Анализ литературного произведение через театральное искусство
статья по литературе по теме

Данная статья написана на основе программы "Литература средствами театра".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Литература средствами театра110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ литературного п                                                                                                                                                                                                    роизведения через театральное искусство.

Из опыта работы учителя русского языка и литературы Бурчук Любовь Николаевны ГОУ 184 Калининского района.

                 

Зорко одно лишь сердце – самое главное глазами не увидишь.

С. Экзюпери

      Моим первым образованием и профессиональной деятельностью был театр, поэтому в своей педагогической практике я использую изучение литературы через театральное искусство. Работа над ролью в театре начинается с читки пьесы, с первого ассоциативного восприятия произведения, затем застольный период работы над ролью, далее – выход на площадку, этюды, а результатом работы является спектакль, который может состояться в том случае, если каждый этап работы будет проделан осознанно. Именно так мы «читаем» художественное произведение на уроках литературы.

      Каждому человеку за его жизнь определено сыграть ряд ролей. Чем больше их достается, чем лучше, талантливее он их исполняет, тем успешнее его жизнь. Когда человек рождается, то первая его роль, которую ему предстоит сыграть, это роль младенца, она без слов. Затем ему дают слова, он пытается их выучить, повторяя интонации и жесты «режиссера» (родных и близких). По мере взросления ролей прибавляется, да и опыт жизненный накапливается, постепенно человек становится сам «режиссером» своей жизни.

      Педагогической деятельностью я занимаюсь 15 лет. В этом «спектакле» мне приходится играть сразу две роли:

Педагога и учителя)

Дополнительное образование      русский языка и литература

Близнецы, рожденные в один день, они так похожи, что их путают всю жизнь.

                                       Но это естественно, ведь они из одного семени.

«Филология и театральное искусство – словно бы два крыла… одной птицы»

                                                                                                     М. В. Качурин

      Соединение учебного «занудного» и дополнительного «развлекательного» образования является главным в моей практике. Подтвердить значимость такого соединения мне помогли курсы «Театральный проект», которые основаны именно на такой форме работы.

      Основной задачей нынешнего образования является то, что «режиссер» (учитель) должен только направить «актера» (ученика) в нужное русло, а «актер» - самостоятельно решить, как эту роль исполнить. На мой взгляд, именно на это направлена работа кафедры гуманитарного образования АППО.

      В основе моей работы самым главным является сценическое воплощение при изучении литературного произведения, предложенного школьной программой. От

постановок, инсценировок, внеклассной работы театральной студии – к глубинному проникновению в художественный текст.

      В результате такой работы над произведением, со временем была написана программа «Литература средствами театра», по которой я и работаю. Кратко программа представлена в «Схеме восприятия литературного произведения через сценические образы», в которой поэтапно расписан творческий маршрут через игру – в мир литературы – в жизнь.

. Схема восприятия литературного произведения через сценические образы

Творческий маршрут


        

В мир литературы                                                      В жизнь Через игру

        

Год обучения

1 -2 год обучения

2-3 год обучения

3-4 год обучения

4-5 год обучения

Формы восприятия

Программка

Либретто

Киносценарий

Анкета восприятия

Этюд, стоп-кадр



Этюд роли



Отрывки из произведений

Спектакль




Виды практического опыта           ↓







         ↓

Литературный материал

Басни, сказки, летописи, мифы, древнерусская литература, М.Твен      ▼ «Приключение Тома Сойера», Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»

А.С.Пушкин «Повести Белкина», М.Пришвин «Кладовая солнца»,       ▼ В.Распутин «Уроки французского», М.Горький «Легенда о Данко», А.Платонов «Неизвестный цветок»

Историческая тема в творчестве А С Пушкина, А.Грина «Алые паруса», В.Шекспира «Ромео и Джульетта», А.Экзюпери «Маленький принц»

Н. В.Гоголь «Ревизор», А. Грибоедов «Горе от ума»

