Публикации
материал на тему

Фонарева Лариса Александровна

Предварительный просмотр:

Игровые тренировочные упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников с ЗПР

Фонарева Лариса Александровна учитель-логопед,

e-mail (lafonareva@yandex.ru)

Государственное бюджетное образовательное учреждение № 1883 начальная школа - детский сад компенсирующего вида (ГБОУ)

г. Москва, Россия

Одной из важнейших задач начальной школы является формирование у детей навыка технически правильного и осмысленного чтения, являющегося фундаментом дальнейшего образования. Однако именно при обучении такому чтению значительная часть младших школьников с ОВЗ испытывают стойкие трудности. Дети читают медленнее, чем предусмотрено по школьным показателям. Они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают и не дочитывают окончания. Для многих характерно угадывающее чтение и трудности в слогослиянии. Искажения звукового состава слова и трудности слогослияния затрудняют им понимание прочитанного.

Данные исследования В.А. Киселевой [4] подтверждают , «что у детей с ЗПР преимущественно выявляются трудности формирования навыка синтетического чтения. В их основе, в большинстве случаев, лежит несформированность высших психических функций (ВПФ), участвующих в процессе чтения – функционального базиса чтения». В результате у детей складывается негативное, эмоционально-отрицательное отношение к процессу чтения.

Для решения этой задачи мы обратились к трудам ученых-психологов. Еще Ж. Пиаже [5] указывает в своих работах на момент значимости игры в развитии речи ребенка. Игру как «главный тракт культурного развития ребенка» рассматривал Л. С. Выготский [1]. Именно словесная речь, игра и рисунок, по мнению ученого, являются предвестниками письменной речи. Таким образом, в игре ребенок больше проявляет произвольности, лучше запоминает и поэтому для развития устойчивого навыка правильного и осмысленного чтения, мы использовали на логопедических занятиях игровые тренировочные упражнения.

Они были разбиты на уровни с учетом зоны ближайшего развития и распределены по целям.

Одни направлены на коррекцию и развитие психических функций, обеспечивающих формирование навыка чтения.

Другие - на автоматизацию и «шлифовку» следующих компонентов чтения:

  • строгий побуквенный анализ;
  • быстрое различение похожих по написанию букв и слов;
  • способность схватывать целостные образы слов;
  • прогнозирование, опирающееся на зрительный образ слова, на смысл;
  • четкие глазодвигательные и речедвигательные операции.

Третьи способствуют формированию у ребенка интереса к процессу чтения, снятию эмоционального напряжения и тревожности, связанного с ним.

Коррекционная работа велась в нескольких направлениях.

Задача первого комплекса – отработать навык чтения целыми словами, свести к минимуму ошибки при чтении, научить детей осознанно воспринимать текст и выразительно его произносить, развивать интерес к процессу чтения. Для реализации поставленных задач использовалась система тренировочных упражнений учителя начальных классов Л. В. Игнатьевой:

  1. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса

Цель: формировать навык владения дыханием и голосом.

Дети выполняли такие упражнения, как «Задуйте свечу» (глубокий вдох и разом выдох до конца – 1 большую свечу, 3 свечи, много свечей), «Побрызгать белье водой» (глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды в 1, 3, 5. приемов), «В цветочном магазине» (сделать шумный вдох носом выдох ртом – 2-3 раза), «В лифте» (представьте едем на лифте и объявляем этажи, чем выше этаж, тем выше голос и наоборот).

  1. Чтение слоговых блоков

Цель: тренировка речевого аппарата, отработку навыка чтения целыми словами.

Материал для упражнений - различные варианты буквосочетаний или слов с такими буквосочетаниями, которые способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания. Он распределен по группам таким образом, чтобы соблюдался основной принцип обучения – от простого к сложному. Сначала блок прочитывается каждым ребенком по строчке, а потом хором.

Слитное прочтение двух рядом стоящих букв

(Первая группа блоков)

Аа уа ау иа ея ия ао яя яю ее ею

Чтение трехбуквенных сочетаний слов

(Вторая группа блоков)

Аа-ага-яга-яма-ява-Яна

Чтение буквосочетаний со стечением согласных в конце слова

(Третья группа блоков)

Бокс борт борщ верх волк

Чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова

(Четвертая группа блоков)

Блок блях барк взор ВГИК вжик!

Чтение наиболее трудных однослоговых слов

(Пятая группа блоков)

Вверх взмах взнос взмыл вклад

Чтение двуслоговых слов

(Шестая группа блоков)

Аббат бедных браво велю

Чтение слов с твердыми и мягкими согласными

(Седьмая группа блоков)

Сели – съели       Семка – съемка           веду – въеду

Чтение слов и словосочетаний до трех слогов

(Восьмая группа блоков)

Адская датская домашний

Акация деньжата артистка

Чтение слов, словосочетаний и фраз без ограничения возможных речевых трудностей

(Девятая группа блоков)

Апрельская Ломоносов полширины

Базальтовый обыкновенная эссенция

  1. Отработка дикции с помощью скороговорок

Цель: формировать умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания с помощью скороговорок

Начинаем работу с одной строки и на каждом занятии добавляем новую. От медленного, отчетливого проговаривания текста, до максимально четкого, быстрого произнесения.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

От топота копыт пыль по полю летит. То курьера курьер обгоняет в карьер. Только бык тупогуб никуда не спешит, у дороги лежал, головой лишь мотал. Бык-тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа была тупа.

