Сказка в психокоррекционной работе педагога.
статья

Дмитренко Ольга Александровна

Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_v_psikhokorrektsionnoy_rabote_pedagoga.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка в психокоррекционной работе педагога

Дмитренко О.А.    

МАОУ «Сладковская  СОШ»

Специальная педагогика рекомендует решение коррекционно-развивающих задач на каждом уроке, занятии. Помочь в решении этих задач может сказка. Причём, не любая, а именно -   народная, волшебная.

По мнению Л.С. Выготского, научный анализ сказок убеждает нас в том, что самые фантастические создания почерпнуты из действительности и подверглись искажающей деятельности воображения. «Так, избушка на курьих ножках существует, конечно, только в сказке, но элементы, из которых построен этот сказочный образ, взят из реального опыта человека». [1, с. 9]

Сказкотерапия - один из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения. Во-первых, сказка позволяет свободно мечтать и фантазировать, что позволяет раздвигать рамки обычной жизни, постигать взрослый мир чувств и переживаний. Во-вторых, запускается механизм идентификации. Поэтому, с одной стороны, воспринимая сказку, ребенок сравнивает себя со сказочным персонажем, чувствует и понимает, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения конфликтов и позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребёнок отождествляет себя с положительным героем. Это позволяет усваивать моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Специалисты утверждают, что метафора обеспечивает контакт между левым и правым полушарием мозга. В процессе восприятия сказки работает левое полушарие, которое извлекает логический смысл из сюжета, а правое – свободно для мечтаний, воображения, творчества.                                                                                                                                                                              Психологами замечено, что ребенок не всегда на осознаваемом, вербальном уровне принимает сказку, но положительный эффект присутствует. Значит, изменения происходят на подсознательном уровне. При этом одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребенка, каждый находит в ней что-то своё, актуальное для него, созвучное его проблемам.  

В своей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья я стала регулярно применять данный метод в этом учебном году. Мною были подобраны сказки для уроков чтения и развития речи, географии, обществоведения в 9 специальном (коррекционном) классе  (VIII вида).

Сказки универсальны, но должны всё-таки соответствовать теме урока. Минимум раз в неделю мы читаем и «проживаем», как советуют психологи, сказки. Так, при изучении темы «Устное народное творчество» на уроках чтения и развития речи звучали сказки, знакомые с детства: «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке», «Пёрышко Финиста Ясна-сокола», «Крошечка-Хаврощечка» и др. На уроке обществоведения (тема «Домашнее хозяйство») – « Как старик домовничал». Изучая Словакию, на уроке географии, познакомились со словацкой народной сказкой «Повелитель камней и руд». Времени на уроке это занимает немного (10-15) минут), но именно тогда-то и возникает максимально комфортная обстановка. При анкетировании заметила, что уроки, где звучала сказка, стали у ребят любимыми. Общение стало более доверительным.

Каждый ребёнок – уникальная личность, обладающая своими особенностями восприятия мира. Поэтому цель сказкотерапии – помочь ребёнку выявить и осознать свои проблемы и показать некоторые пути их решения.   А  главное – дать позитивно окрашенный прогноз на будущее. Социально адаптированным, активным, успешным человеком  желаю быть каждому моему ученику.

Литература

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. -  3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с. ил.

  1. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Учеб. пособие для студ. высш. и ср. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 272 с.

  1. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В.  Вохмянина; Под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд. стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»,  1999. – 160 с.

  1. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.: ил. – (Психол. наука – школе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шпаргалка для родителей:Психокоррекционная работа с гиперактивными,агрессивными,тревожными и аутичными детьми

Шпаргалка для родителей:Психокоррекционная работа с гиперактивными,агрессивными,тревожными и аутичными детьмиДля психологов,воспитателей,учителей начальной школы Автор: Е.К.Лютова, Г.Б.Монина ...

Выставка работ педагога и учащихся "Билет в сказку, или в поисках Единорога"

Отчетная выставка творческого коллектива "Волшебная кисточка" Открытие выставки проводилось в игровом формате. Была выбрана форма квеста с одновременным знакомством с мифологией различных к...

Социальная дезадаптация подростков: причины и психокоррекционная работа

Работа содержит обзор литературы по проблеме социальной дезвдвптации в подростковой среде, особенности делинквентного поведения в этом возрасте (по материалам Ю. Клейберг, О.Васильевой. И.Вачкова, Д.К...

Методическая разработка "Организация психокоррекционной работы с умственно отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития путем развития мелкой моторики пальцев рук на занятиях оригами

 Работа с детьми – олигофренами  и детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста показывает, что их обучение и воспитание должно построено специальным образом. ...

Статья "ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ И ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА)"

ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ И ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА)...

Метод мандалы в психокоррекционной работе педагога-психолога

Рассматриваются возможности применения мандал  в психокоррекционной работе психолога с детьми, подростками и взрослыми, как средство снижения эмоционального напряжения....