"Путешествие в волшебный мир звуков и слов"
проект на тему

Фонарева Лариса Александровна

Сценарий праздника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий праздника

«Путешествие в волшебный мир звуков и слов»

Маркеша - Дроздов Гера

Кузя – Голубев Женя

Маркеша. Гера

Здравствуйте, гости дорогие! Мы весёлые клоуны Маркеша и Кузя приглашаем в наше путешествие по волшебной стране звуков и слов. А помогать нам будет наш логопед Лариса Александровна.

Кузя. Женя И так в путь! Наше путешествие начнётся в царстве букв, а живут они в Буквограде .

Маркеша сидит на полу и внимательно разглядывает разрезную азбуку.

Кузя. Что ты там разглядываешь?

Маркеша. Буквы. Я вот уже весь алфавит выучил.

Кузя. И я знаю буквы в азбуке. Послушай, Маркеша, мы с тобой все время называем одно и то же, но по-разному. То азбука, то алфавит. Как же надо правильно сказать?

Давайте обратимся к толковому словарю.

Слайд

Толковый словарь – Кузнецов Миша

«Слово» азбука появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Раньше букву А называли «аз», а букву Б – «буки». Так и получилось русское слово «азбука».

слайд

Слово «алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква «альфа», а вторая – «вита», из этих двух названий получилось слово «алфавит». 

Кузя. Понял! Эти слова обозначают одно и то же.

Давайте проверим как ребята знают алфавит.

Л.А.

Сравните таблицу древнерусских названий букв с современным алфавитом. Определите каких трёх русских букв не было в древнерусской азбуке.

слайд

Древнерусский алфавит

А             аз                                                 Р          рцы

Б            буки                                             С         слово

В            веди                                              Т         твердо

Г            глаголь                                        У         ук

Д           добро                                             Ф         ферт

Е           есть                                                Х         хе

Ж          живите                                          Ц         цы

З            земля                                             Ч         червь

И            иже                                                Ш       ша

К            како                                              Щ          ща

Л            люди                                             Ъ           ер

М         мыслите                                         Ы          еры

Н          наш                                                 Ь           ерь

О          он                                                     Ю         ю

П           покой                                              Я          я

Современный алфавит

Маркеша. В русской азбуке 33 буквы.

Слайд с числом 33

Ты эти буквы заучи,

Их три десятка с лишком,

Но для тебя он и- ключи

Ко всем чудесным книжкам.

Л.А. Русская пословица гласит: Азбука – к мудрости ступенька» .

Кузя. Посмотри, Маркеша, я нашёл какой-то листок.

слайд

Помогите, спасите!!!!

Злой волшебник может заколдовать нас, если никто не выполнит правильно его задания.

Мы станем неровными, грязными, кривыми.

Красавицы Буквы.

Давай попросим ребят помочь справиться нам с заданиями злого волшебника.

Только будьте внимательны!

слайд

Задания для спасения красавиц букв.

Л.А.

1. Игра «Расшифруйте слова» 2 класс

Измени порядок букв и узнайте слово: Начало слова начинается с выделенной буквы.

АЖАБ,                      АЧЫС,                           НГМО,                              ЛЁАК

(потом появляются картинки)

2 Отгадайте, какие слова здесь зашифрованы: (КАРТИНКИ) 3 КЛАСС 

2    4    3   5    6   1    7    8

Л   Б   У  Н   И  К   К   А

3     5    1    7     4    2     6

Ж   И   Н   Ы   Н   О   Ц

6     5    2    3    4    7     8   1

Ч   И    Т   А    Р   О   К   С

Маркеша. Молодцы, Вы хорошо справились с заданиями, злой волшебник не сможет нас заколдовать и мы отправляемся дальше.

Л.А. Русская пословица: «Без букв и грамматики не научишься математике».

Кузя Мы покидаем царство букв и отправляемся в другой волшебный город. Но, чтобы узнать его название, ребята, попробуйте отгадать загадку.

В руки не взять,

Но зато слышно.

Что это? (звук)

Звучит релаксационная музыка со звуками

Маркеша. Я догадался, а ребята знают?

Это звук.

Л.А. Да, это волшебное царство звуков – город Звукоград.

Тысячи разных звуков окружают человека.

Давайте поиграем в игру «Угадай, что звучит?»

