Статья "Исследовательская деятельность учащихся в системе работы учителя в условиях ФГОС"
материал

    Что даёт школьникам исследовательская работа?     Как привлечь учащихся к написанию исследовательских работ по истории?   На эти и  другие вопросы  даёт ответы докдадчик в своей работе.

    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность учащихся в системе работы учителя.

                               Скажи мне  - и я забуду.

Покажи мне - и я запомню.

Вовлеки меня - и я научусь.

(Китайская пословица)

      Прежде всего, нужно чётко представлять самому учителю и разъяснить учащимся, что такое исследование. Часто дети не видят разницы между исследованием и рефератом.  Реферат - краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему и т.д. Но реферат – не есть исследование. Исследование, если посмотреть в словарь С.И.Ожегова, во-перых, это такое действие, при котором учёные изучают какое-либо явление, проблему и т.д.; и, во-вторых, - самостоятельно проведённое поисковое исследование, направленное на выявление и решение какой-либо проблемы или проблемной ситуации, требующей изучения, содержащее элементы новизны; небольшое, но открытие.

     Какова цель подготовки исследовательских работ учащимися? Это, прежде всего развитие творческих способностей учащихся, интеллекта, критического мышления, умения самостоятельно приобретать новые знания, опираясь на уже имеющиеся. Написание и дальнейшая защита научно-исследовательской работы могут являться важным элементом профориентации и самоопределения школьников в соответствии с их профессиональными способностями.

    Что даёт школьникам исследовательская работа? Способствует развитию навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности и их применения к решению актуальных практических задач; умению проводить самостоятельное исследование по выбранной проблематике, демонстрировать умения систематизировать и анализировать полученные в ходе исследования данные, а также прививать интерес к научной деятельности.

     Формирование первых исследовательских навыков учащихся начинается с первых уроков истории в 5-м классе, когда выполняются задания по составлению семйных родословных. Нужно расспросить, узнать, начертить родословную и всё это выполнить самостоятельно. Слушаешь детские рассказы и удивляешься, какие люди, какие судьбы: служил с Тухачевским, участвовал в переходе через Гоби и Хинган, встречался с Жуковым, похоронен на Мамаевом кургане! Вот и темы для исследования, ведь историю своей семьи написать можем только мы сами! Казалось бы, кому интересна история отдельной семьи? Но из таких историй и складывается история всей страны. А с воспитания уважения к истории семьи начинается формирование уважения к истории страны.

Окунувшись в мир истории однажды, трудно оставаться равнодушным к этой науке. Исследовательский компонент присутствует на каждом уроке истории, - ведь нужно что-то найти на карте, соотнести, сравнить, предложить другой вариант развития, сделать анализ, подвести итоги, придумать символы, отражающие особенности эпохи и т.д. А это уже есть мини-исследование.

       Как привлечь учащихся к написанию исследовательских работ по истории? Поддерживая высокую мотивацию к изучению предмета истории, посредством включения детей в разные виды деятельности не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. С этой целью организовываются и проводятся  внеклассные мероприятия по истории: исторические вечера («Герои Древней Эллады», «Страницы Средневековья»); исторические игры («Покорение Сибири Ермаком»); классные часы, посвящённые русской народной культуре («Зимние посиделки в русской избе») и т.д. Это экскурсии по археологическим местам  городу Шарыпово (пешеходная, автобусная), посещение музеев, поездки по Шарыповского  района. Во время таких поездок дети получают много полезной и интересной информации об истории родного  района и города, начинают уважать, гордиться краем, в котором живут, стремятся узнать что-то новое, ранее им неизвестное.  

Высокая мотивация к предмету поддерживается и за счёт участия в  научно –практических конференциях, играх,  дистанционных конкурсах Без сомнения, важную роль в формировании учебной мотивации играет увлечённость самого учителя предметом, который он преподаёт.

    Если говорить о тематике работ, то это то, что понятно и доступно детям, прежде всего, как отмечалось выше, это история семьи и родного края. Назову темы работ, над которыми трудились мои учащиеся в последние годы и получили высокую оценку экспертов на разных уровнях:

«Что могут рассказать улицы родного села? 2 место на РНПК

«Динамика изменения  численности населения с. Дубинино» 2место на РНПК

« Я и мое имя»

«Родники с. Дубинино» 3 место на РНПК

«Изучение редких видов цветов, растущих в окрестностях села    Дубинино». 3 место на РНПК

Отвечая на вопрос о том, что дала работа над написанием исследования, дети отмечали следующее:

  • узнали о своих родных совершенно новые, неожиданные факты;
  • прониклись уважением к своим предкам, близким людям, прожившим интересную и трудную жизнь;
  • лучше узнали эпоху «изнутри»;
  • в процессе работы укрепились контакты с родителями и учителем истории и др.

        В заключение ещё раз хочу обратить внимание, что участием в конкурсах исследовательских работ стимулируется самостоятельная творческая деятельность учащихся, повышается их познавательная активность, происходит личностное развитие, развитие умений находить нужную информацию и представлять её в соответствующем виде и т.д.

      Независимо от возраста, все дети стремятся быть успешными. И мы должны помочь им в этом. Это так здорово – зажигать звёздочки, и следить, как они сияют! А вместе с детьми растём и развиваемся, приобретаем опыт и мы сами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы учителя по учету психофизиологических особенностей школьника в работе учителя с одаренными учащимися на уроках биологии.

Система работы педагога, позволяющая учитывать индивидуальные особенности учащихся и формировать индивидуальный стиль познавательной деятельности....

Использование элементов ИКТ- технологий в работе учителя- логопеда , как способ повышения мотивации учащихся к усвоению общеобразовательной программы в условиях ФГОС.

В основе реализации  ФГОС лежит системно - деятельностный подход, наиболее полное осуществление,  которого возможно при использовании  ИКТ. Информационные технологии принадле...

Исследовательская деятельность учащихся в системе работы учителя

Какова цель подготовки исследовательских работ учащимися?    Что даёт школьникам исследовательская работа? А также ответы на другие актуальные вопросы...

Система работы учителя-предметника по организации совместной деятельности учителя, родителей и учащихся при подготовке к ОГЭ по английскому языку.

Система работы учителя-предметника по организации совместной деятельности учителя, родителей и учащихся при подготовке к ОГЭ по английскому языку...

Статья "Исследовательская деятельность учащихся в системе работы учителя литературы"

Данная работа по теме «Исследовательская деятельность учащихся в системе работы учителя литературы» может быть интересна учителям, которые стремятся разнообразить свою работу, сделать проц...