↓ Мольер «Мещанин во дворянстве», М.Лермонтов: «Герой нашего времени», Н.В.Гоголь «Мертвые души»




Тренинг              ↓

Внимание, творческая фантазия                      ↓

Речь, сценическое движение

Ассоциации, сценические образы                               ↓

Ассоциации, сценические образы Искусство перевоплощения



Анализ        ↓ литературного произведения

• герой произведения,

 • характеристика        ↓


• части (план)

• пересказ

• композиция         ↓ характеристика героев

• раскадровка (план)

∙. композиция

 • характеристика героев

• внутреннее согласие читателя с писателем

• сравнительная    характеристика

• сочинение

Результата

«Я» - в предлагаемых обстоятельствах. «Если бы»

Тренинг жизненных обстоятельств «на лучших образцах художественной литературы» (Немерович В.И.)

       Инсценирование является завершающим этапом изучения литературного произведения в школе. Есть книги, которые не нуждаются в анализе, их надо пережить, и театр поможет сделать это.

        Инсценировки, готовящиеся в школе, страдают, на мой взгляд, существенными недостатками. Из-за нехватки времени, отсутствия навыков театрального перевоплощения, нетренированного речевого аппарата, неумения проникнуть в психологическую многоплановость образов литературных героев – учитель выбирает наиболее способных учеников и с их помощью ставит тот или иной спектакль, который даже в этом случае получается довольно низкого художественного и эстетического уровня. Поэтому основной задачей «театральной» деятельности в учебном процессе является развитие в каждом ребенке театральных, сценических способностей, которые раскрываются на занятиях театральной студии, и лишь затем использование этих средств: внимания, творческой фантазии, речи, пластической выразительности – не только на уроках литературы, но и на других уроках и особенно в жизни.

(Схема восприятия литературного произведения через сценические образы прилагается)

       В 5 – 6 классах – работа над этюдами, «немыми» сценами, «стоп-кадрами», постепенно вводится ролевой материал, небольшие диалоги, сценки, и лишь в более старших классах – постановка крупных произведений, которые должны родиться из этюдов, импровизаций, диалогов, сценок.

        Главное – постепенность овладения самим процессом создания и воплощения литературного образа на сцене. Развитие во время занятий умения к многократному, вдумчивому возвращению к литературному произведению и его героям. Не количество постановок за все время учебного процесса, а качественное усвоение литературного материала. Без дополнительного изучения времени, в котором живут герои, истории костюма и других сопутствующих деталей, невозможно с полной достоверностью воссоздать не только характер героя, но и то время, в котором он жил.

        Переход к новой теме, к изучению нового произведения, начинается с «Анкеты восприятия литературного произведения», схема такой анкеты выдается каждому ученику. Она преследует цель выяснить способность учеников самостоятельно выразить первое впечатление о встрече с автором, художественным произведением, лирическим героем. Занятие напоминает так называемый в театре «застольный период» работы над ролью, когда анализируется взятое для постановки произведение. Специфика литературы как искусства настоятельно требует «живого» звучания творений писателей и поэтов. Уметь «оживить», «нарисовать» словами текста события, участников этих событий, картины жизни, изображенные в художественном произведении, а это значит, овладеть искусством выразительного чтения.

        Умение выразительно говорить и читать должно формироваться у учащихся на занятиях театральной студии и использоваться не только на уроках литературы, но и на других предметах и в жизни. Я – автор. Я рассказываю историю героя и иногда веду диалог, в котором каждый может стать героем этого произведения. Например, предлагается выбрать те вещи, которые могли бы принадлежать тому или иному герою, и обосновать свой выбор подтверждением текста произведения, а затем разыграть эпизод этюдным способом. На сцене (класс оборудован сценой) интерьер, детали костюмов эпохи изучаемого произведения, реквизит и еще дополнительно то, что необходимо для данного произведения или эпизода.

