Методическая работа
учебно-методический материал по теме

Манцерева Елена Борисовна

Выступление на окружном семинаре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад «Игровая коррекционно – развивающая среда класса как средство развития речи»

Учитель: Манцерева Е.Б.

Игра - это радость общения, дающая ощущение полноты жизни, которая в не меньшей степени важна тем людям, возможности которых ограничены в силу тех или иных причин.

На сегодняшний день накоплен немалый опыт использования игровых форм в воспитании и развитии детей с ограниченными возможностями. Многие видные деятели отечественной коррекционной педагогики (среди которых можно назвать Елену Анатольевну Стребелеву, Владимира Ильича Селивёрстова, Ирину Магомедовну Бгажнокову) отмечают большое значение различных видов игровой деятельности на коррекцию и развитие всех сторон личности ребёнка.

По определению современных исследователей, игра – это естественная для ребёнка форма обучения.

Развивающий эффект игр достигается через последовательное освоение разнообразных видов игр, выстроенных в определенном порядке. Используется логика постепенного усложнения игровых действий, что дает заметный развивающий эффект и обеспечивает поддержание интереса к игре и чувство удовлетворенности от постепенно улучшающихся игровых достижений. Методика поддержания эмоционально радостного восприятия собственных достижений чрезвычайно важна в обучении людей с ограниченными возможностями.

Доказано, что на развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В нашей школе такой средой является прежде всего классная комната. Игровая среда организуется в одной из частей учебной комнаты. Игровые уголки оформляются мобильными, компактными играми и игрушками, которые дети могут активно использовать в игровом и учебно – воспитательном процессе.
В ходе урочной и внеурочной деятельности, в группе продлённого дня и специальном занятии по игротерапии учителями организуются индивидуальные и групповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия с детьми. Игровая коррекционно - развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности. В ней дети реализуют свои способности. При подборе дидактического материала учитываются:
- наполняемость уголка;
- разнообразие материала;
- соответствие возрасту;
- доступность;
- системность;
- эстетика оформления;
- ведущая игрушка («хозяйка или хозяин»).
В основу наполняемости положено тематическое планирование по лексическим темам. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций логопеда и дефектолога, что делает его взаимодействие с учителями не формальным, а очень тесным и плодотворным. Содержание определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи при системном  ее недоразвитии.
Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Опыт показывает, что только при таком подходе возможна эффективная коррекция речи школьников с интеллектуальной недостаточностью. При случайном, формальном подборе игр объем восприятия детей оказывается перегруженным и обучаемость резко снижается. Материал  имеет многофункциональный характер. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в зависимости от лексической темы. Одновременно там находится материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой.
Весь материал, в рамках лексической темы, подобранный специалистами, должен соответствовать возрасту детей. Опора на игру, как на один из ведущих видов деятельности, обеспечивает педагогам значительный положительный эффект в коррекционной работе. Игра создает условия для неформального общения ребенка со сверстниками и взрослым, предоставляет ему полную свободу действий. Поэтому игровой материал должен быть доступным для него. Это положительно влияет на развитие речи и интеллектуальное развитие в целом.
Создавая игровую коррекционно - развивающую среду класса, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому мы уделяем большое внимание эстетике игрового уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Она является другом, партнером в игре, собеседником. Куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Поэтому ключевым персонажем, хозяйкой или хозяином уголка решено было сделать многофункциональную игрушку. Её способность двигаться (с помощью взрослого или ребенка), задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, приглашать в гости друзей, преподносить неожиданные сюрпризы вызывает у детей живой интерес, побуждает к речевой активности.

Как показывает наш опыт, разработанные логопедами рекомендации к содержанию игрового коррекционного уголка позволили педагогам создать дополнительные условия для создания обогащенной предметно-развивающей и поддерживающей речевой среды в классе. Хочется напомнить, что одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений.

Как уже указывалось выше, пособия для развития речи из игрового коррекционно – развивающего уголка применяются в ходе урочной деятельности (Игры «Назови детёныша», «Кто лишний?», «Составь слово», игровые упражнения на развитие артикуляционного аппарата «Кто быстрее», «Больница», «Подпиши» - использование элементов глобального чтения, различные виды пазлов); в ходе внеурочной деятельности – игры на переменах («Назови цвета», «Времена года», «Профессии», в группе продлённого дня и специальном занятии по игротерапии, где используются настольные игры, театрализованные, различные виды конструирования, подвижные.

