программа "Домовенок"
рабочая программа на тему

Филина Ольга Николаевна

коррекционная социально-адаптированная программа воспитания для младших школьников с ОВЗ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_na_god_-_2_klass.docx37.73 КБ

Предварительный просмотр:

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

НА 2012 – 2013 УЧЕБНЫЙ ГОД,  2 – Б  КЛАСС (7 – 9 лет)

Цели программы:

Формирование, становление и развитие личности воспитанника школы-интерната, умеющей полноценно жить и работать в современных  социально-экономических условиях.

Программа предусматривает решение следующих задач:

  • Формирование и развитие реалистической «Я – концепции», уважения к другим, чуткости к анализу нравственных проблем, склонности к самоанализу, настойчивости в выполнении заданий, овладение формами сотрудничества;
  • Формирование социально-бытовых умений и навыков;
  • Воспитание правовой культуры;
  • Диагностика и коррекция имеющихся отклонений в познавательной и психо-эмоциональной сфере воспитанников,  развитие познавательных способностей: мышления, памяти, речи, восприятия и т.д.;
  • Развитие творческих способностей, художественно-эстетического восприятия;
  • Формирование и развитие трудовых умений и навыков;
  • Развитие профессиональных интересов и склонностей, способности к жизненному и профессиональному самоопределению;
  • Формирование у воспитанников духовно-нравственной культуры, целостной картины мира, понимания экологической ценности окружающей действительности;
  • Воспитание патриотических чувств: любви к Родине, родному краю. Приобщение к традициям народа;
  • Укрепление физического и психического здоровья воспитанников.

Цели и задачи коррекционно-развивающей работы основаны

на 5-ти направлениях (разделах):

Раздел 1: Гражданско – патриотическое

Цели и задачи:

  1. Знакомить с историей России, и ее традициями;
  2. Учить сопереживать успехам и неуспехам Отечества;
  3. Воспитывать патриотические чувства и гордость за свою страну;
  4. Познакомить с символикой России (флаг, герб) и гимном;

Воспитанники должны знать: Символику родной страны. Основные исторические представления истории России. Имена людей, прославивших Россию. Ф.И.О. президента РФ.

Рекомендуемая  литература.

  1. Полянская И., И.Ионина «Я познаю мир: Праздники народов мира. Энциклопедия»;
  2. Пчелов Е.Е., Государственные символы России: Учебное пособие;
  3. Соколов Я.В., Граждановедение;
  4. Методическое пособие. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников;
  5. Мушинский В.О., Азбука гражданина;
  6. Агеев А.В., Амурские партизаны.  

Раздел 2:  Здоровье

Цели и задачи:

  1. Воспитывать у учащихся стремление к ведению здорового образа жизни, развить это стремление во внутреннюю потребность каждого ученика;
  2. Знакомить учащихся с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью;
  3. Создавать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья;
  4. Развивать волевые качества учащихся, направленные на преодоление трудностей в достижении спортивных результатов;
  5. Развивать физическую выносливость;
  6. Формировать навыки самообслуживания;
  7. Развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом.

Воспитанники должны знать и уметь:

  1. Владеть основами знаний о здоровом образе жизни (о нравственном здоровье, физическом здоровье);
  2. Знать правила оказания первой помощь (экстренная служба – 03);
  3. Принимать верное решение, заботится о своем здоровье.

Рекомендуемая литература:

  1. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности;
  2. Жукова Р.А. Пожарная безопасность;
  3. Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
  4. Методические разработки (накопленный материал).

Раздел 3:   Этические нормы жизни как регулятор поведения человека.

Цели и задачи:

  1. Развивать умения и навыки культурного поведения в различных местах;
  2. Систематизировать понятия об этикете как об установлено порядке поведения и отношения к людям;
  3. Знакомить с правилами этикета и формировать навыки этикетного общения;
  4. Развивать умение анализировать свои поступки и поступки окружающих.

Воспитанники должны знать и уметь:

  1. Соблюдать нормы общежития, культуры быта;
  2. Соблюдать правила мужского и женского этикета;
  3. Добиваться непринужденности в  соблюдении правил этикета;
  4. Эстетично, со вкусом одеваться и применять косметику в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей и цели предстоящего мероприятия.