        Выразительное чтение является наиболее действенным методом первоначального ознакомления учащихся с текстом художественного произведения, но прочитать крупное произведение на уроке невозможно, и помощником в его восприятии является пересказывание на уровне сюжетной линии, а также чтение отрывков, инсценирование отдельных, ключевых эпизодов. Например, ребятам дается творческое задание сделать программку к будущему спектаклю по изучаемому произведению, титульный лист

которой они художественно оформляют, действующие лица распределяют по тому порядку, какое они занимают в произведении, но самым важным моментом является то, что они должны дать краткую характеристику героям и в заключении написать либретто к спектаклю, условно разбив его на акты-части. . Благодаря такой работе, вырабатывается умение разбивать произведение на части и сжато пересказывать.

       А теперь еще один прием анализа литературного произведения через театральное искусство, а точнее киноискусство. Вводятся такие понятия, как кадр, план, монтаж, сценарист и другие. Представим себе, что мы съемочная группа, класс делится на творческие группы, в которые входят режиссер, актеры, сценарист, осветители, музыканты, ассистент с хлопушкой. Каждой группе выдается «Схема составления киносценария», которую «киносъемочная» группа должна заполнить. Затем приступаем к «съемке фильма»: этюды, немые сцены, выстроенные на занятиях театральной студии. Ставится задача – «снять» один два кадра, затем идет обсуждение с ребятами действий группы, оценка их работы.

 Такая работа и позволяет на уровне сюжетной линии пересказать произведение. Результатом такой работы является итоговый урок по литературе, который можно назвать театральным проектом.

       Примером одного из таких проектов является итоговый урок-занятие «Театральный разъезд или размышление после спектакля», посвященного пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор». Всем известно, что пьеса Н. В. Гоголя изучается по школьной программе в 8 классе, ребенку в этом возрасте сложно понять тонкости данного произведения, как же быть? Предлагается прочитать еще одну пьесу Гоголя, название которой и будет темой проекта. Результатом такой работы будет итоговый урок – зачет по творческим группам, где ребята получают творческие задания и показывают то, что они подготовили дома. Каждая группа – это определенный зритель: равнодушный, восторженный, непонимающий и т. д.

       Ребята инсценируют отрывки не только из «Ревизора», но и из «Театрального разъезда», эпизод должен соответствовать названию данной группы, ведь эта пьеса Гоголя была написана именно после премьеры «Ревизора» в Александрийском театре, когда сам автор был свидетелем размышлений зрителей, наблюдая за ними со стороны. Исследуя размышления человека 19 века, ребята делают вывод, что человек и зритель не изменились, а изменилась мода, вместо цифра 19 век поменялся на 21 век, а по сути отношения остались прежние. Отсюда следует, что существуют в мире вечные темы и проблемы. Такой урок – занятие, как правило, бывает сдвоенным. После него из разрозненных отрывков «монтируется» спектакль и показывается ученикам других классов.

Примерный план-сценарий урока-занятия

Оформление:

       Плакат, на плакате эпиграф: «Это сурьезная вещь! Говорят: «безделушка, пустяки, театральное представление». Нет, это не простые безделушки; на это обратить нужно строгое внимание». (Н.В.Гоголь «Театральный разъезд»)

       Классное помещение условно разделено на две части: 1\3 часть сцена, остальное-зрительный зал, все участники разбиты на творческие группы по 6-7- человек. По периметру развешаны творческие работы ребят: афиши, мизансцены, эскизы костюиов, декораций, программки.

Оборудование:

Магнитофон

Театральное освещение

Костюмы, декорации, реквизит для инсценирования отрывков

Карточки различных цветов для оценки ответов учащихся

Схемы составления киносценария

Карточки с именами героев произведения: Хлестаков, Городничий, Осип, Земляника, Ляпкин-Тяпкин.

Таблички с названием творческих групп:

Очень скромных людей

Беззаботная насчет литературы

Светские дамы и кавалеры

Господа ядовитого свойства

Чиновники важной наружности

Ход урока-занятия:

Объявление учителем темы, представление творческих групп, название которых взято из пьесы Гоголя «Театральный разъезд», чтение эпиграфа выяснение смысла.

