Система работы учителя по учету психофизиологических особенностей школьника в работе учителя с одаренными учащимися на уроках биологии.
статья по теме

Черенева Надежда Владимировна

Система работы педагога, позволяющая учитывать индивидуальные особенности учащихся и формировать индивидуальный стиль познавательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н.В. Черенева

Система работы учителя  по учету психофизиологических особенностей школьника в работе учителя с одаренными учащимися на уроках биологии.

Описанный в данной статье опыт позволяет учителю достичь на своих уроках необходимого уровня индивидуализации учебного процесса при работе с одаренными учащимися. В статье можно найти ответы на вопросы, волнующие современного учителя. Как использовать содержание предмета в качестве средства развития ученика? Какой дидактический потенциал таит в себе каждый вид учебной работы? Особое внимание привлекут разнообразные учебные приёмы и задания, направленные на развитие психофизиологических процессов учащихся.

Детский возраст — это период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления — одаренности. Поступательность этого процесса определяет динамику развития одаренности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Диагностика учащихся показала, что при ориентации на формирование эмпирического, репродуктивного мышления, многие ученики, хорошо знающие школьную программу, не в состоянии использовать эти знания в нестандартной обстановке, не владеют творческим мышлением, в основном опираются на свою память, испытывают затруднения при ответах на проблемные вопросы.

При переходе от модели предметно-ориентированного обучения к личностно – ориентированному, возникает потребность перестроить работу учителя таким образом, чтобы она была построена на критериях «от ученика». А для этого нужно знать – какие механизмы задействованы учениками при освоении школьных предметов, какова преимущественная ориентация на способ познания и восприятия учебного материала.

Как учитель-естественник, я отмечаю, что с одной стороны предмет «биология» обеспечивает разнообразие методов, форм и средств учебной работы, с другой стороны – в образовательном процессе «имеет место» разнообразие учащихся. Для того, чтобы эти два «разнообразия» ( учеников и учебных форм работы) целенаправленно шли в одном направлении, в своей работе я использую личностно ориентированную технологию учета и развития индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика, применение которой позволяет создать и определить пространство учебного успеха ученика.

Поэтому целью моей работы с одаренными учащимися является поэтапное, целенаправленное и управляемое со стороны учителя, определение и развитие параметров учебного успеха на уроках биологии с помощью специальной системы познавательных заданий, создание благоприятных условий для каждого ученика, выявление и активное использование в учебной деятельности индивидуальных особенностей учащихся.

Свою задачу педагога я вижу в том, чтобы, используя разнообразные методы обучения, формы и виды учебной работы, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, вооружить учащихся способам познания окружающего мира, приёмам приобретения новых знаний, умений и навыков, создать условия для наиболее полного раскрытия способностей и дарований каждого ребенка.

Исходя из опыта работы, и на основании изученного теоретического материала по данному вопросу, для создания пространства учебного успеха ученика, я использую следующие параметры:

  • мотивация ученика на поиск и приобретение знаний, умений и навыков
  • формирование у учащихся системы знаний;
  • формирование у учащихся системы умений и навыков;
  • развитие познавательной сферы ученика через развитие психофизиологических свойств личности ( внимание, логическое мышление, память и др.).

На основании данных параметров были разработаны составляющие и структура учебного успеха ученика:

Ресурсы учебного успеха ученика

Ресурсы учебного успеха

Параметры индивидуального стиля учебной деятельности

Система измерения параметра

«ЗНАЮ»

Обученность

Оценка по предмету

«МОГУ»

Внимание

Уровни проявления:

  • недопустимый
  • критический
  • недостаточный

Память

Модальность

Аудиал, визуал, кинестетик

Доминирование полушарий

Правое, левое, равное

«УМЕЮ»

Интеллектуальные навыки

Уровни сформированности:

  • недопустимый
  • критический
  • достаточный

Информационные навыки

Коммуникативные навыки

Организационные навыки

«ХОЧУ»

Уровень развития мотивации

Эмоциональный

Познавательный

Социальный

Социально-духовный

Если развивается и работает любой из параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика, то увеличивается общий уровень его познавательных возможностей – его обучаемость.

Для эффективного использования технологии учета и развития индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности с целью развития психофизиологических процессов учащихся на уроках биологии свою работу я строю следующим образом:

  1. педагогическая и психологическая диагностика уровней параметров учебного успеха ученика;
  2. «сворачивание» информации об уровнях параметров и ее анализ (определение параметров недостаточного и критического уровня;)
  3. создание, накопление и систематика учебных приемов, видов и форм учебных заданий для использования в технологии ;
  4. выбор форм работы и заданий на разных этапах учебно-познавательной деятельности, необходимых для развития данного ученика;
  5. оформление индивидуальной карты учебного успеха ученика, определение программы развития;
  6. использование системы упражнений для развития психических механизмов учащихся ( внимания, памяти, мышления) как основы продуктивного мышления и творческих способностей учащихся;
  7. подготовка и организация творческой и исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время;
  8. оценка, анализ и корректировка деятельности учителя и учащихся на основе данных диагностики и выводов о ее результативности.

