Л. Н. Толстой повесть «Кавказский пленник». Составление характеристики героев.
план-конспект урока (7 класс) на тему

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l_n_tolstoy.rar735.13 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

Тема: Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин – два характера, две судьбы.

Цели урока:

  1. Формировать умения и навыки составления сравнительной характеристики персонажей.
  2. Развивать речь, память, внимание, мышление учащихся, пополнять их  словарный запас.
  3. Развивать навыки анализа художественного произведения, умение рассуждать, обобщать, делать выводы, переходить от частного к общему и наоборот, умение строить связный ответ, пересказывать, выразительно читать.
  4. Обогащать духовно - нравственный опыт учащихся, воспитывать  патриотизм; формировать нравственные понятия: отвага, благородство, честь.

I. Организационный момент

Слово учителя

1.Чей портрет вы видите на экране?

2.Какое произведение этого автора мы изучаем? (повесть «Кавказский пленник»)

    -Сегодня предпоследний урок по повести Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».

    - Наша задача - дочитать повесть, составить характеристику героев, выделить главную мысль произведения.

3.Где происходят события ? (на Кавказе).

Кавказ – горная  территория, входящая в состав России, самый многонациональный район, здесь проживают народы многих национальностей: аварцы, чеченцы, татары, ногайцы и многие другие народы. Противоречия между народами, живущими на  территории Кавказа, приводили и продолжают приводить и  сегодня к конфликтам между ними. Выражение «горячая точка» относится именно к Кавказу. О Кавказе писали многие  писатели и поэты, среди них А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой.

С самого детства в Кавказ был влюблен Михаил Юрьевич Лермонтов. Вот строки его произведений:

Светает. Горы снеговые

На небосклоне голубом

Зубцы подъемлют золотые;

Слилися с утренним лучом

Края волнистого тумана,

И на верху горы Шайтана

Огонь, стыдясь перед зарей,

Бледнеет…

Как я любил, Кавказ мой величавый,

Твоих сынов воинственные нравы,

Твоих небес прозрачную лазурь

И чудный вой мгновенных, громких бурь…

Чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова:

«Воздух там чист, как молитва ребенка;
и люди, как вольные птицы, живут беззаботно;
война их стихия;
и в смуглых чертах их душа говорит.
Кавказ! Далекая страна!
Жилище вольности простой!
И ты несчастьями полна
И окровавлена войной!»

4.Как связаны эти строки М.Ю. Лермонтова с повестью Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?

 (Действие повести разворачивается на Кавказе.  Идёт кавказская война).

События происходят во время войны с горскими народами.  В 1851 году Л.Н. Толстой уезжает на Кавказ. В это время на Кавказе идёт тяжёлая, кровопролитная  война с горскими народами. Жившие на Кавказе народы оказывали упорное сопротивление. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен. Толстой сам  участвовал  в военных походах, командовал  орудием. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен.

5.Как эти события  описывает автор? Откройте учебник на странице 106-107.

На Кавказе тогда война была. По дорогам ни днём, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отъедет или отойдёт от крепости – татары или убьют, или уведут в горы. И было заведено, что два раза в неделю из крепости в крепость ходили провожатые солдаты. Спереди и сзади идут солдаты, а в середине едет народ.

2. Формулировка задач урока.

Постановка проблемного вопроса.

6. Как зовут главных действующих лиц?  

Главных действующих лиц повести зовут Жилин и Костылин.

3.Составление характеристики

Работа с текстом.

7. Что общего у героев?

Жилин и Костылин – дворяне, офицеры русской армии, служат на Кавказе, оба отправляются в отпуск, оба попадают в плен.

В представлении окружающих офицеры русской армии должны иметь военную выправку - выглядеть подтянутыми, стройными, быть  мужественными. Как выглядят Жилин и Костылин? Найдите портрет героев.

Костылин: «... мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт».

Жилин: «…невелик ростом, а удал был».

