Использование кинетического песка в психопрофилактической и психокоррекционной работе педагога-психолога с обучающимися с РАС
статья

Шевченко Светлана Владимировна

«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка». К.Д. Ушинский.

Игра с песком – это естественная для каждого ребенка форма деятельности. Кинетический песок – это современное изобретение, новейший материал, который имеет свойство лепиться как мокрый и рассыпаться как сухой. Кинетический песок- потрясающий развивающий материал и игрушка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Дошкольный возраст- это период активного взаимодействия детей с окружающим миром, овладения речью, предметно-практической деятельностью.

Воспитание и развитие современных детей требует введение новых форм и технологий дошкольного образования.

«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка». К.Д. Ушинский. Игра с песком – это естественная для каждого ребенка форма деятельности. Кинетический песок – это современное изобретение, новейший материал, который имеет свойство лепиться как мокрый и рассыпаться как сухой. Кинетический песок- потрясающий развивающий материал и игрушка.

Изготовленный в Южной Корее специально для детей, он уже покорил Японию, Корею, Тайвань, Швейцарию, Германию, не так давно появился и в России

Кинетический песок был придуман в Швеции и производится там же

Слайд 2 (Задачи)

При работе с песком у воспитанников формируются и развиваются:

1.Усидчивость, навыки  практического экспериментирования с различными предметами. (формочки , и это помогает закреплять знания о форме, величине и цвете)

3.Мелкая моторика. (дети сжимают. Прихлопывают, трамбуют его, надавливают песок пальцами, защипывают – это способствует развитию указательных пальцев, щипкового захвата)

4.Развивается речь. (дошкольники разыгрывают сюжеты игр и рассказывают их)

5. Благоприятно воздействует на эмоциональное состояние воспитанников. Игры с ним успокаивают и расслабляют детей, поэтому его полезно использовать  в периоды стресса и возрастных кризисов, а также при работе с детьми с Ограниченными возможностями здоровья, в том числе с РАС, гиперактивными, тревожными и агрессивными детьми.

Возраст детей: простые игры подойдут детям от двух лет, а сложные, с сюжетом и проговариванием – старшим дошкольникам.

А вообще возраст занятий с песком неограчен и может использоваться начиная с 2-х лет о даже до 90 лет

Слайд 3 «Необходимые материалы для игры»

Пластмассовый поднос или контейнер прозрачный, камешки, трафареты, мозаики, детали конструктора.

При организации работы с песком:

  1. У меня отведено специальное место, где я храню кинетический песок – на полке.
  2. Храню песок герметическом контейнере, чтобы в него не попала пыль или влага. Если песок намокает во время занятия, ему самостоятельно высохнуть при комнатной температуре. Однако, если песок пересох, то на руки можно добавить несколько капель воды и размять его.
  3. Песок не имеет запаха, но может впитывать посторонние запахи. Поэтому, слежу за тем, чтобы дети мыли руки перед играми с песком и после них.  Чтобы воспитанники самостоятельно помнили об этом, использую карточки-схемы (например: ребенок моет руки, вытирает, играет).

Какой песок выбрать?

Слайд 4 «Какой же песок выбрать?»

У кинетического песка много названий, его называю волшебный песок, космический песок, умный песок, магический песок. Цветовая палитра также многообразна. В своей коррекционной работе я использую натуральный цвет песка – морской.  Он воспринимается детьми как «белое полотно», на котором не возникает ассоциации,  связанные с цветом (например: вода – голубой, снег- белый, трава – зеленая и т.п.)

А сейчас я расскажу об этапах работах с кинетическим песком.

