Методическая работа
учебно-методический материал на тему

Манцерева Елена Борисовна

Предварительный просмотр:

Доклад «Реализация коррекционно-образовательного процесса в учреждении для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития с использованием информационных компьютерных технологий».

(Манцерева Е.Б.)

Использование современных компьютерных технологий в коррекционно-образовательном процессе привело к появлению новых методов и организационных форм обучения и быстрому их внедрению в учебный процесс.

Интерактивность компьютера позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, вовлечь учащихся в активную работу, например, погружая их в определенную игровую ситуацию. Кроме того, ученик сам может задавать компьютеру предпочтительную форму помощи, способ изложения учебного материала.

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала;  закреплении; повторении; контроле знаний, умений и навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

Использование компьютерных технологий дает учителю возможность

- сделать процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным, 
- учесть индивидуальные особенности учащихся, 
- интенсифицировать самостоятельную работу учащихся; 
- увеличить объем выполненных на уроке заданий; 
- быстро и точно оценить способности и знания ребенка, 
- за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать,

- применить новые, эффективные технологии, формы и методы обучения,
- стимулирует профессиональный рост педагога.

Использование компьютерных технологий дает учащимся:

-повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия видов работы; 
- получения знаний в увлекательной и визуализированной форме,
-удовольствие от интереснейшего процесса познания, 
- получение быстрого и объективного результата оценки знаний с указанием ошибок, 
- овладение компьютерной грамотностью, освоение учащимися современных информационных технологий.

Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка, повышающим эффективность организации образовательного процесса.

Применение компьютерной техники делает занятие привлекательным и по-настоящему современным, вызывает у детей эмоциональный подъем. Компьютерные игры становятся средством для обучения важным аспектам коммуникации, необходимой для совместной деятельности ребенка с педагогом и его сверстниками.

При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разным уровнем подготовки. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий. Таким образом, осуществляется дифференцированный подход к детям.

В настоящее время возрастает роль компьютерной игры как инструмент диагностики и реабилитации детей с нарушениями в психофизическом развитии. Специализированные компьютерные программы, предназначенные для коррекционного обучения таких детей, в первую очередь учитывают закономерности и особенности их развития, а также опираются на современные методики преодоления и предупреждения вторичных отклонений в развитии.
Наше учреждение для детей с нарушением развития посещают дети с различными  патологиями в  развитии. Это дети со сложной структурой дефекта, с нарушениями в познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферах. Все это предопределяет своеобразие развития, обучения, воспитания детей, предусматривающее построение воспитательно-образовательного процесса во взаимодействии с восстановительной и психолого-педагогической коррекционной работой.

Для индивидуальной коррекционной работы с детьми со сложной структурой дефекта педагоги используют следующие варианты применения ИКТ в образовательном процессе:

1.урок с мультимедийной поддержкой;

2.урок с компьютерной поддержкой.

Урок с мультимедийной поддержкой.

Так называется урок, где мультимедиа используется для усиления обучающего эффекта. На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, а мультимедийные технологии применяются им для усиления наглядности, для подключения одновременно нескольких каналов представления информации, для более доступного объяснения учебного материала.

Проектируя будущий мультимедийный урок, необходимо  продумать

последовательность технологических операций, способы подачи информации на большой экран. Для чего предназначен мультимедийный урок:

  • для изучения нового материала, предъявления новой информации;
  • для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;
  • для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;
  • для обобщения, систематизации знаний.

Вполне очевидно, что степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, можно  сэкономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски.

         Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как выдержать при необходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон урока. 

Опыт работы с презентациями. 

 На уроках при изложении учебного материала мы используем готовые программные средства или созданные электронные разработки и презентации, что дает возможность повысить эффективность процесса обучения. Создание и использование презентаций, электронных фотоальбомов, виртуальных экскурсий – весьма интересное и творческое дело.

Благодаря мультимедиа на уроках ученики за урок могут не только познакомиться с фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее, парке, городе, стране.

Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Так, широко  презентации используют на уроках:

  • устной речи;
  • чтения;
  • письма и основ грамоты;
  • счёта и арифметики;
  • живого мира и природоведения;
  • лепки, рисования, ручного творчества;
  • гигиены;
  • прикладного (профильного) труда;
  • домоводства;
  • социальной коммуникации;
  • во внеурочной деятельности.

Учителя музыки и танцев, физкультуры и ЛФК при проведении занятий с детьми также использует ЦОР (видеоролики, презентации с анимацией, звуком и т.д.) для активизации восприятия учебного материала и достижения наибольшей наглядности и привлекательности его, делая занятие интересным и увлекательным. (ФОТО)

 Медиатека. 
Современные информационные технологии обусловливают необходимость в создании медиатеки.  Используя возможности компьютера и прикладных программ и приложений, мы формируем собственные средства обучения, составляем свои презентации и осуществляем образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогают разнообразить уроки. Сейчас в нашей методической копилке есть презентации практически к каждому уроку живого мира и устной речи.

Ресурсы медиатеки позволяют обогатить уроки интересными заданиями, способствующими повышению интереса учащихся к изучаемой теме.

