сам создает состояние благополучия | |||||||||||||||||||||||||
учитывает общественные и медицинские правила | |||||||||||||||||||||||||
Уровень | |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
выражает чувство страха | |||||||||||||||||||||||||
ищет безопасность | |||||||||||||||||||||||||
взаимосвязывает страх с ситуациями или объектами, которые создают эти чувства | |||||||||||||||||||||||||
избегает ситуаций или объектов, вызывающих страх | |||||||||||||||||||||||||
информацией снижает страх | |||||||||||||||||||||||||
знает и использует помощь, чтобы перебороть чувство страха | |||||||||||||||||||||||||
в максимальной мере освобождается от собственного чувства страха | |||||||||||||||||||||||||
Уровень | |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
реагирует на настроение и чувствительные импульсы у близких ему лиц | |||||||||||||||||||||||||
ведет себя под влиянием настроения и импульсов чувств | |||||||||||||||||||||||||
подражает настроению и импульсам чувств близких ему лиц | |||||||||||||||||||||||||
сам связывает настроение и импульсы чувств | |||||||||||||||||||||||||
придает настроение и импульсы чувств определенным вещам, лицам или А ситуациям | |||||||||||||||||||||||||
управляет настроением и импульсами чувств | |||||||||||||||||||||||||
при выражении чувств обращает внимание на общественные конвенции | |||||||||||||||||||||||||
умеет понять чувства других | |||||||||||||||||||||||||
достигает эмоционального равновесия | |||||||||||||||||||||||||
Уровень | |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
понимает выражение чувств партнера по его жестам и мимике (чувство печали, радости, отказа, признания, страха) | |||||||||||||||||||||||||
четко изображает эти чувства своими жестами, мимикой (радость, оцепенение, отказ) | |||||||||||||||||||||||||
определяет физический контакт как положительное проявление и переживает его как приятный (нежность, поглаживание, похлопывание по плечу) | |||||||||||||||||||||||||
определяет физический контакт как выражение предупреждения или недовольства (оттолкнуть, сильно схватить) | |||||||||||||||||||||||||
подмаргивает глазами (только учителю, одному однокласснику, различным партнерам, в спокойной среде, при замене внимания звуком) | |||||||||||||||||||||||||
понимает жесты и реагирует на них правильно (взмах рукой, подтверждение кивком, указание направления рукой) | |||||||||||||||||||||||||
понимает приветствия и правильно реагирует на них (пожатие руки, объятие, поцелуй, подмаргивание при приветствии) | |||||||||||||||||||||||||
Уровень | |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
понимает приглашения, указания и положенным образом реагирует на них (остановись, иди сюда или туда, садись) | |||||||||||||||||||||||||
выражает свои желания правильно (со словом "пожалуйста", в необходимом тоне и громкости) | |||||||||||||||||||||||||
умеет правильно поздороваться (все обыкновенные формы приветствия) | |||||||||||||||||||||||||
знает, как представиться | |||||||||||||||||||||||||
знает, как поздравить | |||||||||||||||||||||||||
знает, как пригласить | |||||||||||||||||||||||||
умеет рассказывать о своих впечатлениях | |||||||||||||||||||||||||
умеет что-нибудь объяснить (правила игры, план работы) | |||||||||||||||||||||||||
умеет разговаривать (при покупках, в учреждениях) | |||||||||||||||||||||||||
Уровень | |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
умеет выбрать партнера для игры (игры и развлечения, на уроке физкультуры, свободные игры) | |||||||||||||||||||||||||
умеет играть в большой группе (игры с многими партнерами, коллективные игры на уроке физкультуры, принимает участие в игре, при свободной игре общается со многими партнерами) | |||||||||||||||||||||||||
принимает участие в спектакле | |||||||||||||||||||||||||
принимает участие вместе с воспитателями в разных мероприятиях (посещение цирка, спектаклей, спортивных игр для пострадавших), принимает участие в путешествии | |||||||||||||||||||||||||
завязывает и поддерживает дружбу | |||||||||||||||||||||||||
Уровень | |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
привыкнуть к смене товарищей за столом, партнеров при игре | |||||||||||||||||||||||||
привыкнуть к новому учителю (урок с другим учителем, замена классного руководителя) | |||||||||||||||||||||||||
привыкнуть к переходу в другую группу (при переводе, разделении класса) | |||||||||||||||||||||||||
пережить уход друга/подружки | |||||||||||||||||||||||||
пережить изменения в семье (приход родственника, уход родственника, кончина родственника) | |||||||||||||||||||||||||
спокойно перенести пребывание в больнице | |||||||||||||||||||||||||
пережить переселение | |||||||||||||||||||||||||
суметь уехать самому | |||||||||||||||||||||||||
Уровень | |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
переносит присутствие других лиц в группе, продолжая заниматься деятельностью | |||||||||||||||||||||||||
умеет делать что-нибудь в группе с другими лицами | |||||||||||||||||||||||||
терпит и умеет обходиться неспокойными людьми (предлагает помощь одноклассникам, отвлекает их внимание, умеет сконцентрироваться в дальнейшем) | |||||||||||||||||||||||||
принимает изменение знакомого лица | |||||||||||||||||||||||||
активен с остальными в большом пространстве (при еде, при настольных играх, переносит физическую близость других) | |||||||||||||||||||||||||