Инсценировка отрывка из пьесы Гоголя «Театральный разъезд»: «И все еще никто ни слова о комедии…»

Фронтальный опрос:

Какие роды литературы вы знаете?

К какому роду и жанру литературы относится произведение Гоголя «Ревизор»?

Расскажите об особенностях драматического произведения.

Зачем Гоголь ввел в свою пьесу «Замечания для господ актеров»?

Каков смысл эпиграфа комедии?

4    Слово учителя «Гоголь и театр».

5    Театр - синтетический вид искусства, который вбирает в себя и живопись, и слово, и музыку.

Д\З: защита творческих работ. От каждой группы выступает 1один человек. Регламент № минуты.

1 группа – костюмы.

2 группа – афиша.

3 группа - мизансцена.

4 группа – программка.

5 группа – эскизы декораций.

6    Театральная разминка. Внешняя пластика героя отражает внутреннее состояние человека. Предлагается «Слепить героя». Один человек из творческой группы вытягивает карточку с именем героя, которого его творческая группа будет «лепить». Затем творческие группы должны из произведения выбрать наиболее яркую реплику, характерную для этого героя, и «слепить» его. Участники других творческих групп по пластике угадывают, кто из героев изображен, обосновывая свой ответ. После этого «слепленный герой» выходит из позы с фразой, взятой из пьесы.

7    Инсценировка отрывка из «Театрального разъезда»: «Рассуждение зрителей о композиции произведения».

       Работа в творческих группах.«Замечания для господ постановщиков спектакля (фильма)». Работа над сценарием. «Схема составления киносценария» выдается каждой группе. Каждая группа работает над своим отрывком, соответствующим завязке, развитию действия, кульминации, развязке и финалу. Обсуждение в творческих группах происходит примерно 5-7 минут, затем со своим сценарием от группы выступает один человек, регламент 2-3 минуты. Участники других групп могут задавать дополнительные вопросы, за которые получают дополнительную карточку.

       Между выступлениями разыгрываются сцены из «Ревизора», которые соответствуют вышеназванным частям произведения.

8    Рецензия «Театральный разъезд или размышление после спектакля». Этот вид работы предлагается при условии, что все смотрели или спектакль, или фильм «Ревизор», или то и другое. В зависимости от этого дается задание. Можно в виде вопросов и ответов,а можно обсудить мнения и впечатления в группах и дать рецензию.

9    Рефлексия.

10    Подведение итогов. Сбор заработанных карточек. Подсчет и оглашение результатов.

       Особое внимание я уделяю поэтическому слову, которое должно быть не «дежурным» заучиванием определенных программой стихов, а постижение основ риторики, поэтики, ритмики, выразительное чтение на уровне психологической, пластической грамотности, изучение техники поэтического творчества. Этими навыками воспитанники овладевают на занятиях театральной студии.

        Занятия в театральной студии – это со-творчество ученика и педагога (актера и режиссера), где литературные герои воплощаются на сцене. Через сценическое воплощение происходит восприятие литературного произведения в целом.

        Внеклассная (студийная) работа, таким образом, является продолжением учебного процесса, доработка того, чего не хватает на уроках литературы. Писатель Успенский сказал: «Единственно возможная форма контактов между детьми и взрослыми в не экстремальных условиях – это игра». Через игру – в мир литературы, в жизнь!

        Еще в 1910 году Немирович писал в письме к К. Станиславскому: «Должно завести литературный отдел. Надо знать всю мировую литературу…Надо их знать, изучать с театральной точки зрения». Немирович говорит о мировой литературе, но хотелось бы уточнить, что образцы русской классической литературы тоже относятся к мировой. Он не разъясняет, что такое «театральная точка зрения» на литературу, но совершенно очевидно, что речь идет не о внешних и прямых театральных потребностях, а о чем-то несравненно большем - о значении, которое может получить именно на сцене литературный образ, о присущей литературе широте содержания и, наконец, о неизбежной, но в высшей степени плодотворной условности всякого литературного содержания, позволяющего ученику-актеру, учителю-режиссеру с помощью волшебного «если бы» свободно перемещаться из сегодняшнего времени в прошлое и будущее. Прежде всего, надо воспитывать себя на лучших образцах художественной литературы.

