Самоанализ по теме "Совершенствование компетенции анализа литературных произведений в их родовой и жанровой специфике"
статья по литературе по теме

В работе описаны наряду с традиционными нетрадиционные методы и приемы обучения литературе в аспекте системно-деятельностного подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon novaya_szhataya_zip-papka.zip17.4 КБ

Предварительный просмотр:

Совершенствование компетенции анализа литературных произведений

в их родовой и жанровой специфике

          Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В современной действительности востребована интеллектуально и творчески развитая личность. Именно поэтому развитие творческих способностей учащихся на основе деятельностного подхода в процессе анализа текста считаю основополагающим.   Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, в каждом есть индивидуальное своеобразие:

                           Людей неинтересных в мире нет,

                           Их судьбы – как истории планет.

                           У каждой все особое, свое,

                           И нет планет, похожих на нее.

    Так должно быть. Но как часто, уже с детства ребенок не верит в себя, и в результате – тормозится развитие. Поэтому главная задача учителя: не убить, а освободить, раскрыть творческие силы в человеке.

 Учитель обязан приложить немало усилий, чтобы жизнь ребенка в школе была интересной, радостной, полной творческого труда. На уроке должна царить атмосфера взаимопонимания и сотрудничества. Для этого я привлекаю своих учеников к учительским функциям. Так появились ассистенты, лаборанты, информаторы, консультанты. Стараюсь, чтобы даже самый слабенький ученик чувствовал себя нужным в классе. Это способствует раскрепощенности ребенка  и, как следствие, его развитию

Интеграция урочной и внеклассной деятельности позволяет обеспечить беспрерывность процесса развития и воспитания творческой личности. Развитие творческих способностей осуществляю через технологию развития критического мышления, проектно – исследовательскую, компьютерные и игровые технологии на основе системно-деятельностного подхода

           Сделать урок более эффективным, добиться высокого результата в обучении способствует приобщение учащихся к исследовательской деятельности, так как в ее основе лежит развитие познавательных навыков и творчества, умений самостоятельно добывать знания.

   «Включение» ученика в процесс добывания знаний начинаю с 5 класса. Помогает в этом и УМК под ред. А.Г.Кутузова, где собраны произведения по жанровым признакам, доступно дается материал по теории литературы, исторический аспект включаю самостоятельно.

           Словарная работа на уроке тоже превращается в мини – исследование. Ученики по очереди знакомят класс со словарными словами из рамочки (самостоятельно выясняют лексическое значение слова, его происхождение, употребление). Такая работа обогащает словарный запас, приучает учеников пользоваться словарями, развивает познавательную активность и склонность к творчеству.

           Провожу уроки – исследования

           Активно использую в работе технологию критического мышления, особенностью которой является «конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности». Данная технология характеризуется следующей структурой:

           - активизация познавательной деятельности;

           - осмысление материала через активное чтение и слушание;

           - через размышление и анализ к творческой интерпретации.

           Данную технологию использую при работе с текстом на уроках русского языка и литературы, при подготовке учащихся к ЕГЭ. Данный прием это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы. Он развивает языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок. Помогает до конца понять особенности текста, авторский замысел и, как итог, развивает литературно – творческие способности. Для анализа беру стихотворения в прозе русских писателей: И.С.Тургенева, В.Астафьева, В. Солоухина. На «стадии осмысления» учащиеся знакомятся с содержанием текста, используя методы активного чтения: ставят на полях значки «?» (непонятно), «+» (согласен), « - «   (вызывает сомнение), «!» (это главное). Такая работа учит читать текст между строк. Говорим на уроке о проблеме текста, о позиции автора, учащиеся формулируют аргументы для доказательства собственной точки зрения. Анализ текста завершается написанием творческой работы.

           Использование технологии критического мышления способствует формированию у учащихся логического мышления, коммуникативной компетенции, имеет важное значение не только в процессе подготовки к ЕГЭ, но и в решении задачи возвращения культуры массового читателя.

           Вот поэтому роль уроков литературы в школе сегодня очень значима. Стараюсь привить любовь к книге, чтению, литературе. Для лингвистического анализа на уроках русского языка беру яркие, интересные отрывки из различных книг (художественных, научно – популярных), обязательно показываю саму книгу. Итог такой работы – желание ребят найти и прочитать те книги, о которых шла речь на уроке.