Таким образом, закрепляя быстрое правильное звучание выученной строки, заинтересовываем ребенка в безошибочном произнесении новых слов в нужном нам темпе.

Задача второго этапа – коррекция несовершенного навыка чтения. Здесь использовались варианты необычных игровых упражнений со словами, предложениям, текстами, разработанные психологом Е.В.Заика [2]. Они направлены на развитие внутреннего плана действий (ВПД), который представляет собой «единство внимания, мышления, воображения, памяти». и осмысленного чтения.

  • чтение строчек наоборот по словам, по буквам;
  • чтение только второй половины слов;
  • чтение зашумленных слов;
  • чтение строчек с прикрытой нижней половиной;
  • чтение строчек с прикрытой верхней половиной;
  • чтение перевернутого текста на 90, 180, 270;
  • чтение текста через слово.

Третий комплекс разработан нами и направлен на организацию индивидуального подхода к коррекционной работе с учетом психических и физиологических особенностей и состояния здоровья учащихся с ЗПР. Он включает два блока:

Первый блок – развитие и коррекция высших психических функций: памяти, восприятия, мышления, речи. Приведем пример возможных вариантов использования игры «4 лишний» с учетом возраста детей:

  • А  У  П  О
  • 4  7  Я  8
  • Е  Ё  Э  Ю
  • ТЯ  ТЕ  ТА  ТЮ
  • ДА  РО  МИ  книга
  • Сентябрь, октябрь, ноябрь, осень
  • Утро, день, вечер, неделя
  • Воробей, сорока, ворона, клюет
  • Прямоугольный, желтый, овальный, треугольный
  • Лесник, лесок, лисенок, лесоруб

Второй блок связан с использованием на логопедических занятиях здоровьесберегающих технологий. Это упражнения для мышечной релаксации, профилактики зрения, пальчиковая гимнастика Мы проводим такие упражнения как: «Лесная прогулка», «Любопытная Варвара», «Кузнечики», «Бабочка», «Аплодисменты», «Лезгинка», «Птички» и т.д.

В своей работе мы использовали сочетание всех вышеперечисленных комплексов. Систематически вводили их на логопедических занятиях, привлекали родителей к работе с этими упражнениями в домашних условиях, предлагали учителям включать их в уроки чтения в качестве занимательных упражнений. В итоге такой многоаспектной работы у детей с ЗПР в конце учебного года улучшились результаты в умении безошибочно, быстро и правильно произносить слова текста, глубже понимать смысл прочитанного. Сформированность устойчивого навыка чтения повысила интерес к книге и у учеников появилось желание читать.

Мы смогли добиться хороших результатов в формировании навыка чтения максимально соответствующих возможностям детей с ЗПР и снять эмоциональное напряжение и тревожность.

Литература:

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 2, 6. Научное наследство / Под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1984. – 400 с.
  2. Заика Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников. // Вопросы психологии, № 6 – М.: 1995. – С. 43-57.
  3. Игнатьева Л. В. Хотеть недостаточно, надо действовать. // Начальная школа, №8. – М.: 1997. – С. 1-4
  4. Киселева В.А. Некоторые аспекты формирования навыка чтения у детей с ЗПР //Дефектология, №6– М.: 2007. – С 28-40.
  5. Корнев А.Н. Узловые вопросы дислексии // Дефектология, №1 – М.: 2007. – С 59-66.
  6. Лисенкова Л.Н. Развитие и коррекция навыков чтения. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 16 с.
  7. Пиаже Ж. Теория Пиаже // История зарубежной психологии 30-60 годы XX века. Тексты / Ред. П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. – М.: МГУ, 1986. – 344 с.
  8. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников /А.Л. Сиротюк. – М : ТЦ Сфера, 2002. – 80 с.

 



Предварительный просмотр:

Урок – творческий проект

Тема: «Новый год шагает по планете»

Актуальность темы:

Всем известно, что одним из любимых праздников для детей и взрослых является Новый год. Дети верят в чудеса, которые происходят в этот день. Они знают, как отмечают этот праздник в нашей стране, знают любимых персонажей, любят получать подарки в новогоднюю ночь. В процессе обучения ученики знакомятся с другими странами, с древней историей и им хочется узнать новую информацию о том, как возник этот праздник, о традициях других народов. Дети готовы к усвоению новых знаний и с удовольствием их воспринимают.

Цели проекта:

Познакомить детей со старинными названиями зимних месяцев, с новогодними традициями разных народов.

Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками по данной теме.

Уточнить значения некоторых из них.

Развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело.

Учить детей самостоятельно искать информацию с использованием разных источников.

 Работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, выражать свою точку зрения.

Этапы работы над проектом  

Этап 1. Разработка проектного задания

Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач.