        Таким образом, урок – занятие превращается в со-творчесвво, в со-переживание, в со-исследование.

        Такие формы и методы, используемые мной на уроках литературы при изучении произведений через театральное искусство, позволяют ребенку «почувствовать» авторское слово, пропустить его через себя, что очень важно для более глубокого восприятия произведения. Ребенок, исполняющий какую-либо роль, увлеченный ею, просто вынужден, в хорошем смысле этого слова, обращаться многократно к тексту, а если нужно, то и к истории, и к критике, и к истории костюма, и к другим источникам, которые помогут ему понять не только роль, но и произведение в целом.

        М. В. Качурин писал: «Разумеется, судьба урока и преподавания вообще зависит от многих причин – от педагогической веры, читательской увлеченности учителя, его умения увлечь в мир литературы своих учеников, от их чуткости и отзывчивости… И все же филология и театральное искусство – словно два крыла урока литературы».

Анкета восприятий литературных произведений

Имя и фамилия автора.

Какие произведения данного автора читали и знаете?

Какие слова и образы возникают в сознании при произнесении названия произведения?

Динамика интересов:

Общее впечатление (нравится или не нравится). Упражнение «Кинолента видений», которое можно использовать и при ответе на 3-ий вопрос.

Какие персонажи и почему вызывают симпатию и антипатию.

Место какого персонажа мне бы хотелось занять.

Находясь в роли главного героя, какие чувства я испытываю к другим персонажам?

Какие действия, поступки героев для меня не приемлемы, а какие приемлемы и почему?

Схема составления киносценария

Сценарий фильма: (название фильма)

По произведению (Ф.И.Автора)


п\п

Кадр

Содержание кадра,

костюмы

План

Цвет. Погода.

Прямая речь.

Звук.

Музыка.

1

Название

кадров (эпизодов)

Что ты видишь в

кадре, в какие костюмы одеты

герои, если они

есть в данном

кадре.

Задний,

общий,

средний,

передний,

крупный-

каким планом снят кадр.

Какие тона

и цвет преобладают в кадре, какая

погода.

Если есть

монологи,

диалоги,

голос за

кадром,

звуки.

Если знаешь

композитора

и произведение,

подходящее к

этому кадру,

напиши.

Если не знаешь –

опиши характер

музыки.

2

3

4

И

Т.д.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая статья "Особенности анализа литературного произведения в 5 классе"

Методическая статья "Особенности анализа литературного чтения в 5 классе"...

Анализ литературного произведения

Подготовка к ЕГЭ по литературе...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ" (с применением образовательной технологии РКМЧП)

Образовательная  технология РКМ (развитие критического мышления) позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на своем занятии атмосфер...

Статья \'\'Знакомство с литературными произведениями через посещение театров\'\'

Данная статья знакомит с репертуаром московских театров.Обзорная экскурсия по театрам...

Самоанализ по теме "Совершенствование компетенции анализа литературных произведений в их родовой и жанровой специфике"

В работе описаны наряду с традиционными нетрадиционные методы и приемы обучения литературе в аспекте системно-деятельностного подхода...

Восприятие литературных произведений через ассоциативный ряд...

Передо мной, как учителем русского языка и литературы, встал вопрос: как я смогу увлечь чтением, раскрывая потенциал шкоольника? Уже несколько лет на разных этапах обучения на уроках литературы создае...

Анализ литературного произведения через систему персонажей

Настоящая работа посвящена анализу системы персонажей на уроках литературы в средней школе.   Термин «анализ» мы будем понимать в широком смысле - как «изучение, включающее в се...