Статья "Исследовательская деятельность учащихся в системе работы учителя литературы"
статья

Селезнева Дарья Михайловна

Данная работа по теме «Исследовательская деятельность учащихся в системе работы учителя литературы» может быть интересна учителям, которые стремятся разнообразить свою работу, сделать процесс обучения более легким и захватывающим, развить у учащихся самостоятельность и инициативность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost.docx57.1 КБ

Предварительный просмотр:

Селезнева Дарья Михайловна,

учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория,

ГБОУ школа-интернат №2, г. Санкт-Петербург, РФ

1. Краткая аннотация работы.

2. Содержание

2.1. Введение. Актуальность исследовательской деятельности

2.2.  Общая характеристика исследовательской деятельности

2.3. Основные цели исследовательской деятельности

2.4. Виды исследований

2.5. Пример исследовательской работы по литературе

2.6. Выводы

3. Список использованных источников и литературы

Исследовательская деятельность учащихся в системе работы учителя литературы

                                                          Аннотация

Данная работа по теме «Исследовательская деятельность учащихся в системе работы учителя литературы» может быть интересна учителям, которые стремятся разнообразить свою работу, сделать процесс обучения более легким и захватывающим, развить у учащихся самостоятельность и инициативность.

Актуальность исследовательской деятельности

В условиях модернизации российского образования принципиально изменились роли ученика и учителя. Последний теперь не передает знания, а мотивирует учащихся на проявление инициативы, организует  их самостоятельную деятельность, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Современный ученик отличается потребностью в самопознании, в самооценке, в самоопределении, в психологической и эмоциональной независимости, в достижении определенного социального статуса. В связи с этим появляется необходимость использования новых методов и средств, учитывающих личные склонности учеников, способствующие формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, а также способных оказать влияние на мотивацию учащихся. Большую помощь в этом учителю оказывают современные методы обучения, одним из которых является исследовательская деятельность.

Общая характеристика исследовательской деятельности

Если говорить об этимологии слова "исследование”, можно заметить, что в этом понятии заключено указание на то, чтобы извлечь нечто "из следа”, т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя. Исследовательская деятельность на уроках литературы должна мотивировать обучающихся к поиску, развивать умение самостоятельно обобщать прочитанный или анализируемый материал, приводить аргументы и делать выводы. 

Основные цели и задачи исследовательской деятельности

  1. Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; 
  2. Развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, эстетических способностей, читательских интересов, художественного вкуса, устной и письменной речи учащихся; 
  3. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, формирование общего представления об историко-литературном процессе; 
  4. Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого, написания сочинений различных жанров; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Исходя из этих целей, формулируются следующие задачи:

  1.  Освоение художественного текста через личность писателя, литературную эпоху.
  2.  Развитие речи и формирование культуры речи учащихся.
  3.  Развитие творческих способностей.
  4.  Усвоение литературоведческих понятий, необходимых для более глубокого понимания текста и авторской позиции.

Все эти цели и задачи, тесно взаимодействуя друг с другом, помогают в осуществлении самого важного – помочь каждому ученику сформироваться как личность, а также стать успешным. 

Виды исследований

Можно выделить три вида исследований.

  1. Самый простой, когда взрослый ставит проблему, намечает стратегию и тактику её решения, а решение находит сам ребёнок. Тематика простая, разнообразная и обязательно соответствует интересам автора работы. Деятельность учащихся - поиск информации по выбранной теме.

Виды работы: сообщения, доклады, презентации  о личности писателя, его творчестве, создание произведений собственного сочинения. Например, «Особенности лирики А.С. Пушкина в разные периоды его творчества», «Роль сонаты Бетховена в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет»».

  1. Взрослый ставит проблему, но способ её решения ребёнок ищет самостоятельно. Возможна работа в парах или группах.

Виды работы: проблемная ситуация, творческие работы, рецензии, кейс-технология, инсценировка, метод шести шляп, кластеры. Например, возможны такие  проблемные вопросы: «Что произошло с Кусакой в дальнейшем после отъезда ее хозяев?», «Могла ли Катерина (А. Островский) найти другой выход из сложившейся ситуации?», «Какой представляется жизнь Раскольникова через 8 лет после последнего эпизода романа «Преступление и наказание»?»; инсценировка: урок-суд над Лукой из  пьесы М. Горького «На дне», рецензия на постановку и экранизацию трагедии «Гамлет» В. Шекспира.

