Методическая работа
учебно-методический материал на тему

Манцерева Елена Борисовна

Выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл анализ работы МО32.83 КБ
Файл ped_sov_avgust_2014.pptx1.83 МБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Анализ учебно – воспитательной работы МО учителей средних и старших классов со сложной структурой дефекта за 2013-2014 учебный год».

Руководитель МО: Манцерева Е.Б.

         Методическое объединение учителей средних и старших классов со сложной структурой дефекта работало над общешкольной темой: «Новые учебные технологии обучения детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в свете модернизации образования».                                                                                              Работа велась по направлению: «Вариативность образовательных программ, соответствующих характеру особых образовательных потребностей детей со сложной структурой дефекта

 Цель работы МО : ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, соответствующие характеру особых образовательных потребностей; использовать специальные методы, приемы и средства обучения; индивидуализировать обучение; обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды; максимально раздвинуть образовательное пространство ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Поставлены следующие задачи:

  1. Оказание комплексной коррекционной помощи специалистами службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, ориентированной на устранение индивидуальных проблем каждого ребенка.
  2. Расширение коррекционного образовательного пространства за пределы учреждения: оказание помощи не только в условиях ОУ, но и дома.
  3. Определение в качестве приоритетного направления коррекционной помощи социальной адаптации и  развития индивидуального жизненного опыта ребенка на максимально доступном ему уровне.
  4. Обеспечение вариативности форм обучения детей с комплексными нарушениями с учетом возможностей ребенка.
  5. Планирование содержания программы обучения и воспитания детей и подростков с комплексными нарушениями осуществляется с учетом уровня развития и компенсаторных возможностей, индивидуально-типологических особенностей, структуры нарушения и степени потребности в посторонней помощи,  а не возраста ребенка.
  6. Обеспечение разных форм организации детей в зависимости от этапа обучения.  
  7. Включение членов семьи в качестве активных участников коррекционного образовательного процесса. Использование вариативных форм работы с семьей.
  8. Организовать систематическую работу по изучению новинок методической литературы.

 Можно выделить следующие виды деятельности.

1. Аналитическая деятельность:

- Анализ методической деятельности за 2012-2013 учебный год и планирование на 2013-2014 учебный год.

- Анализ посещения открытых уроков.

- Изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования).

- Анализ работы педагогов с целью оказания помощи.

2. Информационная деятельность:

- Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности.

- Знакомство с ФГОС начального общего образования.

- Пополнение тематической папки «Методическое объединение учителей средних и старших классов».

3. Организация методической деятельности:

- Выявление затруднений, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогам в подготовке к урокам, в подготовке к аттестации.

4. Консультативная деятельность:

- Консультирование педагогов по вопросам тематического планирования.

- Консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности.

- Консультирование педагогов по вопросам в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС.

В 1 четверти работа МО осуществлялась по теме: «Лечебно-профилактическая и восстановительная работа, коррекционная психолого-педагогическая помощь, социально-бытовая и доступная профессионально-трудовая подготовка для детей с особыми образовательными потребностями».

Во 2 четверти работа осуществлялась по теме: «Индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальные программы обучения: форма и примерные образцы»

В 3 четверти - «Организация и содержание коррекционно-педагогической работы по всем направлениям обучения и воспитания».

В 4 четверти работа осуществлялась по теме: «Вариативные формы проектов воспитательской работы в специальном (коррекционном) учреждении для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития».

Методическое объединение учителей средних и старших классов

со сложной структурой дефекта работало в составе четырнадцати человек. Тринадцать  учителей имеют высшее образование. Три человека со стажем работы более 25 лет. Пять учителей имеют высшую квалификационную категорию. Все члены МО имеют достаточную методическую и педагогическую подготовку для совершенствования учебно-воспитательной работы на уроках и внеклассных мероприятиях с детьми со сложной структурой дефекта. Все учителя работают по программам, составленным учителями нашей школы и по учебникам, предлагаемым Министерством образования РФ. Есть необходимое учебное оборудование и наглядные пособия для выполнения теоретической и практической части программы.