Запись различных звуков. (6 звуков)

Окружают нас и особые звуки, которые не с чем сравнить – это звуки речи. 

Много звуков есть на свете:( Катя Т) 

ШЕЛЕСТ ЛИСТЬЕВ, ПЛЕСК ВОЛНЫ,

А БЫВАЮТ ЗВУКИ РЕЧИ,

Мы их точно знать должны!

Толковый словарь – Миша К.

Звуковую сторону речи изучает фонетика. Это слово образовано от греческого слова «phone», что значит «звук» или фонема.

В русском языке 42 звука. Среди них звуки гласные и согласные.

Слайд

Кузя. Почему они называются гласными звуками?

Почему эти звуки называются согласными?

Ребята, а какие звуки главнее?

Л.А.

Физминутка «Звуковой телеграф» 2 – 3 класс

 Слайд

Кузя. Послушайте стихи, которые прочитают дети и догадайтесь какие звуки повторяются.

Ершов Н. «Щука», Данилов В. «Ворона».

А как же правильно записать эти звуки? Давайте обратимся к толковому словарю.

 Толковый словарь – Миша К.

 Наука, которая учит правильно записывать звуки называется графика .

Л.А.

Итак, звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем.

Слайд «звук – буква»

В русском языке 33 буквы, ;42 звука. С их  помощью, можно записать всё, что угодно.

Гласные звуки

А,    О,   У,   Э,   Ы,   И.          Их – 6. 

Гласные буквы

А,    Я,   О,   Ё,   У,   Ю,   Э,   Е,   Ы,   И. .          Их – 10.

А почему их 10?

Потому что гласные 2 ряда Я, Ё, Ю, Е дают 2 звука и смягчают согласные буквы.

Маркеша. Чтобы продолжить наше путешествие , надо выполнить ряд заданий.

2 класс

Сколько звуков в слове маяк, ель

Слайд

Кузя. Я тоже хочу задать хитрые вопросы 3 классу.

В каком слове сорок А?

В каком слове 7 Я?

В каком слове по сто Л?

Л.А.

Слова создаются при помощи звуков. Звукопись – одно из свойств выразительной речи. Она нашла отражение в скороговорках.

Толковый словарь – Миша К.

 Скороговорка – это ради забавы придуманные фразы с трудно произносимым подбором звуков, которые надо произнести быстро, но ясно и отчётливо.

 Ученики.

Усядемся на пригорке (Эля К.) )

Да расскажем скороговорки.

От топота копыт пыль по полю летит. (Трофимов)  

Кукушка кукушонку купила капюшон. (Соломахин)

Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.

Проворонила ворона воронёнка. (Кудлай)

Маланья-болтунья молоко болтала, (Коптева)

выбалтывала, да не выболтала.

Всех скороговорок не перескороговоришь,

не перевыскороговоришь.

Л. А. Мы отлично справились с заданиями и отправляемся в страну Словоград.

Маркеша Если я скажу КЛО – ты ничего не поймёшь! Если я скажу УН - ты опять ничего не поймёшь! А если я скажу – КЛОУН, тебе станет сразу ясно – это Я!

Кузя. Я понял! Слово – это набор звуков или букв, всегда что-нибудь обозначающий. Слово всегда имеет значение!

Послушайте рассказ «Мартышка и удав» и определите, значение какого слова не знала Мартышка. С каким словом она его перепутала?

 Автор – Мазурковский.

Мартышка – Пушкина

Удав – Румянцев

- А твоя бабушка какая? – спросила Мартышка.

- Она такая …..такая … .- сказал удав, вглядываясь вдаль, - очень хвостливая.

- Хвастается? – удивилась Мартышка.

- Нет! – обиделся Удав. – Ничего она не хвастается. Просто у неё хвост очень длинный.

-Как у тебя?

Длиннее. И от этого она очень хвостливая.

От какого слова образовала мартышка слово»хвостливый» - от слова»хвост» или от слова «хвастать»?

Маркеша. Ой! Как похожие эти девочки. Кто они? Близнецы.

В русском языке тоже встречаются слова – близнецы, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению. Это слова – омонимы. 

слайд

Послушайте шуточное стихотворение.

Любопытный суслик

Суслик выскочил из норки (Фурсова) 

 И спросил у рыжей Норки:

- Где вы были?

- У Лисички! (Маша)

- Что вы ели там?

