Методические рекомендации по работе с картами результатов коррекции развития обучающихся, воспитанников с ОВЗ и ТМНР. (по программе Е. Худенко)
методическая разработка

Соловьева Лариса Михайловна

Методические рекомендации по работе с картами результатов коррекции развития воспитанников с ОВЗ составлены по материалам программы Е. Худенко, Раздел 3. Материалы для индивидуальной характерисОВЗ и ТМНР (перечень навыков и умений адаптивного поведения, сформированных у подростков с выраженной степенью умственной отсталости к 14 годам). С приложениями.

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №1»

Комитета по социальной политике

Методические рекомендации

по работе с картами результатов

социально-педагогической коррекции развития

обучающихся, воспитанников с ОВЗ и ТМНР

Утверждены на заседании

экспертного совета ДДИ №1:

протокол № 4 от 28.05. 2015

Автор-составитель: Соловьева Л.М.,

учитель ГБОУ школы № 439,

педагог-психолог  ДДИ № 1

Петродворец

2015


В детском доме интернате (ДДИ) осуществляется комплексная реабилитация воспитанников: медицинская, педагогическая, психологическая и социальная. Психологическое сопровождение воспитанников одно из важных направлений комплексной реабилитации.

Планирование коррекционно-развивающей работы воспитателей на группах составляется по материалам УМК Аналитического научно-методического центра «Развитие и коррекция» (под ред. Е.Д. Худенко, Москва, 2004-2005).

В материалы УМК включен рекомендательный перечень направлений коррекции развития воспитанников по 5 основным направлениям:

Личностное развитие, (Приложение 1);

Охрана здоровья, (Приложение 2);

Трудовое воспитание, (Приложение 3);

Социально-бытовая ориентировка, (Приложение 4);

Эмоционально-волевая сфера (Приложение 5).

В рамках психолого-педагогического мониторинга динамики развития воспитанников 2 раза в году проводится обследование воспитанников, с промежуточным обследованием детей высокой группы риска в середине учебного года.

Разработаны формы бланков на группу для занесения результатов обследования.

Разработанные материалы прошли апробацию на группе 13, 7 и 6. К достоинствам этого пакета можно отнести вариативность областей оценивания в зависимости от цели и уровня воспитанника, непрерывность сопровождения и постоянство критериев в течение всего периода пребывания воспитанников в ДДИ №1.

Также результаты могут быть использованы непосредственно при составлении итоговой характеристики воспитанника в конце учебного года. Образец пакета карт представлен в приложении.

Критерии оценки динамики развития воспитанников носят количественный и качественных характер. По каждому из рекомендованных для оценивания навыков оценивается ряд характеристик. По каждому умению, навыку проставляется оценка:

3 – сформирован или выполняется самостоятельно или под выборочным контролем взрослого;

2- сформирован частично или выполняется с частичной помощью и под контролем;

1- не сформирован или выполняется только в совместной с воспитателем деятельности.

Т.к. по каждому из параметров присутствует различное число умений, навыков, то при определении общего уровня руководствуемся количеством преобладающих показателей:

ВЫСОКИЙ уровень – от половины до 2/3 оценок на уровне 3 – сформирован или выполняется самостоятельно или под выборочным контролем взрослого и остальные на уровне2- сформирован частично.

СРЕДНИЙ уровень – до 2/3 оценок на уровне не менее 2 – сформирован  частично или выполняется с частичной помощью и под контролем и остальные на уровне 1- сформирован частичноили выполняется только в совместной с воспитателем деятельности.

НИЗКИЙ уровень – до половины оценок на уровне 2 – сформирован частично и остальные на уровне1 - не сформирован или выполняется только в совместной с воспитателем деятельности.

По результатам диагностики составляется и, при необходимости, корректируется образовательный и коррекционный маршрут воспитанника. Результаты обобщенного анализа данных используются педагогами и воспитателями при разработке календарно-тематического планирования и составления программ развития для воспитанников, нуждающихся в индивидуальном сопровождении.

Список литературы

  1. Абраменкова В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. М., 1999
  2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982
  3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968
  4. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.,1989.
  5. Воспитание гуманных чувств у детей. Киев, 1987
  6. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991
  7. Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии. 1994. № 5
  8. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.,1996.
  9. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. - М.: «БУК-МАСТЕР», 1993.
  10. Кряжева         Н.А. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997
  11. Кузнецов В.И. Принципы активной педагогики: Что и как преподавать в современной школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  12. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы/Под науч. Ред. Л.М. Шипициной, Е.И. Казаковой.-СПб.: Интститу специальной педагоги и психологии, 2000
  13. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии/ Под ред. Л. Анциферовой. М., 1978
  14. Лисина        М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.И. Лисиной. М., 1980
  15. Лисина        М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж, 1997
  16. Малер        А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2001. - 124с. (Метод биб-ка)
  17. Малер        А.Р., Г.В. Цикото Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. - М.: Издательский цент «Академия», 2003
  18. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. М., 1997
  19. Межличностные отношения ребенка от рождения до 7 лет. М.; Воронеж, 2001
  20. Мясищев В.Н. Психология общений: Избр. психол. труды. Воронеж, 1995
  21. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности. М. 2000
  22. Психологические проблемы нравственного воспитания детей. М., 1977
  23. Психология        формирования и развития личности. М., 1981
  24. Поиграй-ка / Сост. Трубачева Т.П., Благодатская Е.В. - Красноярск, 1999
  25. Приходъко О.Г., Моисеева Т.Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни. Методическое пособие. М.: Полиграф сервис, 2003.
  26. Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития/Сост. Баенская Е.Р., Либлинг М.М. - М.: Полиграф сервис, 2001.
  27. Развитие        общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. М., 1989
  28. Смирнова        Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие. М., 2000
  29. Смирнова        Е.О. Психология ребенка. М., 1997
  30. Смирнова        Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994, № 6
  31. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. М., 2003
  32. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 184 е.: ил. - (Коррекционная педагогика).
  33. Фильчикова Л.И., Вернадский М.Э., Парамей О.В. Нарушения зрения у детей раннего развития. Диагностика и коррекция: Методическое пособие. - М.: Полиграф сервис, 2003. - 176 с.