Класс делится на 4 группы, которые получают задания:

группа 1 – собрать об этимологии названий зимних месяцев, подобрать про них загадки.

группа 2 – собрать пословицы и поговорки, связанные с зимой.

группа 3 – подобрать теоретический материал об истории празднования Нового года в древности.

группа 4 – узнать новогодние традиции разных народов и нарисовать рисунки.

Этап 2. Разработка проекта  

Задачи этапа – сбор и уточнение информации.

Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально и в группах, анализируют материал.

Учитель и логопед наблюдают и консультируют.

Этап 3. Представление мини – проектов

Задачи этапа: ученики представляют классу собранный материал по теме на уроке – презентации.

Этап 4. Изготовление наглядного материала

Задачи этапа: сбор наглядного материала (рисунки, елочные игрушки из бумаги, маски из папье-маше), подбор картинок, музыки, инсценировок.

Этап 5. Оценка результатов

Задачи этапа: анализ выполнения проектных заданий.

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке – презентации.

Этап 6. Защита проекта.

Задачи этапа: коллективная защита проекта.

Ученики выступают перед учащимися других классов и педагогами, дарят елочные игрушки, сделанные своими руками.

Вид проекта:

  • Коллективный
  • Участники проекта: учащиеся 4 класса, родители, педагоги
  • Межпредметный ( развитие речи, ИКТ, изодеятельность, музыка, этикет, ручной труд, история)
  • По характеру деятельности: творческий
  • Долгосрочный (2 год)

Оборудование: интерактивная доска, рисунки учащихся, елочные бумажные игрушки, маски животных из папье-маше, костюм Мехоноши, атрибутика для колядок, магнитофон.

«Новый год шагает по планете»

(сценнарий)

Ведущий: Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие. Мы побываем в разных странах мира, познакомимся с обычаями разных народов, узнаем историю новогодних вещей и как сделать праздник веселым и радостным.

Ученик читает: «Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костер горит, чуть ли не до самого неба достает. А вокруг костра сидят люди – кто ближе к огню, кто дальше. Сидят и тихо беседуют.

Смотрит на них девочка и думает: кто же они такие? На охотников вроде не похожи, на дровосеков и того меньше: вон они какие нарядные – кто в серебре, кто в золоте, кто в зеленом бархате.

Стала она считать, насчитала двенадцать: трое старых, трое пожилых, трое молодых, а последние трое – совсем мальчики. Молодые у самого костра сидят, а старики поодаль»  

Из какой сказки эти герои?

На экране картинка из сказки С. Маршака « Двенадцать (месяцев»)

Ученик: Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его - всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет мы встречаем Новый год. (Декабрь) 

Ученик: Название декабрь  родственно слову дециметр. Дециметр – десятая часть метра, а декабрь был у римлян десятым месяцем. Название сохранилось, хотя месяц стал двенадцатым.

На Руси декабрь называли « студень». В этом месяце приходила зима и становилось студено, холодно. Стужа, стынуть, застывать и древнее название «студень» - однокоренные слова. (картинка)

В народе о нем говорят, что декабрь – хвостик года.

Ученик: Пословица говорит: В декабре солнце поворачивает на лето, а зима на мороз.

У декабря есть родные братья. Послушайте загадку и отгадайте, о каком месяце я говорю?

 Ученик: Даже птице не летится.

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это?  (Январь) 

Ученик: Много у него народных названий: январь – носик года, первенец года. На Руси январь называли «сечень», так как он рассекает, делит зиму  на две половины. Древние римляне назвали его январем в честь Януса – бога солнца и света. Они изображали Януса как человека с двумя лицами. Одно лицо старое и обращено в прошлое, а другое - молодое, смотрит в будущее. На пальцах правой руки было начертано число 300, на пальцах левой – 65. 365 – это количество дней в году. ( картинка)

Ученик: пословица гласит: Январь - году начало, зиме – середина.

А вот у третьего брата хоть и капризный характер, но он добрее, мягче своих братьев.

Ученик: По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно,

Ну, так что за месяц это? ( февраль)

Ученик: Февраль в древнем Риме заканчивал год и римляне устраивали большой праздник, на котором приносили жертвы покровителю стад богу Фебрусу. Отсюда и название месяца – февраль. (картинка)

Древнерусское название февраля – « лютый». В феврале выпадает много снега, стоят лютые морозы.

  Ученик: О феврале в народе говорят ласково, что он хвостик зимы. А еще говорят, что февраль зиму замыкает – весне дорогу показывает.  

Ученик: Давайте поиграем в игру:

Игра: «Угадай, где пословица, где примета»

Крепкие морозы в феврале бывают только по утрам.

Январь – году начало, зиме середка.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

В январе снегу надует – хлеба прибудет.

Мухи проснулись среди зимы – к продолжительной оттепели.

Если на Новый год небо звездное ягоды будут.

Ученик: Продолжаем наше путешествие. Какой самый любимый и веселый праздник мы встречаем среди зимы? Самый загадочный и всеми ожидаемый праздник – это Новый год. Во все времена, у всех народов Новый год считался праздником, но не всегда и везде его праздновали 1 января.