- Лисички! (Настя) 

Слайд

Кузя. Смотрите, какие-то боксёры – неприятели появились. У одного написано ДОБРО, а у другого – ЗЛО. Как называются эти слова? (Кордюков - Кораблёв 3 класс)

АНТОНИМЫ слова-неприятели, слова с противоположным значением.

Л.А.

Физминутка. 3 класс – 2

Нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово ВЫСОКО,             руки вверх

А ты ответишь: НИЗКО.           руки вниз

Скажу я слово ДАЛЕКО,               руки вытянуты

А ты ответишь: БЛИЗКО.           Руки на груди

 Скажу я слово ПОТОЛОК,            голову поднять вверх

А ты ответишь ПОЛ.                     голову опустить

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ.              руки развести в стороны

И скажешь ты : НАШЁЛ.             соединить ладони

 Скажу тебе я слово ТРУС,           испуг

Ответишь ты: ХРАБРЕЦ.          восторг

А я отвечу вам друзья

Вы каждый – молодец!

Маркеша. Вон идёт мой друг. (Григорьев – Бондаренко) 

Кузя А это мой товарищ. Один ученик, а другой – школьник\

Маркеша. Ничего непонятно.

2 класс (2 ученика выходят на сцену. У них на груди написано: друг – товарищ.

Ребята, как называются эти слова? 

Да, правильно – синонимы. Это слова – друзья, которые по-разному называют один и тот же предмет, но имеют одинаковое смысловое значение 

Л.А.

Существование в языке синонимов даёт возможность человеку разнообразить речь, употребить такое слово, которое наиболее точно и ясно выражает мысль.

Найди синонимы в пословицах.

Спеши – не спеши, а поторапливайся.

Приятелей много, а друга – нет.

Переливает из пустого в порожнее.

Как можно назвать слова, звучащие в нашем путешествии:

Алфавит – азбука

Звук – фонема

Это синонимы.

Маркеша.

Ещё в русском языке есть выражения – фразеологизмы,

Мы вам поможем их понять.

Покажем фразы мы в движеньях,

А вы должны их разгадать.

РАБОТАТЬ СПУСТЯ РУКАВА (Рома К )

ОБВЕСТИ ВОКРУГ ПАЛЬЦА (Маилов) 

Зарубить на НОСУ (Петров)

Л.А.

Наше путешествие подходит к концу. Вы молодцы! Задания вы щёлкали как семечки Чувствовали себя как рыба в воде и не ударили в грязь лицом.

Вадим 

Мы сейчас возьмёмся за руки

 И сойдёмся в хоровод.

Пусть стремленье наше к знаниям

Никогда не пропадёт.

Шагин.

Если песня в зале кружится,

Веселей звенит заря.

Если все вокруг подружатся –

Улыбнётся вся земля!

Звучит песня из «Смешариков»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к логопедическому занятия для учащихся 1-ых классов "Путешествие в волшебный мир звуков"

Презентация к уроку "Путешествие в волшебный мир звуков" поможет логопеду или учителю начальных классов наглядно и убедительно рассказать детям о звуках природы, звуках речи. Увлекательная экскурсия п...

Методическая разработка внеклассного занятия по английскому языку урока-спектакля «Путешествие по волшебной стране английских звуков».

В концепции модернизации Российского образования воспитание определено как приоритетное направление деятельности образовательных учреждений. Сказка является прекрасным материалом для решения развивающ...

Фонетический курс "Путешествие в волшебную страну английских звуков"

Представляю вашему вниманию разработанный мной фонетический курс "Путешествие в волшебную страну английских звуков". Курс получил признание на Всероссийском конкурсе "Современный урок" в 2007 году (ди...

Подгрупповое логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет «Путешествие на волшебном самолете. Звук «Л»

Подгрупповое логопедическое занятие "Путешествие на волшебном самолете. Звук "Л".Этап: автоматизация звука в связной речи....

Разработка открытого занятия «Путешествие по волшебному лесу. Согласный звук [в]- [в\']. Буквы В, в.»

Разработка открытого занятия «Путешествие по волшебному лесу. Согласный звук [в]- [в\']. Буквы В, в.» в в объединении предшкольной подготовки "Филипок"....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Путешествие на волшебную поляну звуков»

Закрепить артикуляцию гласных звуков и дифференциацию согласных звуков, с использованием здоровьесберегающих технологий....