Работа с учащимися строится в соответствии со следующими принципамив педагогической деятельности:

  1. личностно-деятельный подход ( признание индивидуальности личности ученика, ее уникальности и своеобразия, организация деятельности с учетом личностных качеств каждого ученика);
  2. создание атмосферы творческого самовыражения детей, управление формированием свойств личности;
  3. гуманизация личностных и межличностных взаимоотношений между учителем и учеником, уважительное отношение к мнению учащихся, создание условий для развития творческих способностей;
  4. формирование творческого мышления и нацеленность учебной деятельности на создание творческого продукта;
  5. активизация интересов школьников к самостоятельной творческой деятельности;
  6. оптимальное сочетание разных форм и видов учебной работы для организации познавательной деятельности учащихся

I. Педагогическая и психологическая диагностика уровней параметров учебного успеха ученика

Чтобы человека обучать и воспитывать его надо знать во всех отношениях. Учитель, как отмечал А.М.Макаренко, осуществляет «проектирование личности». Для того, чтобы проектирование было целенаправленным и осознанным, нужно, прежде всего, ясно представлять конечную цель (что я хочу формировать в ученике?) и исходные данные (каков мой ученик сегодня?).

В ходе диагностики я изучаю следующее:

  • Особенности внимания (объем, распределение, концентрация и устойчивость); Данные об уровне развития внимания ученика и различных его качеств – это важнейшая информация для способов проектирования способов подачи материала, а также форм его самостоятельной деятельности. Лучше всего использовать данные о развитии внимания учащихся, полученные психологами, но опытный учитель-предметник также может оценить развитие психофизиологического параметра внимание через наблюдение на уроках за выполнением учеником заданий определённого типа ( Приложение 1)
  • Свойства памяти (словесно-логическая, наглядно-образная, и эмоциональная); Эта информация для учителя важна как ещё одно основание для выбора комфортных приёмов освоения нового материала, в форме , удобной для запоминания именно этому ученику. Одновременно нужно обратить внимание на развитие тех видов памяти, которыми ученик владеет на низком уровне. Лучше всего эти данные брать из психологических обследований, но и здесь путём внимательного наблюдения за деятельностью ученика учитель может определить «западающий» вид памяти (Приложение 2)
  • Модальность ( предпочитаемый канал приема информации: визуальный, аудиальный, кинестетический); Для учителя это очень важный параметр, определяющий способ подачи материала и формы самостоятельной работы ученика.. Важно бывает определить модальность как входа так и выхода (способ «выдачи» информации). Важная роль здесь так же отводится педагогическому наблюдению и педагогическому эксперименту (Приложение 3 и 4)
  • Функциональная ассиметрия полушарий головного мозга

- изучается в связи с тем, что в каждом классе до 25% учащихся – так называемые «левши», которые требуют особого подхода в обучении. Для учителя важно выделить таких учеников, у которых доминирование полушарий ярко выражено, так как явное доминирование одного из полушарий резко меняет способ осознания новой информации. Такая информация помогает учителю понять в каком виде ученику удобнее всего воспринимать информацию для её быстрого осмысления, а также какие формы подачи информации будут развивать «западающее» полушарие (Приложение 5).

II. «Сворачивание» информации об уровнях параметров и ее анализ

На основании данных диагностики учителем заполняется индивидуальная карта учебного успеха ученика.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА УЧЕБНОГО УСПЕХА УЧЕНИКА

Фамилия Имя

оптимальный

критический

недостаточн.

ВНИМАНИЕ

Объем

Распределение

Концентрация

Устойчивость

ПАМЯТЬ

Словесно-логическая

Наглядно-образная

Эмоциональная

МОДАЛЬНОСТЬ

визуальный

аудиальный

кинестетич.

ПОЛУШАРИЕ

равно

левое

правое

  1. Создание, накопление и систематизация учебных приемов, видов и форм учебных заданий

Для обеспечения развивающего потенциала образовательной среды и выбора оптимального уровня дифференциации и индивидуализации учебного процесса, определенные особенности индивидуального стиля учебной деятельности ученика подкрепляются достаточным количеством разнообразного дидактического материала.

Это можно сделать с помощью таких приёмов учебной работы:

  1. «Свернуть» информацию, данную в виде текста, в таблицу, схему, карту, диаграмму;
  2. Проанализировать информацию , представленную в виде таблицы, схемы, карты, диаграммы, сделать вывод;
  3. Придумать название короткому тексту по изучаемой теме;
  4. Заполнить «слепой» текст пропущенными словами;
  5. Восстановить текст из перепутанных фрагментов;
  6. Корректурная проба
  7. Извлечь устно всю информацию из представленного объекта;
  8. Решить смысловую пропорцию;
  9. Решить развивающий канон;
  10. Решить кроссворд, сканворд по теме;
  11. Составить развивающий канон;
  12. Составить синквейн;
  13. Составить кроссворд, сканворд по теме;
  14. Разделить на группы организмы, процессы, понятия;
  15. Классификация по карточкам, если принцип классификации неизвестен;
  16. Назвать одним словом (обобщить несколько слов одним понятием );
  17. Найти «лишнее слово»;
  18. Произвести соответствие понятий и фактов;
  19. Составить несколько предложений с одним и тем же фактом, термином;
  20. Сравнить понятия по смыслу;
  21. Сравнить модели, рисунки, карточки, найти общие признаки;
  22. Найти ошибки в тексте;
  23. Глядя на картинку, найти описание этого объекта, процесса, в учебнике;
  24. Числовой диктант;
  25. Буквенный диктант;
  26. Тест (выбор одного ответа из нескольких предложенных);
  27. Самостоятельное изучение нового материала на уроке с использованием персонального путеводителя по уроку;
  28. Самостоятельное изучение нового материала с помощью обучающей компьютерной программы;
  29. Просмотр видеофрагмента с заданиями «до» и «после» просмотра»;
  30. Практическая групповая работа на единую цель;
  31. «Мозговой штурм»;
  32. Восстановить подписи к «немой» схеме процесса, явления, объекта;
  33. Решить задачу с биологическим содержанием;
  34. Определение неизвестного живого объекта по определителям или в электронном формате;
  35. Выдвижение гипотез и их защита;
  36. Собрать модель процесса из подручных материалов;
  37. Составить опорный конспект по теме;
  38. Упростить научно-популярный текст без потери смысла;
  39. Изобразить свернутую информацию в виде загадки для соседа по парте;
  40. Сопоставление текста с рисунком. Что не описано в тексте?
  41. Собрать, оформить и описать коллекцию;
  42. Нарисовать иллюстрацию к изучаемой теме;
  43. Найти информацию по проблемному вопросу через ИНТЕРНЕТ, оформить в виде карточки со ссылками;
  44. Составить развернутый план текста параграфа;
  45. Написать сочинение от имени биологического объекта;
  46. Прочитать и пересказать текст параграфа учебника;
  47. Подобрать примеры из жизни, иллюстрирующие законы и правила;
  48. Придумать и записать вопросы по тексту параграфа;
  49. Составить меню на один день из растений, произрастающих в разных центрах происхождения;
  50. Подготовить публичное выступление по теме;
  51. Написать реферат по теме;
  52. Провести самостоятельное исследование в форме наблюдения, записать результаты, провести защиту;
  53. Подготовить и провести презентацию профессии, связанной с биологией
  54. Провести самостоятельно исследование по заданному алгоритму;
  55. Создать слайдовую презентацию по изучаемой теме;
  56. Провести анкетирование с целью изучения мнения по данной проблеме.
  57. Провести комплексное экологическое исследование местности с описанием, фотографиями, написать отчет;
  58. Написать и оформить отчет об экскурсии с использованием ПК, фотокамеры;
  59. Составить задание для викторины или интеллектуальной игры;
  60. Провести экскурсию в природе для младших школьников;
  61. Составить буклет по природным ресурсам местности с фотографиями;
  62. Собрать пословицы и поговорки о представителях какого-либо класса животных или семейств растений, оформить тематический сборник.
  63. Определить растения по запаху, вкусу;
  64. Определить животное по издаваемым звукам, по следам
  65. Предсказать погоду по поведению животных и растений;
  66. Выбрать из букета лекарственные травы
  67. Принять участие в ролевой игре, подготовить вопросы другой команде;
  68. Подготовить ролевую игру.
  69. Подготовить и провести урок биологии.

IV. Выбор форм работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности, необходимых для данного ученика

После создания, накопления и систематизации форм работы определяются типы заданий, для формирования тех или иных параметров каждого ученика.

Например: 4. Заполнить «слепой» текст пропущенными словами;

Данный прием можно использовать для формирования тех параметров, клеточки которых заштрихованы.

Параметры

Формирование с помощью данного приёма

ВНИМАНИЕ

Объем

Распределение

Концентрация

Устойчивость

ПАМЯТЬ

Словесно-логическая

Наглядно-образная

Эмоциональная

МОДАЛЬНОСТЬ

Визуальная

Аудиальная

Кинестетическая

ПОЛУШАРИЯ

В ИНДИВИДУАЛЬНУЮ КАРТУ УЧЕБНОГО УСПЕХА УЧЕНИКА заносятся номера тех приемов, которые позволяют формировать у него необходимые знания, умения, навыки и составляю индивидуальную программу развития ученика средствами учебного предмета биологии.

V. Использование системы упражнений для развития психических механизмов учащихся ( внимания, памяти, мышления) как основы продуктивного мышления и творческих способностей учащихся

1. Упражнения для развития внимания

1.1 Учитель задает вопросы, учащиеся воспринимают их на слух, мысленно отвечают, записывают в строчку первые буквы слов-отгадок. При правильном написании можно прочитать слово или целое предложение.

* Героиня сказки К. Чуковского…….. (Муха)

* Бабочка и морской офицер …………(Адмирал)

* Вещество в покровах насекомых … (Хитин)

* Бабочка и древнегреческий бог …… (Аполлон)

* Перенос пыльцы насекомыми…… (Опыление)

* Жук и непарнокопытное ……………(Носорог)

1.2 Учитель предлагает внимательно прочитать текст, рассмотреть рисунок, схему, таблицу, учебник один раз, закрыть его и ответить на вопросы учителя.

Пример: Знакомство с учебником биологии «Живой организме» 6 кл. 

  • Назовите авторов вашего учебника
  • Прочитайте оглавление учебника и назовите его разделы
  • Сколько всего параграфов в учебнике?
  • Каким цветом выделены названия: ВТОРОГО РАЗДЕЛА
  • Какое животное изображено на странице 175?
  • Какое растение изображено на странице 170? Является ли оно лекарственным? Почему?
  • Что означают следующие знаки, встречающиеся в учебнике:

а) рыбка б) звездочка в) черный кружок 

  • Какую практическую работу предлагает учебник

а) по изучению семени

б) по изучению химического состава клетки

в) по изучению бесполого размножения

  • Что изображено на форзаце учебника?
  1. «Лови ошибку»! Учитель читает текст, намеренно допуская ошибки, которые должны найти учащиеся. Для визуалов можно предложить самостоятельное прочтение текста.