Предварительный просмотр:

Приложение 1. Раздел 3 Материалы для индивидуальной характеристики ребенка (перечень навыков и умений адаптивного поведения, сформированных у подростков с выраженной степенью умственной отсталости к 14 годам)

1. ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

пп

ФИ

Уровень сформированности

умения, навыка

Умение, навык

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

Способность понять себя и доверять людям. Понять позиции тела в пространстве и достигнуть равновесия в покое и движении:

двигает головой в положении на спине (поворачивает, поднимает, поворачивает и поднимает)

двигает головой в положении на животе

сидя держит голову прямо

облокотясь, поднимает голову и плечи

в положении на животе упирается на прямые руки

сидя удерживает равновесие

прочно сидит

переваливается со спины на живот и наоборот

ползает (дотрагивается животом до пола)

скользит в разных положениях

ползает на четвереньках

встает на ноги, если его потянем за руки

сам поднимается

короткое время самостоятельно стоит

бежит с чьей-нибудь помощью

бежит, придерживаясь за предметы

бежит несколько шагов самостоятельно

поднимает что-нибудь с земли

может самостоятельно ходить

поднимается на стул и тому подобное

Уровень

2

Понять физическое единство тела, узнавая части тела и их функции, и чувство поверхности тела:

реагирует свободно на прикосновение кожи (вздрагивает, сжимается, проявляет приятные и неприятные чувства)

пробует подвижность тела (топчет, качается, кувыркается...)

по-разному реагирует на прикосновения (держит, притягивается, оттягивается...)

проверяет функции подвижности отдельных частей тела (поднимает голову, играет с пальцами, сгибает плечом...)

проверяет функции отдельных частей тела (схватит, стоит на коленях, сосет, лижет...)

знает части тела и их функции

управляет и координирует движения (нанизывает бусины, высыпает, наливает, плывет...)

применяет части тела, волосы как индикаторы чувств (чувствует температуру воды, ищет тепло (холод), различает сухое и влажное...)

знает деятельность и реакции собственного тела (бьющееся сердце, дыхание пульс, потение...)

знает внутренние органы

знает свой вид (отражение в зеркале, фотографию...)

распознает человеческое тело как организм, который имеет значение

Уровень

3

Попять и запомнить раздражение чувств:

принимает раздражение чувств через разные органы (ухо, кожа...)

определяет источники импульсов

отличает раздражающие вещества отдельными чувствительными органами

связывает раздражающие вещества с качеством ощущений (приятно пахнет/воняет, приятный/неприятный звук...)

концентрировано подключает органы чувств (смотрит, наблюдает, слушает...)

исследует вещи, целенаправленно сосредотачивая органы чувств

получает действующую информацию из комплексных ситуаций возбуждения (сигналы предупреждения, поручения, сообщения,...)

приобретает индивидуально-значимые информации из комплексных ситуаций возбуждения (собственное имя, голос матери, собственную одежду,...)

различает реакции органов чувств (хороший свет, мешающий звук, заболевание,...)

надевает вспомогательные средства для улучшения функций органов чувств (очки, бинокль, слуховой аппарат,...)

через органы чувств приходит к эстетическим впечатлениям (музыка, картины,...).

Уровень

4

Способность пережить собственную деятельность, дифференцировать и управлять ею. Дать возможность оказывать себе помощь и поддерживать ее

терпит прикосновения (схватить, ласкать,...)

разрешает изменить положение

разрешает себя держать, нести, качать

пользуется помощью при движении (при еде, раздевании, одевании, гигиене,...)

принимает ход движения и продолжает его

радуется собственной деятельности

Уровень

5

Остановить стереотипы движения и выполнять целенаправленные движения

принимать в нестереотипных фазах повышенные импульсы воспитателя

в стереотипных движениях он ограничен или прерван

несмотря на стереотип, уделяет внимание воспитателю

кратковременно отвлекается от стереотипов

вести его к тому, чтобы его стереотипы были переведены на целенаправленные движения

самостоятельно переводит стереотипы на выученные движения

по предложению прекращает стереотипы

сознает стереотипы и прекращает их

отвергает стереотипы, заменяя управляемыми действиями

не имеет стереотипов

Уровень

Общий уровень по разделу ___________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Приложение 2. Раздел 3 Материалы для индивидуальной характеристики ребенка (перечень навыков и умений адаптивного поведения, сформированных у подростков с выраженной степенью умственной отсталости к 14 годам)

2. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ

пп

ФИ

Уровень сформированности

умения, навыка

Умение, навык

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

Способность почувствовать изменения собственной личности, понять и стабилизироваться в рамках собственных возможностей.

Узнавать собственные физические симптомы роста и зрелости и приспосабливаться к ним

знает свой рост и вес

осознает, что другие выше, сильнее, меньше и слабее...

знает, что он выше, сильнее, быстрее...

знает, что увеличение роста, веса и силы является последствием процессов физического роста

следит за процессом роста волос, ногтей, одевания...

понимает специфику полового развития

понимает взаимосвязь между ростом и старением

учитывает разновидность роста (маленький - большой, толстый - тонкий, аномалии...)

правильно отгадывает физические способности

явления физического роста и созревания принимает как нормальные явления и акцентирует их

Уровень

2

Обнаружить собственные желания, оценить возможности их осуществления и принять решение об их выполнении или отказаться от них

обнаруживает желания

оценивает возможность выполнения или невыполнения желаний

может ждать выполнения желаний

указывает на невозможность выполнения желания

умеет выбрать из нескольких желаний

ограничивает желания (рассудком, в отношении к другим)

отказывается от желаний

Уровень

3

Способность привлечь внимание на свои нужды и кризисные ситуации. Почувствовать голод и жажду

по-разному проявляет чувства голода и жажды (плачет, вздыхает, беспокоится)

связывает требование нужды с сигналами (кричит особым способом, сосет, чмокает, глотает)

распознает подобные реакции у контактных лиц (особые действия, бутылки или блюда)

постепенно осваивает похожие сигналы (предпочитает сосание, чмокает, глотает, варианты крика...)

по-разному показывает чувство голода (сигналы эти сильно отличаются от остальных проявлений нужды)

пробует варианты сигналов (громкость, продолжение, интервал...)

присоединяет к различным нуждам соответствующие сигналы (еда - питье)

реагирует на словесные сигналы

переносит сигналы все чаще в разговорную речь

все чаще выражает сигналы словами

формулирует устные выражения по-разному в зависимости от необходимости

объясняет свои нужды правильно, понятно

выражает предпочтение или отказ от блюд

по-разному выражаем состояние сытости

понимает индивидуально нужные ограничения (касающиеся переваримости, диеты...)

Уровень

4

Сообщить о срочной нужде

показывает, что он испражнился или описался (беспокойство, крик...)

выражает это состояние как чувство загрязнения (неудобство, отвращение...)

подает сигналы (а-а, пи-пи, показывает или ударяет себя по задней части...)

выражает желание к нужде

по-разному выражает нужду к испражнению и писанию (жесты, звуки...)

воспринимает сигналы контактных лиц (а-а, пи-пи...)

заменяет сигналы речью

подходящим способом выражает нужду речью

5

Выразить необходимость покоя и движения

выражает желание покоя (приласкается, кладет голову на стол, ворчит от удовольствия)

выражает желание к движению (шатается, прыгает, встает, волнуется)

подает одинаковые сигналы, предпочитает одинаковые сигналы (предпочитает самые удачные из опробованных сигналов...)