  1. Работа осуществляется учащимися самостоятельно. Ребенок сам ставит проблему, ищет методы и способы ее решения. Учитель выполняет только координирующую функцию. Данная исследовательская работа должна содержать авторские выводы и логические умозаключения, собственные предложения по проведению эксперимента, самостоятельные трактовки результатов.

Виды работы: сообщения, доклады, рефераты более глубокого содержания, чем в первом виде исследований,  и, конечно, проект. Например, подобрать к стихотворениям А.С. Пушкина о зиме соответствующие репродукции русских художников и музыкальные произведения русских композиторов; определить причину нарушения хронологии глав в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Пример исследовательской работы по литературе

Данная работа была выполнена моим учеником в 2016 году.

ВВЕДЕНИЕ

Обоснование выбора темы

Не так давно я увидел в гостях у маминой подруги (она работает учителем литературы) рисунки с изображением различных собак. На мой вопрос, что это за рисунки, Ирина Васильевна ответила, что это иллюстрации к рассказу «Муму» И.С. Тургенева. Я поинтересовался, сколько собак было в рассказе. Может быть, 101, как в «101 далматинце»? Но Ирина Васильевна ответила, что собака была одна. Я стал размышлять, почему же тогда на всех рисунках разные собаки, и решил выяснить, какой  породы точно была главная героиня Муму, чтобы самому в 5 классе изобразить ее максимально верно.

Предмет и объект исследования

Объект  моего  исследования – порода собаки Муму из одноименного рассказа И.С. Тургенева.  Предмет исследования – порода кавалер-кинг-чарльз-спаниель.

Цель нашего исследования

Определить настоящую породу главной героини рассказа И.С. Тургенева и доказать свою точку зрения.

Задачи нашего исследования

Выяснить отличия пород кинг-чарльз спаниель и кавалер-кинг-чарльз-спаниель.

Узнать, почему старые хозяева Муму хотели ее утопить.

С целью достижения поставленных целей и задач я

  1. изучал литературу по теме исследования
  2. консультировался с биологом Ириной Щедриной
  3. консультировался с  заводчиками кавалеров-кинг-чарльз-спниелей
  4. написал письмо в музей И.С. Тургенева Спасское-Лутовиново (консультация ученого секретаря Кирюхиной Елены Юрьевны)
  5. написал письмо в Национальный клуб породы кавалер-кинг-чарльз-спаниель (консультация президента клуба Ломоховой Елены)
  6. написал письмо в Американский клуб собаководства, специализация кавалер-кинг-чарльз-спаниель (консультация секретаря Лу Данэма)

История создания рассказа И.С. Тургенева «Муму»

Прежде чем приступить к основной части исследования, хочется сказать несколько слов об авторе рассказа «Муму», Иване Сергеевиче Тургеневе, и истории создания этого удивительного произведения.

Тургенев родился в Орле в 1818 году в богатой семье. Однако, несмотря на материальное благополучие, отношения между родными людьми складывались очень непросто. Мать будущего писателя, Варвара Петровна Лутовинова,  была жесткой и властной женщиной, именно ее образ лег в основу образа барыни из рассказа «Муму». Примечательно, что рассказ  основан на реальных событиях: у Варвары Петровны тоже был немой дворник  (только звали его Андрей), которому она приказала утопить щенка.  Андрей выполнил приказание хозяйки, но, в отличие от Герасима (хозяина Муму), остался жить на прежнем месте и оставался преданным Варваре Петровне.

Тургенев, конечно, знал эту историю и использовал ее при написании своего рассказа.

Начало исследования. Определение породы Муму.

Свое исследование породы главной героини я начал с чтения рассказа «Муму» и  поиска в тексте информации, относящейся к внешности и характеру главной героини. Я нашел следующее:

Внешность Муму: "...щенка, белого с черными пятнами..."

"...Первое время она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива..."

"...месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами..."

"...спрашивал о ней, показывая на пол-аршина от земли, рисовал ее руками..." (аршин – старинная русская мера длины, равная 0,71 м.[1] Высота Муму - пол-аршина, то есть около 35 см)

"...Муму стояла подле его стула, спокойно поглядывая на него своими умными глазками. Шерсть на ней так и лоснилась; видно было, что ее недавно вычесали..."

"...две тяжелые слезы <...> : одна упала на крутой лобик собачки, другая – в щи..."