Воскресенье в лесу

Веселой музыкой мы оповестили лес о том, что прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, рыжики, волнушки и сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал с корнем. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай с листьями ивы, поели и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки под кусты, сказав: «Микробы их все равно разрушат!». Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой – то птицы. Подержали теплые в крапинку яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лугу мы нашли маленького ежика, он ел зелёную травку. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали, но попив воды из чистой лесной лужи стали бодрыми и весёлыми. В лесу всегда довольно много муравейников. Вася решил нам показать, как добывают муравьиный сок. Он настругал палочек и начал протыкать ими весь муравейник. Через несколько минут мы с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел сильный дождь. Но нам было не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

С охапками лесных цветов – лютиков, ромашек и колокольчиков мы пошли к станции. Весело прошел день!

  1. Как можно быстрее из каждой строчки нужно выбрать лишь те буквы, которые не повторяются, составив из них названия внутренних органов человека и ответить на вопрос «Какую систему образуют эти органы?»:

  • ПТООРКВПАКДХДБЕБОВЯ
  • БАШАШАШРВОВАНГВХЖИЖА
  • ЛГОДРМЛЩТЛАНЩИЬМ
  • ЛЖЁБДГПКЖОБПЕД

  1. Найти в каждой строчке по три названия млекопитающих, относящихся к отряду, выделенному в кружочке:
  • медведь, белка, еж, лиса, куница, бобр, бурозубка, дикобраз, крот
  • волк, хомяк, финвал, дельфин, полёвка, рысь, кашалот, сурок, ласка
  • горилла, гризли, лемур, игрунок, ирбис, пума, морж, тюлень, нерпа
  • шимпанзе, тигр, собака, орангутанг, гепард, макака, окапи, ушан

ХИЩНИКИ

ПРИМАТЫ

ГРЫЗУНЫ

ЛАСТОНОГИЕ

КИТООБРАЗНЫЕ

  1. Представьте, что на черном квадрате в центре рисунка стоит шахматный конь, который, как известно, ходит буквой «Г». Делайте ходы конём, чтобы можно было прочитать моё пожелание всем вам:

!

О

Д

Й

В

Е

Я

И

Х

К

Ж

Х

О

Т

Н

Р

Н

И

Р

И

Х

А

Е

Т

Ответ: Охраняйте редких животных!

  1. Найдите спрятанные названия птиц. Будьте внимательны, в некоторых предложениях их может быть несколько.
  • За лисой кабан никогда не охотится.
  • Свеча – это воск, опаляющий крылья мотыльков
  • В нашем регионе две крупные реки – Вятка и Волга.
  • Топор ёлке не друг, но труд одолеет всё!
  • Чай, калачи, бисквит, конфеты «Ласточка» продают в буфете!

1.8.Сколько отрядов насекомых объединяют перечисленных членистоногих? Назовите эти отряды.

Саранча, скорпион, кобылка, клещ собачий, аполлон, адмирал, мокрица, крушинница, голубянка, кузнечик, сенокосец, краб, крапивница, махаон, подалирий, чесоточный зудень, бражник, моль, крестовик, тарантул, оса.

(Отряд Прямокрылые и Чешуекрылые, подчеркнутые виды к классу насекомых не относятся)

1.9. Восприятие на слух загадок с обманной рифмой:

ДЕРЕВЬЯ

  • лезет в нос летящий пух, весь июнь цветёт ……(тополь)
  • на краю растет обрыва, догадались? Это ……(ива)
  • крона от ягод вся уж красна, яркой зимою стала …(рябина)
  • хоть трещат зимой морозы, зеленеют в парках ….(ели)
  • белоствольна и красива украшает лес наш ….(берёза)
  • веник в бане пахнет вкусно, хороша для них ….(пихта)
  • в берёзу он давно влюблён, ну конечно , это …( клён)

ЖИВОТНЫЕ

  • он зимой в берлоге спит, догадались, это – …..( медведь)
  • летят на юг по небу клином поздней осенью …(журавли)
  • он в малине знает толк, потому что это ….(медведь)
  • есть мух и комаров здорова, в болоте квакает …(лягушка)
  • серый и большой как шкаф – неповоротливый …(слон)
  • серый с хоботом добряк, неповоротливый …..(слон)

  1. Рядом с видовым названием напишите название рода животного:

РАЗНОЦВЕТНАЯ РАДУГА

  • ………………..серая (ворона, крыса, куропатка, жаба, планария)
  • ………………..черная (крыса, гадюка, жужелица)
  • ………………..золотистая (бронзовка, щурка)
  • ……………….. зелёная (жаба, гидра, лютка)
  • ………………..сизый (голубь)
  • ………………..белая (трясогузка, катушка)
  • ………………..желтая (трясогузка)
  • ……………….серебристая (чайка)
  • ………………..красная (ленточница)
  • ……………….золотая (рыбка)
  • ……………….голубоватая (кобылка)
  • ……………….сиреневый (бражник)
  • ………………..рыжая (вечерница, полёвка)

2. Упражнения для развития памяти

2.1.Проверка и тренировка слуховой памяти.

