Методическая работа
учебно-методический материал на тему

Манцерева Елена Борисовна

Предварительный просмотр:

Технология деятельностного метода обучения на примере уроков общественно полезного труда и арифметики.(1 слайд)

Алексеенко О.В.

Манцерева Е.Б.

Метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно – познавательной деятельности называется деятельностным методом. (2 слайд)

Системно-деятельностный подход предлагает  следующие типы уроков (5 групп уроков), которые распределяет по целеполаганию. (3 слайд)

1 группа – уроки «открытия» новых знаний.

Выделяют 2 цели:

А) деятельностная : работает на метапредметный результат. Формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные).

Б) содержательная – расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2 группа – урок отработки умений и рефлексии.

А) деятельностная цель: - формирование способностей к рефлексии корреционно -контрольного типа и реализации коррекционной нормы ( фиксирование собственных  затруднений, контроль и проект выхода из затруднений). Формирование регулятивных УУД.

Б) содержательная цель: - закрепление и коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов

3 группа - уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности)

А) деятельностная цель: формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Б) содержательная цель: построение обобщенных деятельных норм и выявление теоретических основ развития содержательно- методических линий.

Уроки этой группы учат систематизировать и наращивать знания, видеть какие знания есть у ребенка, а каких еще не хватает.

4 группа – уроки развивающего контроля.

А) деятельностная цель: формирование способностей к осуществлению контрольной функции.

Б) содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

5 группа - – урок – исследования (урок творчества)

А) деятельностная цель: формирование  способностей применять новые знания в учебной деятельности.

Б) содержательная цель: - Проведение эксперимента, наблюдений, чтение литературы, размышление.  Создание мотивации на успех для каждого ребенка.

Остановимся на уроке открытия нового знания. (4 слайд)

Технологическая карта урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

5.Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

8.Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия (Итог урока).

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я - идеальный ученик», осознанным подчинением себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработки внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;

2) тренировку соответствующих мыслительных операций;

3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;

4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:

1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;

2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия  и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Данная структура урока, сохраняя общие закономерности включения в учебную деятельность,  может видоизменяется в зависимости от возрастного этапа обучения. типа урока, особенностей учащихся.

Алгоритм конструирования урока « открытия»  нового знания (5 слайд)

  1. Выделить и сформулировать новое знание.
  2. Смоделировать способ открытия нового знания.
  3. Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.
  4. Определить необходимые ЗУНы и способы их повторения.
  5. Подобрать упражнения для этапа актуализации (согласно необходимых ЗУН и мыслительных операций).
  6. Смоделировать затруднение и способ его фиксации.
  7. Смоделировать диалог или проблемную ситуацию.
  8. Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон.
  9. Определить приёмы организации первичного закрепления.
  10. Подобрать задания на этап повторения по уровням:

А)Новое знание + 1 знание

Б) … новое знание + … знание

11. Провести анализ урока по конспекту.

12. Внести коррективы в план – конспект.

Рассмотрим практическое использование технологии деятельностного подхода  на примере конкретного урока. Для своего урока я выбрала тему «Уборка помещения. Мытье подоконника» (6 класс) Содержание данной темы даёт учащимся информацию о правилах и последовательности мытья подоконника, организации рабочего места , правилах техники безопасности.. Немалую помощь в повышении эффективности урока, увеличении его плотности играют современные технические средства, в частности презентации. Психологи доказали, что преобладающую часть информации человек воспринимает зрительно, а механизм мозговой информации настроен на "зрительную модальность". Только 10-20% людей способны быстро и эффективно воспринимать вербальную информацию. Но мы помним, что непроизвольно наглядный образ, как правило, не образуется. Необходима активная работа по его созданию. Вот в этом нам и помогает деятельностный подход, при котором учащийся становится субъектом собственной деятельности. Ещё Конфуций говорил: «Послушайте – и вы забудете, посмотрите – и вы запомните, сделайте – и вы поймете». Поэтому при деятельностном подходе важно предусмотреть отбор действий, которые должны совершить учащиеся с предъявленным предметом. Эти действия должны обеспечить выделение в предмете (явлении) тех свойств, тех связей и отношений, которые составляют объект усвоения.

