Развитие образного мышление обучающихся через ассоциативное восприятие музыки.
методическая разработка по музыке (6 класс) по теме

Данковцева Юлия Николаевна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие образного мышление обучающихся через

ассоциативное восприятие музыки.

Образность музыкального искусства позволяет в рамках музыкального произведения говорить не только о развитии чувствительности и эмоциональной отзывчивости школьника, но и о формировании навыка построения ассоциаций. Я предлагаю Вашему вниманию конспект урока в 6 классе: «Образы симфонической музыки Г.В. Свиридова. Стилистические особенности музыкального языка композитора» (программа  Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской)

Цель урока: Раскрытие образов симфонического произведения Г.В. Свиридова «Метель», выявление стилистических особенностей музыкального языка композитора.

Задачи урока:

  1. Расширить знания обучающихся об интонационно- образной природе музыки;
  2. Выявить стилистические особенности музыкального языка Г.В. Свиридова
  3. Развивать образное мышление обучающихся через ассоциативное восприятие музыки
  4. Воспитывать эмоционально- ценностное отношение к музыке, музыкальный вкус и культуру обучающихся

Тип урока: урок решения частных задач

Характер заданий: частично поисковый и творческий

Методы: проблемная ситуация, сравнение, метод «сочинения сочинённого», метод   создания контекста, метод художественного и нравственно- эстетического познания  музыки, метод интонационно- образного постижения музыки.

 Формы взаимодействия обучающихся: парные, индивидуальные, коллективные.

Место урока: в программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов вокальной, симфоническое и камерной музыки. Это первый урок в разделе «Мир образов симфонической музыки»

Ход урока:

Организационный этап.

Приветствие учителя. Обозначение темы урока.

Этап усвоения нового материала.

Звучит «Эхо вальса». Учитель зачитывает фрагмент повести А.С. Пушкина «Метель»:

«В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную, жил в своём поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович со своею женою и дочкой, Марьей Гавриловной. Она была воспитана на французских романах, и, следовательно, была влюблена…»

Учитель: Знакомо ли вам это произведение, кто его автор? В каком веке он жил?

Ответы детей.

Учитель: Это произведение А.С. Пушкина, написанное в 19 веке,  получает свою вторую жизнь в 20 веке, в музыке композитора Г.В. Свиридова. Самые яркие моменты повести нашли своё отражение в музыке. Если бы вы были композитором и писали музыку к этой повести, на какие её моменты вы бы обратили внимание слушателей? Какие названия появились , какие образы.

Ответы детей (дети обязательно затрагивают тему любви).

Учитель: Каким по характеру будет произведение, раскрывающее образ любви? В каком ладу? Всегда ли одинаковые чувства дарила любовь нашим героям?

Ответы детей (подвести детей к мысли, что любовь многогранна, а значит, и произведение будет менять свой характер. Нежная, трепетная любовь, «любовь вопреки», страстная, окрыляющая, любовь с болью…

Учитель предлагает детям познакомиться с названиями частей произведения Г.В. Свиридова:

  1. Тройка
  2. Вальс
  3. Весна и Осень
  4. Романс
  5. Пастораль
  6. Военный марш
  7. Венчание

Учитель: Какое произведение, на ваш взгляд, раскрывает образ любви? Почему? (дети легко определяют это произведение - «Романс», жанр который раскрывает чувства человека)

Как вы думаете, в какой музыкальной форме написано это произведение? Почему?

Дети дают свои варианты, поясняя их (Вариационная форма  сможет раскрыть этот образ, показав его многогранность).

Слушание музыки (просмотр видео).

Учитель: В каком характере звучали части? Какие инструменты симфонического оркестра солировал в этих частях? Почему Свиридов выбрал именно эти тембры? Изменится ли образ, если изменить тембр солирующего инструмента? (работа в группах,ответы детей)

Этап проверки понимания обучающимися нового материала.

Творческое задание (индивидуальное). Детям предлагается послушать это произведение ещё раз, определить цвет, близкий звучанию музыки и пояснить свой выбор, подобрав ассоциативный ряд (Например: 1 часть звучала тоскливо, с грустью,  в звучании 1 части я почувствовал присутствие жёлтого цвета, словно последний жёлтый лист падает с дерева).

Обсуждение вариантов ответов.

Исполнение (разучивание 1 куплета) песни  Е. Крылатова «Школьный романс»

Этап закреплениея изученного материала.

Учитель: Какой из частей «Романса» Свиридова близка по настроению эта песня.

Ответы детей.

Слушание произведения «Весна и Осень».

Учитель: какой образ (образы) рисует эта музыка?

Ответы детей (обычно дети отвечают, что здесь образ весны и осени, но некоторые дети сразу дают ответ, что здесь не только образы природы, но и образы чувств человека, поясняют своё ответ, опираясь на текст повести и свои ощущения).

Необходимо подвести детей к пониманию глубины музыки Свиридова, многозначности музыкального образа, что является одной из стилистических особенностей музыкального языка композитора.

Учитель: Понравились ли  вам музыка Георгия Васильевича Свиридова? Чем?

Ответы детей (эти вопросы  позволят  детям сделать вывод о красоте, задушевности, выразительности мелодики  Г. В. Свиридова)

Учитель: Ещё одной особенностью музыкального языка Свиридова является красочность оркестровки. Как вы думаете, что это такое? Это связано с определением цвета, созвучного звучанию музыки или нечто другое?

Рассуждения детей

 (совместно приходим к выводу о том, что красочность оркестровки связана с тембрами инструментов, в начале урока мы уже говорили о том, что солирующие инструменты, группы инструментов симфонического оркестра помогают глубже почувствовать музыкальный образ, делая его ярче и выразительней)

Заключительный этап урока

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие образного мышления обучающихся средствами музыки

Музыка уникальна лишь только потому, что ни один из нас не сможет себе представить жизнь без музыки. В отличие от  других видов искусства (например, изобразительного и словесного), музыка не восп...

Развитие образного мышления обучающегося как элемент методической компетенции учителя географии в условиях перехода на ФГОС

В презентации дан обзор   развития образного мышления у учащихся по разным  темам 7-9 кл. по географии...

Развитие образного мышления обучающихся на уроках музыки в общеобразовательной школе посредством цветомузыки

Цель исследования: выявление роли цветомузыки в развитии образного мышления детей среднего школьного возраста.Для достижения цели потребовалось решение ряда конкретных задач:- выявление особенностей р...

«Развитие творческого мышления обучающихся через технологию критического мышления на уроках немецкого языка в условиях внедрения новых образовательных стандартов»

В данной работе представлено обобщение опыта  по использованию технологии критического мышления на уроках немецкого языка....