Статья на тему "Использование кинетического песка в работе учителя"
статья

Зенина Наталья Васильевна

В данной статье представлен опыт работы по использованию кинетического песка в работе учителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_interaktivnogo_peska_v_rabote_uchitelya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Использование кинетического песка  в работе учителя.

(Из опыта работы).

Зенина Наталья Васильевна

Учитель ГБОУ №432

«Самая лучшая игрушка

для детей – кучка песка»

К.Д.Ушинский

Развитие ребенка неразрывно связано с речью, которая способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. В настоящее время число детей с нарушениями речи возрастает год от года. Появляется большое количество детей со сложной структурой дефекта.  У детей с ограниченными возможностями здоровья речевые расстройства приводят к нарушениям эмоционально-волевой и коммуникативной сфер. Нарушения речи у таких детей имеют сложную структуру, они разнообразны по своим проявлениям, механизмам и требуют дифференцированного подхода к их коррекции. Несомненно, что при наличии у детей с ограниченными возможностями здоровья речевых расстройств необходимо своевременное оказание коррекционной логопедической помощи, чтобы преодолеть речевой негативизм, помочь освоить образовательную программу, адаптироваться в среде сверстников.

   Введение ФГОС дает возможность всем детям проявить свою индивидуальность, каждый ребенок развивается тем темпом, который характерен именно для него, в том числе и ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Нетрадиционные логопедические методики в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы. С учетом вышесказанного при построении образовательных ситуаций на логопедических занятиях используются различные современные инновационные технологии и материалы, игры и упражнения, способствующие повышению заинтересованности ребенка в процессе и результате коррекции речи. Так, например, широкие возможности для коррекции различных нарушений у детей предоставляет кинетический песок.

Кинетический песок – это инновационная арт-терапевтическая техника, основным инструментом которой является уникальный по своему составу песок. Этот материал очень необычен, он создан в 2013 году в Швеции и на 98% состоит из чистого кварцевого песка и на 2% из силиконового полимера, который применяется в пищевой промышленности. Кинетический песок похож на мокрый пляжный песок, но в то же время он мягкий и пушистый, и течет сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими. Этот песок  абсолютно безвреден, обладает антибактериальными свойствами и не содержит токсических веществ, легко собирается с поверхности, оставляя ее чистой, поэтому может использоваться в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

При сжатии и уплотнении объем кинетического песка уменьшается почти в два раза. Образовавшаяся в результате внешнего воздействия форма сохраняется в течение длительного времени. С песком можно работать на любой поверхности. Количество игр и упражнений с этим материалом безгранично, каждый ребенок может творить и придумывать что-то свое. Необычная структура порождает творчество и будит фантазию. Все эти свойства позволяют активно использовать кинетический песок на коррекционных занятиях учителя-логопеда все шире и шире, по мере популяризации его среди родителей.

Кинетический песок - это инновационный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса. Поэтому перенос  элементов традиционных логопедических занятий в песочницу даёт большой коррекционный, воспитательный и образовательный эффект. Развиваются представления об окружающем мире, пространственная ориентация, тактильно – кинестетическая чувствительность, совершенствуется координация движений и мелкая моторика. Дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, начинают спонтанно импровизировать, передавая интонацию, темп и ритм речи логопеда. А это, в свою очередь, способствует развитию речи. В играх с песком наиболее гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции: восприятие, внимание, память, мышление. Кроме того, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с  детьми с ограниченными возможностями. Но главное, занимаясь с песком, ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других. А это является базой для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

   Игры – задания с кинетическим песком можно использовать как для индивидуальной работы, так и для коррекционно - развивающих занятий с группой детей. Песочная терапия используется не с первого занятия. Для начала необходимо  выполнить условия организации качественной работы. Определить уместность и степень эффективности использования кинетического песка в работе с ребенком. Выявить противопоказания для работы с песком, такие как кожные заболевания, порезы на руках, аллергия. Хотя обычно кинетический песок, как правило, не вызывает аллергию, но может быть индивидуальная непереносимость какого-нибудь компонента, особенно, если он цветной. Поэтому вначале надо отслеживать, нет ли сыпи и насморка после занятий с ним. Так же необходимо пройти специальную подготовку и, конечно, творчески подойти к проведению занятий.