" Муму - умная собака: "...Она была чрезвычайно умна..." "...не лаяла без разбору, как иная глупая дворняжка..."

"...проворная собачка не давалась чужому в руки, прыгала и увертывалась..."

"...Муму в жизнь свою никого никогда не укусила..."  

        "...Муму принялась есть с обычной своей вежливостью, едва прикасаясь мордочкой до кушанья..."[2] 

Первое, на что я обратил  внимание, это слова «собака испанской породы» и «не лаяла без разбору, как иная глупая дворняжка». То есть Муму – собака  породистая.

Существует мнение, что испанская порода – это спаниели. Считается, что понятие «спаниель» происходит из Испании, в народе таких собак часто называют «испанками». Спаниель – это подружейная собака (подружейный - предназначенный для охоты за дичью с ружьем[3]), которая разыскивает, прыжком и лаем поднимает, а после, по команде подает стреляных птиц.

Эту информацию подтвердила мне в личной переписке  биолог Ирина Щедрина, автор статьи «Тайна Муму раскрыта»: «Версия происхождения слова "спаниель" от espanol (испаньол, т.е. испанский) всегда была наиболее распространенной. В Испании спаниели были известны с XV века, испанских рыцарей, славившихся по всей Европе своей страстью к соколиной охоте, всегда сопровождали вислоухие, длинношерстные собаки, которых называли испанскими. "Испанский" по-английски - "spanish", по-немецки "spanisch" и так далее на многих европейских языках». Она же и предположила, что порода Муму – кавалер-кинг-чарльз-спаниель. Я решил проверить эту версию.

Для этого я составил сравнительную таблицу основных групп спаниелей по следующим показателям: рост, вес, характер, хвост, мордочка, уши, окрас. Выбор показателей был связан с описанием главной героини в рассказе И.С. Тургенева. Приложение.

На основе рассказа Ивана Сергеевича я предположил, что собачка должна была выглядеть так: рост около 35 см ("...спрашивал о ней, показывая на пол-аршина от земли, рисовал ее руками..."3), "длинные уши"3, прямой длинный хвост, покрытый шерстью ("с … пушистым хвостом в виде трубы"3), лоб выпуклый, сильно выдается вперед ("крутой лобик собачки"3), удлиненная аккуратная мордочка ("...Муму принялась есть с обычной своей вежливостью, едва прикасаясь мордочкой до кушанья..."3 (я предположил, что, если бы мордочка была короткая, собачка не смогла бы так аккуратно есть: вся мордочка была бы в миске), длинная шелковая шерсть ("Шерсть на ней так и лоснилась; видно было, что ее недавно вычесали... "3).

В таблице я отметил

красным – неподходящие под описание Муму параметры

желтым – параметры, которых нет в описании или которые не являются для нас принципиальными

зеленым – подходящие под описание параметры

Составляя таблицу и анализируя ее, я столкнулся с рядом трудностей: во-первых, было достаточно трудно найти стандарты рассматриваемых групп спаниелей. Я не смог воспользоваться книгами Российской национальной библиотеки, т.к. пропускают туда только ребят старше 14 лет, поэтому пришлось искать помощи в  Интернете, а там много противоречивой информации. Тем не менее, изучив ряд сайтов, в том числе страницы кинологических клубов, мне удалось собрать наиболее полную информацию об интересующих меня  породах. Другая сложность состояла в том, что в ходе составления таблицы выяснилось, что декоративная группа кинг-чарльз-спаниель имеет разновидность кавалер-кинг-чарльз-спаниель, что стало решающим в моем исследовании.

За основу я взял  наиболее распространенные группы спаниелей:

  • крупные: английский спрингер-спаниель, ирландский водяной спаниель, вельш-спрингер-спаниель;
  • средние: филд-спаниель, английский кокер-спаниель, кламбер-спаниель;
  • декоративные спаниели: тибетский спаниель, кинг-чарльз-спаниель, кавалер-кинг-чарльз-спаниель.

Как видно из таблицы, вероятнее всего, Муму относилась к породе кавалер-кинг-чарльз-спаниель.

Для подтверждения моих выводов я написал письмо в музей Тургеневых Спасское-Лутовиново, где был прошлой осенью,  и поинтересовался, известно ли исследователям жизни и творчества великого русского писателя, какой породы была собачка Муму. Мне очень любезно ответила учёный секретарь музея-заповедника Кирюхина Елена Юрьевна, что некоторые кинологи также предполагают, что порода героини рассказа Тургенева кавалер-кинг-чарльз-спаниель.