Портрет Костылина противоречит портрету русского офицера.  Автор намеренно говорит о нём:  грузный, толстый, красный, вызывая  у читателей негативное отношение к герою. О Жилине автор  говорит «невелик ростом, а удал был», то есть в герое чувствуется сила и мужество. Недаром придумал народ пословицы о людях неброских, но духовно сильных: «Мал, да удал; мал золотник, да дорог».

Причина, по которой Жилин отправляется в путь?

(письмо матери, в котором она просит приехать, повидаться с ним перед смертью)

8. Как герой оказался в плену?(чтение отрывка стр.107.)

Выехал Жилин вперед, остановился и ждет, пока подойдет обоз. Слышит, сзади на рожке заиграли, - опять стоять. Жилин и подумал: «А не уехать ли одному, без солдат? Лошадь подо мной добрая, если и нападусь на татар - ускачу. Или не ездить?..»

Остановился, раздумывает. И подъезжает к нему на лошади другой офицер, Костылин, с ружьем, и говорит:

- Поедем, Жилин, одни. Мочи нет, есть хочется, да и жара. На мне рубаху хоть выжми. - А Костылин - мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет. Подумал Жилин и говорит:

- А ружье заряжено?

- Заряжено.

- Ну, так поедем. Только уговор - не разъезжаться.

Стр.108.

Стал он окорачивать, хотел назад поворотить, да уж разнеслась лошадь, не удержит, прямо на них летит. Видит - близится к нему с красной бородой татарин на сером коне. Визжит, зубы оскалил, ружье наготове.

«Ну, - думает Жилин, - знаю вас, чертей, если живого возьмут, посадят в яму, будут плетью пороть. Не дамся же живой».

А Жилин хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина, думает: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой».

…не доскакал Жилин, выстрелили по нем сзади из ружей и попали в лошадь. Ударилась лошадь оземь со всего маху,— навалилась Жилину на ногу».

А Костылин , заместо того, чтобы подождать, только увидал татар – закатился что есть духу к крепости. Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит.

9.Как ведут себя герои?

Сравнивая героев в критической ситуации, Лев Толстой подчёркивает храбрость и мужество Жилина. Он восхищается Жилиным, видит в нём настоящего русского офицера, умеющего постоять за свою честь. Костылин совершает предательский поступок – оставляет Жилина без ружья,  не оказывая взаимовыручку, как подобает настоящему офицеру.

10. Почему   Костылин   просит   прислать   за   него   выкуп,  а Жилин нарочно пишет письмо так, чтобы оно не дошло?

   Жилин отказывается платить большой выкуп, торгуется, пишет письмо с неверным адресом, не хочет тревожить старую мать и требовать от неё непосильного. Он надеется на свои силы, активно ищет выхода, проявляет смелость: «Не боялся да не буду бояться вас, собак!»  

    Костылин соглашается на выкуп в 5 тысяч, не торгуется, он уверен, что родственники обязаны его выкупить, не хочет ничего предпринимать, не борется, пассивно подчиняется обстоятельствам.

- О каких чертах характера Жилина это говорит?

(Заботливый, любящий сын.)

- Зачем же Жилин торгуется с татарами, заведомо зная, что письмо не дойдет?

Не все ли равно, какую сумму ему просить? Прочитайте.

(Решает,”c ними, что робеть, то хуже”. Cтр. 114 учебника)

- Какое чувство у татар вызывает такое поведение героев?

(Жилин вызывает к себе симпатию врагов, он им нравится, о Жилине говорят “джигит”.

11.Чем герой занимался в плену?

Жилин на всякое рукоделье мастер был.   …что-нибудь рукодельничает, или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев. Мастерит игрушечную  карусель. Сам все высматривает, выпытывает, как ему бежать. Прошла про Жилина слава, что он мастер: кто замок на ружье или пистолет починить принесет, кто часы. Учится понимать татарский язык.

Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал.

По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет, или спит.

11.Как герой готовился к побегу?