Практические советы при использовании игротерапии

1. Развитие интереса к игре и создание атмосферы взаимной заинтересованности в творческих и игровых достижениях каждого.

2. Постоянное создание "ситуации успеха".

3. Индивидуальный подход к каждому играющему.

Игра как средство развития речи должна быть использована как средство социализации личности. Развить вербальную и невербальную коммуникацию:

- развить коммуникативные способности ребенка со сверстниками

- научить взаимодействию в коллективе, правильным отношениям в коллективе

- развить двигательные способности ребенка

- научить ребенка способностям самоорганизации, понятию "ПРАВИЛА", уважению к своей личности, личности других, к коллективу.

Игра помогает сплотить детей, включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых. В игре воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно оценивать поступки других.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игровая коррекционно – развивающая среда класса как средство развития речи

Слайд 2

Игра – это естественная для ребенка форма обучения.

Слайд 3

Педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью .

Слайд 4

Постановка цели перед каждой игрой. Соответствие игр силам и способностям детей. Обеспечение положительного эмоционального воздействия. Систематичность и последовательность проведения игр. Побуждение играющих к проявлению активности (при направляющей роли педагога).

Слайд 5

Игровая среда организуется в одной из частей учебной комнаты. Игровые уголки оформляются мобильными, компактными играми и игрушками, которые дети могут активно использовать в игровом и учебно – воспитательном процессе.

Слайд 6

При подборе дидактического материала учитываются: - наполняемость уголка - разнообразие материала - соответствие возрасту - доступность - системность - эстетика оформления; - ведущая игрушка («хозяйка или хозяин»).

Слайд 7

В основу наполняемости положено тематическое планирование по лексическим темам. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций логопеда и дефектолога. Содержание определяется в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи при системном ее недоразвитии. Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Материал имеет многофункциональный характер. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в зависимости от лексической темы.

Слайд 9

«Хозяин» уголка

Слайд 10

Использование речевых игр на уроках

Слайд 12

Использование речевых игр во внеурочной деятельности

Слайд 13

Использование речевых игр в группе продлённого дня

Слайд 14

Занятия по игротерапии

Слайд 16

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИГРОТЕРАПИИ 1. Развитие интереса к игре и создание атмосферы взаимной заинтересованности в творческих и игровых достижениях каждого. 2. Постоянное создание "ситуации успеха". 3. Индивидуальный подход к каждому играющему.

Слайд 17

Игра как средство развития речи должна быть использована как средство социализации личности. Развить вербальную и невербальную коммуникацию : - развить коммуникативные способности ребенка со сверстниками; - научить взаимодействию в коллективе, правильным отношениям в коллективе; - развить двигательные и коррективные способности ребенка; - научить ребенка способностям самоорганизации, понятию "ПРАВИЛА", уважению к своей личности, личности других, к коллективу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над единой методической темой Дома детского творчества – одна из форм методической работы в образовательном учреждении

Одной из важных форм методической службы является работа над единой методической темой образовательного учреждения...

анализ методической работы методического объединения естественно-математического цикла 2014 год

В течение 2013-2014 учебного года учителя МО работали над проблемой «Новые педагогические технологии, как одно из необходимых условий преподавания естественно-математических дисциплин» Серь...

Анализ методической работы школьного методического объединения гуманитарного цикла за 2015-2016 год.

В анализе подведены итоги работы членов ШМО учителей гуманитарного  цикла по разным  направлениям. Определены задачи  работы на новый уебный год...

Формы методической работы методических объединений

Формы методической работы.Направления и формы работы методического объединения могут быть разнообразными, но результат работы во многом зависит от педагогов, их профессиональных качеств и творческого ...

Методические рекомендации: Основные элементы контроля методической работы.

Показатели контроля деятельности школьных профессиональных объединений педагогов. Основные элементы контроля экспериментальной и научно-исследовательской работы.Критерии оценки качества экспериме...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...