Главные вкладки

    Восприятие литературных произведений через ассоциативный ряд...
    статья по литературе (9, 10, 11 класс) на тему

    Одинцова Ольга Александровна

    Передо мной, как учителем русского языка и литературы, встал вопрос: как я смогу увлечь чтением, раскрывая потенциал шкоольника? Уже несколько лет на разных этапах обучения на уроках литературы создаем мини-проекты (от коллективных в среднем звене до индивидуальных в старшем). Через творческие работы текст как прозаических, так и поэтических произведений лучше вопринимается.При этом раскрывается и творческий потенициал ребенка.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ВОСПРИЯТИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД…

    (СОЗДАНИЕ МИНИ-ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ)

    Одинцова О.А., учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №12» г.Сыктывкар

    Вступление.

    Роль литературы в нашей жизни огромна. Книги воспитали не одно поколение людей. Она есть вечный и ценный хранитель информации, из которого каждый человек имеет возможность черпать для себя нечто новое. Ничто так не развивает речь, интеллект и память ребёнка, как книга. Однако с течением времени интересы людей меняются, и чтение, к сожалению, уходит на второй план. Нельзя допустить снижения роли литературы. Надо помнить: человек, не читающий книг, удивительно скучен. Его внутренний мир, словарный запас не сравнятся с тем, кто любит литературу. Поэтому передо мной, как учителем русского языка и литературы, встал вопрос: как я смогу увлечь чтением, раскрывая потенциал школьника? Что я должна сделать, чтобы у подрастающего поколения появилось желание посвящать себя книгам? В современной школе преподавание литературы должно быть направлено на личностное ориентирование ребенка и нацелено «на сотворчество с художником, способное питать душу на протяжении всей жизни»[1]

    Основная часть.

    Уже несколько лет с ребятами на разных этапах обучения на уроках литературы создаем мини-проекты (от коллективных в среднем звене доходим до индивидуальных в старших классах). Через творческие работы текст как прозаических, так и поэтических произведений не только лучше воспринимается, но и раскрывает творческий потенциал учащегося. Методом ассоциаций, импровизаций можно создавать рисунки, слайд-шоу, клипы и многое другое к прочитанной книге. Cтатистика показывает: если ребёнок не овладевает примерами мыслительной творческой деятельности в младших и средних классах, то в будущем он обычно переходит в разряд неуспевающих. Чтобы не допустить подобной ситуации, нужно развивать творческие способности учащихся, так будет прививаться и любовь к чтению.

    Одно из универсальных учебных действий – это проектирование. Метод проекта способствует социализации школьников. Учащиеся пробуют сами планировать результат своей деятельности. «На всех этапах выполнения проекта есть возможность внедрить системно - деятельностный подход к обучению, что приводит к развитию творческих способностей учащихся»[2]. Через проекты происходит сотворчество с писателем. Все созданные учащимися мини-проекты - творения уникальны.

    «…цель школьного литературного образования – научить ребенка читать художественный текст, извлекая из его глубин тончайшие мыслеобразы и идеи, которые составляют авторскую картину мира»[3].

    Ни для кого не секрет, что на современном этапе развития общества клиповое мышление является отличительной чертой подростка. «Клиповое мышление (от англ. CLIP – отрывок из музыкального видео или фильма, фрагмент текста, вырезка из газеты) – особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы и послания… Появление клипового мышления – это ответ на возросшее количество информации»[4]. Так, в среднем звене предлагается ребятам поэтический текст. Из стихотворения «нарезается» одна строчка или четверостишие, и по этому фрагменту учащийся создает рисунок (задание выполняется по желанию, сам ученик выбирает ту строку, на которую смог бы создать образ в красках или карандаше). Далее рисунки сканируются, создается презентация с использованием детских работ и на заднем фоне воспроизводится актером стихотворение. (Таким образом был создан цикл «Времена года» по стихотворениям коми поэтов - сборник клипов по произведениям, отражающим четыре времени года- см. 1 пункт приложения). Возможно чтение поэтического текста самими ребятами.

    В пятом-седьмом классах предлагаю создать мини-проект по прозаическому тексту. Так, при изучении сказки-были М.Пришвина «Кладовая солнца» было предложено ребятам проиллюстрировать произведение. Учащиеся должны через рисунок отобразить конкретный эпизод сказки со словами из произведения. В дальнейшем рисунки сканируются и создается презентация с озвучиванием сказки в актерском исполнении (см. 2 пункт приложения).