Жилин днем ходит по аулу или рукодельничает, ночью у себя в сарае копает. «Трудно было копать от камней, да он подпилком камни тер, и прокопал он под стеной дыру, что впору пролезть». Ходит на гору, посмотреть, где крепость находится. Прикармливает собаку, провизию запасает.    

 Костылин ни в чём участия не принимает.

12.Первый побег, поведение героя

Полез Жилин в дыру, раскопал пошире, чтоб и Костылину пролезть. Пошел босиком. Подпрыгивает с камушка на камушек да на звезды поглядывает. Встреча с оленем. Жилин смеется, говорит:  «Мы его боимся, а он нас боится».  Подсадил на себя Костылина, тяжело Жилину, ноги тоже в крови и уморился. …думает на Костылина: «И черт меня дернул колоду эту с собой брать. Один я бы давно ушел. Нет, не пойду: не годится товарища бросать.

Полез и Костылин под стену, да зацепил камень ногой, загремел. В дороге Костылин все отстает и охает, просит идти тише – ноги в крови. Встреча с оленем: «Костылин так и упал со страху»                     Как закричит Костылин:   — Ой, больно!                           Услыхал татарин крик Костылина, выпалил из ружья. Костылин говорит Жилину:                                    — Иди один, за что тебе из-за меня пропадать

13. Второй побег. Почему Костылин отказался бежать?стр.126

Жилин и говорит:

— Ну, Костылин, пойдем, попытаемся последний раз; я тебя подсажу.

Костылин и слышать не хочет.

— Нет, — говорит, — уж мне, видно, отсюда не выйти. Куда я пойду, когда и поворотиться сил нет?

— Ну, так прощай, не поминай лихом. — Поцеловался с Костылиным.

( Костылин даже не пытается бежать)

- Как понимаете пословицу «Трус и в жизни мёртв»?

( Костылин себя вёл так, как будто он умер, он трус, ничего не делал для того, чтобы освободиться.)

14.Чем закончилась повесть? Удалось Жилину бежать?

И остался служить на Кавказе. А Костылина только еще через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли.

Вывод учителя: Жизнь зависит от характера , от того выбора, который человек  делает сам. Мы должны понимать ,что наша судьба зависит во многом от нашего поведения . Война испытывает  людей. Для многих война-испытание на прочность, выносливость, человечность. Здесь люди в пограничной ситуации, их дальнейшая судьба зависит от них: действовать или безразлично умереть? Люди, сильные духом, ответственные за всех, имеющие человеческое достоинство , в таких ситуациях умеют принимать правильное решение.

Обратим внимание на говорящие фамилии героев(ответы учеников)

Что такое «жила»? – прочное окончание мышц; отсюда слова «жилистый», «двужильный». Так говорят о выносливом, крепком человеке.

Жилин = действие.

Что такое «костыль»? – палка для хромых, безногих, то есть, можно сказать, что фамилия характеризует героя как слабого, нуждающегося в поддержке и опоре.

Костылин = бездействие

4.Самостоятельная работа

Обратите внимание на нашу доску. На доске перечислены различные качества. Вам  предлагается распределить их в  два столбика:

 -в первый столбик – качества, которые присущи Жилину,

-во второй столбик – качества, которые присущи Костылину.

Выводы: Жилина можно считать настоящим героем, который не подчиняется обстоятельствам, постоянно стремится к освобождению из плена. В характере Жилина  - сильная воля, мужество, храбрость. В плену заботится о Костылине, ни в чём его не упрекает, хотя Костылин один  виноват в плачевном положении их обоих. Зная, что на Костылина надеяться нельзя,  предлагает Костылину бежать из плена вместе, потому что ему не позволяет поступить по-другому офицерская честь. Во всём Жилин проявляет смекалку и  находчивость. Несмотря на суровые условия, герой не озлобляется, мирные татарские жители ему не враги, он им помогает, чинит всё – кому часы, кому пистолет. Жилин вызывает симпатию  даже у врагов своей смелостью. Татары называют его джигитом. В эпизоде побега Жилин предстаёт наблюдательным человеком, понимающим природу. Терпеливо сносит трудности, несёт на себе Костылина - «не годится товарища в беде бросать». Не таит злобы и тогда, когда беглецов поймали. Снова предлагает ему бежать. Когда Костылин отказывается, по-братски прощается с ним. Жилин – настоящий офицер русской армии, надёжный товарищ, добрый человек. К такому выводу подводит автор своих читателей. Трудно не согласиться с этим мнением.