Также я написал в Американский клуб собаководства (в отдел, занимающийся изучением породы кавалер-кинг-чарльз-спаниель), где также спросил, можно ли на основе описания Муму отнести ее к кавалерам. Секретарь клуба Лу Данэм ответил, что, посмотрев информацию о собаке, также может сказать, что она очень похожа на эту породу.

Следующим шагом моего исследования стал поиск в истории породы кавалер-кинг-чарльз-спаниель данных, подтверждающих, что Муму относилась к этой породе или  позволяющих это предположить.

История  породы  кавалер-кинг-чарльз-спаниель

С самого начала необходимо отметить, что существуют две очень похожие породы: кинг-чарльз-спаниель и кавалер-кинг-чарльз-спаниель.  У этих собак одни предки, очень много общего во внешнем виде и характере, но нужно помнить, что это разные породы.  

У кинг-чарльз-спаниелей очень древняя история. Исследователи отмечают, что точное происхождение  этих собак неизвестно. По одной теории кельты (кельты – группа древних племен, обитавших в Западной Европе[4]) завезли собак,  похожих на карликовых спаниелей, в Британию еще в IX веке. Первые упоминания о них в Британии относятся к XI веку, причем в то время эта порода использовалась для охоты. Из журнала «Домашний любимец» я узнал, что «главной обязанностью кинг-чарльзов было выслеживание и подача некрупной дичи: фазанов, рябчиков и кроликов»[5].  Однако до XIII столетия о маленьких спаниелях почти ничего не было слышно.

Здесь возникает первое мое предположение, почему И.С. Тургенев использовал в рассказе «Муму» собачку породы кавалер-кинг-чарльз-спаниель: писатель очень любил охотиться и, несомненно, брал с собой на охоту собак для помощи. Значит, возможно, что он не понаслышке знал о такой  породе, как кавалеры, предками которых были кинги.

Но вернемся к истории породы. Новые упоминания о кинг-чарльзах появляются вновь в XIII веке, они становятся любимцами королей и аристократии.  В это время их еще используют  как помощников на охоте, но все кинг-чарльзы все больше превращаются в декоративных собак, т.к. они отличаются необыкновенной красотой, очарованием и добрым нравом.  

Согласно другой  теории, «в 900 году н.э. китайский император послал в дар Далай Ламе двух своих пекинесов и некоторые верят, что с именно этих собачек началась история кавалеров и что этих собачек впоследствии вывезли испанские первопроходцы»[6].

Третья теория говорит о том, что прародителями  кавалеров могли стать собачки, появившиеся в XIII столетии после заключения торговых соглашений между Италией и Китаем. В Англию они якобы попали с рыцарем, участвовавшем в крестовых походах.

Наиболее популярными кинг-чарльз-спаниели становятся в XV веке, пик известности и востребованности приходится на время правления английских королей из династии Стюартов - Чарльза I (1600-1649гг.) и Чарльза II (1630-1685гг.), в честь которых собачки и получили название своей породы.

В конце XVIII века в Великобритании появляется новая мода на собак, и теперь активно чествуют мопсов. Кинг-чарльз-спаниели начинают  преображаться: мордочка становится более короткой, вздернутой, с приплюснутым носом, популярность приобретает круглый лоб и длинные низкие посаженные уши,  размер собак уменьшается, а навыки охотничьей собаки уходят на второй план – кинги становятся исключительно декоративными собаками.  К началу ХХ века прежняя разновидность собак окончательно исчезает.  

После Первой мировой войны американский кинолог Росвел Элдридж с английскими энтузиастами начал  возрождение первоначального облика породы. Путем очень больших усилий заводчикам удалось возродить  истинный вид кинг-чарльз-спаниеля.

Для того  чтобы отличать новую  породу спаниелей от прежнего кинг-чарльза было решено к названию добавить слово «кавалер». «"Новая" старая порода получила дополнительное название "Кавалер", что также связано с историческими событиями: "кавалерами" называли сторонников короля Чарльза I в период гражданской войны против Кромвеля (1599-1658), отличавшегося особой любовью к этой породе»[7].