    В старших классах (9-11кл.) методом ассоциаций ребята сами создают клипы. Обычно за основу берётся поэтическое творение (из лирики Маяковского, Бунина, Цветаевой, Гумилева и др.) Для создания клипа необходимо отобрать стихотворение, которое близко учащемуся (на выбор). И подбираются иллюстрации, подходящие по содержанию (или через ассоциации) строчке или целому четверостишию. «Получается, что чем “современнее” читатель, чем более он дистанцирован от предшествующих литературных эпох, тем вернее писатель не достигнет своей художественной задачи, пряча в текст завуалированную или даже “эксплицированную” цитату! Вот почему в читательский инструментарий школьника должны прочно войти такие понятия, как “вариация”, “подражание”, “заимствование”,“пародирование”, а также более частные – “аллюзия”, “реминисценция”, “цитата”. Только тогда учащиеся окажутся способными увидеть и оценить такое явление как “текст в тексте”»[5]После точно так же, как и в среднем звене, побирается музыкальное оформление. Желательно, чтобы текст самого произведения не только звучал, но и зрительно воспринимался. Поэтому на слайдах презентации зрительно воспроизводится текст.(см. 3 пункт приложения).

    Вывод.

    Метод проектов можно рассматривать как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне определённым…практическим результатом, оформленным тем или иным образом»[6]. Все созданные проекты направлены прежде всего на развитие творческого потенциала учащегося, умение глубже понять само произведение автора, его задумку. Готовые продукты творческой деятельности учащихся демонстрируются не только самим ученикам, но и их родителям на собраниях. «Проживая» жизнь литературных героев, юный читатель вбирает в собственный духовный опыт важнейшие ценностные представления и ориентиры, формирующие основы личности»[7]. С. Я.Маршак отмечал: «Каждому талантливому писателю нужен талантливый читатель». Ответ на мой вопрос: «Что я должна сделать, чтобы у подрастающего поколения появилось желание посвящать себя книгам?» - найден. На уроках литературы путем ассоциативного мышления методом проекта можно прививать любовь не только к книге, языку, но и любовь к творчеству.

    Используемая литература:

    1. Зинин С. А. "Чужое вмиг почувствовать своим...»: о пособии по литературе для полиэтнической школы / рец. С. А. Зинин // Литература в школе. - 2012. - № 12. - С. 37-38. 
    2. Кузина И.В. «Проект и проектная деятельность (методические рекомендации)». Электронный ресурс. URL:     http://pionerov.ru/assets/downloads/mc/recommendations/PPD.pdf).
    3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е.С. Полат. – М: Издательский Центр «Академия», 2001. – с. 66.
    4. Романова Д. М. Эмодзи: визуализация классических образов / Д. М. Романова // Современная библиотека. - 2018. - № 1. - С. 90-92
    5. Прищепа Е. М. Психолого-педагогические условия творческого развития старшеклассников в образовательном процессе/ Е. М. Прищепа // Одаренный ребенок. - 2008. - N 5 (сентябрь-октябрь). - С. 100-106


    [1] Зинин С. А. "Чужое вмиг почувствовать своим...»: о пособии по литературе для полиэтнической школы / рец. С. А. Зинин // Литература в школе. - 2012. - № 12. - С. 37-38

    [2] Кузина И.В. «Проект и проектная деятельность (методические рекомендации)» URL:     http://pionerov.ru/assets/downloads/mc/recommendations/PPD.pdf

    [3] «Проект и проектная деятельность (методические рекомендации)» ст.И.В.Кузиной, URL:     http://pionerov.ru/assets/downloads/mc/recommendations/PPD.pdf

    [4] Романова Д. М. Эмодзи: визуализация классических образов / Д. М. Романова // Современная библиотека. - 2018. - № 1. - С. 90-92

    [5] Зинин С. А. "Чужое вмиг почувствовать своим...»: о пособии по литературе для полиэтнической школы / рец. С. А. Зинин // Литература в школе. - 2012. - № 12. - С. 37-38

    [6] Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е.С. Полат. – М: Издательский Центр «Академия», 2001. – с. 66.

    [7] Зинин С. А. "Чужое вмиг почувствовать своим...»: о пособии по литературе для полиэтнической школы / рец. С. А. Зинин // Литература в школе. - 2012. - № 12. - С. 37-38


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Диагностика восприятия музыкального произведения у учащихся 5-7 классов методом «Музыкальной живописи».

    Меня заинтересовала психологическое и эмоциональное состояние ребенка, который приходит на урок музыки. Появилось желание отследить эти процессы в динамике, попытаться помочь ребенку восстановить гарм...

    Анализ литературного произведение через театральное искусство

    Данная статья написана на основе программы "Литература средствами театра"....

    Статья \'\'Знакомство с литературными произведениями через посещение театров\'\'

    Данная статья знакомит с репертуаром московских театров.Обзорная экскурсия по театрам...

    Духовно-нравственное воспитание через знакомство детей с музыкально-литературными произведениями

    Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Именно в дошкольном возрасте формир...

    Консультация для родителей. Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками

    Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой.Художественная книга для ребенка - это могучее средство всестороннего воспитания: она...

    Анализ литературного произведения через систему персонажей

    Настоящая работа посвящена анализу системы персонажей на уроках литературы в средней школе.   Термин «анализ» мы будем понимать в широком смысле - как «изучение, включающее в се...