1)Учащимся предлагается прослушать два раза текст:

Откройте учебник на девятой странице и найдите второй абзац снизу. В этом абзаце в третьей строчке сверху найдите название животного из шести букв, в котором вместо удвоенной «с» написана одна буква «с».

А теперь, не подглядывая в текст, поставьте знак «+» или «-» рядом со следующими утверждениями:

  • вам надо было открыть журнал на восьмой странице
  • вам предложили найти второй абзац снизу
  • абзац состоял как минимум из трех строчек
  • в найденном слове было 5 букв
  • если бы слово было написано правильно, то оно состояло бы из 7 букв
  • назовите предполагаемое слово

2) Прослушайте один раз ряды слов, затем называется только первое слово ряда, а ученикам предлагается назвать второе и третье:

  • САДОВНИК – ИШНЯ – КОСТЯНКА
  • ТРАВА – КОРОВА – МОЛОКО
  • ДЯТЕЛ – ДЕРЕВО – КЛЮВ
  • КАПУСТА – РЕДЬКА – СТРУЧОК
  • КАРТОФЕЛЬ – ЯГОДА – ЯД
  • ГОРОХ – БОБ – БЕЛКИ
  • ЛИСТ – СВЕТ – ФОТОСИНТЕЗ
  • СТЕБЕЛЬ – КОРА – ДРЕВЕСИНА
  • ТОМАТ – АМЕРИКА – ПАСЛЁН

2.2.Развитие зрительной памяти.

1) Прочитайте три раза эти термины, попытайтесь их запомнить. Закройте написанное листом бумаги и письменно ответьте на вопросы:

СЕМЯ ЭНДОСПЕРМ ЗАРОДЫШ СЕМЯДОЛЯ

КОЖУРА РУБЧИК ПЕРИСПЕРМ

  • запишите второе слово от начала ряда?
  • сколько в предложенных словах было существительных женского рода?
  • вторым с конца было слово РУБЧИК?
  • выпишите слова, в которых одна и та же буква повторяется два раза?
  • все слова начинались с согласной буквы?
  • В каком разделе биологии используют эти термины?
  • Второй от начала термин означает запасное питательное вещество?

2) Рассмотрите внимательно в течение 1 минуты рисунки, постарайтесь запомнить расположение, форму, детали. Затем закройте рисунки и постарайтесь ответить на вопросы

  • Сколько всего животных изображено на рисунках?
  • Кто изображен на рисунке №2?
  • Сколько классов позвоночных животных можно выделить на рисунках?
  • В какую сторону смотрит пресмыкающееся животное?
  • Какой орган дыхания изображен у животного на рисунке №1?
  • Чем образован покров у животного на рисунке №3?
  • У какого животного хорошо выражен половой диморфизм?
  • Есть ли у льва на рисунке хвост?
  • Кто из животных на рисунках является теплокровным?
  • Сколько камер в сердце у животных на рисунках №1 и №2?

3) Прочитайте внимательно один раз 10 пар слов, попытайтесь их запомнить. Потом закройте слова и попробуйте по памяти воспроизвести эти пары:

  • ЗАЯЦ – КРОЛИК
  • ЛЕС-ЕЛЬ
  • ЛИСА – МЫШЬ
  • КОШКА – СОБАКА
  • ВОЛК – ХИЩНИК
  • ПТИЦА – КЛЮВ
  • ЛЯГУШКА – БОЛОТО
  • УЖ-ГАДЮКА
  • УТРО-ОДУВАНЧИК
  • ЯЙЦО-КУКУШКА

Почему одни слова запомнились лучше, а другие труднее, проанализируйте, разработайте механизмы запоминания материала.

2.3. Приемы составления опор

Широкий простор для развития зрительной и ассоциативной памяти представляет прием составления различного рода опор, который призван помочь учащимся в усвоении учебного материала. Обучение составлению опор происходит следующим образом:

  1. Применение учителем на уроках различных опор.
  2. Ознакомление учащихся с правилами составления ЛОС (логически опорная схема).
  • Внимательно прочитайте текст учебника и разбейте его на логические части
  • В каждой составной части найдите опорные слова (главные понятия)
  • Выпишите основные слова в тетрадь и выявите как они взаимосвязаны между собой
  • Дополнительную информацию учебника оформите в виде рисунков или других условных обозначений
  • Цветом выделите главное в содержании учебной статьи
  • После составления ЛОС выпишите условные знаки

Пример:

ЦВЕТОК

НЕКТАР

+ ПИЩА НАСЕКОМЫЕ

ПЫЛЬЦА

  1. Составление ЛОС на доске под руководством учителя.
  2. Самостоятельное составление ЛОС учащимися, обсуждение в парах итогов работы.
  3. В старших классах учащиеся переходят от составления ЛОС к составлению ОК (опорных конспектов) в которых кодируется основное содержание текста.
  4. Учитель знакомит учащихся с алгоритмом составления ОК:
  • Внимательно прочитайте текст учебника
  • Запишите в тетради тему конспекта
  • Определите в тексте главное содержание, основные идеи, понятия, закономерности, формулы
  • Выделите взаимосвязи
  • Законспектируйте в виде кодированной информации содержание каждого смыслового компонента
  • Еще раз прочтите текст и проверьте полноту выписанных идей
  • Сформулируйте вопросы разных уровней сложности к данному ОК, запишите их в тетрадь

Составление учащимися опор помогает научить всех и каждого, развивая и обогащая личность ребёнка, учит школьников вычленять главное, анализировать и систематизировать учебный материал, развивает мышление, зрительное восприятие, позволяет каждому учащемуся работать в индивидуальном темпе, самореализоваться.

