Тема урока: «Сокровищ всех ценней» (по рассказу О. Генри «Дары волхвов») Урок- анализ литературного произведения в 7 классе
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Елена Николаевна Неведрова

                                                                

Тема урока: «Сокровищ всех ценней» (по рассказу О. Генри «Дары волхвов»)

Урок- анализ литературного произведения в 7 классе        

Цель: совершенствовать умение определять основную идею произведения, смысл названия, авторское понимание мудрости и счастья.

Задачи:

  1. сформировать навыки социально-психологической характеристики героев, раскрыть роль деталей в обрисовке образов персонажей, выяснить, как автор относится к своим героям;

2. развивать внимание, мышление, умение анализировать, делать выводы;

3. воспитывать бережное отношение друг к другу, умение любить. 

 

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер и проектор, текст произведения.  

                                                             

Эпиграф:« Вы ждёте сокровищ, которые, как манна с небес, упадут к вам … А между тем у каждого из вас есть огромные сокровища, которые вы мало цените». О. Генри

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dary_volhvov.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 

Тема урока: «Сокровищ всех ценней» (по рассказу О. Генри «Дары волхвов»)

Урок- анализ литературного произведения в 7 классе        

Цель: совершенствовать умение определять основную идею произведения, смысл названия, авторское понимание мудрости и счастья.

Задачи:

  1. сформировать навыки социально-психологической характеристики героев, раскрыть роль деталей в обрисовке образов персонажей, выяснить, как автор относится к своим героям;

2. развивать внимание, мышление, умение анализировать, делать выводы;

3. воспитывать бережное отношение друг к другу, умение любить.  

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер и проектор, текст произведения.  

                                                             

Эпиграф:« Вы ждёте сокровищ, которые, как манна с небес, упадут к вам … А между тем у каждого из вас есть огромные сокровища, которые вы мало цените». О. Генри

Ход урока

1.  Мобилизующее начало урока

2. Вступительное слово учителя. Ребята, раздел «Зарубежная литература», который мы продолжаем изучать, предлагает вам много новых имён, и один из интереснейших писателей в этом ряду – О. Генри, знакомство с которым нам предстоит сегодня.  

(Слайд 1 портрет писателя).

Его знают и любят самые разные читатели. О. Генри очень любил во всём элемент неожиданности, фантазии, и мы тоже последуем его примеру. Давайте представим, как могла бы происходить встреча знаменитого писателя с очередным репортёром, которые охотно брали у него интервью.

3. Знакомство с писателем.       

Репортёр:

-   Уважаемый мистер О. Генри, мы интересуемся, носите ли вы настоящее имя или О.Генри- это ваш псевдоним?        

О. Г.:

- Псевдоним. Моё настоящее имя – Уильям Сидни Портер.

Репортёр:

-  Не объясните ли вы, почему именно на таком имени вы остановились?  

О.Г.:

-  Мой отец был врачом, но больше любил механику. Постепенно он забросил медицину. Мне пришлось пойти на работу.  Мой дядя взял меня к себе в аптеку. В нашем городке аптека была своего рода клубом: здесь обменивались новостями, играли в шахматы и домино.  В работе я часто пользовался справочником фармацевта Этьена Оссиан Генри. Я взял его фамилию и первую букву одного из имён: О. Генри.    

Репортёр:

- Очень интересно. А что в Соединённых Штатах вы считаете родными местами?    

О. Г.:

-  Детство моё прошло в городке Гринсборо (штат Северная Каролина). Там я овладел ковбойскими навыками, выучил испанский язык. Позже я жил в Новом Орлеане, Нью-Йорке.  

Репортёр:

-   Как бы вы определили главную тему своего творчества?    

О.Г.:

- Центральной темой я считаю жизнь простого народа, населяющего самый большой город США- Нью-Йорк. Бедным людям приходится много работать, порой испытывать нужду.  

Репортёр:

-  Мистер О.Генри! Каковы ваши пожелания своим читателям?  

 О.Г.:

-  Пусть никогда не теряют оптимизма и чаще улыбаются…

Ребята, знакомство с жизнью писателя поможет вам  лучше понять его рассказ.

4.Тема нашего урока «Сокровищ всех ценней» (по рассказу О.Генри « Дары волхвов»).  (Слайд 2)

Обратите внимание на эпиграф (Слайд 3): « Вы ждёте сокровищ, которые, как манна с небес, упадут к вам …А между тем у каждого из вас есть огромные сокровища, которые вы мало цените», - говорил писатель.

Сегодня в конце нашего разговора вы должны ответить на вопрос: о каких богатствах, так мало ценимых нами, говорил  О.Генри.

5 .Работа с ассоциациями. Ребята, обратимся к названию произведения.

- Какие ассоциации вызывает у вас слово  «дар»? (добро, любовь, радость, мама, праздник). Давайте прочитаем словарное определение этого слова.

Дар -….(Итак, дар –это пожертвование, способность, талант).