    Как только ребенок сам будет стремиться к песку, следует  познакомить его с необходимым для таких занятий материалом. А именно: песочница (ящик для песка) прямоугольной или овальной формы, специальный контейнер, разнос или просто поверхность стола.Набор игрового материала. Он может быть абсолютно разнообразным, начиная от миниатюрных фигурок на разные лексические темы (подойдут игрушки из киндер - сюрпризов),  заканчивая природным материалом в виде веточек, камней, ракушек, шишек, орехов и т.д.  

   В начале занятий необходимо вместе с ребенком обозначить некоторые правила поведения в песочнице: нельзя выбрасывать песок из песочницы, нельзя бросать песок в других детей, нельзя брать песок в рот. Но даже если ребенок съел кинетический песок, не стоит беспокоиться, он абсолютно безвреден и просто выйдет из организма. Если ребенку попал кинетический песок в глаза, то это не так страшно, как с сухим, поскольку это случается редко. Он не летает и не пушится, мелкие частицы связаны между собой. Надо просто следить, чтобы ребенок не тер глазки грязными руками. После занятий с песком рекомендуется помыть руки.

   Опыт работы показал, что использование кинетического песка на логопедических занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья позволяет повысить эффективность занятий и дает положительные результаты. У детей значительно возрастает интерес к занятиям. У первоклассников более легко проходит адаптационный период к школе, напряжение и страх быстро исчезают. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние.  Возбужденные, гиперактивные дети быстро  успокаиваются. Песок позволяет дольше сохранять работоспособность ребёнка, что немаловажно в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

     Таким образом, применение нетрадиционной здоровьесберегающей логопедической технологии – пескотерапии, учитывающей специфику работы логопеда, закономерности и особенности развития детей с речевыми нарушениями, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, предупредить появление вторичных нарушений, успешно сотрудничать с родителями, повышая качество работы по исправлению недоразвития всех компонентов речи воспитанников. Занимаясь в песке вместе с детьми, логопед пытается передать ученикам свои знания и жизненный опыт. Игры с песком обеспечивают процесс обучения чтению, письму, грамоте. Дают возможность узнать детям о многообразии окружающего мира, способствуют развитию пространственных представлений, открывают потенциальные возможности ребёнка, развивают его творчество и фантазию, что является базой для достижения максимально возможных положительных результатов в развитии школьника с ограниченными возможностями здоровья.

                         Список используемой литературы:

1. Барышникова С.М. Нетрадиционные приёмы в работе учителялогопеда: игры с песком. Научно-практический журнал. Дошкольная педагогика. №4 -2011 г.

2. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т. М.  Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. – Спб., 2007.

3. Копытин А.И. Теория и практика арттерапии.- СПб., 2002.

4. Овчар О.Н., Колягина В.Г. Формируем личность и речь дошкольника средствами арттерапии. Москва, 2004.

5. Сакович Н.А. Игры в песок. Игры на мосту. Спб., 2006.

6. Семененко Е.А. Использование песочной терапии в логопедической работе. Научно-практический журнал.  Дошкольная педагогика № 7, 2010.

7. Эль Галина Человек, играющий в песок. Динамическая песочная терапия.Спб., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов"

Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс...

Использование кинетического песка в работе учителя-логопеда.

В статье представлен опыт работы с инновационным материалом - кинетическим песком, описаны его возможности и свойства. А также дана подборка речевых игр и упражнений, которые могут быть использованы н...

Статья "Исследовательская деятельность учащихся в системе работы учителя в условиях ФГОС"

  Что даёт школьникам исследовательская работа?     Как привлечь учащихся к написанию исследовательских работ по истории?   На эти и  другие вопросы ...

Статья "Исследовательская деятельность учащихся в системе работы учителя литературы"

Данная работа по теме «Исследовательская деятельность учащихся в системе работы учителя литературы» может быть интересна учителям, которые стремятся разнообразить свою работу, сделать проц...

Презентация на тему "Использование кинетического песка в работе учителя с детьми с ОВЗ"

В данной презентации представлен опыт работы по использованию кинетического песка в работе учителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Артикуляционная гимнастика с песком в работе учителя-логопеда

Представлен материал, который может использовать педагог, при работе с детьми с ОВЗ...