Развитие способности ориентироваться в окружающем мире и воспринимать его адекватно
статья на тему

Важинская Валентина Николаевна

В представленной статье обощен опыт работы по развитию ориентировки в пространстве у молодых людей о интеллектуальными нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvsoobshchenie_vazhinskoy_v.n.2014.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие  способности ориентироваться в окружающем мире и воспринимать его адекватно»

 Одной из важных задач работ по развитию навыков общения является расширение представлений детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью об окружающем мире.

Важно познакомить их с неизвестным миром, расширить круг жизненных представлений, открыть новые возможности. Дети, подростки должны воспринимать окружающий мир всеми органами чувств. Только тогда этот мир станет для них шире и многограннее.

Ориентация в окружающем пространстве осуществляется посредством его деятельного освоения. Важное место в этом процессе занимают ролевые игры, участвуя в уоторых дети приобретают опыт, столь необходимый в реальной жизни.

Воспитанников нужно учить не только навыкам общения в быту, связанным с едой, питьем, умением пользоваться одеждой, обувью, ориентироваться в детском доме, но и умению общаться с окружающими людьми. При этом у воспитаннику  нужно уметь различать окружающих людей по их роли  в его жизни ( семья, друзья, воспитатели, врач, посторонний человек и т.д.), наблюдать за этими людьми, рассказывать, что они делают.

По мере взросления границы познаваемого человеком мира расширяются с необыкновенным разнообразием  проявлений внешнего мира, который к тому же полон опасных неожиданных ситуаций.

Воспитанников следует научить поведению и общению в условиях улицы, умению пользоваться дорогами у детского дома и другими, узнавать путь самим, например, до магазина «Пятерочка».

Для лучшей ориентировки обращать внимание на особые приметы ( почтовый ящик,, реклама, бензозаправка, часовня) видеть опасность на дороге; различать тротуар и проезжую часть; перед переходом дороги останавливаться, смотреть налево, затем направо; знать назначение «зебры», светофора, узнавать основные дорожные знаки и ориентироваться в них (пешеходный переход, «зебра», остановка автобуса), узнавать виды городского транспорта, уметь ими пользоваться и вести себя в автобусе, трамвае и другом транспорте; управлять собой в незнакомой ситуации ( не бояться, не мешаться, попросить о помощи, обратиться к полицейскому за помощью, советом), узнавать специальный транспорт ( полиция, пожарная, скорая помощь).

Как вести себя на улице воспитанники  учатся в ролевых играх и в реальных жизненных ситуациях.

Мы с воспитанниками ездим на экскурсии в театры, музеи и учим их правильно вести себя в заведениях культуры во время представлений (покупать билеты, сидеть, аплодировать). Наши воспитанники также  иногда  посещают поликлинику, стоматолога и также учим их культуре поведения: не трогать, не бегать, не кричать, не бояться людей в белых халатах.

Чаще всего мы посещаем торговые центры, рынки и наши  воспитанники умеют себя правильно вести в транспорте, магазине, рынке. Не трогают и не берут        без разрешения товары, а выбирая товар, советуются с воспитателем.

Мы часто беседуем с воспитанниками о различных  профессиях людей, проводим занятия на эти темы и наши воспитанники имеют представление о системе предприятий бытового обслуживания (почта, парикмахерская, ремонт обуви, химчистка, прачечная, баня, пошивочное ателье) и многие могут пользоваться их услугами (платить деньги, предъявлять квитанции). И в нашем детском доме-интернате и в реабилитационном центре работают кабинеты: парикмахерская, стоматологический кабинет, швейная мастерская, где могут отремонтировать их личные вещи.

Умственно отсталым воспитанникам нужно передавать умение общаться с живой и не живой природой (охранять, ухаживать, опасаться опасных животных и ядовитых растений. Быть способными эмоционально воспринимать явления и объекты природы), а также с традициями и обычаями (календарные праздники, дни рождения, религиозные праздники).

Наши воспитанники систематически посещают православный лагерь «Чайка» и знают основные религиозные праздники.

Время является мерилом человеческого бытия, оно упорядочивает жизнь, служит организующим фактором в общественной жизни и содействует развитию интеграционной способности воспитанников. Но время – величина абстрактная и научиться понимать время – трудная задача для воспитанников с ограниченными возможностями. Обучение восприятию времени должно проводиться постепенно, причем отвлеченные понятия связываются с конкретными событиями, действиями, которые происходят в определенные отрезки времени.

Воспитанник должен знать, когда. Что делать: вставать в 7 часов, завтрак в 8 часов 30 минут утра, в 9.00 работа в производственной мастерской и т.д. Отбой в 22 .00 . И если жизнь воспитанников протекает в определенном ритме, то у него формируется свой «часовой механизм», свой опыт.

Жизнь каждого человека состоит из различных возрастных периодов: ребенок, подросток, юноша, взрослый, пожилой, старик. Эти стадии нужно учиться соотносить со своей жизнью. Человек должен уметь идентифицировать себя: «Этот малыш – я» .Для того, чтобы воспитанники понимали, что мир существовал и до их рождения, что они являются его частью, важно показать, как развивалось и развивается общество.

Литература:

Л.М.Шипицына «Необучаемый ребенок в семье и обществе, социализация детей с нарушением интеллекта» СПб, 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к уроку информатики в 5 классе "Моделирование окружающего мира"

Предлагаемый материал к уроку информатики в 5 классе представляет взаимосвязанные между собой электронную презентацию, составленную по учебнику «Информатика. 5-6 класс. Начальный уровень» профессора М...

План-конспект интегрированного урока по окружающему миру и английскому языку в третьем классе по теме «Охрана животного мира»

План-конспект интегрированного урока по окружающему миру и английскому языку в третьем классе  по теме «Охрана животного мира»...

«Методический проект учебного занятия МХК по теме: «Красота и польза окружающего мира и мира искусства»

Цель: соотношение  красоты и пользы в окружающем  мире и  мире искусства.Задачи:1.      Повторить понятия : натюрморт,  пейзаж, бытовой жанр и т.д.2....

Статья в сборнике НПК "СИСТЕМА КАТЕГОРИЙ ДИАЛЕКТИКИ - ВАЖНЕЙШИЙ ОРИЕНТИР В ОТРАЖЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА"

В процессе всеобщего движения общечеловеческого познания в системе категорий природа-общество-сознание логическая ступень познания, последовательно сменяя чувственную и диалектически с ней взаимодейст...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром. Вторая младшая группа. Тема: «В мире насекомых»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром. Вторая младшая группа. ...

Конспект урока по окружающему миру. Охрана окружающей среды

Конспект урока по окружающиму миру в 5 классе. Охрана окружающей среды....

презентация "В мире металла" по окружающему миру (старшая группа)

познакомить детей со свойствами и качествами металла, научить находить металлические предметы в ближайщем окружении...