А кто такие волхвы? С каким праздником связана библейская история о волхвах? Какие дары они принесли?

Волхвы - это жрецы, маги, в восточно-христианских преданиях мудрецы-звездочёты. Как только Христос появился на свет, они увидели Его звезду на востоке и пришли поклониться Божественному младенцу. Волхвы принесли Иисусу золото (как знак земного владычества), ладан (как знак божественного происхождения и небесной власти) и мирру (смолу, которой умащали умерших, как намёк на будущее распятие). В те времена благовония стоили так же дорого, как и золото. Именно от волхвов пошёл прекрасный обычай дарить подарки.

5.Актуализация знаний.

История создания рассказа необычна. В 1903 году О. Генри заключил договор с владельцем одной из газет, обязавшись писать рассказ к каждому воскресному выпуску. И вот однажды прошёл обещанный срок, а редактор не получил ничего. Художник-иллюстратор пришёл к писателю, чтобы ознакомиться с черновиком и понять, что следует нарисовать. Оказалось, что нет ещё даже черновика. Иллюстратор попросил сообщить ему хотя бы основной замысел рассказа.

«Я вам скажу, что рисовать, дружище,- ответил писатель. - Нарисуйте бедно обставленную комнатку. В ней один-два стула, комод, кровать и шкаф. На кровати бок о бок сидят мужчина и женщина. Они говорят о приближающемся Рождестве. Мужчина вертит в руках футлярчик от карманных часов. У женщины роскошные  длинные волосы, ниспадающие на спину. Вот и всё, что я пока вижу. Но рассказ скоро будет».

Так появилось это произведение, которое было переведено на все языки мира.

6.  Работа над текстом произведения. Пришло время нам вместе посетить дешёвую квартирку, где живут наши герои. Кто они? (Чтение произведения от первого лица, 1 абзац).

Что можно подумать о Делле по началу рассказа?

(Слайд 4. Делла плачет) (Кажется, что жизнь этой женщины заключается в деньгах).  В канун праздника в душах людей всегда царит приподнятое настроение, ведь впереди радость от приятных сюрпризов, подарков.

–А как чувствует себя Делла, главная героиня новеллы?

–Почему ей видится всё в серых красках? (Нет денег, она не может сделать любимому мужу подарок).

7. Письменная самостоятельная работа в парах. Я предлагаю вам понаблюдать за художественными особенностями произведения. Выполните письменную самостоятельную работу, предварительно обсудив в парах, следующие задания:

 1 ряд - отметьте художественные детали при описании интерьера квартиры, где живут молодожёны. (Ответы: 1 Не квартира, а квартирка на верхнем этаже, почтовый ящик пуст, вдобавок сломан, звонок не работает,буквы на табличке словно сжимаются, не сократиться ли им в непритязательное «Д». Мебель, одежда старенькие, ветхий красный ковёр. Делла торгуется за каждую копейку. 15 раз упоминаются денежные суммы, доходы и расходы семьи.) Как вы понимаете слова «красноречиво молчащая бедность»? Что скрашивало бедность, в которой жили супруги? Подтвердите это текстом.

2 ряд - выпишите средства выразительности и определите их роль в тексте. (Ответы: 2 волосы у Деллы, точно струи каштанового водопада, (сравнение), на розовых крыльях (метафора), вопиющая нищета, хрупкого сложения, дрянной ремешок и др. (эпитеты).

3 ряд - найдите описания сокровищ семьи. (Почему они превосходят сокровища царицы Савской и царя Соломона?) (Ответы: Это библейские персонажи. Царица Савская – легендарная царица богатейшего Сабейского государства, слыла красавицей и очень богатой женщиной. Царь Соломон – третий царь Иудеи, прославился своей мудростью и был наделён несметными богатствами).

Почти у каждого человека есть что-то заветное. У супругов было « два сокровища, составлявшие предмет их гордости»: волосы Деллы и часы Джима. Писатель говорит о том, что царица  Савская и царь Соломон завидовали бы молодожёнам.  Автор считает, что природная красота несравнима ни с какими дорогостоящими украшениями и подлинное богатство состоит отнюдь не в материальных ценностях.

– А для чего копила деньги Делла? Что ей хотелось подарить мужу? (Что-то не совсем особенное, редкостное, драгоценное, хоть чуть-чуть достойное высокой чести принадлежать Джиму). Что угадывается за этим горячим желанием? (Любовь к мужу).

  Обратимся к тексту: «В простенке между окнами стояло трюмо. Вам никогда не приходилось смотреться в трюмо восьмидолларовой меблированной квартиры? Очень худой и очень подвижный человек может, наблюдая последовательную смену отражений в его узких створках, составить себе довольно точное представление о собственной внешности. Делле, которая была хрупкого сложения, удалось овладеть этим искусством. Она вдруг отскочила от окна и бросилась к зеркалу. Глаза её сверкали,но с лица за двадцать секунд сбежали краски».