умеет развлекаться с другими, участвует в подготовке развлечений | |||||||||||||||||||||||||
умеет применить правила школьной жизни за пределами школы (в кругу друзей сначала держится в стороне, не расстоянии, например в автобусе, в поезде, не спеша устанавливает контакт) | |||||||||||||||||||||||||
умеет принимать чужих людей с знакомой среде (поможет гостю, представит гостя присутствующим, обслужит его, покажет ему помещение, источники света...) | |||||||||||||||||||||||||
Уровень | |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
регулярно выполняет необходимые задания в группе (распределение поручений, уборка рабочего места, очистка использованных предметов, наведение порядка, забота о посуде, белье, мебели) | |||||||||||||||||||||||||
сознательно выполняет простые поручения (передача известий, работа посыльного) | |||||||||||||||||||||||||
самостоятельно ухаживает за животными и растениями (регулярно поливает растения, кормит животных, пропалывает растения и убирает за ними) | |||||||||||||||||||||||||
на общественных мероприятиях соблюдает положенные правила поведения (проявляет терпимость к остальным, выполняет планы учреждений, защищает свои интересы, уважает/поддерживает предложения остальных) | |||||||||||||||||||||||||
принимает участие в оформлении интерьера (установке декораций, высказывает собственные мысли, терпит или отвергает идеи остальных) | |||||||||||||||||||||||||
проводит свободное время вместе с группой (совместные игры, прослушивание музыки, игра на музыкальном инструменте, прогулки) | |||||||||||||||||||||||||
Уровень | |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
самостоятельно выполняет ежедневные обязанности и действия (в туалете, моет руки, чистит зубы, полощет рот, вешает одежду на свое место, приводит в порядок рабочее место или место для игр) | |||||||||||||||||||||||||
замечает и выполняет случайно встречающиеся действия (замечает, например, что некоторые люди нуждаются в помощи, иногда | |||||||||||||||||||||||||
самостоятельно или с одноклассниками готовит блюда и напитки, | |||||||||||||||||||||||||
сознательно ухаживает за растениями и животными, приводит в порядок окружающую среду, | |||||||||||||||||||||||||
приобретает материалы для разных мероприятий, принимает участие в планировании и составлении совместных мероприятий) | |||||||||||||||||||||||||
Уровень | |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
умеет пригласить гостей (сказать приглашение, подготовиться к приходу гостей, убрать, подготовить родственников к приему гостей, обслужить гостей) | |||||||||||||||||||||||||
умеет принять и отказаться от приглашения (поблагодарить за приглашение, извиниться, если не подходит срок, подготовиться к походу в гости, соответственно одеться) | |||||||||||||||||||||||||
отмечает праздники в группе (принимает участие в подготовке, берет на себя ответственность, участвует в покупке продуктов | |||||||||||||||||||||||||
при важных событиях соответственно ведет себя (правильное поведение при посещении ресторана, при поездке на автобусе, поезде, в школе, на родительском собрании, на собрании одноклассников) | |||||||||||||||||||||||||
правильно ведет себя при покупках (подготовит список покупок, возьмет сумку или корзину, возьмет деньги, не стоит вне очереди, умеет сказать, не нанесет ущерб и не украдет никакой товар, не рвет упаковки на продуктах, не касается неупакованного товара, коляску для покупок ставит в нужное место) | |||||||||||||||||||||||||
Уровень |
Общий уровень по разделу ___________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/26/picture-207287-1364285818.jpg)
Аналитическая справка о динамике в коррекции развития обучающихся с ОВЗ
Представлена аналитическая справка о динамике в коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/16/picture-221885-1363430380.jpg)
План работы по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних обучающихся, воспитанников
План совместной работы коррекционной школы VIII вида с ПДН по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних обучающихся, воспитанников...
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната
В чрезвычайно сложной ситуации оказываются воспитанники школ-интернатов, удаленные из семьи на период учебных занятий, а также дети, лишенные родительского попечения, и дети-сироты, прожив...
Методики для определения уровня духовно-нравственного развития обучающихся, воспитанников. Анкета "Нравственные понятия"
laquo;Личность ученика сложна и многогранна. Поэтому изучить его можно лишь при условии применения разнообразных методов, и не изолированно один от другого, а в тесной связи и взаимодействии&ra...
Результаты социальной адаптации обучающихся (воспитанников)
Анализ работы социального педагога за 2014-2018 гг....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/11/picture-945242-1547191874.jpg)
Аналитическая справка о наличии динамики в коррекции развития обучающихся с ОВЗ за 2017 - 2020 учебный год .
В 2017 - 2020 учебном году осуществляла свою деятельность с обучающимися начальной школы с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Группу посещали 85 учащихся 1 – 4 класса с диагнозом F-70, ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/26/picture-1122878-1603712960.jpg)
Аналитическая справка о положительной динамике в коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Материал для аттестации, для анализа своей работы....