заимствует устные выражения контактных лиц (ага-ага, ая-ая...)

подыскивает свои выражения

6

Сообщить о чувстве недомогания, боли

дифференцировано выражает чувство недомогания, боли (ворчит от удовольствия, охает, плачет, кричит, сопротивляется, упирается)

воспринимает различные реакции контактных лиц (утешает их, гладит, оказывает помощь)

осваивает одинаковые сигналы для различных чувств

указывает, где боль

называет возможные причины неудобства, плохого самочувствия, боли

находит выражение подходящей степени чувствительности

приспосабливается к условным движениям и жестам

7

Справляться с основными контактами

допускает близость лиц (знакомые лица, контактные лица...)

допускает обращение к нему

принимает зрительный контакт и удерживает его

допускает физический контакт

реагирует на предложенные контакты (улыбается, крутит головой, подходит ближе...)

отвечает на предложенные контакты (улыбается, согласно кивает головой, протягивает руку...)

пробует варианты контактов (улыбается, шатается, идет, нагибается...)

осваивает свое соответствующее поведение при контактах » ищет контакты

Уровень

8

Уметь вести себя при затруднениях и боли

сообщает о боли и затруднениях

при боли и ранениях обращается за помощью

позволит помочь себе

слушает советы помогающего ему лица

принимает медицинскую помощь

воспринимает боль/затруднения как сигналы заболевания или ранения

самостоятельно оказывает себе помощь при заболеваниях и ранениях (при недомогании, тошноте, поносе, мелких ранениях...)

Уровень

9

Сберечь себя от отравления лекарствами

не применяет лекарства без разрешения

знает о лечебных действиях лекарств

с посторонней помощью принимает лекарства

принимает лекарства под контролем

отличает лекарства от пищепродуктов

принимает лекарства по рецепту

знает об угрозе неправильного применения лекарств (преждевременное применение, большая доза, зависимость...)

Уровень

Общий уровень по разделу ___________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Приложение 3. Раздел 3 Материалы для индивидуальной характеристики ребенка (перечень навыков и умений адаптивного поведения, сформированных у подростков с выраженной степенью умственной отсталости к 14 годам)

3. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

пп

ФИ

Уровень сформированности

умения, навыка

Умение, навык

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

Способность самостоятельно удовлетворять собственные нужды и соблюдать правила гигиены или использовать соответствующую помощь.

Принимать пишу и напитки

сосет жидкую пищу

глотает кашеобразную пищу

берет губами кашу с ложки

при кормлении держит ложку

с помощью кого-то подносит ложку

ест ложкой самостоятельно

глотает твердую пищу

жует все более жесткие куски пищи

откусывает

пьет из стакана

ест вилкой заранее нарезанную пищу

режет ножом пищу

сам себе кладет пищу и наливает жидкость

может хлеб

ест и пьет с помощью соломки

соблюдает правила еды

2

Одеться/раздеться

принимает помощь при раздевании

снимает одежду (шапку, перчатки, ботинки...)

расстегивает простые застежки (шнурки, молнии, кнопки...)

с посторонней помощью раздевает куртку, пальто

с посторонней помощью снимает носки, брюки, юбку

с посторонней помощью снимает свитер, рубашку

расстегивает сложные или труднодоступные застежки (пуговицы, крючки, петли-застежки на спине...)

самостоятельно раздевается и одевается

с посторонней помощью одевается

различает собственную одежду

различает отдельные части своей одежды

соблюдает постепенность одевания

различает: вправо, внутрь/снаружи, вверх/вниз, впереди/сзади

застегивает простые застежки (крючки, кнопки, молнии...)

застегивает сложные или труднодоступные застежки

самостоятельно одевается

при раздевании и одевании бережно обходится с одеждой (не рвет, не пачкает, не сжимает)

выполняет правила поведения

старается прилично выглядеть

3

Владеть процессом выделения и использовать туалет

следит за процессом выделения

чувствует процессы выделения, которые не контролирует, как неприятные

долго сидит на горшке или в туалете

привыкает к регулярным процессам выделения

самостоятельно пользуется туалетом

пользуется туалетом с постоянной помощью

правильно пользуется разными видами туалетов

осваивает правила гигиены после пользования туалета

дает возможность чистить нос/рот

по требованию самостоятельно чистит нос и рот

самостоятельно вытирает нос носовым платком

самостоятельно сморкается в носовой платок

контролирует течение мокроты

выполняет правила поведения

4

Ухаживать за телом и применять косметику

помогает при уходе за своим телом

умывает руки

умывает лицо

умывает лицо, шею и уши

вытирает вымытые части тела

принимает ванну

принимает душ

моет и сушит волосы

чистит ногти

ухаживает за ногами

чистит зубы

ухаживает за волосами, соблюдает индивидуальные требования гигиены тела (мыть себя перед посещением врача, принимать душ в бассейне, ухаживать за потеющими ногами...)

применяет средства для гигиены тела

применяет косметику по назначению

бреется

моет интимные части тела

обращает внимание на месячную гигиену

обращает внимание на санитарные мероприятия против вшей и блох

следит за изменениями на теле (покраснение, синяки, шероховатая кожа, перхоть...)

сообщает об изменениях, которые требуют оказания медицинской помощи (опухоль, мокрота, грибковые заболевания, узелки...)

Уровень

5

Содержать в чистоте свое помещение

пытается соблюдать чистоту и порядок

содержит игрушки в чистоте и убирает их

содержит в чистоте место для игр или рабочее место и убирает его

убирает и содержит в чистоте место для еды

содержит в чистоте полки и выдвижные ящики

убирает и чистит полки и шкафчики

содержит в чистоте класс

чистит и убирает учебные и жилые помещения

понимает необходимость и значение чистоты и порядка

Различить и соответственно использовать одежду

различает отдельные части одежды, называет отдельные части одежды (с помощью, без помощи)

присоединяет к отдельным частям одежды части тела (голова - шапка, руки - перчатки)

различает нужные части одежды

одевается в правильной очередности

различает разную одежду (для будней, рабочая одежда, для плавания, зимняя, летняя, от дождя)

составляет части одежды по типичным знакам

подбирает одежду по погоде

самостоятельно подбирает одежду

на основе одежды распознает различные ситуации и называет их (свадьба, похороны, бассейн)

самостоятельно определяет соответствующую защитную одежду (работа, ремесло, приготовление пищи)

складывает свою одежду (на стул, вешает на крючок, на вешалку, в шкаф)

чистит свою одежду (сухая/мокрая чистка щеткой, водой устраняет пятна, стирает вручную, стирает с помощью стиральной машины, вешает белье, чистит обувь)

