Развитие образного мышления обучающихся на уроках музыки в общеобразовательной школе посредством цветомузыки
статья по музыке на тему

Мещанова Надежда Ивановна

Цель исследования: выявление роли цветомузыки в развитии образного мышления детей среднего школьного возраста.

Для достижения цели потребовалось решение ряда конкретных задач:

- выявление особенностей развития образного мышления школьников на основе цветомузыки;

- раскрытие понятия «цветомузыка»;

-изучение музыкальных произведений, способствующих развитию образного мышления детей среднего школьного возраста.

Для достижения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- изучение и теоретический анализ психологической, педагогической, методической литературы;

- метод обобщения и систематизации;

- изучение продуктов творческой деятельности детей среднего школьного возраста;

-педагогический эксперимент.

 

Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила правомерность избранного пути развития образного мышления у школьников посредством синтеза искусств; эффективность методов и приемов работы по совершенствованию у детей музыкального восприятия; разработаны рекомендации, по использованию темы в общеобразовательной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_innovatsionnoy_ploshchadke.doc83.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие образного мышления обучающихся на уроках музыки в общеобразовательной школе   посредством цветомузыки

Фамилия, имя, отчество

Мещанова Надежда Иввановна

Образовательная организация

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Лениногорский музыкально-художественной педагогический колледж»

3.

Категория

Высшая, 2011г., подтверждение

4.

Тема инновационной деятельности

Республиканская инновационная площадка (РИП) «Инновационная образовательная программа дополнительного профессионального образования «Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования». Осуществление инновационной деятельности по теме ««Деятельность учителя музыки в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС»». Куратор Габрахманова Е.В.

год

месяц

Форма участия, тема

2016

октябрь

Выступление из опыта работы перед слушателями программ повышения квалификации, на стажировочных площадках:

-Выступление в рамках работы республиканской инновационной площадки по проблеме «Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования» на республиканском круглом столе в рамках стажировки «Современные подходы к организации и проведению урока изобразительного искусства и музы ки в условиях реализации требований ФГОС».

Мышление – «это психический и познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира»Человеческое мышление очень многогранно, ведь всем нам ежедневно приходится решать очень разные задачи. Но все же существует разделение на типы, правда, классификации различны. Некоторые делят мышление на практическое и теоретическое, другие говорят о шаблонном и нешаблонном мышлении, третьи же классифицируют мышление по использованию слова, предмета или образа. То есть согласно последней классификации различают предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление

Образное мышление – «это вид мыслительного процесса, в котором используются образы». Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. Чаще всего такой вид мышления преобладает у людей, деятельность которых связана с каким-либо видом творчества. Следует отметить, что образное мышление позволяет увидеть всю ситуацию целиком, не опираясь на четкие логические цепочки.  Развитие образного мышления происходит постепенно, по мере развития всех психических процессов и накопления жизненного опыта. Некоторым людям, вследствие их индивидуальных особенностей, бывает сложно оперировать мысленными образами, им обязательно необходимо наличие наглядной основы. Но, как оказывается на практике, развить образное мышление возможно, конечно, если потратить время и приложить должные усилия.

Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме образного мышления позволяет сделать следующие выводы:

1) Работа мышления и вымысел, с помощью которых ребенок создает образы, непосредственно связаны с жизненным опытом.

2) Творческое воображение, мышление и фантазия особенно богато проявляются и позволяют создать сильные, оригинальные образы, когда ребенок работает над сказочными, фантастическими темами.

3) Деятельность ребенка сопровождают эмоции. Однако эмоциональность в искусстве отличается особым качеством. В искусстве она не привходящий элемент образа, а необходимая часть его содержания, органично окрашивающая и выражающая заключенную в нем мысль.

Зачем развивать образное мышление?

- Еще Аристотель отмечал, что человек не может думать без мысленного образа. Мысленный образ, крайне важен, так как позволяет человеку ориентироваться в действиях, нацеливаться на результат и стремиться к его достижению. Мысленный образ отражает реальную действительность в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях, а, следовательно, активизирует творческую составляющую личности.

- Образное мышление невероятно быстрое. Например, скорость наглядно-образной памяти в среднем равна 60 бит/сек. Для сравнения, скорость абстрактной памяти всего 7 бит/сек. А ведь это почти в 9 раз медленнее! В итоге, человек, в полной мере использующий возможности образного мышления, способен мыслить, запоминать и воспроизводить информацию намного быстрее, чем остальные.

