Артикуляционная гимнастика с песком в работе учителя-логопеда
методическая разработка

Кузнецова Татьяна Владимировна

Представлен материал, который может использовать педагог, при работе с детьми с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_peskom_v_praktike_uchitelya-logopeda.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика с песком в работе учителя-логопеда

В своей практике, я довольно часто, встречаю детей, испытывающих затруднения в работе перед зеркалом. Некоторые дети, первоначально стесняются показать свой язычок, выполнить определённую артикуляционную позу. А некоторые, вообще не желают перед зеркалом делать артикуляционную гимнастику и при этом еще проявляют негативизм.         С такими детьми я пробовала разные направления логопедической работы, но наиболее эффективным оказалась песочная терапия.

Ребенок, погружая свои руки в песок, испытывает положительные эмоции, проявляет заинтересованность и играя, обучается.

        В начале предложите ребенку потрогать песочек, расскажите ему о свойствах песка. Это создаст у ребенка дополнительный интерес к занятию, а также обогатится его словарный запас, а также знания и представления об окружающем мире. 

        Преступая к артикуляционной гимнастике сначала объясните, а затем покажите ребенку, как нужно выполнить то или иное упражнение.

        Вот некоторые динамические упражнения артикуляционной гимнастики, которые можно предложить ребенку, играя с песком.

         

1. Упражнение «Табунок»

        Описание: учитель-логопед рассказывает стихотворение и одновременно с ребенком выполняет движения пальцами рук и языком.

        Вот помощники мои,
        Их, как хочешь поверни.

        (Показать ладони, повертеть ими)

        Я в песок их опущу,

        В табунок их превращу.
        (щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам,         продвигать руки вперед, передвигая пальцами) *

        *во время звукоподражания-цоканья улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка. Рот при этом открыт. Язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

2. Упражнение «Лошадка делает зарядку» *

        Игровая ситуация: помоги лошадке выполнить «зарядку».

        Описание: предложите ребенку щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».

         *перед выполнением упражнения учитель-логопед может рассказать ребенку стихотворение:

        «Ты куда спешишь, лошадка?»-

        «У меня с утра зарядка!

        Тороплюсь я в чисто поле,

        Чтобы там побегать вволю!»

3.  Упражнение «Качели»

        Описание: рассказывая ребенку стихотворение предложите ему языком ритмично двигать вверх-вниз, а указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

        А сейчас качели вверх
        Тянем, тянем до небес.
        Вниз теперь их полёт
        И никто не отстаёт.

4. Упражнение «Индюки»

        Описание: рассказывая ребенку стихотворение предложите ему изобразить, как «болтает индюк».  Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать по песку.

        По песку индюк ходил
        «бл-бл-бл»
        Хвост, как веер, распустил.
        «бл-бл-бл»
        Вот какой красивый я,
        «бл-бл-бл»
        Полюбуйтесь на меня!

5. Упражнение «Маятник» *

        Описание: языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.

        *перед выполнением упражнения учитель-логопед может рассказать ребенку стихотворение:

        Маятник туда, сюда
        Делает вот так: «Раз – два»

6. Упражнение «Месим тесто»

        Описание: губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «пя-пя-пя», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.

7. Упражнение «Белочка» *

        Игровая ситуация: помоги белочке собрать орехи.

        Описание: предложите ребенку одновременно «прыгать» пальчиками правой руки по песку и языком упираясь в правую щеку делать «орешек». Затем «прыгать» левой рукой по песку и языком упираясь в левую щеку делать «орешек».

        *перед выполнением упражнения учитель-логопед может рассказать ребенку стихотворение:

        Маленькая белочка,

        По песочку прыгает и скачет, 

        Орешки ищет и в дупло прячет.

        И в заключении хотелось отметить, что использование песочной терапии положительно влияет на развитие артикуляционного аппарату у ребенка, а занятие превращается в увлекательную игру!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика. Автор Полуэктова Е.Н.- учитель-логопед

Артикуляционная гимнастика. Автор Полуэктова Е.Н.- учитель-логопед...

Мастер- класс для педагогов тема" Нетрадиционные формы работы учителя - логопеда. Игры с песком"

Пескотерапия - как одна из нетрадиционных педагогических технологий  в работе с детьми - логопатами....

Игры с песком в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с дошкольниками.

Использование в практике учителя-логопда игр с песком, направленных на коррекцию речевых нарушений у дошкольников....

Использование кинетического песка в работе учителя-логопеда.

В статье представлен опыт работы с инновационным материалом - кинетическим песком, описаны его возможности и свойства. А также дана подборка речевых игр и упражнений, которые могут быть использованы н...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: "Использование интерактивной среды в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда по формированию артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста"

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. ...

Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»

Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....

Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие

Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...