Рекомендуемая литература:

  1. Дереклеева Н.И.,  Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся;
  2. Алякринский Б. С., «Общение и его проблемы»;
  3. Булыгина А., «Этика делового общения»;
  4. Жариков Е. С., Крушельницкий Е. Л., «Для тебя и о тебе»;
  5. Методические разработки (накопленный материал).

Раздел 4: Учись общению

Цели и задачи:

  1. Ознакомить с основными правилами культурного общения;
  2. Помочь овладеть методами самопознания и самооценки;
  3. Формировать навыки восприятия окружающих людей в процессе общения;
  4. Формировать умение сопереживать партнерам по общению;
  5. Развивать коммуникативные умения и толерантность;
  6. Совершенствовать умения в общении в процессе самостоятельной жизнедеятельности.

Воспитанники должны знать и уметь:

  1. Владеть самопознанием и самооценкой;
  2. Владеть навыками культурного общения в обществе;
  3. Уметь сострадать и сопереживать;

Рекомендуемая литература:

  1. Алякринский Б. С., Общение и его проблемы;
  2. Карнеги Д., Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей;
  3. Омаров А. М. Управление: искусство общения;
  4. Демидова Т.Е., Модель социального общения: теория и практика социальной работы
  5. Сафьянов В.И., Этика общения.

Раздел  5:  «Домовенок» включает в себя программу дополнительного направления по творческому воспитанию детей социально неадаптированных.

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ

ТВОРЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

«ДОМОВЕНОК»

Паспорт программы

Характеристики программы

Варианты характеристики

1. Сроки реализации

1 учебный год

2. Продолжительность  реализации

34 часа

3. Возраст

Учащиеся коррекционной школы 7 – 11 лет

4. Пол

Смешанная группа

5. Форма  реализации

Групповая – 8 человек

6. Вид деятельности

Информационный, познавательный, практический

7. Образовательная область

Социальная, творческая

8. Способы  реализации

Беседы, экскурсии, практикумы,

9. Уровень освоения

Индивидуально-развивающий и групповой

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность – полноценное пространство воспитания и образования. Главное при этом – осуществлять взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельного образования.

Ведь главное, что здесь ребенок делает свой выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями.

Задача педагога состоит в формировании личности обучающегося, которая является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации. В  данной программе отражены приоритетные направления  воспитательной деятельности учреждения, направленной на развитие личности ребенка и социальной адаптации.

Программа строится на учете возрастных психологических  особенностей детей, растущих и развивающихся в современной социальной среде. Реализация программы  будет способствовать повышению уровня воспитанности и адаптированности учащихся с внедрением комплексного подхода к решению задач воспитания на основе координации и коррекции деятельности, обновления форм и методов воспитательной деятельности, повышения профессионального мастерства педагога как воспитателя.

Содержание программы основывается: «Научился сам – научи других». Программа «Домовёнок» расширит знания в области самообслуживания, раскроет способности в области творчества, позволит развивать художественно-эстетический вкус, заставит задуматься о своем здоровье и его сохранении. Курс носит обучающий, развивающий и социальный характер. Он является необходимым для учащихся младшей ступени, так как позволит школьникам овладеть умениями, навыками по самообслуживанию.

Принципы программы: непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом; развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;  единство и целостность отношений всех субъектов дополнительного образования;  системная организация управления учебно-воспитательным процессом.

Актуальность введения данного курса:

Большая часть детей до школы, воспитывалась дома и не знает элементарных правил ухода за собой, своими вещами и школьными принадлежностями. Родители недостаточно уделяют внимания вопросам самообслуживания и недостаточно подготавливают детей к самостоятельной жизни. Всвязи с чем, слабо развита моторика рук, элементарное мышление и обучающиеся не владеют приемами поэтапного выполнения заданий.

Цель программы

- расширение и углубление знаний, умений в области самообслуживания;

- пробуждение желания быть опрятным, регулярно выполнять гигиенические процедуры;

 - формирование общей культуры обучающихся;

- воспитание адаптированного ребенка в классном коллективе и в школе.