Овладение умением работать с книгой помогает более рационально использовать время на уроке и дома, систематическая работа с учебником оказывает непосредственное влияние на повышение качества знаний, уровня интеллектуального развития. Использование заданий для самостоятельной работы с учебником способствуют развитию психических механизмов памяти, которые являются основой развития продуктивного мышления и творческих способностей учащихся.

3. Упражнения для развития логического мышления

В целях развития логического мышления учащихся предлагается им самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения .

  1. Дать общее название группе слов.

Вены, артерии, капилляры ……………………………(сосуды)

Корень, стебель, лист………………………………….(органы)

Рак, паук, насекомое…………………………(членистоногие)

  1. Вставить пропущенные гласные буквы, чтобы прочитать название органоидов клетки

* Б * Л * Ч К * Л * З * С * М *

(оболочка) (лизосома)

3.3.Прочитать блок предложений, если согласны с утверждением ставим знак «1» , а если нет – «0».

  • Пауки – это бескрылые насекомые
  • У пауков, как правило, 10 ног
  • Тело пауков покрыто хитином
  • Все пауки плетут паутину
  • У пауков никогда не бывает усиков
  • Скорпион –это тоже паук
  • Укус тарантула смертелен
  • Клещи – это паукообразные
  • Клещ – возбудитель энцефалита

3.4.Объединить слова в пары, объясняя принцип подбора.

Ёж, ехидна, ушан, белка, кит, выхухоль, утконос, тигр, лиса, вечерница, дельфин, суслик, кабан, слон.

3.5.Найдите в каждой строке лишнее слово, вычеркните его, а оставшиеся в строке слова объедините одним общим названием.

* Орел, страус, гриф, сокол……………….(хищные птицы)

* Кобра, саламандра, змея , ящерица…. (пресмыкающиеся)

* Альбатрос, рогатка, чайка, буревестник………..(птицы)

* Воронок, стриж, касатка, береговушка…….(ласточки)

* Бесполое, разнополое, половое…………..(размножение)

  1. Проанализировать связь между словами одной из частей равенства и найти недостающее слово.

:

* Машина – мотор = Человек – ? (Сердце)

* Думать – голова = Шевелить – ? (Рука)

* Дерево – короед = Человек – ? (Чесоточный клещ)

  1.  Ребус – своеобразная загадка, которая изображается при помощи букв, фигур и знаков.

Л + 100 ПАД , НУЯЯЯ , А

40 А , Н А С

3.8. Вычеркивая буквы одного слова , прочитайте второе.

  • Зачеркните ядовитое – оставьте съедобное

П О О П Г А Н Е Н О К К А

(поганка – опёнок)

  • Убери горькое – получишь хрустящее

К Л А У П У С Т А К

(лук – капуста)

  • Вычеркни зелёный – получишь фиолетовый

ОБАГКУЛАРЖЕАНЦ

(огурец – баклажан)

3.9 Проанализировать смысловой ряд и вписать необходимые слова.

  • У рыбы сердце …………….., а у …………четырехкамерное
  • ……………дышит жабрами, а ящерица …………………..
  • У рыбы тело покрыто…………., а у ……………..перьями
  • Карл …………….., …………………..Дарвин.
  • ……………….. Вавилов , Климент ……………………….
  • ……………………летает , а страус ………………………
  • Рыжик ………………….., а …………ядовитый

.

  1.  Заменить слова в скобках, чтобы равенство было верным.

:

( нота ) + ( конечность) = рыба……..

( 16 кг ) + ( новогоднее дерево ) = собака…..

( кислород) + ( хвойное дерево) = антилопа…..

  1. Из букв приведенных слов составить названия животных и растений.

ПИКА +РИС = ? ( кипарис)

ПЕНА +ЛИК = ? ( пеликан)

  1. Решить анаграммы и исключить лишнее слово.

  • МАЗПЛАЦИОТ (цитоплазма)
  • ДРОЯ (ядро)
  • ХОРЛОТЫСПАЛ (хлоропласты)
  • КОБОЛОЧА (оболочка)
  • БОРИСЫМО (рибосомы)
  • МОЗОЛИСА (лизосома)
  • ХРОМТИНДИЯ (митохондрия)
  • ОКУЛЬВА (вакуоль)
  • ШКОДРЫЯ (ядрышко)
  • СПИТЛЫДА (пластиды)

3.13. Метаграммы

  • Со звуком «С» я не вкусна,

Но в пищу каждому нужна.

С «М» берегись меня , а то

Я съем и платье и пальто.

 СОЛЬ – МОЛЬ )

  • С «Л» я слезы вызываю
  • С «Ж» по воздуху летаю

(ЛУК – ЖУК )

  • С буквой «К» полезен очень,

С буквой «Н» приду к вам ночью.

(СОК – СОН)

  1. Развивающий канон – упражнение, состоящее из шести пространственно организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими связями.

Рыбы

2

?

Жабры

Земноводные

?

?

?

Птицы

4

Перья

?

Тюльпан

6

Коробочка

Капуста

4+2

?