Костылин заботится только о себе, о своём благополучии, не знает, что такое долг, верность в дружбе. Он безволен, безответственен, способен на предательство. Равнодушие, нежелание сопротивляться обстоятельствам, покорность – такими качествами характера наделяет Толстой своего героя. Умалчивает Толстой об отношении Костылина к людям – это тоже средство  характеристики героя. Автор только лаконично описывает его жизнь в плену: спит по целым дням, ждёт письма с выкупом. Когда Жилин предлагает Костылину бежать из плена, Костылин колеблется, так как знает, что его всё равно отпустят, когда родственники пришлют выкуп. Только страх, что его могут убить под горячую руку, заставляет Костылина согласиться на предложение товарища. В дороге герой ведёт себя как беспомощный человек, в нём нет ни военной выправки, ни чувства сострадания по отношению к Жилину. Обоим приходится нелегко. Он не способен выносить трудности. По вине Костылина срывается побег. Второй раз не бежит из плена, надеется на выкуп. Костылин не герой, он не способен на большой поступок. Это слабый телом и духом человек. Татары не зря называют его «смирный».

Жилин – смелый, сильный, верен дружбе, надеется только на себя, наблюдательный, находчивый, решительный, трудолюбивый, вызывает уважение взрослых и любовь детей.

- Главный вопрос урока: почему, рассказывая о судьбе двух русских офицеров, Толстой в заглавии говорит об одном человеке? Кого писатель имеет в виду?

Речь идёт о Жилине. Жилина выручает терпение, выносливость, хитрость, смелость, желание быть свободным, вера в собственную правоту. Он не перекладывает трудности на плечи других, проявляет смекалку и находчивость. Не теряет самообладания. Он  добр и великодушен по отношению к окружающим. Силён духом. И это главное. Именно эту мысль, прежде всего, хочет донести до читателей автор.
Костылин не проявляет каких-либо действий к тому, чтобы ценой собственных усилий освободиться из плена, хотя ему тоже хочется вырваться из плена.

Рефлексия

  • Что для каждого из вас на уроке явилось открытием?
  • Какие задания вызвали трудность?
  • Как бы вы оценили свой вклад в раскрытие темы урока, и какую оценку поставили бы своим одноклассникам? (Устно, с возможными пояснениями)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Л.Н. Толстой. "Кавказский пленник". Жилин и Костылин: сравнительная характеристика

Таблица для сравнительной характеристики героев рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Заполняется цитатами....

Л.Н. Толстой. Повесть "Кавказский пленник" (материалы к урокам литературы в 5-м классе)

Слайд-фильм «Л.Н. Толстой. Повесть «Кавказский пленник». Материалы к урокам литературы в 5-м классе» содержит информацию о создании произведения, даёт учителю возможность поэтапно проанализирова...

Таблица для обучающихся к сравнительной характеристике по рассказу Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"

Предложенная таблица поможет в сравнении Жилина и Костылина,героев рассказа Л.Н.Толстого....

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе Тема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа».

Технологическая карта урока по литературе в 5 классеТема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа»....

Разбор содержания. Задания к повести: "Кавказский пленник".

Разбор содержания. Задания к повести: "Кавказский пленник"....

Л.Н. Толстой "Кавказский пленник". Знакомство с героями рассказа. 5 класс

Презентация к уроку по теме: "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник". Знакомство с героями рассказа."...