Задачи:

  1. Расширение представления о социальном устройстве жизни;
  2. Приобщение к общечеловеческим социо-культурным ценностям;
  3. Развитие творческой активности
  4. Оказание помощи ребенку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности;
  5. Формирование жизненной позиции, способности к индивидуальному

выбору жизненного пути;

  1. Формирование  потребности в творческой деятельности;
  2. Развитие художественно – эстетических способностей;
  3. Воспитание общительности, своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желания оказывать помощь друг другу;
  4. Формирование жизненно важных трудовых навыков и нравственных представлений.

Посредством достижения поставленных задач планируется: 

  1. формировать осознанное отношение к внешнему виду;
  2. научить применять полученные гигиенические знания в жизни и практической деятельности;
  3. использовать полученные знания для обеспечения безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья.

Ожидаемые результаты – воспитанник должен

• уметь быть опрятным и регулярно выполнять гигиенические процедуры;

• уметь обеспечить себе комфортные условия для любой деятельности за счет правильного выбора одежды и обуви;

• поддерживать в чистоте предметы своего ежедневного обихода;

• иметь сформированные навыки мытья рук;

• уметь соблюдать элементарные правила режима питания;

• уметь пользоваться столовыми приборами;

• уметь распознавать опасные зоны и предметы в помещении, на улице.

• иметь навыки безопасного обращения с электроприборами, острыми предметами.

Тематическое планирование

  1. Введение. Знакомство с программой – «Чем мы будем заниматься?»
  2. Как правильно ухаживать за одеждой. Научить складывать одежду и вешать на «плечики». – 2 часа
  3. Завязываем шнурки на ботинках, кроссовках.  Беседа «Для чего нужна сменная обувь?» Практическая работа по завязыванию шнурков. Правила ухаживания за сезонной обувью. – 2 часа
  4. Застегиваем пуговицы. Беседа об опрятности и аккуратности.
  5. Научиться убирать игрушки. Научить содержать в порядке вещи и игрушки, складывать в шкаф.
  6. Влажная уборка в бытовой.  Правила влажной уборки. Познакомить с обязанностями и правилами  дежурных.
  7. Научить мыть пол, подметать пол.  Поговорить о помощи дома.
  8. Как пользоваться столовыми приборами? Беседа о правилах поведения за столом; Научить держать ложку, вилку.
  9. Как сервировать стол? Практическая работа по выработке навыков сервировки стола к чаю.
  10. Как встречать гостей? Беседа: «Как встретить гостей?» Решение ситуаций.
  11. Украшаем праздничный стол Практическое занятие по сервировке стола; Научить складывать салфетку.
  12. Как ухаживать за волосами? Научить завязывать бант себе и помочь другу; Научить заплетать косичку.
  13. Почему нужно мыть руки? Рассказ об уходе за кожей; овладеть навыками мытья рук.
  14. Как чистить зубы? Беседа о значении зубов, о правилах ухода за зубами; Практическая работа.
  15. Уход за ногтями. Профилактика инфекционных заболеваний. Беседа: «Хорошие и плохие микробы».
  16. Моем посуду. Практическое занятие: научить мыть посуду и столовые приборы, приучить надевать фартук.
  17. Стираем носовой платок и носочки. Показ и практическая работа.
  18.  Как попросить помощи у взрослых? Познакомить с волшебными словами. Ролевая игра.
  19. Что вокруг нас может быть опасным? Беседа.
  20. Как могут стать опасными домашние вещи? Беседа о правилах безопасного обращения с домашними вещами. Нарисовать комнату с вещами и отметить опасные места. – 3 часа
  21. Огонь в доме. Как говорить по телефону. Ознакомить с причинами возникновения пожара, правилами поведения при возникновении пожара, навыками осторожного обращения с огнем. Научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона 01. Ролевая игра. – 3 часа
  22. Поговорим о домашней аптечке. Знакомство с понятиями «лекарство», «яд». Дать представление о том, что лекарства могу оказаться полезными и вредными, в зависимости от ситуации. Анализ ситуаций.
  23.  Конкурс «Самый опрятный и аккуратный» Выполнение заданий.
  24. Чему научились за год? Подведение итогов.

