Л.Н.Толстой "Кавказский пленник". Сравнительная характеристика героев.
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Гаврилюк Ирина Васильевна

Урок литературы в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kavk.plennik.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы 5 класс.

Тема : Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. 

             Сравнительна характеристика героев рассказа.

Цели: 1.Обучение умению отбирать материал из текста в      

             соответствии с темой.

            2.Обучение умению составлять сравнительные харак-

             теристики  героев.

            3.Выяснение мотивов действий Жилина и бездействий

             Костылина.

Оформление доски:

          Л.Н.Толстой «Кавказский пленник».

           Сравнительная характеристика героев рассказа.

             

                                            Береги платье снову, а честь смолоду.

                                             Сам погибай, а товарища выручай.

                                                                            Пословицы.

Репродукции с изображением                      План:

Жилина и Костылина.                       1.Военное звание.

                                                             2.Внешняя характеристика:

                                                             3.Плен:

                                                             а) место жительства в плену;

                                                             б) питание пленных;

                                                             в) занятия;

                                                            г) подготовка к побегу;

                                                             4.Первый побег.

                                                             5. Второй побег.

Ход урока:

- На предыдущих уроках познакомились с малым эпическим жанром –рассказом, выясним его жанровые особенности.

- Для того, чтобы перейти к теме урока, проведем небольшую разминку ( учащиеся  сигнализируют хлопком или другим жестом в том случае, если  суждение правильное)

     1.События происходят осенью (-)

     2.Жилин был невелик ростом, но удал(+)

     3.Жилин попал в плен потому, что Костылин бросил его(+)

     4.Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей(-)

     5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать(+)

     6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа (-)

     7.Во время первого Костылин показал себя слабым человеком(+)

     8.Второй раз Жилин бежал один(+)

     9Во время второго побега ему помогли Дина и русские    

        Солдаты(+)

     10.После побега Жилин остался служить на Кавказе, а в отпуск

          не поехал(+)

Целеполагание:

- На первый взгляд кажется, что в рассказе всё понятно, но в то же время многое остаётся неясным. Что после прочтения рассказа вам осталось неясным? В чём бы вы хотели разобраться?

После ответов учащихся учитель обобщает:

  - Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников двое?

-Кто является главным героем?

-Как раскрывается характер каждого из героев  в сложной ситуации?

На все поставленные вопросы дать ответы нам поможет сравнительная характеристика героев. В ходе урока , пользуясь планом, записанным на доске, учащиеся заполняют таблицу.

 Формы работы: выборочное чтение, пересказ , инсценирование эпизодов, заранее подготовленные сообщения , чтение по ролям и  др.

Жилин

Костылин

Военное

Звание

(выбороч-

ное чтение)



офицер



офицер

Внешняя

характ-ка

(заранее

подгот.

Сообщ.)

Невелик ростом, но удал и т.д.

Грузный мужчина, толстый,

красный, пот с него так и

льёт.

Плен

(чтение по

ролям)

Попадает в плен, т.к.

Костылин бросил его

одного

Струсил и ускакал.

Место жи-

тельства

в плену.

(пересказ

эпизода)



                 Горный татар



ский аул, сарай.

Питание

Пленных

(выборочн.

чтение)

                  Лепёшки из п

                  сырое да  вод

                 

                  +

 Молоко, сырные лепёшки, кусок баранины

росяной муки или тесто

а

Занятия в

плену

(пересказ

эпизодов)

-писем не писал, всё высматривал, выпытывал, как ему устроить побег;


-рукодельничал, учился понимать татарский язык и др.

-писал письма домой, скучал, ждал, когда пришлют денег;


- считал дни, спал.

Подготовка

к побегу

(инсцениро-

вание)


АКТИВНАЯ ЖИЗНЬ

                  (хотя обстоят


ПАССИВНАЯ  ЖИЗНЬ

ельства  одинаковые)

Первый

Побег

(заранее

подготовл.

сообщении)

Выносливость.

«Не годится товарища бросать»

Отстаёт, охает, боится любого шороха (олень).Не может вынести боль и криком выдаёт себя.

Второй побег

(общие

выводы)

Не смирился с судьбой и совершает побег один.

Смирется с судьбой, ждёт освобождения.

После заполнении таблицы обращаемся к вопросам, поставленным в начале урока.

-Работа с эпиграфами.

-Рефлексия: Какие качества героев присутствуют у вас? Подумайте, с какими качествами своего характера вам стоит бороться, а какие развивать?

В качестве домашнего задания учащимся предлагается миниатюра на тему: «За что я ценю Жилина и осуждаю Костылина».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы "Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев"

Презентация подготовлена к уроку литературы в 5 классе по рассказу Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"  "Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев". В неё включен кроссворд по рассказу ...

Статья "Сравнительная характеристика героев как путь анализа литературного произведения"

Сравнительная характеристика героев часто используется учителями на уроках литературы как способ постижения авторской позиции. В статье описываются особенности проведения данного вида работы среди раз...

Сравнительная характеристика героев (таблицы для учащихся).

Сравнительная характеристика героев: Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова; Владимир Дубровский и Маша Троекурова....

Сравнительная характеристика героев романа "Война и мир" Кутузова и Наполеона (таблица)

В таблице представлена характеристика Кутузова и Наполеона с указанием глав романа и эпизодов для дальнейшего её заполнения  примерами из текста с опорой на тезисы....

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Сравнительная характеристика героев.

Урок развития речи по литературе.Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Сравнительная характеристика героев.Цели: дать понятие о сравнении; учиться сравнивать литературных ге...

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе Тема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа».

Технологическая карта урока по литературе в 5 классеТема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа»....