улучшает одежду (пришивает пуговицы, петли, штопает носки)

Уровень

6

Различить, обеспечить себя и приготовить еду

различает съедобные и несъедобные вещи

различает различные продукты

знает жидкую и твердую пищу

распаковывает продукты (завтрак, может открыть коробочку с какао, открыть бутылку с лимонадом)

различает теплую и холодную еду

различает отдельные напитки

различает разные виды фруктов

различает, что едят на завтрак, обед и ужин

принимает участие в приготовлении пищи (мешает, взбивает, намазывает)

по указаниям подготовит для себя напиток (лимонад, шипучий напиток, молочный напиток)

с помощью готовит бутерброды

без помощи готовит бутерброды

делит продукты на отдельные группы (колбаса, сыр, овощи, фрукты, сладости)

знает места для хранения продуктов (кладовая, подвал, холодильник)

под надзором готовит суп и пудинг

с помощью и без помощи готовит блюда (моет, режет, чистит)

готовит простые блюда (картошку, яблочную кашу)

с помощью и без помощи перерабатывает продукты (мешает, взбивает, мажет, взвешивает, измеряет)

готовит с помощью и без помощи (печет, тушит), с помощью и без помощи добывает продукты (собирает, покупает, вынимает из холодильника)

хранит продукты с помощью и без помощи (кладовая, холодильник, подвал, морозильник)

с помощью и без помощи подает блюда (в мисках, на подносе)

при обеде распределяет отдельные блюда в нужном порядке

уровень

7

Выбрать, хранить и заботиться о материалах, приборах и инструментах:

ставит после работы стул на стол

убирает строительный набор в коробку

кладет игру на свое место на полке

вытирает доку

ставит посуду на место

моет и вытирает посуду

моет шкафы и ящики

моет игрушки

поливает цветы, ухаживает за ними, вносит удобрения

подметает, моет, пылесосит

убирает инструменты в шкаф

прячет нитки, иголки в коробку для шитья

убирает предметы для чистки обуви

наводит порядок в шкафу для бумаг

складывает и кладет на место полотенце для рук и кухонные полотенца

стирает белье по указанным символам и сушит его

гладит кухонные полотенца

убирает садовые инструменты на место

складывает вещи для занятий в одно место

Уровень

8

Изготовить предметы и наладить их производство из разных материалов:

делает бумажный фонарь

изготавливает украшение на стену (например, деревья в разные времена года)

с помощью разной техники и складывания составляет орнаментальную доску

шьет фартук для кухни, сада, приема

из глины моделирует вазы для цветов

строит домики, всю местность из строительного набора

составляет узоры из цветов/растений

Уровень

9

Соблюдать правила безопасности при работе с материалами, приборами и инструментами:

правильно работает с ножницами и ножом

знает едкие вещества

знает инструкции безопасности при работе с электроприборами (миксер)

осторожен с горячей водой

знает действие воды, если она замерзает в бутылке

знает избыточное давление (распылители, не взбалтывать бутылки)

не бросает бутылки от распылителей в костер, защищает из от солнца...

знает, что все чистящие вещества ядовиты

при учебной тревоге ведет себя правильно

знает, что пустая плита не включается

горячую посуду берет рукавицей

знает центральный выключатель в мастерской

знает, как обращаться с центральным выключателем воды

при работе пользуется защитной одеждой

Уровень

10

Уметь оборудовать и благоустраивать помещения; подготовить помещения для повторяющихся действий, игр или занятий с помощью или без помощи:

строит магазинчик, находит, дополняет, распределяет

приводит в порядок ящик для хранения вещей

заполняет шкафы для игрушек и рабочего материала

проверяет, заполнен ли шкафчик для игрушек

приводит в порядок шкаф

приводит в порядок полку для книг

ставит инструменты для сада на место

разделит столовые приборы

содержит в чистоте стойку с цветами

перед и после работы расставляет стулья

Уровень

11

Подготовить помещения или их части для игр или работы:

складывает музыкальные и ритмические инструменты

складывает или раскладывает ковер для игр

заполняет шкаф игрушками или рабочим материалом

складывает фотографии

развешивает украшения на праздник

для родительского собрания расставляет столы и стулья полукругом

в спортивный день приготавливает различные спортивные снаряды

в Новый год одевает костюм

Уровень

12

Подготовить импровизированные пространства для игр из различных материалов

подготавливает из различных материалов домик (из картона, одеял, стульев, веток, досок, строительного набора...)

из коробок строит магазинчик

переставляя столы и стулья, подготавливает класс для игр (например, "у врача", "на почте")

из столов и стульев строит туннель, пещеру

Уровень

13

Работать с материалами с учетом их свойств; игра, конструирование, лепка, изо:

играет в песочнице с песком, камнями, водой и камушками

умеет обращаться с деревянными досками, поленьями, планками...

ставит их на себя, ломает...

формирует, месит, сжимает глину или пластические массы

играет в воде

сжимает, рвет, разделяет, режет на куски бумагу, ткани

умеет обходиться с собранными предметами (коробками, роликами, упаковками...)

умеет зажечь открытый огонь и ждать

красит стены, предметы,... цветной глиной, лаком,..., мажет,...

строит снеговика

составляет коллаж из природных и основных материалов

рвет бумагу

стрижет остатки тканей, кожи, меха

смешивает краски

моделирует из деревянных опилок

Уровень

14

Выбирать и применять материалы по разным способам из практического применения:

красит бумагу как подарочную

пакует подарок

складывает бумажные салфетки

моделирует фигурки из алюминиевой фольги

вырезает картинки из каталога

собирает коробки из картона

режет бумагу на декоративные пояса (креповая, шелковая, блестящая, просвечивающаяся бумага)

вырезает звездочки, украшения

собирает лодочки, шапки

моделирует маски, гудки, скелеты

делает открытки с посвящением (день рождения, Пасха, Рождество...) (возможно распределение задач: измерить, вырезать, собрать, напечатать...)

из остатков ткани сошьет спортивные саквояж

из остатков ткани сошьет коврик

протягивает через пояса из ткани проволоку

наклеивает картинки из ткани печатает или красит ткани

нашивает

красит ткани и шерсть

вяжет крючком, вяжет на спицах, вышивает, связывает, шьет (например, занавес на стену в коридоре школы)

шьет одежду для кукол

вырезает и шьет по выкройке

из веток делает украшения

вырезает из веток и корней

вырезает дудочку из ивы

из деревянных палочек делает подставку для цветов

вырезает фигурки из фанеры

вырезает и обрабатывает деревянные дощечки

изготавливает раму для картины (обрабатывает морилкой, клеит, полирует)

изготавливает деревянную коробку

вырезает тотем

делает маленький столик под цветы (форма, лобзик, фанера, ножки...)