Слайд 5 «Знакомство с песком»

На первом этапе работы с кинетическим песком познакомьте детей с его свойствами. Проведите игры «ладошка здоровается с песочком», «кулачки здороваются», «пальчики здороваются». Порошу детей прикоснуться к песку ладонью правой руки, левой руки, обеими руками. Потом порошу их зажать песок в кулачок правой руки, левой руки, обеих рук. Далее предлагаю детям дотронуться до песка поочередно от большого пальца к мизинцу и наоборот. В играх «ручки радуются песку» и «пианино» предлагаю детям перетереть песок сначала между ладошками, потом между пальцами, а затем поиграть по поверхности песка, как на клавиатуре пианино. При этом слежу, чтобы была задействована вся рука: кисти рук мягко поднимались и опускались. Прошу ребят собрать песок в кучку, слепить комочки, колбаску, оставить отпечатки от массажных мячей.

Следующий этап работы - это

Слайд 6 «Отпечатки знакомыми предметами»

Постепенно усложняйте задачи. Прошу оставить отпечаток на песке с помощью знакомого детям предмета и спрашиваю их, что за предмет мог его оставить. Оставьте два отпечатка и прошу воспитанников объяснить, чем они отличаются. В конце каждого занятия на первом этапе обязательно спрашиваю детей, какие игры им понравились больше всего и почему. Также прошу их комментировать, какой песок на ощупь и что с ним можно делать.

И третий этап  - это уже

Слайд 7 «Сюжеты с зайчиком, медведем, волком»

Когда дети познакомятся со свойствами кинетического песка, начинаю вводить игры с игрушками. Игрушку подбираю в зависимости от сюжета игры. Например, порошу детей спрятать зайчика от медведя за «сугробом», построить для него «горку» или «нору», слепить «орехи» для белочки, пролагаю «дорогу» для волчонка к елке с помощью разноцветных бусин. Использую готовую картотеку упражнений. После того как дети проиграют сюжеты, предложите им самостоятельно придумать игры с кинетическим песком. Попросите их использовать знакомых героев, с которыми они проигрывали упражнения, и материалы – бусины, камушки, формочки, детали конструктора. Во время самостоятельных занятий расспрашивайте детей об их сюжетах: что это за герой, что он делает, куда идет, чего хочет, для чего герою-игрушке понадобилась постройка из песка.

 Я предлагаю вашему вниманию игры, в которые играют дети на моих занятиях по с использованием кинетического песка:

Развитие мелкой моторики. 

Слайд 8 «Слепи фигурку», «Прошагай по дорожке», «Слепи снеговика», «Колобок» (можно напомнить сюжет сказки). Делим муку на  мелкие комки – «муку», «масло», «сметану», затем месим тесто, лепим колобка и обыгрываем ситуацию.

Кинетический песок отлично помогает развивать мелкую моторику пальцев рук. Его можно сжимать, тромбовать, тыкать, прихлопывать, защипывать. Можно копать его совком, раскатывать скалкой, пластмассовым катком, резать пластмассовым ножом. Эти действия тренируют микромоторику, захват, учат пользоваться инструментами (вместо совка можно брать ложечки, лопатки). А еще можно разровнять песок и дать пластмассовые формочки. Дети нажимают на перевёрнутые формочки, чтобы получить отпечатки, тем самым тренируя мышцы пальцев. Также можно поиграть в игры «Следопыт» (угадывать, чьи следы), «Прятки», «Слепи фигурку», « Прошагай по дорожке» и т.д..

Развитие сенсорного восприятия. 

Слайд 9 Игра «Приготовь угощение»

Цель: развивать тактильную чувствительность, воображение, мелкую моторику, глазомер.

Ребенок с  помощью формочек лепит печенье, выпекает торт, пластиковой палочкой, либо стекой разрезает на кусочки. Украсить свечами (счетными палочками), посчитать свечи, кусочки. Затем ребенок «угощает» кукол.

Кинетический песок - идеальный сенсорный материал для детей, которым необходимы новые тактильные ощущения.

 

Слай 10. И это игры, например, с массажными шариками.

Малыши любят все трогать, поэтому с удовольствием играют с песком, пропускают сквозь пальцы, мнут его. Песок- приятный на ощупь, нелипкий, сухой и мягкий, немного прохладный. Кинетический песок не застревает под ногтями, не колется. Идеально подходит детям с сенсорной защитой. Игры с песком успокаивают малышей и  положительно влияют на умение сосредотачиваться.