Рекомендуемая литература:

  1. Внеурочная деятельность школьников «Методический конструктор» (Д.В.Григорьев, П.В.Степанов – М.: Просвещение, 2010 г.) ;
  2. Примерные основные образовательные программы образовательного учреждения. Нач. школа (Е.С.Савинов – М.Просвещение, 2010 г.);
  3.  Планируемые результаты начального общего образования под редакцией Г. С. Ковалевой, О.Б. Логиновой, - М. Просвещение, 2010 г.);
  4. Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные планы. Г.Н.Шевченко, Издательство «Учитель» Волгоград, 2007 г.
  5. Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах. – Н.Н.Николаенко. М.:ЦГЛ, Ставрополь: 2003 Программа внеурочной деятельности. Первый год обучения.

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теор.

Практ.

1.

Введение. Знакомство с программой – «Чем мы будем заниматься?»

1

1

-

2.

Как правильно ухаживать за одеждой. Научить складывать одежду и вешать на «плечики».

2

1

1

3.

Завязываем шнурки на ботинках, кроссовках.  Беседа «Для чего нужна сменная обувь?» Практическая работа по завязыванию шнурков. Правила ухаживания за сезонной обувью.

2

1

1

4.

Застегиваем пуговицы. Беседа об опрятности и аккуратности.

1

0,5

0,5

5.

Научиться убирать игрушки. Научить содержать в порядке вещи и игрушки, складывать в шкаф.

1

1

-

6.

Влажная уборка в бытовой.  Правила влажной уборки. Познакомить с обязанностями и правилами  дежурных.

1

0,5

0,5

7.

Научить мыть пол, подметать пол.  Поговорить о помощи дома.

1

-

1

8.

Как пользоваться столовыми приборами? Беседа о правилах поведения за столом; Научить держать ложку, вилку.

1

0,5

0,5

9.

Как сервировать стол? Практическая работа по выработке навыков сервировки стола к чаю.

2

1

1

10.

Как встречать гостей? Беседа: «Как встретить гостей?» Решение ситуаций. Ролевая игра.

2

1

1

11.

Украшаем праздничный стол Практическое занятие по сервировке стола. Научить складывать салфетку.

1

0,5

0,5

12.

Как ухаживать за волосами? Научить завязывать бант себе и помочь другу. Научить заплетать косичку. Правила ухода за длинными волосами.

1

1

-

13.

Почему нужно мыть руки? Рассказ об уходе за кожей. Овладеть навыками мытья рук.

1

0,5

0,5

14.

Как чистить зубы? Беседа о значении зубов, о правилах ухода за зубами. Практическая работа.

3

-

3

15.

Уход за ногтями. Профилактика инфекционных заболеваний. Беседа: «Хорошие и плохие микробы». Презентация – «Микробы вокруг нас».

1

1

-

16

Моем посуду. Практическое занятие: научить мыть посуду и столовые приборы, приучить надевать фартук.

1

-

1

17

Стираем носовой платок и носочки. Демонстрация и практическая работа.

1

-

1

18

Как попросить помощи у взрослых? Познакомить с волшебными словами. Ролевая игра.

1

0,5

0,5

19

Что вокруг нас может быть опасным? Беседа.

1

1

-

20

Огонь в доме. Как вызвать службу спасения по телефону. Ознакомить с причинами возникновения пожара, правилами поведения при возникновении пожара, навыками осторожного обращения с огнем. Знакомство с номером телефона 01. Ролевая игра. – 3 часа

3

1

2

21

Как могут стать опасными домашние вещи? Беседа о правилах безопасного обращения с электрическими приборами. Нарисовать комнату и отметить опасные места. – 3 часа

3

3

-

22

Поговорим о домашней аптечке. Знакомство с понятиями «лекарство», «яд». Дать представление о том, что лекарства могу оказаться полезными и вредными, в зависимости от ситуации. Анализ ситуаций.

1

1

-

23

Конкурс «Самый опрятный и аккуратный» Выполнение заданий.

1

-

1

24

Чему научились за год? Подведение итогов.

1

1

-

Всего по программе:

31

18

13