В 1945 году Британским Кеннел Клубом (старейший кинологический клуб, организованный в 1886 году) был утвержден Стандарт Породы и официальное название: кавалер-кинг-чарльз-спаниель.   

В своей книге «Воспоминания о семье И.С. Тургенева» В. Н. Житова, пишет: «…я в первый раз увидала Муму. Крошечная, с коричневыми пятнами, лежала на кровати Андрея»[8]. Это вполне могла быть собачка исследуемой мною породы, только в отличие от Муму, окраса – бленхейм. Здесь нужно отметить, что героиня рассказа Тургенева была нестандартного окраса.

На сайте «Ваши питомцы» я узнал, что по стандарту допускается только 4 вида окраса данной породы[9]:

1. Бело-каштановый (Бленхейм) – самый привычный и распространенный окрас. Основной цвет розово-белый (жемчужный) с красно-коричневыми пятнами.

2. Черный с подпалами (любимый окрас короля Чарльза I) – основной цвет насыщенно-черный, подпал в красной палитре, наличие белого цвета исключается.

3. Триколор (любимый окрас принца Чарльза II) – основной цвет жемчужный с черными и немногочисленными красными пятнами.

4. Красный (Рубиновый) – насыщенный равномерный цвет без включения белых или черных волосков.

Любое отступление от указанной цветовой гаммы является пороком, а собака теряет свою уникальность и ценность.

Вывод: совершенно неудивительно, что Муму первоначально хотели утопить, т.к. черно-белый окрас героини Тургенева является своего рода «браком». Нужно отметить, что первой подобное предположение выдвинула биолог Ирина Щедрина, а я, проанализировав все имеющиеся данные, в этом убедился.

        

Сравнение пород кинг-чарльз-спаниель и кавалер- кинг-чарльз-спаниель

Когда я составлял таблицу особенностей различных пород спаниелей, я отметил, что больше всего под описание Муму подходят две породы: кинг-чарльз-спаниель  и кавалер-кинг-чарльз-спаниель. Я решил выяснить, в чем различие этих пород и почему все-таки Муму ближе к кавалерам. Для этого я сравнил кингов и кавалеров и отметил, что кавалеры крупнее кингов в среднем на 10 см (вспомним, что Муму ростом пол-аршина), весят больше на 3 кг,  голова у кавалеров более плоская, чем у кингов, а главное, мордочка: по стандарту длина мордочки у кавалеров 3,8 см, что подходит по описание Муму Тургенева, а у кингов очень короткая, практически плоская мордочка. 

Я решил уточнить, правильно ли я понял различия пород и задал этот вопрос Лу Данэму из Американского клуба  породы кавалеров и президенту Национального клуба Ломоховой Елене. Оба ответили, что именно эти различия являются основными.

Кроме того, я встретился с владелицей кавалеров Наталией из Металлостроя, пообщался с ней, с ее собачками и убедился, что их темперамент, доброта, вежливость, веселость полностью соответствуют характеру Муму. В моем представлении она была именно такая.

Заключение

Подводя итоги своей работы, могу сказать, что мне удалось ответить на все поставленные мной вопросы. Хотя было бы интересно также узнать, как видят Муму режиссеры и мультипликаторы и с чем связано их представление о героине рассказа Тургенева.

Одно могу сказать точно, изучая породу Муму, я понял, насколько уникальны собаки и теперь мечтаю, чтобы мама купила мне кавалера-кинга-чарльз-спаниеля. Но она пока не соглашается.

параметры

английский

спрингер-спаниель

ирландский водяной спаниель

вельш-спрингер-спаниель

филд-спаниель

английский кокер-спаниель

кламбер-спаниель

кинг-чарльз-спаниель

кавалер-кинг-чарльз-спаниель

тибетский спаниель

хвост

Низко прикреплен, выше спины не поднимается, купируется.

Короткий и прямой, толстый у основания, сужается к концу, покрыт густой кудрявой шерстью, кроме кончика, который либо голый, либо покрыт гладкой шерстью.

Держится низко, не поднимается над уровнем спины, оброслый прямым густым волосом, очень подвижный при движении собаки.

Хвост низко посажен, никогда не носится выше спины. Покрыт шерстью, двигается активно. Купирован на 1/3 длины.

Слегка изогнутый, средней дины, толстый у корня и сужающийся к кончику, хорошо убран остевой (жесткой) шерстью

Расположен на уровне спины, кверху не задирается, хорошо оброслый

Хвост с заломом от рождения, и как правило, поэтому они имеют купированные хвосты. Купированный хвост, обросший шерстью, представляет прямоугольник.

