Статья "Работа педагога-психолога с родителями обучающихся"
статья

Еловикова Наталья Дмитриевна

Работа педагога-психолога с родителями обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_rabota_s_roditelyami.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Еловикова Наталья Дмитриевна,

 педагог-психолог МБОУ «СОШ п. Пионерский»

Работа педагога-психолога заключается не только в просвещении, в профилактике и проведении коррекционных занятий с обучающимися, но и в формировании педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся, в совершенствовании воспитательного процесса в семье.

Все мы знаем, что на установление сотрудничества между педагогами-психологами, педагогическими работниками и родителями уходит много времени и сил. Для  этого необходимо соблюдать в первую очередь принцип взаимодействия, который формируется в процессе взаимосвязи педагога-психолога с педагогическими работниками,  обучающимися и их родителями (законными представителями).

Наиболее распространённой формой взаимодействия с родителями является родительское собрание. Нужно помнить, что, как правило, уровень открытости родителей на собраниях минимален. Поэтому перед педагогом-психологом стоит задача – создание атмосферы доброжелательности и взаимопонимания на родительских собраниях. Если на родительское собрание приходит педагог-психолог, то целесообразно предупредить об этом заранее родителей обучающихся.  Такие формы работы как сплочение и выработка общей позиции будут являться наиболее важными для педагога-психолога. Педагогу-психологу необходимо руководствоваться следующими принципами:

  1. Обеспечение эмоциональной безопасности родителей. Лучше всего организовать работу через понятные и знакомые формы.
  2. Открытость, или конгруэнтность, психолога и умение избегать негативного переноса на родителей. Педагог-психолог дает родителям право скептически относиться к своим советам, возможность иметь и проявлять самые разные эмоции.
  3. Необходимость мотивирования родителей к взаимодействию с психологом различными способами. Мотивация к взаимодействию должна быть сильнее их собственного сопротивления совместной работе.

«Лесенка» методов работы с родителями:

1. Информационные методы:

  • информационные тексты,
  • устные информационные сообщения,
  • информационные лекции.

2. Проблемные методы:

  • проблемные лекции,
  • «круглые столы»,
  • детско-родительские мероприятия, тренинги.

Активные формы групповой работы с родителями:

  1. Проблемные лекции
  2. «Мозговой штурм»
  3. Работа в парах
  4. Групповая дискуссия
  5. Метод исследования
  6. Эвристические вопросы
  7. Интересные задания
  8. Психологический тренинг
  9. «Реверсивная мозговая атака» или «разнос»:
  • список прилагательных и определений;
  • «ассоциации»;
  • коллективная запись;
  • запись на листе;
  • «большая мечта»
  1.  Психологические игры:
  • ситуационно-ролевые;
  • разогревающие игры
  1.  Диагностика.

Педагогу-психологу необходимо учитывать причины ослабления и отвлечения внимания и использовать приемы, способствующие удержанию внимания родителей (законных представителей) обучающихся.

Список литературы

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: МАСС-МЕДИА, 1995
  2. Защита детей от жестокого обращения/ Под редакцией Е.Н.Волковой. – СПб.:Питер, 2007
  3. Кволс Кэтрин Дж. Переориентация поведения детей. — СПб., 2000
  4. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 1972
  5. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: ООО Издательство “Речь”, 2000
  6. Профилактика суицида в детской среде. Сборник методических рекомендаций. – Биробиджан: ОблПКПР, 2012
  7. Сакович Н.А. Диалоги на Аидовом пороге. Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков.- М.:Генезис, 2012
  8. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. — М., 2003
  9. http://www.proshkolu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА- ПСИХОЛОГА И ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ

В процессе воспитания ребенка, воспитывающегося в замещающей семье нет второстепенных моментов. В данной сатье предложены наиболее эффективные способы работы педагога-психолога с замещающими родителям...

Городская творческая группа педагогов-психологов "Мониторинг психологического здоровья обучающихся"

Представлена работа творческой группы педагогов-психологов по разработке мониторинга психологического здоровья обучающихся. Результатом работы стало методическое пособие....

Презентация системы работы педагога-психолога по профильной подготовке обучающихся

Представлена система работы педагога-психоога по профильной подготовке. Основные особенности: достижение основной цели - профопределения - достигается через поэтапное выявление личностных особенностей...

Рекомендации педагога-психолога родителям обучающихся

Подборка рекомендаций педагога-психолога родителям обучающихся...

Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями обучающихся

Материал включает описание форм и видов взаимодействия с родителями, а также тренинг, позволяющий проанализировать собственное отношение к своей семье и подумать о направлении коррекции отношений в се...

Настольные игры - эффективное средство педагога-психолога в развивающей деятельности обучающихся

В статье описывается влияние игры на личность подростка, устанавливается важная роль настольных игр в социализации и развитии коммуникативных навыков у воспитанников. Рассматривается использование изв...