(картинки детей)

Ученик: В Древнем Египте Новый год праздновали в начале лета, во время разлива Нила.

В Древней Греции начало года приходилось на самый длинный день в году – 22 июня. А летоисчисление греки вели от Олимпийских игр, которые устраивались в честь известного мифологического героя Геракла.

В средние века в Англии новый год начинался с приходом весны – 1 марта.

Календарь, в котором год начинается с 1 января, ввел римский император Юлий Цезарь.

Ученик: На Руси Новый год начинался 1марта, с наступлением весны. Потом стали праздновать 1сентября. В этот день в Кремле совершался торжественный выход царя. В 1700 году царь Петр 1 своим указом повелел отмечать Новый год 1 января, как в Европе. Каждый дом нужно было украсить сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветками. Впервые в Москве был устроен фейерверк. По всему городу шесть дней палили из пушек и ружей. А по ночам жгли костры.

Ученик: Праздники – неотъемлемая часть нашей жизни. А где праздники, там и песни, и танцы, и игры, и определенные традиции. Народные игры характерны для рождественских праздников. Самым шумным и веселым праздником на Руси после рождественского поста были Святки.

Ученик: Это что такое – Святки?

Вы не слышали, ребятки?

Что ж придется рассказать

И, конечно, показать.

Ученик: Святки – это двухнедельные новогодние празднества, которые издавна отмечали наши предки.

Ученик: Новый год во все времена и для всех народов значил обновление мира. Это пора взаимных угощений, веселья, радости.

Ученик: В святки дня прибыло на куриную ногу.

Ученик: Зима за морозы, а мужик за праздники.

Ученик: Самым веселым на святках было колядование.  А начинались они в рождественский сочельник, т. е. в ночь с 24-го на 25-е декабря.  Дети и взрослые наряжались в маски и шкуры животных, ходили по домам, пели  поздравительные песни-колядки, танцевали, посыпали пол зерном, желая богатого урожая и получая  от хозяев угощение. Девушки колядовали отдельно от парней. С собой у них были звенящие, стучащие старинные музыкальные инструменты – колотушка, бубенцы, колокольчики, трещотки. Наряжали смешно одного человека – коляду - Мехоношу.  Вы лучше все это посмотрите.

 

Колядки «Авсень»

Дети ходят по кругу и поют колядки.

Авсень, Авсень, гулял по всем,

По заулочкам, переулочкам.

Он искал, искал, искал,

Он искал Марьин двор.

Он нашел, нашел, нашел,

Он нашел Марьин двор.

(Величание)

Ты, Марьюшка,

Красно солнышко,

Твои детушки -  ясны звездочки!    

(Марья выходит в круг и кладет Мехоноше в мешок угощение, а если хозяйка была жадной, то пели другие песни).

Кто не даст пирога,

Мы того за бока.

Кто не даст хлеба –

Стащим с печки деда.

Кто не даст лапку –

Стащим с печки бабку.  

Кто не даст пышку –

Того за лодыжку.

Ученик: Кто же главный герой Новогоднего праздника? Послушайте загадку и отгадайте.  

Кто пришел?

Что принес?

Знаем мы:

Дед Мороз,

Дед седой, с бородой

Он нам гость дорогой.

 Он нам елку зажжет,

С нами песни споет.

Конечно же – Дед Мороз.  Дед Мороз родился более 2000 лет назад. Жители Севера в  торжественные ночи бросали за порог своих жилищ лепешки, мясо, выливали вино, уговаривая Мороза не злиться, не мешать охоте и не губить посевы.

Только во всех странах Дед Мороз имеет свое имя.

Ученик:

В России - Дед Мороз

В Италии – Баббо Натале

В Чехии – Микулаш

На Кипре – Святой Василий

В Австралии – Святой Сильвестр  

В Финляндии – Йолопукки

В Америке – Санта Клаус

Нашего Деда Мороза нельзя путать  с прочими новогодними дедами. Их «предками» в одних странах считают местных гномов, в других – средневековых бродячих продавцов детских игрушек. Русский Дед Мороз – языческий дух, ставший персонажем народных поверий и сказок.

Ученик: В наши дни Новый год в различных странах празднуют по-разному. Все деды Морозы приносят подарки.

(звучит отрывок национальной музыки каждой страны)

Российский Дед Мороз ходит в длинной шубе, в валенках и с посохом. Его постоянная спутница – Снегурочка. Он играет с детьми в игру «Заморожу!»  и прячет в новогоднюю ночь подарки под елку.

Ученик: В Италии Новый год начинается 6 января. Все дети ожидают добрую фею Бефану, которая прилетает ночью на волшебной метле, наполняет подарками детские чулки и башмачки. Тому, кто плохо учился или шалил, она оставляет щепотку золы или уголек.  В новогоднюю ночь там принято выбрасывать на улицу  все ненужное. Итальянский Дед Мороз -  Баббо Натале ставил возле елки деревянные или глиняные фигурки. (картинка и музыка)

Во Франции Пер Ноэль (так зовут Деда Мороза) приходит в Новогоднюю ночь и оставляет подарки в детских башмачках и кому достанется боб, запеченный в новогодний пирог, получает титул «бобовый король» и в праздничную ночь все должны подчиняться его приказам.

