Статья "Сравнительная характеристика героев как путь анализа литературного произведения"
статья по литературе (5 класс) на тему

Володина Анна Викторовна

Сравнительная характеристика героев часто используется учителями на уроках литературы как способ постижения авторской позиции. В статье описываются особенности проведения данного вида работы среди разных возрастных групп учащихся, приводятся примеры заданий для сравнительных характеристик по произведениям, входящим в школьную программу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sravnitelnaya_kharakteristika_geroev_kak_put_analiza.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Володина А. В.

Сравнительная характеристика героев как способ анализа литературного произведения.

В литературоведении существует два толкования понятия «литературный герой»:

  1. – действующее лицо, персонаж, нарисованный более многогранно и более весомо для идеи произведения;
  2. действующее лицо, близкое к авторскому идеалу человека, т. н. положительный герой. (Краткая литературная энциклопедия в 9 томах под редакцией А. А. Суркова. М., 1967, т. 4)

В данной работе термин «литературный герой»используется в первом, более распространенном его понимании.

Авторский замысел в произведении раскрывается по-разному: через композицию, авторские отступления и т. д. Но, пожалуй, важнейшее средство для его реализации – система героев произведения. Ни один персонаж не случаен. Между ними, говоря словами Л. Толстого, существует «система сцеплений». Нередко автор строит произведение вокруг двух (нескольких) героев (часто героев – антиподов, двойников). Именно через их сопоставление, столкновение можно наиболее очевидно реализовать замысел произведения. Вот почему в таких случаях важно провести сравнительную характеристику героев, основывая на ней дальнейшее изучение произведения и последующие выводы.

Данный вид работы может быть проведен в любом классе. В 7 классе, например, он необходим при изучении «Песни…о купце Калашникове» М. Ю. Лермонтова и рассказа Ю. П. Казакова «Тихое утро». В 8 классе – сравнение Швабрина и Гринева, в 9 – Чацкого и Скалозуба, Молчалина, Репетилова; Печорина и Грушницкого и т. д.

Как известно, существует 3 пути анализа литературного произведения: вслед за автором, по образам и проблемный. Составление сравнительной характеристики героев может стать элементом любого пути изучения, но в основном данный вид работы свойственен для второго пути. Анализ литературного произведения по образам – самый привычный – основан на взгляде на литературу как человековедение. Опасность этого пути – замкнуться на характеристике одного или нескольких главных героев. Сравнительная характеристика героев дает возможность более широко взглянуть на произведение, увидеть взаимосвязь всех его элементов, а следовательно, полнее осознать авторский замысел.

Как было сказано выше, данный вид работы может быть использован во всех классах, но должно учитывать возрастную специфику каждого класса.

Для «наивных реалистов» 5-6 классов свойственно восприятие сюжета, заслоняющее авторскую мысль в сознании учащихся. Следовательно, важно продумать критерии для сравнения так, чтобы, опираясь на них, ученик шел от сюжета к осмыслению деталей, композиции и авторского замысла.

Для 7-8 классов свойственно нравственное самоуглубление. Нравственная оценка поступков героя выходит на первый план. Как оценить поведение героя – самый интересный вопрос для учащихся этой возрастной группы, который обязательно надо включить в план характеристики. Как характеризует Кирибеевича и Калашникова отношение к Алене Дмитриевне? Какие качества героев проявляются в беде, как оценить поведение героев в рассказе Ю. Казакова «Тихое утро»? Но в этом возрасте очень велика вероятность сугубо субъективной оценки героя, которая зачастую расходится с авторским замыслом. Так, в «Тихом утре» Яшка оказывается смельчаком, а Володя трусом, не достойным уважения. В таких случаях важно обращать внимание на авторские ремарки, объективный ход событий.

В старших классах учащимся проще увидеть объективный смысл произведения, но конкретизация образов у них в сознании ослаблена. Поэтому здесь особенно важно обращать внимание на детали облика героя, окружающую его обстановку (например, при сравнении помещиков в «Мертвых душах»).

Сравнительная характеристика героев обязательно должна проводиться не абстрактно, а по заданным критериям, которые могут быть заданы учителем или составлены классом.

При этом нужно не забывать, что цель школьного анализа – создание читательской интерпретации произведения и соотнесение ее с научными исследованиями текста, корректирование субъективных представлений читателя объективным смыслом произведения, раскрытым литературоведением. Поэтому критерии сравнения героев должны учитывать и объективные детали, и читательское восприятие. Оба параметра должны быть включены в итоговый вопрос после проведения сравнительной характеристики. Например, домашним заданием по «Песне…» Лермонтова может быть письменный ответ на вопрос: «Оцените одного из героев (Кирибеевича или Калашникова) с точки зрения народной морали и с вашей точки зрения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ литературного произведение через театральное искусство

Данная статья написана на основе программы "Литература средствами театра"....

Методическая статья "Особенности анализа литературного произведения в 5 классе"

Методическая статья "Особенности анализа литературного чтения в 5 классе"...

Анализ литературного произведения

Подготовка к ЕГЭ по литературе...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ" (с применением образовательной технологии РКМЧП)

Образовательная  технология РКМ (развитие критического мышления) позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на своем занятии атмосфер...

Самоанализ по теме "Совершенствование компетенции анализа литературных произведений в их родовой и жанровой специфике"

В работе описаны наряду с традиционными нетрадиционные методы и приемы обучения литературе в аспекте системно-деятельностного подхода...

Пути анализа лирического произведения в 5-6 классах

Статья содержит два пути анализа лирического произведения на уроках литературы в 5-6 класса (композиционный и образный)...

Пути анализа литературных произведений в школе

Выяснение читательского восприятия необходимо учителю, чтобы определить направление анализа, выбрать основной путь разбора и приемы изучения текста.В основе школьного разбора произведения всегда ...