Картофель

?

?

Горох

9+?

Боб

Земляника

?

?

Гипофиз

?

?

?

Инсулин

Сахарный диабет

Щитовидная

?

?

?

Адреналин

?

Применение современных педагогических технологий позволяет достигать достаточно высоких результатов в обучении и воспитании одаренных школьников. Знание и учет внутренних законов развития личности, умение диагностировать, прогнозировать, корректировать развитие ученика, вместе с ним искать и находить новые способы решения проблемных вопросов , подготовки и проведения внеурочных дел, создавать оригинальные продукты интеллектуального и духовного труда – вот , что играет ведущую роль в формировании творческой личности.

Литература:

  1. Акимов И, Клименко В. О природе таланта. – М.: Педагогика,1995.
  2. Андреев В.И. Проверь себя. – М.: Народное образование, 1994.
  3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности – М.: Мысль,1976. – 43с.
  4. Безруких М.М., Ефимова С.Г. Знаете ли вы своего ученика ? –М.: Просвещение, 1991.
  5. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребность к самообразованию. – М.: Просвещение, 1985.
  6. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе # Вопросы психологии – 1979 , №4.
  7. Брэдвей Л. Как научить вашего ребенка учиться.- М.: юнвес,1997.
  8. Васильева З.И., Ахаян Т.В. Изучение личности школьника учителем. – М.: Педагогика, 1991.
  9. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999ю – 368с.: ил.
  10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.:Просвещение,1991.
  11. Выготский Л.С. Педагогическая психология – М.: Педагогика,1991.
  12. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии – М.: 5 за знание, 2006. – 144 с
  13. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба.-М.: Педагогика,1991.
  14. Зимняя И.А. Педагогическая психология – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997
  15. Зуева М.В. Развитие учащихся при обучении – М.: Просвещение,1988.
  16. Кон И.С. Психология ранней юности – М.:Просвещение,1989.
  17. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя – М.: Просвещение,1992.
  18. Машарова Т.В. Педагогические теории, системы и технологии обучения – Киров,1996.
  19. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить – М.: Просвещение, 1987.
  20. Поташник М.М. В поисках оптимального варианта – М.: Педагогика,1998
  21. Рогов Е.И. Психология познания – М.: Владос, 1998.
  22. Рябцева С.Л. Диалог за партой – М.: Просвещение,1989.
  23. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя – М.: Просвещение,
  24. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов – М.: Просвещение, 1988.
  25. Шамова Т.И. Активизация учения школьников – М.: Педагогика, 1982.
  26. Юсупов В.З Педагогические инновации в сельских школах – Киров, 1996.
  27. Якиманская И.С. Развивающее обучение – М.: Педагогика, 1979.

Приложение 1

Определение уровня развития внимания
методом педагогического наблюдения

Внимание

Уровни развития внимания

недостаточный

критический

достаточный

Объем

Одновременно удерживает в зоне активного внимания один объект

Одновременно удерживает в зоне активного внимания 2-3 объекта

Одновременно удерживает в зоне активного внимания 4-5 объектов

Распределение

Умеет одновременно выполнять лишь одно действие – или пишет, или читает, или слушает , или разглядывает

Может одновременно успешно выполнять два действия – слушать и записывать, читать и анализировать, разглядывать и записывать

Успешно выполняет одновременно более двух действий – слушает, записывает, отслеживает по книге

Концентрация

Любой посторонний раздражитель отвлекает от выполнения задания

От выполнения задания отвлекает вход в класс постороннего человека, вопрос, заданный другим учеником, громкий звук за окном.

При выполнении задания практически не отвлекается на посторонние раздражители, если это не касается лично его.

Устойчивость

Произвольное внимание практически не сформировано, Устойчивость можно поддерживать только извне сильным раздражителем

Демонстрирует хорошее развитие послепроизвольного внимания, если интересно, может работать долго.

Хорошо развито произвольное внимание – может заставить себя сосредоточиться на выполнении задания.

Приложение 2

Определение уровня развития памяти учащегося

методом педагогического наблюдения

Память

Уровни развития памяти

недостаточный

критический

Достаточный

Словесно – логическая

С трудом запоминает формализованную информацию – правила, формулы

Может запомнить информацию, выраженную формально, но допускает ошибки

Легко запоминает новые термины, понятия, хорошо запоминает формулы и графики

Образная

Плохо запоминает информацию, если она представлена в образе рисунка, схемы, модели, художественного образа

Может запоминать подобную информацию, но делает ошибки

Легко запоминает информацию, представленную в виде реального или художественного образа

Эмоциональная

Практически не запоминает ощущений и чувств

Чувства иногда могут стать «якорем «при запоминании

Хорошо запоминает то, что пережито – что затронуло чувства

Приложение 3

 

Методика определения ведущей модальности учащихся способом педагогического наблюдения и в процессе педагогического эксперимента

Ведущая модальность при приёме информации

Результаты наблюдения за учеником

Визуальная

Часто смотрит вверх, когда учитель рассказывает, как будто представляет всё. Всегда следит по тексту при чтении учебника другими участниками образовательного процесса. Его тетрадь очень аккуратная, записи чистые, исправлений нет(обязательно замазывает ошибки). Придает большое значение своему внешнему виду и порядку на парте. При написании диктантов может пропустить 2-3 слова. Хорошо воспринимает информацию, представленную на плоскости : схемы, рисунки, видеофрагменты. Обычно спокоен, некофликтен.