  • МО учителей средних и старших классов со ССД являлось одной из форм коллективной работы учителей, где осуществлялся обмен опытом, коллективное обсуждение проблем, возникающих как при прохождении программы, так и в вопросах воспитания учащихся.
  • Заседания МО соответствовали плану и поставленным задачам.
  • Проходили отчёты прохождения программы за каждую четверть и за год, отражалась динамика умственного развития учащихся.
  • Вырабатывались рекомендации по коррекционной работе с отдельными учениками.
  • Содержанием методической работы являлось изучение психологических особенностей детей, их учебной деятельности, поведения, трудового воспитания.
  • В работу были активно включены новые члены МО (Бембеева Б.А., Китова И.А., Смолина Е.И. ,Раднаева С.Ц.)
  • Задачи, поставленные в начале учебного года, были успешно выполнены.
  • Изучение школьников проходило в процессе организованного обучения для определения и постоянной корректировки программ коррекционного воздействия, индивидуализации процесса обучения и развития каждого школьника.
  • Систематически проходило диагностико – консультативное обследование учеников, испытывающих трудности в усвоении программы.
  • Коллектив МО апробирует  индивидуальные программы и диагностику коррекционно – развивающего обучения и воспитания, обеспечивающих адекватное взаимосвязанное развитие отдельных сторон познавательной деятельности и эмоционально – волевой сферы.
  • Учителя МО составляли и работали по подробному календарно - тематическому планированию, которое разрабатывалось каждым учителем, утверждалось на заседаниях МО исходя из индивидуальных особенностей каждого ученика.
  • Посещали конференции и семинары (ЦЛП, НИИ Коррекционной педагогики, центра ранней помощи Даунсайд Ап, МИОО, международный семинар «Аутизм. Выбор маршрута») с обсуждением на МО.
  • Проводили анализ новейшей методической литературы с последующим обсуждением и внедрением инноваций в учебную деятельность.
  • Прослушаны доклады, сообщения учителей на методические темы в соответствии с планированием работы МО.
  • Основные направления социально-педагогической деятельности с детьми с особыми образовательными потребностями. (Доклад руководителя МО Манцеревой Е.Б.)
  • Изучение нормативных документов МО РФ, ФГОС НОО. (Сообщение завуча Шовкалюк О.В.)
  • Разработка примерных индивидуальных образовательных маршрутов. (Сообщение Мусенко Г.А.)
  • Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта. (Доклад руководителя МО Манцеревой Е.Б.)
  • Коррекционно– педагогическая помощь детям с нарушениями эмоционального развития (синдром раннего детского аутизма). (Сообщение Свиридовой Л.Н.)
  • Формирование коммуникативной культуры у лиц юношеского возраста со сложными нарушениями развития в условиях коррекционной школы. (Доклад руководителя МО Манцеревой Е.Б.)
  • Обзор педагогических технологий (Сообщения Максимовой Е.Д., Смирновой Т.Н., Алексеенко О.В.).
  • Проведены обсуждения за круглым столом, где активное участие принимали все педагоги МО, по темам:
  • Подготовка и участие в педагогических советах.
  • Беседа за круглым столом «Из опыта работы с семьёй по социализации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития».
  • В работе с учащимися средних и старших классов со ССД активное участие принимали психологи, которые проводили психолого-педагогическое обследование каждого ребёнка, давали рекомендации учителям и родителям.
  • Были показаны и проанализированы открытые уроки и коррекционные занятия:
  • Открытое мероприятие по физической культуре «Весёлые старты» в 5-9 классах. Учитель: Синицын И.В.
  • Открытый урок – практика по прикладному (профильному) труду в 8 «б» классе по теме «Пересадка флоксов». Учитель: Алексеенко О.В.
  • Открытый урок по домоводству в 6 «б» классе по теме «Уход за полостью рта». Учитель: Рамазанова А.Д.
  • Открытый урок физической культуры в 5 «б» классе по теме «Элементы игры с мячом». Учитель: Суханов С.Г.
  • Открытый урок по основам грамоты и письма в 8 «Б» классе на тему: «Правописание заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, рек, улиц». Учитель: Свиридова Л.Н.
  • Открытый урок по основам грамоты и письма в 6 «Б» классе на тему: «Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? , что?». Учитель: Смолина Е.И.
  • Открытый урок по устной речи в 5 «Б» классе на тему: «Весна». Учитель: Бембеева Б.А.
  •  Открытый урок по арифметике в 9 «А» классе на тему: «Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток в пределах 60». Учитель: Манцерева Е.Б.
  • Открытый урок по живому миру  в 5 «А» классе на тему: «Внешнее строение человека». Учитель: Николаевская А.М.
  • Открытый урок по живому миру в 7 «А» классе на тему: «Растения семейства Паслёновые» Учитель: Мусенко Г.А.
  • Открытый урок по устной речи в 8 «А» классе на тему: «Зимняя одежда. Зимние забавы». Учитель: Китова И.А.
  • Открытый урок по арифметике в 6 «а» классе на тему: «Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 14». Учитель: Максимова Е.Д.
  • Открытый урок чтения в 9 «Б» классе по теме «Русская народная сказка «Лиса и кувшин». Учитель: Смирнова Т.Н.
  • Групповое открытое занятие «Радость. Грусть». Педагог – психолог: Раднаева С.Ц.
  • Синицын И.В. и Суханов С.Г. подготовили и провели несколько спортивных праздников, посвящённых Дню инвалида и Празднику защитника отечества, в которых с удовольствием принимали участие дети, родители и учителя.
  • Проведены родительские собрания, где активное участие принимали логопед, дефектолог, психологи, медицинские работники.
  • Регулярно проводилась проверка ведения тетрадей, дневников, проверка навыков чтения, письма и счёта.
  • Проведён праздник «Неделя детской книги», посвящённая устному народному творчеству с участием каждого ребёнка, независимо от степени выраженности дефектов.
  • Учителя и учащиеся приняли активное участие в фестивалях, «Семицветик», «От сердца к сердцу», городских спортивных соревнованиях.
  • Учителя проводили большую работу по внеклассным мероприятиям.
  • Учащиеся старших и средних классов со сложной структурой дефекта показывали замечательные номера на школьных праздниках.  
  •  Проводились экскурсии в музеи и парки, посещались театры, цирк, концерты.
  • Осуществлялась тесная связь с ПМПК школы.
  • Учителя МО средних и старших классов принимали участие в подготовке и проведении педагогических советов.
  • Осуществлялась передача педагогического опыта студентам.
  • Содержанием методической работы являлось изучение психологических особенностей детей, их учебной деятельности, поведения, трудового воспитания.