месит, формирует, мнет, прокатывает... глину (в зависимости от свойств)

изготавливает придуманные фигурки (из глины, гипса, мононити)

знает технику складывания (набивание, поясовая техника, рельефная техника)

знает технику глазирования и умеет применять ее (например, изготовить сосуд)

собирает разные металлы, проволоку и формирует из них изделия

подрубает край ткани

изготавливает изделия из эмали

Уровень

15

Запастись материалами, проверить и применить приборы и инструменты по своему желанию или заказу:

изготавливает мозаику из бумаги

делает подвесные украшения из проволоки

оклеивает обоями или красит помещение

вырезает определенного размера бумагу ножницами для классного задания

приводит в порядок одежду (пришивает пуговицы, молнии, складывает брюки или юбку)

шьет одежду

шьет одежду для летнего праздника, танцев

делает ящик из дерева для инструментов

устанавливает парник для школьного сада

делает кулису для кукольного театра

ремонтирует мебель (клеит фанеру, укрепляет ножки стола)

вместе с остальными сооружает "майский столб"

делает мебель из глины для группы

Уровень

Общий уровень по разделу ___________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Приложение 4. Раздел 3 Материалы для индивидуальной характеристики ребенка (перечень навыков и умений адаптивного поведения, сформированных у подростков с выраженной степенью умственной отсталости к 14 годам)

4. СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА

пп

ФИ

Уровень сформированности

умения, навыка

Умение, навык

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

Способность ориентироваться в повседневной жизни. Определить и использовать площадь группы, интерната и их оборудование

знает и найдет свою группу

знает свое место в группе

чувствует себя хорошо в группе

называет оборудование группы и знает его функции

найдет предметы и место, где им положено быть

бережет группу и его оборудование

принимает участие в украшении и переоборудовании группы

найдет соседние помещения

знает расположение функциональных помещений

связывает различные действия с функциональными помещениями

сопровождает гостя по интернату

сравнивает группу с интернатом

Уровень

2

Определить, обслуживать и бережно работать с приборами и техников в группе/интернате

по просьбе вынимает продукты из холодильника

осторожно кладет продукты в холодильник

  1. 2

определит продукты, которые хранятся в холодильнике

наполнит резервуар для льда и поставит его в морозильник

освободит холодильник

вставит штекер в розетку

включит магнитофон

выключит магнитофон

вставит кассету

вытащит кассету

перематывает кассету вперед и назад

регулирует громкость

включает пылесос

пылесосит ковер в игорном зале

без посторонней помощи отнесет пылесос на свое место

знает разные насадки для пылесоса

может почистить насадки

меняет с помощь/без помощи пакетик в пылесосе

Уровень

3

Определить, соблюдать и работать согласно знакам, сигналам и символам

действует согласно знакам, сигналам и символам

оптически и тактически воспринимает знаки и жесты

информативно акцентирует мимику и жестикуляцию присутствующих лиц и правильно реагирует

понимает знаки и жесты ему незнакомых лиц и реагирует на них

определяет различные оптические и акустические знаки

определяет графические знаки и символы и присоединяет их к соответствующему содержанию или ситуациям

знаем минимально 5 графических сигналов и их значение

перерисует или обрисует картинки и буквы

обращает внимание на графические знаки и символы вокруг себя

называет знаки и символы вокруг себя

выполняет символы

покажет знак горячей и холодной воды на водопроводном кране

знает значение контрольных лампочек

знает знаки "включен", "выключен" на различных технических приборах

распознает знаки и символы, которые предупреждают об опасности (высокое напряжение, загрязнение, опасность пожара, яд)

распознает знаки по их значению как приказ или запрет

знает знаки, указывающие на помощь (красный и зеленый крест, знак врача)

знает значение информативных знаков (стрелка, туалет, телефон, лифт)

Уровень

4

Определить, соблюдать и действовать согласно сигнальным словам и номерам

знает сигнальные слова с соответствующим характером вызова

видит сигнальные слова и соответственно ведет себя (стой, внимание, вход запрещен)

знает сигнальные слова, указывающие на опасность (яд, опасно для жизни, высокое напряжение, проход запрещен, не стоять, не открывать, стройка) .

знает сигнальные слова, указывающие на помощь (врач, красный крест, милиция, больница)

знает сигналы, имеющие информативный характер (туалет женский, мужской, почта, такси, запасный выход, вход/выход, открыто/закрыто)

различает значение цифр (автобусная линия, этаж перрон/путь, номера домов, часы работы, номер комнаты, класса)

устно реагирует на знакомое сигнальное слово

читает простые сигнальные слова

на уроке обращает внимание на сигнальные слова

учитывает в окружающей среде выученные сигнальные слова

действует согласно сигнальным словам и цифрам

различает буквы и цифры

Уровень

5

Узнать и различать лица, с которыми приходится сталкиваться

знает членов своей семьи

присоединяет определенную деятельность каждому члену семьи

называет родственников

говорит о знакомых лицах

использует служебное назначение (учитель, секретарша, дворник, водитель автобуса...)

связывает названные выше лица с определенными действиями

ищет в группе лица, которые были ему названы

изображает знакомые ему лица

Уровень

6

Способность ориентироваться в транспорте. Использовать дороги вблизи дома-интерната

называет характерные пункты, которые находит по дороге в интернат

после подготовки запоминает дорогу

знает опасные места на дороге (переходы, перекрестки)

устно/жестами эти угрозы называет

на этих местах ведет себя правильно

одноклассникам показывает правильное поведение

замечает изменения на знакомой дороге

на самой безопасной дороге найдет магазин

пользуется тротуаром

знает назначение тротуаров

на дороге без тротуара ведет себя правильно

переходит через дорогу (светофоры, переход, дорога без обозначения)

сам придет в интернат

распознает и называет правильное и неправильное поведение в транспорте

Уровень

7

Определять и ориентироваться в дорожных знаках

знает обозначения для пешеходов и велосипедистов

пользуется указаниями знаков

на тренировочной прогулке следит за дорожными знаками

из множества знакомых дорожных знаков узнает те, которые ему уже знакомы

знает дорожные знаки для автомобилистов

присоединяет конкретное поведение к дорожному знаку (переход)

на территории школы с помощью дорожных знаков найдет определенное место

на тренировочной прогулке показывает на дорожные знаки

Уровень

8

Найти и использовать входы, выходы, лестницы, лифты и эскалаторы

называет место в здании, через которое можно войти/выйти в/из здания

открывает/закрывает различные двери в комнатах (раздвижные, вращающиеся, наружные)

различает/читает вход/выход

знает, как подняться на верхние этажи здания (лестница, эскалатор, лифт)

постепенно спускается/поднимается по лестнице (с помощью/без помощи)