Хвост припущен вниз, длинный и  прямой с немного свисающей шерстью. Допускается купирование

Покрытый богатой шерстью, закругляется в веселый бублик

рост (см)

48-51

53-61

43-48

41-48

38-41

42-50

25-27

25-34

24-25

вес (кг)

22-23

20-30

16-21

16-30

12-15

16-32

3,5-6.5

5-8

4-7

характер

Послушный, преданный, дружелюбный, умный, ласковый, спокойный, хорошо ладит с детьми и гостями. Привязан к своему хозяину. Охотничья собака

Легко обучается, стремится понравится хозяину. Уверенный в себе, умный, упрямый и независимый, но не стремится доминировать. Недоверчив к чужим.  Очень энергичен, вынослив и неприхотлив.

Живая и подвижная собака. Характер выносливый, терпеливый, добродушный. Любит спортивные игры.

Необычайно послушный, чуткий, игривый, независимый и смышленый, очень любит находиться в компании человека.

Дружелюбный, жизнерадостный,  преданный, энергичный

Спокойный,  дружелюбный, добродушный, интеллигентный, неприхотливый, преданный

Веселый, общительный, аристократические манеры, нежный, любящий

Активный, веселый, дружелюбный, неагрессивный

Уверенный в себе, активный, сторонится незнакомых

Свободолю-бивый

мордочка

Череп средней длины, плоские щеки. Пропорциональной длины, глубины и ширины пасть под глазами хорошо высечена.

Голова очень объемная, морда прямоугольная, длинная, крепкая, на лбу растет длинная кудрявая шерсть в виде хохолка. Борода растет узкой полоской под нижней челюстью.

Лоб слегка выпуклый, с четко выраженным переходом от лба к морде. Морда средней длины, прямая, квадратной формы.

Шапочка — отличительная черта породы. Состоит из длинных, свободных завитков, спускающихся полосой между глазами и ниспадающих у основания ушей изатылка.

Переход ото лба к морде (стоп) выражен не слишком заметно. Морда собаки удлиненной формы, узкая и изящная

Квадратная мордочка, высота соразмерна длине

Тяжелая с массивными нависающими бровями «домиком». Морда широкая и глубокая

Большой череп, переход ото лба к морде резкий. Мордочка короткая, немного  приплюснутая,  несколько вздернутая или прямая.

Мордочка в форме широкого конуса. Длина от основания стопа до кончика носа примерно 1,5 дюйма (3,8 см).

Мордочка укороченная, приплюснута в виде подушечки

уши

Дряблые, опущены вниз, к голове прилегают аккуратно.

Очень длинные, мягкие, низко подвешенные, плотно прижатые к голове, покрытые длинной кудрявой шерстью.

Посаженные низко, висят, плотно прилегая к скулам.

Уши средней длины и ширины, низко посажены, покрыты шерстью.

Шерсть на нижней части ушей формирует длинные волнистые завитки, визуально удлиняющие уши.

Овальные, посаженные на уровне глаз, хорошо убраны длинной прямой мягкой шерстью

Длинные, по форме напоминают виноградный лист, прилегают плотно к голове. Покрыты коротким шелковистым волосом без курчавости и волнистости

Низко поставленные, висячие, плотно прилегающие к щекам, плотно обросшие шерстью

Длинные, высоко поставленные, с обильным количеством шерсти.

Средние, висячие, пушистые, не должны развеваться

Шерсть, окрас

Шерсть прилегающая, прямая, достаточно длинная.

Окрас белый, черно-белый, иногда с сияющими пятнами

Шерстяной покров состоит из плотных завитков. Окрас темно-коричневый (ливерный), с лиловатым или бархатистым блеском.

Шерсть шелковистая, прямая, плотно прилегающая, достаточно длинная.

Шерсть длинная, мягкая, гладкая, слегка волнистая (не курчавая).

Шерсть средней длины, мягкая, шелковистая, не курчавая.

Шерсть плотно прилегающая, прямая, шелковистая, на ушах, животе, ногах более длинная.

Шерсть длинная, немного вьющаяся, шелковистая.

Шерсть длинная, немного вьющаяся, шелковистая.

Шерсть шелковистая, короткая на морде, в остальном умеренно длинная, но прилегающая.