           Огромную роль в развитии творческих способностей учащихся играют и  уроки развития речи. На таких уроках должна проявляться индивидуальность каждого ученика, должны развиваться его творческие способности, любознательность.

       Традиционно на уроках развития речи четко выделяется основная мысль будущей работы, составляется план, совместно сочиняется вступление и заключение, на доске заранее пишутся слова и словосочетания, которые можно использовать в сочинении. Такая работа важна, она способствует выработке у учащихся знаний, умений и навыков. Но должны быть по развитию речи и уроки – праздники, когда учитель дает свободу творчества.

           На уроках литературы так же предусмотрены различные творческие работы: анализ стихотворения, ответы на вопросы, сочинения. И тут, я считаю, обязательно работа должна строиться дифференцированно. Важна вариативность. Чтобы каждый ученик смог выбрать такой вопрос или такую тему сочинения, которые были бы ему не только по душе, но и по силам

           Развивают художественное воображение, творческое начало письменные работы по сопоставлению литературного текста и иллюстративных материалов к нему, отдельного эпизода и его экранизация.

           Учебный процесс включает в себя различные виды деятельности, и каждый из них по – своему активизирует учащихся, пробуждает их самостоятельность, творческую мысль.

  Один из таких видов деятельности – игра. Она в равной мере способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию творческих качеств личности.          

           Очень часто школьники читают, не обращая внимания на детали, увлекаясь только ходом событий. И задержать их внимание на деталях помогает игра «Из какого рассказа   эта вещь?» В класс вносится «черный ящик» и ребятам предлагается «вернуть» вещи в рассказы, например, при изучении творчества А.П.Чехова: футляр для очков, орден Станислава, духи, бинокль, плоскогубцы, табакерка, портсигар. В старших классах такую функцию выполняют викторины Причем подросткам очень нравится самим составлять викторины.

Эффективным слагаемым развития творческих способностей являются интегрированные уроки. Они требуют большой подготовки как учителей, так и учеников. На таких уроках ставятся цели и задачи, связанные с двумя и более учебными предметами. Интегрированный урок не просто расширяет рамки одного предмета, а показывает целостную картину мира.

            Учитель должен идти в ногу со временем. Сегодняшние ученики не мыслят себя без компьютера, да и учителя мечтают иметь такую чудо – технику в своем кабинете. Мне повезло: у меня в кабинете есть и компьютер, и интерактивная доска. Как же здорово иметь под рукой на электронных носителях и энциклопедии, и различные материалы к урокам (портреты, картины, иллюстрации, видеофрагменты, схемы и таблицы, тесты).

  А сколько открывается возможностей для совместного творчества учителя и учеников. На первом месте пока стоит создание презентаций к урокам по биографиям писателей. Но мы пытаемся создавать и игровые слайды (показываем отсканированные детские рисунки, а класс пишет название произведения и автора; на слайде фраза из литературного произведения, а класс называет героя, которому она принадлежит).

           Традиционным видом внеклассной работы является проведение  литературно - музыкальных вечеров. Вечера проводим во время недели русского языка и литературы. Тщательно подбираем музыкальное оформление, готовим выразительное чтение стихотворений, инсценируем отрывки из литературных произведений. В кабинете стараемся создать праздничную, торжественную атмосферу. Запомнились ребятам

           Живой интерес вызывает у детей инсценирование литературных произведений. Ребята с увлечением подбирают костюмы и декорации, репетируют, преломляя через себя и свое творчество русскую классику.  Такая работа помогает сделать литературное произведение «своим», способствует не только развитию творческих способностей, но и художественно – эстетического вкуса, учит культуре сценического поведения

           Старший подростковый возраст характеризуется нравственным самоуглублением, стремлением к познанию смысла жизни и назначения человека. Свои мысли и чувства школьники пытаются изложить в поэтической форме. Эти стихи часто несовершенны, но искренни. И нам, учителям – словесникам, важно не погасить творческое горение, дать ученику возможность в той или иной форме поделиться своими чувствами. Занятия под названием «Проба пера» помогает ребятам в работе над словом.

