Методическая статья "Особенности анализа литературного произведения в 5 классе"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Методическая статья "Особенности анализа литературного чтения в 5 классе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности анализа литературного произведения в 5 классе.

         Школьники 4-5 классов только формируют свои читательские вкусы, поэтому занятия по литературе могут и должны оказать на круг чтения, на развитие художественного восприятия, на гражданское становление их личности большое влияние.

         Хорошее знание художественного текста- вот что является условием для восприятия познавательной ценности произведения и одновременно для идейно-нравственного и эстетического воздействия его на юного читателя.

         Так же как в 4 классе, большинство пятиклассников воспринимают художественное воспроизведение жизни как описание реальных событий и людей. Младшие подростки ищут в чтении занимательности переживаний.  Остросюжетная фабула захватывает их воображение, героические подвиги кажутся нормой жизни.  Любимые герои- это прежде всего герои действия, но в 5 классе мы уже отмечаем более заинтересованное, вдумчивое отношение к внутреннему миру действующих лиц. Дети отдают свои симпатии лишь тем, кто встает на защиту добра и справедливости, кто воодушевлен благородными чувствами.  Поэтому в 5 классе при анализе художественного произведения учитель обращает большее внимание на психологию и  убеждения героев, а вместе с тем  на те художественные средства, которые помогают проникнуть в духовный мир литературных персонажей,  на уяснения социальных конфликтов и отношений в произведениях классической русской и зарубежной  литературы, то есть на те вопросы, которые являются наиболее трудными  для  пятиклассников.    

         Социальная обусловленность поведения литературных героев осознается детьми постепенно в процессе внимательного чтения и раздумий над изображёнными писателями яркими картинами жизни, человеческими переживаниями и отношениями.

         Вполне естественно что возрастное развитие школьников, правильное и вдумчивое чтение под руководством учителя получаемые на уроках знания, регулярное самостоятельное чтение шаг за шагом формируют у них иное отношение к художественной литературе, и уже к концу 5 класса учащиеся приближаются к представлению об особенностях художественной литературы как словесного искусства.

         Методическим условиям для достижения поставленной цели является не только усвоение учащимися определенного круга знаний, но и о владении теми способами деятельности, которые создадут возможность активного и самостоятельного восприятия произведений искусства.  Таким образом, формирование необходимых для анализа умений становится одной из важнейших задач учителя литературы в его работе с детьми. Именно это обязывает словесника искать путей активизаций тех методических приемов которыми он пользуется и которые направлены на развитие мысли, воображения чувств учащихся.

         Идейно тематическое богатство произведения еще не может быть усвоено детьми во всей его полноте, однако учитель целенаправленно подчиняет анализ выявлению ведущей идеи произведения, которая воспринимается ими через авторское отношение к изображаемым картинам жизни.

        По существу, уже все, что составляет сущность художественного анализа на анализах с пятиклассниками входит в практику разбора литературных произведений. Дети не пользуются сложной литературоведческой терминологией, не делают широких обобщений, но, углубляясь в содержание, разбираясь в смысле изображенных событий и характеров, практически знакомится с композицией произведения; подбирая материал для суждений о героях, формируют представление о характеристике;  уясняя тему и главную мысль произведения учатся находить выражения авторского отношения к героям; наблюдая за образно-выразительными средствами поэтического языка, уясняя их художественное значение.  На уроках внеклассного чтения в 5 классе углубляются и расширяются читательские интересы школьников. Такие уроки позволяют познакомить детей с другими произведениями данного автора или привлечь для сопоставления произведения близкие по теме и идейной направленности что обеспечивает возможность закрепления полученных знаний и умений.  

         Таким образом, несмотря на то, что в 5 классе, так же как и в 4, мы сообщаем школьникам лишь такие сведения о писателе, которые необходимы для лучшего усвоения произведения, написанного в программе . многие вопросы, предлагаемые в качестве руководства при анализе, направлены на то. Чтобы они обращали внимание на отношение писателя-автора к героям, на его художественное мастерство, а в лирике- на его непосредственные чувства и переживания. Эти вопросы требуют от учащихся определенной формы ответа: «писатель рисует…», «писатель хочет передать…» и др. Отвечая подобным образом, пятиклассники привыкают по-иному относиться к пересказу содержания книги, постепенно осознают ,что она- результат большого, творческого труда писателя. С этого и начинается преодоление наивно-реалистического воспроизведения, формирование сознательных умений анализа литературного произведения- целенаправленный процесс, имеющий огромное значение для воспитания истинной культуры чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ литературного произведение через театральное искусство

Данная статья написана на основе программы "Литература средствами театра"....

Анализ литературного произведения

Подготовка к ЕГЭ по литературе...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ" (с применением образовательной технологии РКМЧП)

Образовательная  технология РКМ (развитие критического мышления) позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на своем занятии атмосфер...

Филологический анализ литературного произведения в 10 классе. Программа элективного учебного предмета (профильный уровень).

Основная цель элективного предмета «Филологический анализ литературного произведения в 10 классе» - формирование навыков анализа литературного произведения на основе знаний по теории литературы и о ру...

Программа элективного курса по литературе для 10 класса «Слово, образ, смысл: филологический анализ литературного произведения»

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского язы...

Рабочая программа элективного курса по литературе «Слово, образ, смысл: филологический анализ литературного произведения». 11 класс.

Данная программа разработана для организации работы с учащимися 11 класса средних общеобразовательных школ, выбравшими для изучения элективный курс по литературе. Цель курса - формирование к...