постепенно спускается/поднимается по лестнице (с помощью/без помощи перил)

плавно спускается/поднимается по лестнице (с помощью/без помощи перил)

при пользовании лестницей ведет себя правильно

знает эскалатор (универмаг)

пользуется эскалатором

знает лифты (универмаг, многоэтажное здание, многоэтажная стоянка)

пользуется лифтом с помощью

знает значение вверх/вниз

Л • когда пользуется лифтом, просит помощи у взрослых

знает таблицы и сигналы этажей в лифте

самостоятельно пользуется этими таблицами

знает значение тревожной кнопки, сумеет ее применить соответственно ситуации

Уровень

9

Определять и использовать школьные автобусы, городской транспорт и вести себя соответственно ситуации

сходит/выходит в/из автобуса с помощью и без помощи

в школьном автобусе ведет себя правильно

знает школьный автобус

во время езды соблюдает указания лиц, которые его сопровождают

знает различные средства транспорта

знает о необходимости проездного билета (удостоверение инвалида)

знает, где можно купить билет (окошко, автомат, магазин)

просит проездной билет

Уровень

10

Определить аварийное оборудование и применять его соответственно обстоятельствам

знает различные предохранительные устройства

различает их

называет предохранительные устройства по картинками

причисляет определенные лица к определенному предохранительному устройству (складной альбом)

знает предохранительные устройства в интернате

знает предохранительные устройства рядом с интернатом

при тренировочной прогулке показывает на предохранительный устройства

знает сигналы предупреждения

различает отдельные сигналы предупреждения

придает оптическим и звуковым сигналам определенное значение

обслуживает пожарную сигнализацию

показывает, как выйти из аварийной ситуации

Уровень

11

Узнать полицейского и в случае необходимости пригласить его или найти

различает полицейского от остальных людей в форме

найдет форму полицейского в шкафу с одеждой

знает задачи полицейского (помогать, регулировать транспорт, информировать)

изображает некоторые задачи полицейского

на улице обращается к полицейскому

ясно сообщит полицейскому о своих проблемах

знает местопребывания милиции вблизи дома-интерната

узнает деятельность полицейского в интернате при изучении правил дорожного движения

узнает полицейского в своем районе

знает сигнальное слово "милиция"

Уровень

12

Уметь пользоваться телефоном

определяет звонок телефона

услышав звонок телефона, пригласит взрослого

поднимет трубку и откликнется

после принятия разговора пригласит взрослого

примет короткую информацию

Уровень

13

Уметь пользоваться общественным туалетом

знает указатели направления к общественному туалету

ориентируется по этим указателям

знает символ туалета, который ему принадлежит

закрывает дверь туалета изнутри и знает, как ее открыть

пользуется автоматом для двери

знает различные систему смывания в туалетах

моет и вытирает руки

называет несколько возможностей сушки рук

пользуется роликовым полотенцем

пользуется бумажными салфетками, а после употребления бросает их в корзину

пользуется электросушкой для рук

знает и пользуется различными мыльницами

учитывает гигиенические мероприятия (женские пакеты, пеленки)

Уровень

14

Определить и уметь пользоваться оборудованием бытовых услуг в случае необходимости

знает необходимость коммунальных услуг

называет профессии в сфере услуг (парикмахер, электрик)

называет служебные помещения услуг (ратуша, вывоз мусора, водопроводная станция, сберегательная касса, химчистка)

понимает связь отдельных услуг и соответствующих служебных помещений, знает, когда можно пользоваться услугами

подражает работникам бытовых услуг

Уровень

15

Воспринять течение времени, понять разговор о времени

наблюдая за действием предмета, узнает о течении времени (катание шарика)

слушая наблюдает за течением времени (колокол, лай зверя)

производя сознательный действия, узнает о течении времени (переворачивание кубиков строительного набора, колокольных звон)

отличает день от ночи

знает часы дня

связывает утро, полдень и вечер с соответствующими блюдами

связывает утро, полдень и ведер с действиями (подъем, уход в школу, игры дома, сон)

понимает выражение "теперь" и "сегодня"

понимает выражение "завтра" и "вчера"

умеет понять взаимосвязь с вещами, которые находятся в недалеком прошлом

определяет, что действие заканчивается раньше, чем начинается другое (раньше я сидел, а теперь мою тарелку)

понимает слова: следующее, после...

понимает слова: почти/позже

умеет вспомнить действия в прошлом

понимает слова: сегодня утром, сегодня в полдень, сегодня после обеда, вчера утром

умеет представить себе действия в недалеком прошлом

правильно называет короткий отрезок времени (с утра до обеда, с обеда до вечера)

правильно называет впечатления с утра до вечера

в правильной последовательности времени называет события вчерашнего, сегодняшнего и завтрашнего дня

Уровень

16

Понять и учитывать значение дневного течения времени

запоминает определенные события как характерные для определенной части дня

связывает каждый отрезок для с действием

правильно определит картинки с действиями в течение дня

пытается физически изобразить характерные знаки отрезка времени в течение дня

делит день на отрезки времени (полдень, завтрак, еда, игра, свободное время, конец школы, дом, сон)

с одноклассниками пробует физически изобразить выражения: утро, полдень, после обеда, вечер

приписывает свое понимание к событиям, отвечающим этому отрезку времени

чувствует правильную последовательность времени для приведенных выше выражений

в утреннем кружке говорит о событиях прошлых дней

знает, что каждый день протекает в определенном порядке

действует по расписанию дня

правильно распределяет свой день

Уровень

17

Понять и учитывать значение недельного течения времени

знает названия дней недели

называет дни недели в правильном порядке

знает рабочие и выходные дни

связывает отдельные школьные дни с определенными действиями во время учебы

запоминает особенности выходных дней

в самом начале недели рассказывает о своих впечатлениях о прошедших выходных

принимает участие при составлении плана на неделю

в связи с днями недели использует следующие слова: сегодня, вчера, завтра, послезавтра

знает, как обходиться с отрывным календарем

Уровень

18

Понять годовое течение времени

различает изменения в природе в течение года

различает эти изменения как части года - времена года

показывает изменения с помощью картинок

знает времена года

знает, что в течение года происходят различные важные события

знает названия и последовательность времен года

знает свою дату рождения

знает названия месяцев, которые связывает с датами рождения знакомых лиц

знает называния месяцев в правильной последовательности

составит календарь дней рождения своей семьи/класса

знает течение года по работам в саду

готовится к определенным событиям в году (Пасха, Рождество...)