Аудиальная

Когда читает проговаривает текст про себя. Часто отвлекается. Обычно – хороший имитатор, может повторить из слова в слово всё, что говорил учитель, даже если казалось, что он не слушает. Хуже вычисляет в уме , ему надо проговорить, осознать вопрос. Лучше работает, когда в классе тишина или сидит отдельно от других. В письменных работах может страдать слог и пунктуация. Лучше расскажет, чем напишет.

Кинестетическая

Он постоянно ищет возможность прикоснуться к разным вещам на парте, к соседу. Если за одной партой сидят два кинестетика, то за урок будет как минимум две потасовки.. Хорошо работает с моделями, составляет системы из карточек, предложения из слов. Всегда готовы включиться в игру, в которой правила или законы осваиваются через движение, осязание

.

Приложение 4

Методика определения модальности входа и модальности выхода

Вход

Выход

Способ диагностики

Виз

Кин

Возьмите набор мелких предметов, которые легко определяются как визуально, так и кинестетически – монетки, скрепки, пуговицы…всего по 2 штуки. Разделите этот набор на две одинаковые части. Сядьте за стол лицом к ребёнку. Поставьте на стол ширму или другую перегородку.

Разложите ваш набор в определённом порядке.

Уберите перегородку и попросите ученика запомнить в каком порядке они лежат.

Через минуту поставьте перегородку и попросите его сложить свои предметы в том же порядке.

Когда он закончит, уберите перегородку и оцените правильность выполнения задания.

Виз

Ауд

Ученик смотрит на разложенные предметы, потом вы ставите перегородку, а он рассказывает, что он запомнил.

Ауд

Кин

Поставьте перегородку, разложите предметы, а потом расскажите ученику, в каком порядке они лежат. Ученик должен разложить предметы, учитывая услышанное.

Ауд

Ауд

Расскажите ученику о порядке лежащих перед вами предметов. Ученик, не видя из-за перегородки вашей раскладки, должен повторить устно, что вы сказали.

Кин

Ауд

Не глядя, с закрытыми глазами, ученик ощупывает разложенные предметы, а потом рассказывает в нужном порядке.

Кин

Кин

Не глядя, ученик ощупывает разложенные предметы, а потом открывает глаза и складывает свои в том же порядке.

Приложение 5

Методика определения функционального доминирования полушарий
мозга учащихся

Для определения наличия выраженной функциональной асимметрии мозговых полушарий используется метод И.П. Павлова, при котором испытуемому предъявляется набор из 9 карточек со словами: окунь, орёл, овца, бегать, летать, плавать, чешуя, перья, шерсть.

Карточки должны быть одинакового размера, надписи нужно сделать одинаковым шрифтом одного и того же размера. Эти 9 карточек в произвольном порядке лежат перед учеником, он должен разложить их в три группы по три карточки «по смыслу».

Если ученик делит слова в соответствии с их формальными признаками ( в одну группу попадают все названия животных: окунь + овца + орёл, в другую глаголы, в третью названия внешних покровов этих животных), то скорее всего, этот ребёнок чаще реализует левополушарный тип мышления. Ребёнок с доминированием правого полушария «соберёт» из слов три образа (овца + бегать + шерсть; орёл + летать + перья; окунь + плавать + чешуя). Если ребенок собирает одним способом, но при этом говорит, что может собрать по-другому и демонстрирует это, то этот ребенок не обладает ярко выраженным доминированием какого-либо полушария.

куст

малина

ягода

дерево

дуб

желудь

трава

пшеница

зерно

хоккей

тайм

шайба

теннис

сет

мяч

шахматы

партия

пешка

молоко

кошка

мяукать

мясо

собака

лаять

трава

корова

мычать

Каир

Египет

Африка

Москва

Россия

Европа

Токио

Япония

Азия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: “Моделирование урока английского языка с учетом психофизиологических особенностей учащихся”

Тема: “Моделирование урока английского языка с учетом психофизиологических особенностей учащихся” Тезисы.Во-первых, если учитель знает, к какой категории относится их ученик, им легче строи...

УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА

Актуальность темы:         Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...

Стратегия орфографии (Словарная работа на основе учета психофизиологических особенностей обучающихся)

Данная стратегия направлена на запоминание словарных слов, связанных с таким понятием, как "визуализация образов". В работу включается правое полушарие головного мозга, ребенок  создает "внутренн...

Выступление на педагогическом совете "Использование проектных технологий в работе с одаренными учащимися на уроках биологии"

Использование проектных технологий в работе с одаренными учащимися на уроках биологии...

«Индивидуально-дифференцированный способ обучения с учетом психофизиологических особенностей школьников»

Одной из проблем современного образования в целом и дополнительного образования в частности остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.Трудности в освоении любой дополни...

Рекомендации по учету психологических особенностей школьников разного возраста в работе с детьми группы риска

Для того чтобы понимать мотивы поведения и действий детей, а также причины, побуждающие ребенка совершать проблемные поступки, педагогам, родителям необходимо знать его возрастные психологические особ...

Организация педагогического сопровождения одаренных учащихся на уроках биологии.

Глобальные изменения в социальной, экономической и производственной сферах жизни общества, усиление борьбы за конкурентоспособность государств и информационно-технологическая революция обострили потре...