Развитие речи.

Слайд 11 «Игры с буквами, игрушки на лексическую тему»

 В песочнице также провожу работу по расширению словарного запаса, по развитию связной речи и лексико-грамматических категорий. При этом использую мелкие игрушки на определенную лексическую тему. Также  играем и в игры с буквами, словами.

Развитие графомоторных навыков.

Слайд 12 «Рисование пальцами, деревянными палочками, неотточенными карандашами»

 До того как ребёнок начнет писать, необходимо предоставить ему возможность отрабатывать предварительные навыки письма на любых сенсорных  поверхностях. На песке это сделать очень легко. На моих занятиях дети рисуют пальцами, деревянными палочками, неотточенными карандашами. Это дает им дополнительные сенсорные навыки и опыт письма.

5. Развитие творческого мышления.

Слайд 13 Игра «праздничная скатерть», «Укрась елочку»

Предлагаю ребенку украсить «праздничную» скатерть, салфетку, с использованием камешек, или пуговиц. Можно предложить украсить поочередно, правой или левой рукой.

 Песок развивает у детей творческие способности, фантазию. При работе с «открытым материалом» дети сначала решают, как именно использовать эту « субстанцию». Потом идёт процесс обдумывания плана действий. Ну а потом самое приятное- получение результатов. Как я уже говорила кинетический песок полезен для занятий с детьми - аутистами. Дайте ребёнку лоток с песком, совок, формочки и спросите : «Что мы можем с этим делать?»

6. Сюжетно-ролевые игры. 

Слайд 14 «Игра деревня»

Такие игры стимулируют навыки общения, сотрудничества между детьми, а также между ребенком и взрослым.

7. Релаксация. 

Слайд 5

Игра «Падает снежок»

Цель:развивать тактильную чувствительность, регулировать мышечное напряжение.

Ребенок медленно, а затем быстро высыпает песок из своего кулачка  в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь, как будто посыпает землю снегом.

Игры с кинетическим песком способствуют снятию эмоционального и мышечного напряжения, утомляемости, развивают положительные эмоции, эмпатию.

Слайд 16 Иры для самостоятельного творчества

 В качестве терапии предлагаю ребенку самостоятельно поиграть, построить городок, сделать гараж. Даю выбор ребятам, при этом не вмешиваюсь в игровой процесс, если необходимо играю «по его» правилам.

      Количество игр и упражнений с этим материалом можно придумывать множество. Необычная структура кинетического песка порождает творчество и развивает фантазию детей. Опыт работы показал, что использование кинетического песка позволяет повысить эффективность занятий и дает положительные результаты.

Слайд 17

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кинетического песка в работе учителя-логопеда.

В статье представлен опыт работы с инновационным материалом - кинетическим песком, описаны его возможности и свойства. А также дана подборка речевых игр и упражнений, которые могут быть использованы н...

Статья "Работа педагога-психолога с родителями обучающихся"

Работа педагога-психолога с родителями обучающихся...

Презентация на тему "Использование кинетического песка в работе учителя с детьми с ОВЗ"

В данной презентации представлен опыт работы по использованию кинетического песка в работе учителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Статья на тему "Использование кинетического песка в работе учителя"

В данной статье представлен опыт работы по использованию кинетического песка в работе учителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Методика «Живой дом» как инструмент работы педагога-психолога с родителями обучающихся

Презентация. Представление опыта работы (онлайн-практикум) с родителями обучающихся 6-11-х классов по методике "Живой дом" Н. Кедрова (модификация Е. Тарариной). Данный онлайн-прак...

Метод мандалы в психокоррекционной работе педагога-психолога

Рассматриваются возможности применения мандал  в психокоррекционной работе психолога с детьми, подростками и взрослыми, как средство снижения эмоционального напряжения....

Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога.

Занятия на балансире Бильгоу значительно повышают эффективность любых коррекционных занятий. Упражнения легко подбирается под каждого ребенка, исходя из его возраста, особенностей и возможностей. Благ...