В Голландии Дед Мороз приплывает на корабле. Он устраивает розыгрыши и дарит детям марципановые фрукты, игрушки, цветы из леденца.

В Чехии и Словакии к детям приходит веселый человечек Микулаш. Он одевается в мохнатую шубу и высокую баранью шапку. Дарит подарки тем детям, кто хорошо учился.

В Бельгии во многих деревнях сохранился обычай поздравлять с Новым годом домашних животных, чтобы они хорошо размножались. Животных украшают яркими лентами, угощают любимыми лакомствами.

 В Швеции перед Новым Годом дети выбирают королеву света Лючию. Ее наряжают в белое платье, на голову надевают корону с зажженными свечами. Она приносит подарки детям и лакомства домашним животным.

Английского Деда Мороза называют Санта- Клаус. В новогодние дни в театрах разыгрываются представления на сюжеты сказок. Перед сном дети ставят на стол тарелку для подарков, которые им принесет Санта- Клаус, а в башмаки кладут сено для ослика Санта-Клауса.

Японского Деда Мороза зовут Сегацу-Сан – Господин Новый год. В Японии в новогоднюю ночь дети под подушку прячут картинку с изображением парусника, на котором плывут 7 сказочных волшебников. Принято встречать праздник в новой одежде, потому что считается, что это принесет удачу и здоровье. 108 ударов колокола возвещают о наступлении Нового года. На праздничном столе обязательно присутствуют колобки, лепешки, булки из рисовой муки.  Двери домов украшают ветками бамбука, сливы, сосны.  По обычаю запускают воздушного змея.

Ученик: Послушайте загадку:  

 По округе славится

Зеленая красавица:

Сарафан – как колокол,

По земле, да волоком,

Шапочка – с опушечкой,

 С острою макушечкой.

Что это? (Елка)

Ученик: Скажите, так без чего не бывает  Новогоднего праздника?

Без елки.

Ученик: Обычай встречать Новый год и Рождество с елкой пришла к нам из Германии. С давних времен передавалась легенда о деревьях, что пышно расцветают среди зимы. В честь этой легенды в Германии и стали устраивать зимой праздник. Считалось, что зеленые деревья приносят здоровье и счастье в дом.  Но так как зимой  не теряли свое зеленое убранство одни лишь елки-ели, выбрали именно это дерево. Ветки елки украшали фонариками, игрушками, блестками, чтобы всем казалось, будто она и на самом деле расцвела. На верхушку прикрепляли звезду – символ Вифлеемской звезды, под которой был рожден Иисус Христос.                                              

В других странах, где нет елок, Новый год встречают с другим деревом. В Австралии – с метросидерсом, на Кубе – с пальмой. В Никарагуа – с ветвями кофейного дерева, во Вьетнаме – с ветвями расцветающего персика.

Ученик: Надежду каждому человеку на счастье дарит Новый год. А мы хотим подарить Вам на счастье игрушки, сделанные своими руками.

   



Предварительный просмотр:

Проектный метод как способ формирования универсальных учебных действий у

младших школьников с ОВЗ. 

Слайд

Знание тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

Л.Н.Толстой

Отличительной особенностью современного процесса образования является его системно - деятельностный характер, ставящий главной целью развитие учащегося, владеющего адекватными времени компетенциями.

Компетентность – это готовность и способность человека действовать в какой-либо области. Компетентностный подход выдвигает на первое место умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, а также овладение способами этой деятельности.

Способом развития требуемых компетенций становится специально организованная деятельность учащегося, основными направлениями которой становятся:

  • самостоятельная творческая работа
  • учебное и научное исследование
  • проектирование и эксперимент.

Ребёнок учится заниматься решением творческих задач, поиском, анализом и интерпретацией информации. Кроме того, у детей формируется мотивация к обучению, которая идет изнутри, т.е. от ребят. Это и есть научить ребёнка учиться.

Важным элементом формирования УУД у младших школьников являются ориентировка их в информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ) и формирование способности грамотно применять эти знания.

Ещё до повсеместного внедрения ФГОС, в нашем учреждении (как в детском саду, так и в школе), активно использовался метод проектов. Именно эта деятельность позволяет решать коррекционные задачи по развитию, обучению и воспитанию детей с ОВЗ.

В логопедической работе я опираюсь на основополагающий принцип - принцип преемственности с другими специалистами (учителем информатики, учителем начальных классов) и интеграции с ними в содержании, формах, методах и оборудовании.

Метод проектов можно успешно использовать для развития речи младших школьников. Толчком к началу работы над проектами послужил текст «Музеи Москвы», взятый из пособия - тренажёра «Обучение написанию изложений», разработанное учителем начальных классов и завучем школы № 436 Т.Л.Мишакиной.

Проектная деятельность осуществлялась поэтапно.

  1. этап

Работа над текстом.

  1. Составление и запись предложений из деформированных слов;
  2. Озаглавливание текста;
  3. Определение типа текста.