Во время урока организовались различные формы работы с классом: групповая, индивидуальная.  Использовались следующие методы: загадки,  беседа, фронтальный опрос, объяснение, практическая работа.

        Структура урока определена дидактическими, коррекционно - развивающими и воспитательными целями. Этапы урока были органически связаны между собой и подчинены основным целям. Активизация деятельности учащихся на уроке происходила на основе смены видов учебной деятельности.

Урок в соответствии с технологией деятельностного подхода  начинается с актуализации знаний учащихся – краткой беседы,  загадок, фронтального опроса учащихся. Для того  чтобы учащиеся не только не потеряли интереса к предмету, но и сами бы стремились к получению новых знаний и умений можно  использовать прием игровых ситуаций, связанных с какими-либо игровыми персонажами. Игровые персонажи могут быть взяты из книг, мультфильмов (например: Буратино, Незнайка, домовой Нафаня) либо придуманы педагогом или детьми. Игровые ситуации, связанные с ними, могут быть самые разные. На уроке я использовала, игрового  персонажа Незнайку (слайд№ 6), который  в соответствии с ходом урока или:

  • чего-либо не знает, не умеет;
  • просит помощи;
  • утверждает, что он знает, умеет, демонстрирует это детям, допуская ошибки;
  • утверждает о ненужности выполнения какого-либо трудового процесса (например, мытья подоконника) или соблюдения правил поведения.

Использование при обучении  загадок, включающих разнообразные термины и понятия, связанные с темами, расширяет общий кругозор учащихся, способствует их умственному развитию, повышает интерес к учебе, помогает лучшему усвоению материала. На данном уроке загадки использовались для закрепления терминов и понятий по данной теме урока. (Слайд 7). Также для закрепления пройденного материала на данном этапе урока   использовались  дидактические игры: «найди ошибку», «соотнесение предметов с изображениями, изображений с названиями» (слайд № 8,9)

Затем идет чтение стихотворения для того,  чтобы поставить учебную задачу, которая начинается с создания проблемной ситуации, когда налицо явное противоречие между тем, что ученик знает, и тем, что ему предстоит узнать. При этом особая роль отводится мотивации предстоящего действия. Мотивом к осознанию учащимися необходимости изучения этого действия (мотивация проводится учителем с помощью вопросов)  служит  интерес и использование приобретённых знаний в дальнейшей жизни. На уроке использовалось чтение стихотворения, в котором ставился проблемный вопрос. Учащиеся сами ответили на него и определили тему урока.

Теперь можно приступить ко второму этапу урока – построению проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство). Учащиеся составляют план мытья подоконника (с помощью учителя) (слайд№10), при этом решаются задачи применения инвентаря и спецодежды для данного вида работы.

Следующий этап урока самостоятельная работа с самопроверкой по эталону: проводится отработка всех этапов действия  по плану. Общий способ деятельности находится на слайде №11  и проецируется при работе в группах, самостоятельной работе и проверке. (Слайд №12) Этот прием хорош тем, что школьники при ошибочном результате могут вернуться к «инструкции» и определить, на каком этапе у них происходит «сбой», что нужно повторить, что они не до конца уяснили для себя и т.д.

Заключительным этапом является рефлексивно-оценочный,  при котором учащийся оценивает свою деятельность с точки зрения усвоения модели рассматриваемого понятия и общего способа умственной деятельности. Чтобы каждый ученик был включен в процесс рефлексии проводится  фронтальная работа по картинкам - соотнесение изображений предметов с названиями. Ученики поднимают необходимую картинку при произнесении названия, (слайд № 13,14), проводится работа по заполнению перфокарт, вставка пропущенных слов в текст(слайд15).

Во время урока создавалась комфортная эмоциональная обстановка (словесные поощрения, корректные замечания). Для снятия эмоционального и физического напряжения использовалась музыкальная физкультминутка. (Слайд 16)

Таким образом, технология деятельностного подхода позволяет развивать творческие способности учащихся, умение логически мыслить, моделировать теоретический материал и пользоваться учебными моделями в практической деятельности.

В своей работе я использую элементы технологии деятельностного метода обучения, которая включает в себя последовательность деятельностных шагов.