Урок с компьютерной поддержкой.

Урок с компьютерной поддержкой – это несколько компьютеров (ноутбуков, макбуков), за ними работают все ученики одновременно или по очереди либо часть учеников.

Урок с компьютерной поддержкой возможен, когда

  • учащиеся одновременно работают с учителем, а на определенном этапе переходят к работе за компьютером;
  • учащиеся попеременно работают на компьютере по указаниям учителя.

Закрепление материала с помощью информационно-коммуникативных технологий стимулирует мыслительную активность учащихся, заставляет их творчески осмысливать новый материал.(Фото)

Контроль знаний учащихся с использование компьютерных технологий.

Как известно, учёт знаний по предметам для детей с особыми образовательными потребностями – вопрос сложный и спорный. Однако, и учителю, и самим школьникам всё же хочется видеть результаты своих усилий.

Конечно, тестирование на компьютере не может служить основным способом учёта успехов, но как промежуточный или вспомогательный способ контроля оно вполне эффективно. (ФОТО Л.Н.)

Обучающие компьютерные программы. 

Огромную помощь в работе оказывают обучающие компьютерные программы. В нашей работе мы используем  адаптированные варианты обучающих программ:

  • - Интерактивные уроки для детей (из серии «ШКОЛА КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ»). ФОТО Элементы этих обучающих программ мы используем на уроках устной речи, живого мира и природоведения.
  • Дидактический материал для развития лексико - грамматических категорий (из серии «Учимся произносить правильно»).
  • Использование программы «Перволого». Элементы этой обучающей программы мы используем на различных предметах – лепке (создание иллюстраций), основ грамоты и письма (подпись иллюстраций), устной речи (создание иллюстрации и составление рассказа с использованием готовой иллюстрации), арифметике (составление и решение задач). (ФОТО) Традиционно считается, что использование ЛОГО – эффективное средство, развивающее познавательные способности и творческое мышление детей.

Таким образом, компьютер, являясь эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить и индивидуализировать процесс развития и обучения детей, способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса. Педагогам компьютерные технологии помогают лучше оценить способности и знания ребенка, побуждают искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.

Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам и приводит к целому ряду положительных следствий. К результативности деятельности можно отнести:

  • положительную мотивацию на уроках  с применением компьютерных технологий, создание условий для получения учебной информации из различных источников;
  • обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе;
  • умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективное их использование в учебном процессе;
  • возможность организации промежуточного и итогового контроля знаний с помощью компьютерных программ;
  • повышение уровня использования наглядности на уроке,
  • повышение производительности урока.

Применение компьютерных технологий способствует развитию познавательного интереса учащихся и умения оперировать полученными знаниями.

Преимущество компьютерных технологий  – гибкость:  можно использовать один и тот же материал, как на уроках объяснения нового материала, так и на повторительно-обобщающих уроках, как на уроках, так и на групповых занятиях, в разных классах, частично и полностью.

Каждый учитель, используя компьютерные  технологии в преподавании, открывает для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для учителя - работа, а для его учеников - обучение станут радостнее и увлекательнее.

Литература:

  1. Гурьев С.В. Игра – основное условие использования компьютера и дошкольном образовательном учреждении / С. В. Гурьев. – Екатеринбург: РГППУ, 2007.
    2.
    Гурьев С.В. Использование компьютера как инструмента образовательного процесса/С. В. Гурьев. – Екатеринбург: РГППУ, 2007.
    3. 
    Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения / Л. И. Плаксина. – М.: Город, 1998.
  2. Колеченко А. К Энциклопедия педагогических технологий СПб.: «Каро», 2006 г.
  3. http://www.orenipk.ru/kp/distant/ped/ped/tech.htm
  4. http://kovalevamxk.ucoz.ru/blog/organizacija_issledovatelskoj_praktiki_uchashhikhsja_na_urokakh_mkhk
  5. http://www.openclass.ru/node/246050


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

СПИСОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ САЙТОВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над единой методической темой Дома детского творчества – одна из форм методической работы в образовательном учреждении

Одной из важных форм методической службы является работа над единой методической темой образовательного учреждения...

анализ методической работы методического объединения естественно-математического цикла 2014 год

В течение 2013-2014 учебного года учителя МО работали над проблемой «Новые педагогические технологии, как одно из необходимых условий преподавания естественно-математических дисциплин» Серь...

Анализ методической работы школьного методического объединения гуманитарного цикла за 2015-2016 год.

В анализе подведены итоги работы членов ШМО учителей гуманитарного  цикла по разным  направлениям. Определены задачи  работы на новый уебный год...

Формы методической работы методических объединений

Формы методической работы.Направления и формы работы методического объединения могут быть разнообразными, но результат работы во многом зависит от педагогов, их профессиональных качеств и творческого ...

Методические рекомендации: Основные элементы контроля методической работы.

Показатели контроля деятельности школьных профессиональных объединений педагогов. Основные элементы контроля экспериментальной и научно-исследовательской работы.Критерии оценки качества экспериме...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...