2 этап

Работа над проектом «Музеи Москвы».

  1.  Совместное посещение музеев учащимися вместе с родителями
  2.  Написание отзыва о посещении музеев и обсуждение на занятии
  3.  Распределение тем мини-проектов. Художественные музеи: Третьяковская галерея, музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Исторические: музей Бородинская панорама, музей Космонавтики. Естественно – научные: Дарвиновский и Палеонтологический музеи. Природно-исторические: Кусково.
  4.  Сбор информации по темам с использованием разных источников, помощи родителей и педагогов и с учётом зоны ближайшего развития детей.
  5.  Презентация «Музеи Москвы»

Слайд «Музеи Москвы»

      3 этап

Работа над проектом на свободную тему

  1. Анкетирование детей с целью выявления их интересов (музыка, животные, путешествия, природа, история)
  2. Выбор темы презентации с учетом желаний
  3. Самостоятельная работа сильной подгруппы детей по отбору нужной информации (текст, картинки, фотографии, музыка) и помощь педагогов, родителей и одноклассников для слабой подгруппы
  4. Составление письменного сообщения презентации с помощью ИКТ
  5. Защита презентации
  6. Обсуждение презентаций и выбор самых интересных проектов

Проектная деятельность младших школьников с ОВЗ, опираясь на принцип преемственности, учитывая зону ближайшего развития каждого ребенка, способствует развитию творческих способностей и активности; адаптации к современным условиям жизни; формированию познавательных мотивов учения; является эффективным средством формирования универсальных учебных действий, т.е. учебных компетенций.



Предварительный просмотр:

"ХЛЕБ — ВСЕМУ ГОЛОВА"

1.

Ученик: Сегодня, да и во все времена на самом почетном месте — хлеб. Хрустящий, с аппетитной корочкой, мягкий и сдобный. А пришел он к нам на стол непросто. Много людей помогало ему в этом: и тот, кто сеял, и тот, кто убирал, а потом хлеб молол, а потом испек. Трудно, тяжело достается хлеб.

Ученица: Растения, зерна которых годятся в пищу, называются хлеба. Это пшеница, рожь, ячмень, овес, просо, гречиха, рис, кукуруза, горох, соя. Но пшеница, рожь и ячмень называются еще жито. Их общее название сходно со словом «жить» не случайно. Они - основные наши кормильцы. Есть еще одно слово, которое тоже близко слову «жить». Это — «жилье». Народ мудро сказал: «Был бы кусок хлеба да крыша над головой — и жить можно».

Ученик: Худ обед, коли хлеба нет, — говорят в народе. Хлеб содержит практически все питательные вещества, необходимые для жизни человека. По подсчетам ученых, взрослый человек съедает в день около 500 г хлеба, а при тяжелой физической работе – до 800г. В хлебе много белков, углеводов, а также минеральных солей и витаминов. (ТАБЛИЦА)

Ученик: Тысячи лет существует на Земле этот удивительный продукт, и все это время люди не перестают удивляться ему как великому чуду, не перестают ува- жать его и воздавать ему должное. Еще в Древнем Египте учителя в школах учили детей бережному отношению к хлебу. Если падал на землю кусок хлеба, ребенок должен был поднять его и поцеловать. Есть поверье: если бросаешь недоеденный кусок, значит, где-то твой близкий голодает ... С древних времен живет традиция — приготовление свадебного хлеба. Таким хлебом встречают жениха и невесту, угощают гостей на свадьбе. Хлебным зерном принято посыпать молодых на свадьбе, желая им счастья и благополучия.

Хлебом встречают самых дорогих гостей, хлеб-соль подают на юбилеях и других торжествах, хлеб дарят космонавтам, возвращающимся из длительных полетов.

Ученик: В нем – здоровье, наша сила,

                В нем чудесное тепло.

                Сколько рук его растило,

                Охраняло, берегло!

                Ведь не сразу стали зерна

                Хлебом тем -  что на столе,

                Люди долго и упорно

                Потрудились на земле.

                Вот об этом-то как раз

                Начинается рассказ.

Ученица: Хлеб рождается в бороздках.

                     Посмотри-ка на поля,

                     Ведь земля — земля не просто,

                    А кормилица Земля

С давних пор весенней ранью,

Чтоб зерно могло взойти,

Шли к земле с сохой крестьяне,

Нелегко с сохой идти.

Ученик: Прадед в землю свято верил,

                   И с рассвета до темна

                   Он в руке с надеждой мерил

                   Тяжесть каждого зерна.

                   И была мужичья доля

                   Из несчастий и беды.

                   Потом политое поле

                   Воздавало за труды.

                   Утром ранним, утром росным

                   Выходили косари,

                   На полях свистели косы

                   От зари и до зари.

Жнивные песни

2.

Ученик: Развивалась наука, техника, и на смену ручному труду пришли машины.

                 За лесами, за лугами

                 Раздается в поле гром;

                 Это тракторы плугами

                 Пашут легкий чернозем.

Ученик:

Гребнем частым, борона,

Расчеши земельку1

Приготовим для зерна

Мягкую постельку.