Тема урока: Сложение двузначного числа с однозначным в пределах 50 без перехода через разряд.(Слайд 17)

I. Самоопределение к деятельности (орг. момент).

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

«Хочу, потому что могу».

Время 1-2 минуты:

создание у учащихся положительной эмоциональной направленности;

включение детей в деятельность;

выделение содержательной области.

Приёмы работы: учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте); учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются; девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»); проверка или самопроверка домашнего задания по образцу.

Настраиваем детей на работу, проговаривая с ними план урока

(«потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу», «повторим решение задач» и т. п.)

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.(Слайд 18)

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося (счёт до 50, выполнение заданий по карточкам «Вставь пропущенное число», Разложи число на десятки и единицы», «Составь число»).(Слайд 19)

Время 7 -10 минут.

Возникновение проблемной ситуации: актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи); создание проблемной ситуации;

выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока.

Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым

материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

III. Постановка учебной задачи.(Слайд 20)

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

Время 4-5 мин;

Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из

затруднения).(Слайд 20)

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

Время 7-8 мин;

Способы: диалог, групповая или парная работа:

Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания; диалог, подводящий без проблемы .

Организация самостоятельной исследовательской деятельности;

Выведение алгоритма.

Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.

В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая

формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов.

V. Первичное закрепление во внешней речи.(Слайд 21,22)

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Время 4-5 минут;

Способы: фронтальная работа, работа в парах;

Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

Выполнение заданий с проговариванием в громкой речи.

В процессе первичного закрепления примеры решаются с

комментированием дети проговаривают новые правила в громкой речи.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.(Слайд 23)

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Время 4-5 минут;

Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий):

выполняется письменно;

методы: самоконтроль, самооценка.

При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок

проговаривает новые правила про себя. При проверке работы каждый должен себя

проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Эмоциональная

направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей

включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.(Слайд 24,25,26)

Время 7-8 минут;

Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;

Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее. (Решение задачи).

При повторении ранее изученного материала используются игровые

элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).(Слайд27)

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Время 2-3 минуты;

Вопросы:

Какую задачу ставили?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать ещё?

Где можно применить новые знания?

Критерии эффективности проведения урока при системно – деятельностном подходе (Слайд 28)

- наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;

- использование проблемных творческих заданий;

- применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

- обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;(Слайд 29)

- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

- оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;

- отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;

- при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Литература:

  1. Карбакова И.Н.,Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения. Волгоград. 2008
  2. Кульневич С. В. Лакоценина Т. П. Современный урок, “Учитель”, 2005.
  3. Л.Г. Петерсон. Теория и практика построения непрерывного образования. М.: УМЦ "Школа 2000...", 2001.
  4. Математика для каждого: концепция, программы, опыт работы. - Вып. 4. - М.: УМЦ «Школа 2000 ... 2100».
  5. Мельникова, Е. Л. Анализ уроков изучения нового материала // Школа 2100. - Вып. 4. - М.: Баласс, 2000. - С. 121-126.Меренков А.В. Педагогика саморазвития личности. – Екатеринбург; 2001
  6. Мельникова Е.И. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пос. для учителя. – М., 2002.
  7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя; под ред. А.Г.Асмолова. - М. Просвещение, 2010.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над единой методической темой Дома детского творчества – одна из форм методической работы в образовательном учреждении

Одной из важных форм методической службы является работа над единой методической темой образовательного учреждения...

анализ методической работы методического объединения естественно-математического цикла 2014 год

В течение 2013-2014 учебного года учителя МО работали над проблемой «Новые педагогические технологии, как одно из необходимых условий преподавания естественно-математических дисциплин» Серь...

Анализ методической работы школьного методического объединения гуманитарного цикла за 2015-2016 год.

В анализе подведены итоги работы членов ШМО учителей гуманитарного  цикла по разным  направлениям. Определены задачи  работы на новый уебный год...

Формы методической работы методических объединений

Формы методической работы.Направления и формы работы методического объединения могут быть разнообразными, но результат работы во многом зависит от педагогов, их профессиональных качеств и творческого ...

Методические рекомендации: Основные элементы контроля методической работы.

Показатели контроля деятельности школьных профессиональных объединений педагогов. Основные элементы контроля экспериментальной и научно-исследовательской работы.Критерии оценки качества экспериме...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...