– Какой же выход нашла Делла из сложившейся ситуации? Почему автор называет её волосы сокровищем? (Длинные, красивые, блестящие).

–Трудно ли  было Деллепринять решение расстаться со своими  волосами? (Да, две или три слезинки упали на ветхий старый ковёр, но решение пришло почти мгновенно).

–Жалеет ли она о своём поступке? Почему вы так думаете? (Получив деньги, она провела следующие 2 часа « на розовых крыльях». Она бегала по магазинам в поисках чего-то особенного для своего Джима.)

(Слайд 6. В магазине).

-А как бы вы поступили на месте Деллы? А теперь представьте, чем в это время был занят Джим? (Пытался подороже продать свои часы. Что подарить Делле он знал давно: чудо-гребни).

–Как, придя домой, Делла готовится встретить мужа?                              

 -Каковы её переживания в тот момент, когда она услышала шаги Джима по ступеням?

-Встреча героев - это кульминация рассказа (т.е. самый острый момент в развитии сюжета).

 (Слайд 7) Давайте посмотрим, как это всё происходило.

8.Просмотр видеофрагмента (отрывок худ. фильма по мотивам произведения).  

Эпизод встречи героев.                                                                                                  – Ребята, на ваш взгляд, состоялся ли праздник у Деллы и Джима? (Праздник Рождества стал торжеством Любви, в основе которой подвиг самоотречения). В финале рассказа автор торжественно провозглашает, имея в виду своих героев: «из всех дарителей эти двое были мудрейшими. Они и есть волхвы». Что же хочет автор сказать нам своей историей?

          Несмотря на то, что герои получили такие, на первый взгляд, бесполезные для них подарки, они поняли, что самое важное у них в жизни всё-таки осталось. Это понимание того, что они любят друг друга так, что готовы пожертвовать самым дорогим.

9. Развитие творческого воображения. Ребята, как вы думаете,всё ли в дальнейшей жизни Деллы и Джима будет хорошо? (Будут радости и огорчения, улыбки и слёзы, на то она и жизнь. Но всегда будут присутствовать любовь, нежность друг к другу и счастье). (А что бы вы подарили близкому, дорогому человеку, не имея денег? Продолжите фразу: «Я хочу подарить тебе…». Придите домой, подойдите к маме и тихим голосом скажите: « Я хочу подарить тебе капельку росы, лучик солнца, яркую радугу…» И в ответ получите искреннюю благодарность и тёплую улыбку.           Наш урок близится к концу. Давайте  вернёмся к нашему эпиграфу.

(Слайд 8 эпиграф) 

Так о каких же сокровищах, имеющихся у каждого из нас, говорил писатель? (Да, сегодня мы пришли к выводу, что сокровищ всех ценней любовь).

(Слайд 9). 

Ребята, современники по достоинству оценили творчество О.Генри и поставили  памятник.

(Слайд 10. Книга).

 Его каменная книга высотой 2 метра стоит в раскрытом виде в  США в г. Гринсборо. А раскрыта она на рассказе «Дары волхвов».    

                                                     

8. Рефлексия. Ребята, давайте подведём итоги. Что нового вы сегодня узнали? Что понравилось больше всего? Какие затруднения были? Не возникло ли желание ещё почитать произведения О. Генри? Сегодня я благодарю вас за хорошую работу на уроке, за подготовку иллюстраций (выставление оценок).  

9. Домашнее задание. Дома я попрошу вас написать сочинение-миниатюру на тему «Кто больше счастлив: тот, кто дарит или принимает подарок?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая статья "Особенности анализа литературного произведения в 5 классе"

Методическая статья "Особенности анализа литературного чтения в 5 классе"...

урок по рассказу О.Генри "Дары волхвов"

Урок по произведению "Дары волхвов" представляет собой беседу-диалог по тексту на уровне учитель-ученик для выявления в конечном итоге проблемы поставленной автором....

Самоанализ по теме "Совершенствование компетенции анализа литературных произведений в их родовой и жанровой специфике"

В работе описаны наряду с традиционными нетрадиционные методы и приемы обучения литературе в аспекте системно-деятельностного подхода...

Роль уроков литературы в подготовке к написанию сочинения (об анализе литературного произведения с точки зрения пространства, времени и круга основных проблем).

Роль уроков литературы в подготовке к написанию сочинения (об анализе  литературного  произведения с точки зрения пространства,  времени  и  круга основных проблем)....

Рабочая программа элективного курса по литературе «Слово, образ, смысл: филологический анализ литературного произведения». 11 класс.

Данная программа разработана для организации работы с учащимися 11 класса средних общеобразовательных школ, выбравшими для изучения элективный курс по литературе. Цель курса - формирование к...

Урок мудрости по рассказу О. Генри «Дары волхвов» (7 класс).

Урок мудрости по рассказу О. Генри «Дары волхвов» (7 класс)....