Уровень

19

Ориентироваться во времени с помощью часов

знает различные типы часов

описывает отдельные части часов

по образцу сам делает часы из картона

понимает вращение стрелок

различает маленькую и большую стрелки

знает различное положение стрелок в течение дня

знает положение стрелок в начале учебы, во время перемены, во время обеда

ставит на учебных часах различное время

связывает положение стрелок с событиями в течение дня

следит за движением стрелок во время короткого отрезка времени

Уровень

20

Способность понять природу в ее различных проявлениях и приспособиться к ним. С пониманием относиться к животным

отличает животных от других существ

знает домашних животных

определяет животных по их характерным знакам

знает жизненные потребности знакомых ему животных

кормит молодых животных в группе

знает корм для знакомых ему животных

ухаживает за животными в группе/интернате

знает обозначение домашних животных

знает диких животных

относит животных к жизненной среде

правильно относится к животным

знает об опасности, которую могут причинить заболевшие животные

знает, как надо вести себя, когда встречаешься с больным животным

знает животных, которые полезны для людей

относит определенные продукты к определенным животным

знает хищных животных

ведет себя правильно с больными животными

ухаживает за больными животными

знает потребности животных зимой

с помощью кинофильмов глубже знакомится с жизнью животных

Уровень

21

Заботиться о растениях

поливает и ухаживает за растениями

помогает при пересадке растений

самостоятельно пересаживает растения

приобретает рассаду растений

наблюдает за ростом растений

знает о вредителях, которые повреждают растения

различает комнатные и садовые растения

знает, чем питаются растения

сажает луковицы и клубни

сеет семена

расчищает сад

знает потребности растений

знает, что растения могут быть украшением

составляет букеты

собирает плоды с кустарника

собирает плоды с дерева

отличает созревшие плоды от неспелых

делает простые работы в саду

знает об опасности ядовитых растений и плодов

Уровень

22

Сблизиться с окружающей природой и с вниманием к ней относиться

на прогулках наблюдает за особенностями природы

знает обозначение различных природных явлений (холм, лес, луг, река, озеро, дорога, яма)

знает разницу между лесом и лугом

относит определенные растения к их жизненной среде

знает пользу земли для человека

знает, почему запрещается ходить по полю

знает изображенную местность и умеет ее назвать

видит загрязнение местности

устраняет загрязнение местности

устраняет загрязнение природы и убирает мусор

соблюдает правила охраны природы

знает животных отдельных областей

на прогулках наблюдает за животным^ этой области

описывает чужие природные формации

знает об опасности, которая может исходить от природы

Уровень

23

Понимать изменение погоды и ее влияние, уметь приспосабливаться к нim

воспринимает влияние погоды на организм (потение, лихорадка замерзание), устно высказывает свои наблюдения

умеет называть солнце, дождь, ветер, снег

по наблюдениям ведет часы погоды

по наблюдениям составляет календарь погоды

одевается соответственно погоде

обосновывает свое решение об одежде, связ ывая это с погодой

знает, как уберечься от плохой погоды (сапоги, зонт, перчатки, возможность спрятаться перед дождем)

учитывает опасность, которая может возникнуть под влиянием погоды

знает об опасности сильной солнечной радиа\ции

знает об опасности, которую может принести1, буря

знает об опасности, которую могут принести cнеги лед

приспосабливается к разным погодным условия)м

Уровень

Общий уровень по разделу ___________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Приложение 5. Раздел 3 Материалы для индивидуальной характеристики ребенка (перечень навыков и умений адаптивного поведения, сформированных у подростков с выраженной степенью умственной отсталости к 14 годам)

5. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА

пп

ФИ

Уровень сформированности

умения, навыка

Умение, навык

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

  1. Реагировать на импульсы окружающей среды

реагирует на вкусовые , обонятельные и сенсорные возбуждения

реагирует на оптические и акустические возбуждения

отвечает на милые обращения (посмотрит, улыбнется,...)

отвечает на другие эмоциональные возбуждения (топает, радуется, плачет,...)

реагирует на побуждающие действия (схватывает, слушает,...)

вступает в коммуникационную деятельность возвращает мяч, повторяет звуки,...)

дает возможность привлечь себя к общественным мероприятиям (слушает музыку, поет, играет,...)

выбирает между многими соблазнами

контролирует себя при реакции на возбуждения (выполняет запреты, правила, указания,...)

Уровень

  1. Осуществлять направленные действия и применять их для удовлетворения потребностей и решения задач в продолжительном периоде времени

возбуждением дает спровоцировать себя к активности (действию) (двигает головой, губами, хватает, смотрит,...)

притягивает к себе предметы и изучает их (сосет, облизывает, грызет, ощупывает,...)

движения в направлении к источникам возбуждений (скользит, ползает на четвереньках, бежит,...)

движется в направлении к лицам

играет с вещами

умеет пережить радость от движения (функциональная радость)

ищет вещи и осуществляет действия для удовлетворения собственных нужд

преодолевает затруднения

проявляет терпение

Уровень

  1. Способность осознавать и овладевать психофизическим напряжением. Чувствовать себя в разных ситуациях хорошо (плохо)

выражает чувства в различных ситуациях (выражения могут быть сначала неспецифические)

переживает состояние нехватки при основных нуждах (мокрый, холодный, голодный, стянутый,...)

переживает успокоенность при удовлетворении основных нужд (еда, питье, возможность двигаться,...)

исполнение нужд чувствует как нечто приятное

различает между приятным и неприятным чувством

создает общее мнение

Уровень

  1. Возможность достигнуть, узнать и использовать чувство удовлетворения (благополучия)

присоединяет чувство удовлетворения к конкретным впечатлениям или действию

ищет впечатления, которые вызывали чувство удовлетворения

исполняет действия, которые создают это чувство

пробует новые возможности для достижения этого чувства

влияет на ситуации для достижения этих чувств

старается эти чувства продлить

сам создает состояние благополучия

учитывает общественные и медицинские правила

Уровень

  1. Перебороть чувства, вызывающие страх

выражает чувство страха

ищет безопасность

взаимосвязывает страх с ситуациями или объектами, которые создают эти чувства

избегает ситуаций или объектов, вызывающих страх

информацией снижает страх

знает и использует помощь, чтобы перебороть чувство страха

в максимальной мере освобождается от собственного чувства страха

Уровень

  1. Пережить подъем настроения и эмоционального возбуждения

реагирует на настроение и чувствительные импульсы у близких ему лиц

ведет себя под влиянием настроения и импульсов чувств

подражает настроению и импульсам чувств близких ему лиц

сам связывает настроение и импульсы чувств

придает настроение и импульсы чувств определенным вещам, лицам или А ситуациям

управляет настроением и импульсами чувств

при выражении чувств обращает внимание на общественные конвенции

умеет понять чувства других

достигает эмоционального равновесия

Уровень

  1. Способность вступать в контакты, принимать и поддерживать их

понимает выражение чувств партнера по его жестам и мимике (чувство печали, радости, отказа, признания, страха)

четко изображает эти чувства своими жестами, мимикой (радость, оцепенение, отказ)