           Еще одной формой внеклассной работы является НОУ. В основе концепции образования важное место занимает включение старшеклассников в процесс активного творчества. Наиболее эффективно это осуществляется при помощи организации исследовательской работы через научные общества учащихся. НОУ в нашей школе существует более 5 лет. Ежегодно проходят научные конференции. Мои ученики ежегодно выступают с различными исследовательскими и творческими работами, например, «Прототипы чеховских героев и Таганрог», «Изображение жизни донских степей в творчестве писателей 19 века», «Проза и поэзия А.С.Пушкина». Акцентируем внимание на региональном компоненте. Это всегда интересно, ведь во время литературной экскурсии по историческим и литературным местам Таганрога можно не только многое узнать, собрать материал для будущей работы, но и получить огромное количество впечатлений, ярких, отложительных эмоций. Результатом работы по теме данной концепции является стабильно высокое качество знаний учащихся по русскому языку и литературе.

    Мои ученики ежегодно принимают участие во всероссийской  олимпиаде школьников, становятся победителями районного, а, бывает, и областного этап , в различных конкурсах.

Характеристика личностно- ориентированной ситуации позволяет утверждать, что одним из важных условий ее реализации на уроке является использование учителем специфичных методов обучения, которые современной психолого-педагогической литературе порой называют нетрадиционными. Для создания личностно ориентированных ситуация на уроке рекомендуется применять такие методы обучения с помощью которых учитель может возбудить самодеятельность учащихся, стимулировать их активность на уроке, подтолкнуть к актуализации их творческие силы.

Методы обучения, основанные на практико-ориентированных технологиях личностного роста и работающие непосредственно на задачи развития личности:

- метод экспрессии в творческой ситуации,

- метод чтения вслух,

- метод интроспективного анализа,

- метод развития творческого самочувствия,

- метод творческого самовыражения,

- метод дискуссии,

- игровые методы.

Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Наряду с традиционными применяю и нетрадиционные формы уроков, снованных на творчестве, импровизации, на взаимодействии ученика и учителя, при их увлеченности совместной творческой деятельностью.

С целью  целенаправленного и систематического развития интеллекта и творческого мышления учащихся при организации нетрадиционной формы урока применяются современные педагогические технологии, такие как: развивающего обучения, игровые, проблемного, дифференцированного, информационного и проектного. А осуществить их можно через нетрадиционные формы уроков.

Нетрадиционные формы урока формируют новые знания, закрепляют умения, осуществляют контроль навыков. Так, на интегрированных уроках, как на разновидности нетрадиционной формы урока, происходит систематизация знаний, их обобщение и повторение. На нетрадиционных уроках с применением игровых технологий происходит дедуктивный и индуктивный процесс формирования знаний.

Провожу нетрадиционные уроки в таких формах: концерт, спектакль, путешествие, турнир, конференция, видеоурок, урок-суд, викторина, конференция, паломничество в места, связанные с жизнью и творчеством классиков, литературная прогулка, литературная гостиная, спектакли.

Система методов и приемов, применяемая при обучении школьников русскому языку и литературе, способствует формированию и развитию высокого уровня учебной мотивации, что дает высокие результаты при сдаче ЕГЭ и ГИА по русскому языку и литературе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ литературного произведение через театральное искусство

Данная статья написана на основе программы "Литература средствами театра"....

Методическая статья "Особенности анализа литературного произведения в 5 классе"

Методическая статья "Особенности анализа литературного чтения в 5 классе"...

Анализ литературного произведения

Подготовка к ЕГЭ по литературе...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ" (с применением образовательной технологии РКМЧП)

Образовательная  технология РКМ (развитие критического мышления) позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на своем занятии атмосфер...

Роль уроков литературы в подготовке к написанию сочинения (об анализе литературного произведения с точки зрения пространства, времени и круга основных проблем).

Роль уроков литературы в подготовке к написанию сочинения (об анализе  литературного  произведения с точки зрения пространства,  времени  и  круга основных проблем)....

Статья "Сравнительная характеристика героев как путь анализа литературного произведения"

Сравнительная характеристика героев часто используется учителями на уроках литературы как способ постижения авторской позиции. В статье описываются особенности проведения данного вида работы среди раз...

Изучение литературных произведений в их родовой специфике

Тема "Изучение литературных произведений в их родовой специфике" с приложением конспекта урока "В.М.Шукшин. "Дядя Ермолай". Образ реального человека. Смысл жизни и назначение человека. Открытый финал"...