 В целом, проведённая работа МО за 2013-2014 уч. год соответствовала всем поставленным задачам, позволив определить приоритетные цели и задачи на следующий год.

Цель: Выработать критерии оценки достижения планируемых результатов освоения учебных программ для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, продолжить введение в содержание обучения специальных разделов, соответствующих характеру особых образовательных потребностей;
использовать специальные методы, приемы и средства обучения;
индивидуализировать
 обучение; обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды; максимально раздвинуть образовательное пространство ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития;

Задачи:

  1. Оказание комплексной коррекционной помощи специалистами службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, ориентированной на устранение индивидуальных проблем каждого ребенка.
  2. Расширение коррекционного образовательного пространства за пределы учреждения: оказание помощи не только в условиях ОУ, но и дома.
  3. Определение в качестве приоритетного направления коррекционной помощи социальной адаптации и  развития индивидуального жизненного опыта ребенка на максимально доступном ему уровне.
  4. Обеспечение вариативности форм обучения детей с комплексными нарушениями с учетом возможностей ребенка.
  5. Планирование содержания программы обучения и воспитания детей и подростков с комплексными нарушениями осуществляется с учетом уровня развития и компенсаторных возможностей, индивидуально-типологических особенностей, структуры нарушения и степени потребности в посторонней помощи,  а не возраста ребенка.
  6. Обеспечение разных форм организации детей в зависимости от этапа обучения.  
  7. Активно включать членов семьи в качестве участников коррекционного образовательного процесса. Использование вариативных форм работы с семьей.

Руководитель МО:                                / Манцерева Е.Б./


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доклад «Анализ учебно – воспитательной работы МО учителей средних и старших классов со сложной структурой дефекта за 2013-2014 учебный год». Руководитель МО: Манцерева Е.Б.

Слайд 2

1. Аналитическая деятельность: - Анализ методической деятельности за 2012-2013 учебный год и планирование на 2013-2014 учебный год. - Анализ посещения открытых уроков. - Изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования). - Анализ работы педагогов с целью оказания помощи.

Слайд 3

2. Информационная деятельность: - Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности. - Знакомство с ФГОС начального общего образования. - Пополнение тематической папки «Методическое объединение учителей средних и старших классов».

Слайд 4

3. Организация методической деятельности: - Выявление затруднений, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогам в подготовке к урокам, в подготовке к аттестации.

Слайд 5

4. Консультативная деятельность: - Консультирование педагогов по вопросам тематического планирования. - Консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности. - Консультирование педагогов по вопросам в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС.

Слайд 6

1 четверть - «Лечебно-профилактическая и восстановительная работа, коррекционная психолого-педагогическая помощь, социально-бытовая и доступная профессионально-трудовая подготовка для детей с особыми образовательными потребностями». 2 четверть - «Индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальные программы обучения: форма и примерные образцы» 3 четверти - «Организация и содержание коррекционно-педагогической работы по всем направлениям обучения и воспитания». 4 четверть - «Вариативные формы проектов воспитательской работы в специальном (коррекционном) учреждении для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития».

Слайд 7

Методическое объединение учителей средних и старших классов со сложной структурой дефекта работало в составе четырнадцати человек.

Слайд 8

Международная конференция «Аутизм. Выбор маршрута»

Слайд 9

Открытое мероприятие по физической культуре «Весёлые старты» в 5-9 классах. Учитель: Синицын И.В.

Слайд 10

Открытый урок – практика по прикладному (профильному) труду в 8 «б» классе по теме «Пересадка флоксов». Учитель: Алексеенко О.В.

Слайд 11

Открытый урок по домоводству в 6 «б» классе по теме: «Уход за полостью рта». Учитель: Рамазанова А.Д.