определяет физический контакт как положительное проявление и переживает его как приятный (нежность, поглаживание, похлопывание по плечу)

определяет физический контакт как выражение предупреждения или недовольства (оттолкнуть, сильно схватить)

подмаргивает глазами (только учителю, одному однокласснику, различным партнерам, в спокойной среде, при замене внимания звуком)

понимает жесты и реагирует на них правильно (взмах рукой, подтверждение кивком, указание направления рукой)

понимает приветствия и правильно реагирует на них (пожатие руки, объятие, поцелуй, подмаргивание при приветствии)

Уровень

  1. Понять и ответить на устные выражения

понимает приглашения, указания и положенным образом реагирует на них (остановись, иди сюда или туда, садись)

выражает свои желания правильно (со словом "пожалуйста", в необходимом тоне и громкости)

умеет правильно поздороваться (все обыкновенные формы приветствия)

знает, как представиться

знает, как поздравить

знает, как пригласить

умеет рассказывать о своих впечатлениях

умеет что-нибудь объяснить (правила игры, план работы)

умеет разговаривать (при покупках, в учреждениях)

Уровень

  1. Уметь вступить в контакт

умеет выбрать партнера для игры (игры и развлечения, на уроке физкультуры, свободные игры)

умеет играть в большой группе (игры с многими партнерами, коллективные игры на уроке физкультуры, принимает участие в игре, при свободной игре общается со многими партнерами)

принимает участие в спектакле

принимает участие вместе с воспитателями в разных мероприятиях (посещение цирка, спектаклей, спортивных игр для пострадавших), принимает участие в путешествии

завязывает и поддерживает дружбу

Уровень

  1. Справиться с проблемами и нарушением при социальном контакте

привыкнуть к смене товарищей за столом, партнеров при игре

привыкнуть к новому учителю (урок с другим учителем, замена классного руководителя)

привыкнуть к переходу в другую группу (при переводе, разделении класса)

пережить уход друга/подружки

пережить изменения в семье (приход родственника, уход родственника, кончина родственника)

спокойно перенести пребывание в больнице

пережить переселение

суметь уехать самому

Уровень

  1. Способность сосуществования и сотрудничества с остальными. Деятельность в присутствии других

переносит присутствие других лиц в группе, продолжая заниматься деятельностью

умеет делать что-нибудь в группе с другими лицами

терпит и умеет обходиться неспокойными людьми (предлагает помощь одноклассникам, отвлекает их внимание, умеет сконцентрироваться в дальнейшем)

принимает изменение знакомого лица

активен с остальными в большом пространстве (при еде, при настольных играх, переносит физическую близость других)

умеет развлекаться с другими, участвует в подготовке развлечений

умеет применить правила школьной жизни за пределами школы (в кругу друзей сначала держится в стороне, не расстоянии, например в автобусе, в поезде, не спеша устанавливает контакт)

умеет принимать чужих людей с знакомой среде (поможет гостю, представит гостя присутствующим, обслужит его, покажет ему помещение, источники света...)

Уровень

  1. Действовать по инициативе или под руководством другого лица, самостоятельно или вместе

регулярно выполняет необходимые задания в группе (распределение поручений, уборка рабочего места, очистка использованных предметов, наведение порядка, забота о посуде, белье, мебели)

сознательно выполняет простые поручения (передача известий, работа посыльного)

самостоятельно ухаживает за животными и растениями (регулярно поливает растения, кормит животных, пропалывает растения и убирает за ними)

на общественных мероприятиях соблюдает положенные правила поведения (проявляет терпимость к остальным, выполняет планы учреждений, защищает свои интересы, уважает/поддерживает предложения остальных)

принимает участие в оформлении интерьера (установке декораций, высказывает собственные мысли, терпит или отвергает идеи остальных)

проводит свободное время вместе с группой (совместные игры, прослушивание музыки, игра на музыкальном инструменте, прогулки)

Уровень

  1. Действовать самостоятельно или вместе

самостоятельно выполняет ежедневные обязанности и действия (в туалете, моет руки, чистит зубы, полощет рот, вешает одежду на свое место, приводит в порядок рабочее место или место для игр)

замечает и выполняет случайно встречающиеся действия (замечает, например, что некоторые люди нуждаются в помощи, иногда

самостоятельно или с одноклассниками готовит блюда и напитки,

сознательно ухаживает за растениями и животными, приводит в порядок окружающую среду,

приобретает материалы для разных мероприятий, принимает участие в планировании и составлении совместных мероприятий)

Уровень

  1. Определить разные способы сосуществования, приспособиться к ним и принимать их

умеет пригласить гостей (сказать приглашение, подготовиться к приходу гостей, убрать, подготовить родственников к приему гостей, обслужить гостей)

умеет принять и отказаться от приглашения (поблагодарить за приглашение, извиниться, если не подходит срок, подготовиться к походу в гости, соответственно одеться)

отмечает праздники в группе (принимает участие в подготовке, берет на себя ответственность, участвует в покупке продуктов

при важных событиях соответственно ведет себя (правильное поведение при посещении ресторана, при поездке на автобусе, поезде, в школе, на родительском собрании, на собрании одноклассников)

правильно ведет себя при покупках (подготовит список покупок, возьмет сумку или корзину, возьмет деньги, не стоит вне очереди, умеет сказать, не нанесет ущерб и не украдет никакой товар, не рвет упаковки на продуктах, не касается неупакованного товара, коляску для покупок ставит в нужное место)

Уровень

Общий уровень по разделу ___________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка о динамике в коррекции развития обучающихся с ОВЗ

Представлена аналитическая справка о динамике в коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....

План работы по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних обучающихся, воспитанников

План совместной работы коррекционной школы VIII вида с ПДН  по предупреждению самовольных уходов  несовершеннолетних обучающихся, воспитанников...

Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната

В чрезвычайно  сложной ситуации оказываются  воспитанники школ-интернатов, удаленные из семьи на период учебных занятий, а также дети, лишенные родительского попечения, и дети-сироты, прожив...

Методики для определения уровня духовно-нравственного развития обучающихся, воспитанников. Анкета "Нравственные понятия"

laquo;Личность ученика сложна и многогранна. Поэтому изучить его можно лишь при условии применения разнообразных методов, и не изолированно один от другого, а в тесной связи и взаимодействии&ra...

Результаты социальной адаптации обучающихся (воспитанников)

Анализ работы социального педагога за 2014-2018 гг....

Аналитическая справка о наличии динамики в коррекции развития обучающихся с ОВЗ за 2017 - 2020 учебный год .

В 2017 - 2020 учебном году осуществляла свою деятельность с обучающимися начальной школы с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Группу посещали 85 учащихся 1 – 4 класса с диагнозом F-70, ...