Ученица:

На широкие долины

Вышли новые машины.

Глянь в раскрытое окно—

Сеют сеялки зерно.

Сколько в этом зернышке

Вложено труда

Знают только солнышко,

Ветер и вода.

Ученик:

Посеяли хлеб хлеборобы весною,

 Созрел он и встал золотою стеною,

И слышит страна: за уборку пора,

Для хлеба комбайны нужны, трактора.

Ученик:

Но вглядись в простор бескрайний:

 Что такое там вдали?

Выплывают в степь комбайны

Словно в море корабли.

Ох, машинища какая1

Ну, комбайнер, покажи,

Как пшеницу подсекая,

Ходят острые ножи,

Как из колоса тугого

Выбирается зерно,

      Как, пожалуйста, готово—

 В ящик сыплется оно.

Ученик: Продолжается рассказ—

                   Урожай поспел у нас.

Ученица:

Хлеб созрел, но к нам на стол

 Прямо с поля не пошел.

С поля даже в магазины

Хлебу ехать рановато,

Он уселся на машину

И спешит на элеватор. 

Ученик:

В элеваторе для нас

Хлеб хранится про запас.

Здесь ему тепло, удобно,

 Скажет он, как будто дома,

Сколько нужно отдохнуть,

И опять собраться в путь ...

Едет хлеб на мельницу,

Мельницу-чудесницу.

Здесь пышней, чем облака,

Получается мука

Ученица: 

                 Вместе с мельницей ручной,

             Паровой и ветряной  

                 Устарели для муки

                Толстобокие мешки.

Вот почти космический

Контейнер металлический-

Уж, сюда наверняка

Помещается мука!

И, наполнив этим грузом

Необычный круглый кузов,

Богатырь-муковоз

На завод муку привез ...

3.

Ученик:

Хлеб созрел, убрали урожай, теперь для тех, кто растил и убирал хлеб, наступил праздник, он приходит осенью.

Инсценировка

Ученик: «Праздник каравая».

В гости к нам на машине

Каравай приехал ныне.

В круг вставай, каравай,

Кого хочешь — выбирай.

Каравай (желтый костюм, шапочка, изображающая каравай):

Пекаря!

Он не грел на печке бок-

Каравай ребятам пек.

Пекарь, с нами поиграй,

Кого хочешь — выбирай!

Пекарь (белый колпак и передник):

      Мельника!

Не молол он чепуху,

А смолол зерно в муку!

Мельник, с нами поиграй,

Кого хочешь — выбирай!

Мельник:

Хлебопашца!

Он в тенечке не лежал,

А хлеба растил и жал!

Хлебопашец, в круг вставай,

Кого хочешь — выбирай!

Хлебопашец (в русском национальном костюме):

        Рабочего!

Он приехал к нам с дарами!

Тягачами, тракторами!

А награда — урожай!

Всех на праздник приглашай!

Хоровод –игра ( 6 чел)

Показ своих изделий

4.

Ученик:

От завода-автомата,

Льется теплый хлебный запах.

Поздно ночью спят ребята,

А завод готовит завтрак:

Все, что хочешь, испечет

Этот сказочный завод.

Так и скачут из печи

Плюшки, сушки да ватрушки,

Куличи да калачи,

Сладкие коврижки,

Маковые пышки.

Двадцать пять фасонов

Булок и батонов.

Ученик:

Здесь науке не до скуки,

Чудесам здесь просто тесно—

Механические руки

Лепят бублики из теста,

Интересно, как в кино,

 Даже чуточку смешно.

 Автоматам люди рады,

 Потому что автоматы

 Научились булки печь.

 Автомат замесит тесто,

 И отправит тесто в печь.

Ученица:

Есть пословица в народе:

«Хлеб на стол и стол — престол».

 Хлеб не легкий путь проходит,

 Чтоб попасть к тебе на стол.

 И в любом кусочке хлеба

 Ты почувствуешь всегда

 Теплоту родного неба,

 Привкус доброго труда.

Ученик: Вы видели, как хлеб ест  колхозник? Нарежут  ломтями, крошки соберут в ладонь, поднесут ко рту. Не от бедности это. А потому, что кто землю сам пахал, тот за столом разрежет хлеб, не уронив ни крошки.

Ученик:

БУЛКА

С. Михалков

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Шел мимо незнакомый дядя.

Остановился и вздохнул,

И на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с нее сдувал.

И вдруг спокойно и открыто

При всех ее поцеловал.

  • Вы кто такой? — спросили дети,
  • Забыв на время про футбол.
  • Я — пекарь! — человек ответил
  • И с булкой медленно ушел.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом

Моря пшеницы золотой.

Ученик: 

В стихотворении Сергей Михалков призывает и детей, и взрослых ценить и беречь хлеб. Берегите хлеб! Он очень трудно дается. Хлеб так же дорог, как и сама жизнь. Мы сегодня посмотрели, какой длинный путь проходит хлеб от поля до стола.

5.

Ученики угощают караваем гостей.

 

                ХЛЕБ

Вот он, хлебушко душистый,

С хрупкой корочкой витой.