Слайд 12

Открытый урок физической культуры в 5 «б» классе по теме: «Элементы игры с мячом». Учитель: Суханов С.Г.

Слайд 13

Открытый урок по основам грамоты и письму в 8 «Б» классе на тему: «Правописание заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, рек, улиц». Учитель: Свиридова Л.Н.

Слайд 14

Открытый урок по основам грамоты и письму в 6 «Б» классе на тему: «Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? , что?». Учитель: Смолина Е.И.

Слайд 15

Открытый урок по устной речи в 5 «Б» классе на тему: «Весна». Учитель: Бембеева Б.А.

Слайд 16

Открытый урок по арифметике в 9 «А» классе на тему: «Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток в пределах 60». Учитель: Манцерева Е.Б .

Слайд 17

Открытый урок по живому миру в 5 «А» классе на тему: «Внешнее строение человека». Учитель: Николаевская А.М.

Слайд 18

Открытый урок по живому миру в 7 «А» классе на тему: «Растения семейства Паслёновые» Учитель: Мусенко Г.А.

Слайд 19

Открытый урок по устной речи в 8 «А» классе на тему: «Зимняя одежда. Зимние забавы». Учитель: Китова И.А.

Слайд 20

Открытый урок по арифметике в 6 «а» классе на тему: «Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 14». Учитель: Максимова Е.Д.

Слайд 21

Открытый урок чтения в 9 «Б» классе по теме: «Русская народная сказка «Лиса и кувшин». Учитель: Смирнова Т.Н.

Слайд 22

Групповое открытое занятие «Радость. Грусть». Педагог – психолог: Раднаева С.Ц.

Слайд 23

Спортивные праздники, посвящённые Дню инвалида и Празднику защитника отечества

Слайд 24

Праздник «Неделя детской книги»

Слайд 25

Фестивали « Семицветик », «От сердца к сердцу», городские спортивные соревнования.

Слайд 26

Внеклассные мероприятия

Слайд 27

Внеклассные мероприятия

Слайд 28

Внеклассные мероприятия

Слайд 29

Внеклассные мероприятия

Слайд 30

Классные часы

Слайд 31

Совместные классные часы

Слайд 32

Экскурсии в музеи и парки, посещение театров, цирка, концертов.

Слайд 33

Экскурсии в музеи и парки, посещение театров, цирка, концертов.

Слайд 34

Экскурсии в музеи и парки, посещение театров, цирка, концертов.

Слайд 35

Педагогическая практика

Слайд 36

Цели: -выработать критерии оценки достижения планируемых результатов освоения учебных программ для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, продолжить введение в содержание обучения специальных разделов, соответствующих характеру особых образовательных потребностей; -использовать специальные методы, приемы и средства обучения; -индивидуализировать обучение; -обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды; -максимально раздвинуть образовательное пространство ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Слайд 37

Задачи: Оказание комплексной коррекционной помощи специалистами службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, ориентированной на устранение индивидуальных проблем каждого ребенка. Расширение коррекционного образовательного пространства за пределы учреждения: оказание помощи не только в условиях ОУ, но и дома. Определение в качестве приоритетного направления коррекционной помощи социальной адаптации и развития индивидуального жизненного опыта ребенка на максимально доступном ему уровне. Обеспечение вариативности форм обучения детей с комплексными нарушениями с учетом возможностей ребенка. Планирование содержания программы обучения и воспитания детей и подростков с комплексными нарушениями с учетом уровня развития и компенсаторных возможностей, индивидуально-типологических особенностей, структуры нарушения и степени потребности в посторонней помощи, а не возраста ребенка. Обеспечение разных форм организации детей в зависимости от этапа обучения. Активно включать членов семьи в качестве участников коррекционного образовательного процесса. Использование вариативных форм работы с семьей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над единой методической темой Дома детского творчества – одна из форм методической работы в образовательном учреждении

Одной из важных форм методической службы является работа над единой методической темой образовательного учреждения...

анализ методической работы методического объединения естественно-математического цикла 2014 год

В течение 2013-2014 учебного года учителя МО работали над проблемой «Новые педагогические технологии, как одно из необходимых условий преподавания естественно-математических дисциплин» Серь...

Анализ методической работы школьного методического объединения гуманитарного цикла за 2015-2016 год.

В анализе подведены итоги работы членов ШМО учителей гуманитарного  цикла по разным  направлениям. Определены задачи  работы на новый уебный год...

Формы методической работы методических объединений

Формы методической работы.Направления и формы работы методического объединения могут быть разнообразными, но результат работы во многом зависит от педагогов, их профессиональных качеств и творческого ...

Методические рекомендации: Основные элементы контроля методической работы.

Показатели контроля деятельности школьных профессиональных объединений педагогов. Основные элементы контроля экспериментальной и научно-исследовательской работы.Критерии оценки качества экспериме...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...