Одноцветные окрасы: черный, красный, золотистый, печеночный, черно-подпалый

Пятнистые окрасы:

черно-белый, рыже-белый, печеночно-белый, палево-белый

Триколорные окрасы: черно-бело-подпалый, печеночно-бело-подпалый

Крапчатые окрасы (роан): голубой, рыжий, палевый, печеночный роаны, голубой роан с подпалом, печеночный роан с подпалом

Окрас: белый фон с пятнами цвета лимона является основным, допускаются оранжевые пятна

Окрас черно-подпалый, рубиновый,  бленхейм (жемчужно-белый фон с каштановыми пятнами), триколор (черно-бело-рыжий)

Окрас черно-подпалый, рубиновый,  бленхейм (жемчужно-белый фон с каштановыми пятнами), триколор (черно-бело-рыжий)

Окрас любой. Особо ценные темные окрасы с белым пятнышком на груди, лбу или белый хвост. Популярен золотистый окрас

Окрас темно-красно-рыжий и чисто белый

Окрас черный, печеночный (красновато-коричневый), золотисто-печеночный, чалый или любой из этих окрасов с подпалом. Допускается небольшое белое пятно на груди и/или горле.

Выводы

Подводя итоги, нужно отметить, что исследование является одной из привлекательных форм работы на уроке литературы, она ведёт обучающихся в область самостоятельных поисков и открытий, формирует активную позицию в процессе обучения, раскрывает личный творческий потенциал детей. Умело организованная исследовательская деятельность повысит глубину понимания произведения, будет способствовать воспитанию желания чтения художественной литературы и развитию речи обучающихся, обогатит их словарь и выведет на новую ступень познания и творчества.

Список использованных источников и литературы

1. Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.:Вербум - М, 2001.

2. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1998.

3. Леонтович А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. Народное образование. № 10. 1999.

4. Прищепа Е. М. «Ученическая исследовательская работа по литературе в гуманитарной профильной школе» //Литература в школе.-2004.№12. с

5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.

6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. – М.: Просвещение, 2010

7. https://infourok.ru/issledovatelskaya-deyatelnost-uchaschihsya-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi-tvorcheskiy-otchet-419766.html

8. https://videouroki.net/razrabotki/issledovatelskaya-deyatelnost-na-urokakh-russkogo-yazyka-i-literatury.html

9. https://refdb.ru/look/2105448.html


[1] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., дополненное//М. Азбуковник, 1999

[2] Все цитаты взяты из книги Тургенева И.С. Бежин луг. Муму. //М. «Искательпресс», 2014

[3] http://onlineslovari.com/malyiy_akademicheskiy_slovar/page/podrujeynyiy.46493

[4] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., дополненное//М. Азбуковник, 1999

[5] Журнал «Домашний любимец», №10 //Минск, 2015

[6] http://royalspaniel.ucoz.ru/index/istorija_porody/0-25

[7] http://kingcharles.forumgrad.com/t14-topic

[8] Житова В.Н. Воспоминания о семье И.С. Тургенева//Тула, «Тульское книжное издательство», 1961

[9] http://vashipitomcy.ru/publ/sobaki/porody_sobak/kavaler_king_charlz_spaniel/23-1-0-1275


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы учителя по учету психофизиологических особенностей школьника в работе учителя с одаренными учащимися на уроках биологии.

Система работы педагога, позволяющая учитывать индивидуальные особенности учащихся и формировать индивидуальный стиль познавательной деятельности....

Исследовательская деятельность учащихся в системе работы учителя

Какова цель подготовки исследовательских работ учащимися?    Что даёт школьникам исследовательская работа? А также ответы на другие актуальные вопросы...

Система работы учителя русского языка и литературы по формированию культуроведческой компетенции учащихся

Система работы учителя русского языка и литературы по формированию культуроведческой компетенции учащихся...

Статья "Исследовательская деятельность учащихся в системе работы учителя в условиях ФГОС"

  Что даёт школьникам исследовательская работа?     Как привлечь учащихся к написанию исследовательских работ по истории?   На эти и  другие вопросы ...

Система работы учителя-предметника по организации совместной деятельности учителя, родителей и учащихся при подготовке к ОГЭ по английскому языку.

Система работы учителя-предметника по организации совместной деятельности учителя, родителей и учащихся при подготовке к ОГЭ по английскому языку...