Вот он теплый, золотистый,

 Словно солнцем налитой.

В нем — здоровье наше, сила,

В нем — чудесное тепло.

В нем — земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки! Вырастай богатырем!

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

Спасибо всем за внимание. Угощайтесь, гости дорогие!

угощение



Предварительный просмотр:

Преемственность в работе педагогов начальной школы и детского сада

 в условиях введения ФГТ и ФГОС

Фонарева Л.А. учитель-логопед

ГБОУ начальная школа – детский сад компенсирующего вида №1883

С введением  ФГОС в начальной школе и ФГТ в детском саду актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования. Преемственность осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы. Известный психолог Эльконин Д.Б. указывал на то, что дошкольники и младшие школьники больше похожи, чем отличаются друг от друга и принадлежат к одной эпохе детства.

В настоящее время  в нашем учреждении ГБОУ начальная школа – детский сад компенсирующего вида № 1883 проводится комплексная работа, направленная на интеграцию детей дошкольного и младшего школьного возраста в совместную деятельность. Интеграция создает условия, в которых школьник помогает дошкольнику приобрести и закрепить новые знания об окружающем мире, при непосредственном участии педагогов. Это позволяет специалистам отойти от традиционных форм работы и создать инновационные модели развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Основой инновационных форм детской деятельности стали циклы игр:

игры-путешествия, познавательные, исследовательские, поисковые игры, которые соответствуют  главным дидактическим принципам.

С 2010 г. в учреждении ведется работа по созданию условий для включения детей в опытную и исследовательскую деятельность. По мнению ученых-психологов, (А.Н. Поддьяков, Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса) в процессе экспериментирования изменяется сам ребенок и его отношение к миру. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира и хочет его познавать. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.

В детском саду дети изучают материал, проводя простейшие эксперименты. В школе, полученные знания дополняются и уточняются. Наш опыт показал, что подобные занятия вызывают большой интерес, как у дошкольников, так и у младших школьников. Получение знаний обычным путем у детей с ОВЗ затруднено или невозможно, поэтому для эффективного познания  окружающего мира,  необходимо внедрять современные образовательные технологии, для этого мы использовали в коррекционной работе комплекты лабораторного оборудования. Это: «Плавание и погружение», «Природа звука», « Равновесие и устойчивость (мосты)».

 Плавание и погружение

Дети в детском саду экспериментируют с водой («Тонет – не тонет», «Разноцветная вода», «Тяжелее – легче»). В школе они продолжают исследовательскую деятельность и проводят серию опытов по исследованию свойств тел, связных с плавучестью: («Что плавает – что тонет?», «Строим плот из разных материалов», «Как получается, что тяжелый корабль из металла не тонет в воде?») и получают представление о том, что такое сила выталкивания («Что происходит с водой, когда в нее что-нибудь погружают?», «Почему корабль плавает?»).

 Природа звука

В детском саду была начата работа по изучению свойств звука. Для исследования данного явления проводились опыты, где дети узнали различные виды звуков и шумов («Угадай музыкальный инструмент», «Угадай что шумит?», «Голоса животных»), а также, что такое шум и почему он вреден («Ничего не слышу»). В школе на уроках окружающего мира учащиеся продолжают серию экспериментов по изучению природы звука («Нужен ли воздух для распространения звука?», «Как функционирует человеческое ухо?», «Как функционируют музыкальные инструменты?»

 Равновесие и устойчивость (мосты)

Программой детского сада предусмотрено развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. Дети с самого раннего возраста учатся сооружать различные конструкции из строительного материала (здания, мосты, самолеты, поезда) по рисунку, по словесной инструкции, по собственному замыслу.

Дальнейшее развитие конструктивной деятельности осуществляется и в школе.

Дети проводят эксперименты по исследованию состояний равновесия и устойчивости на примере построения различных конструкций моста. («Мост без опор – арочно-консольный мост», «Как римляне в старину строили арочные мосты», «Мост Леонардо – мост без гвоздей и винтов», «Изобретаем висячий мост»).

Ранний позитивный учебный опыт благотворно влияет на развитие мотивации и интереса, формирует способность к научному мышлению.

Итогом  коррекционной работы педагогов учреждения стало создание и внедрение  в практику комплекса инновационных моделей развития дошкольников и младших школьников. Это способствует развитию интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, помогает успешно адаптироваться в сложном окружающем мире и максимально раскрыть свои возможности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои публикации

Музыка в системе интегрированного общеобразовательного пространства...

Публикации

Данные статьи были размещены на сайте школы, публиковались в районной газете "Сельские зори"....

Публикация Зоткиной Н.И.

Публикация"Национальная идея выражается в языке"...

Понятие компьютерной публикации. Средства создания публикаций. Виды публикаций, их шаблоны. Структура публикаций

Познакомить учащихся: с понятием компьютерной публикации; с видами публикаций; с понятием шаблона публикации и ее структуры; со средствами создания публикации.Научить учащихся: использовать программу ...

X критерий. Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации годНазвание изданияТема статьиУровеньРезультат2017Материалы Всероссийской открытой научно-практической конфе...