Установки, содержащиеся в понятии «Образное мышление» способствуют:

- развитию образного мышления;

- формированию способности легко оперировать в уме образами произвольной сложности;

- улучшению образной памяти;

- синхронизации работы правого и левого полушарий мозга;

- развитию воображения и фантазии;

- балансировке наглядно-образного и последовательно-логического мышления;

- формированию навыка мыслить масштабно, видеть ситуацию, как в целом, так и ее отдельные элементы;

- увеличению скорости мыслительных процессов;

Мысль обогащает образ, а образ обогащает мысль. «Без образа нет искусства». «Любое искусство — это мышление образами». Реальность, которую мы воспринимаем, это и есть «образы». Рождение образа это творческий процесс, преломления существующей действительности в сознании человека. Образное мышление - это наполнение образов смыслом, содержанием, которое позволяет увидеть всю ситуацию целиком, не опираясь на четкие логические цепочки, и развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности.

Тема развитие образного мышления на уроках музыки посредством цветомузыки актуальна в наше время, так как искусство – важное духовное составляющее в жизни человека. Мы с каждым новым днем ищем что-то новое для себя, новые ощущения, впечатления, чувствуем потребность к прекрасному, чтению книг, слушанию музыки. Искусство всегда несет для нас радость познания, помогает нам размышлять и предаваться забвению, сопереживать, приводит нас к радости и печали.

Изначально каждое искусство  - живопись и музыка,   существовали отдельно друг от друга. Но в дальнейшем, когда каждый вид искусства приобрел свою неповторимую и явную специфику, исключительность и своеобразие, они стали тяготеть одно к другому, появилось стремление синтезировать их в некое единое целое. Так появилось понятие музыкальная живопись и живописная музыка.

Музыкальная живопись – одно из наиболее интересных сочетаний синтеза искусств. Многие художники и музыканты  так представляли образные картины,  что создавалось впечатление, будто музыка исходит от самой картины, изнутри, будто у создателя есть кисть и краски, рождающие не только пейзаж, но и мелодию в нем  являющуюся музыкальным воплощением, музыкальным отражением нарисованного.

Живописной музыкой обычно называют такую музыку, которая настолько ярко и убедительно передаёт впечатления композитора от картин природы, что мы начинаем, словно бы видеть эти картины.

Цветомузыка, цветомузыкальное искусство — экспериментальное искусство, основанное на эстетическом эффекте одновременного – синхронного восприятия цвета и звука.

Несколько слов из истории возникновения цветомузыки.

В 1757 г. французский математик Л.-Б. Кастель сконструировал в Англии первый цветомузыкальный инструмент — "цветовой клавир" К проблеме взаимопроникновение искусств живописи и музыки  в 19 веке  обратился немецкий композитор Рихард Вагнер. Дальнейшее развитие этих идей связано с творчеством русского композитора Александра Николаевича Скрябина.Каждая тональность представлялась им «окрашенной» в определённый цвет и в связи с этим имела тот или иной колорит. Так, до мажор у Н. Римского – Корсакова – «белый», до минор – «багряный, несколько зловещий, трагический», ми мажор «тёмный, сумрачный, серо – синеватый». У некоторых композиторов зрительно – цветовые представления настолько сильны и ярки, что приводят к созданию звуковых музыкальных образов. Сопоставления музыки и живописи не ограничивались лишь областью колорита, тембра. Иначе, не механистически, а художественно, пытался разрешить идею синтеза живописи и музыки литовский композитор, рисовальщик и живописец Микалюс Чюрлёнис, он создавал "музыкальные картины" (отдельно в музыке и в живописи), настроения которых перекликались между собой во времени и пространстве.

Русский художник-авангардист Михаил Матюшин, опираясь на эту теорию, утверждал, что восприятие качества цвета зависит от формы. При "расширенном" зрении цвет меняется от воздействия соседних тел. Цвет также влияет на восприятие звука. Например, красный цвет вызывает ощущение понижения звука, синий — тот же звук "повышает", и наоборот: высокие звуки вызывают "похолодание цвета", низкие усиливают теплоту тона.

Любой цвет способен оказывать психологическое воздействие на человека. Существуют общепризнанные цветовые ассоциации, возникающие при восприятии изолированного цвета, а также их значение При сравнении тёмных и светлых предметов установлено,    что  светлые производят впечатление более крупных, чем тёмные. А эмоциональные ассоциации,  вызываемые цветами могут быть:

1. Позитивные: весёлые, бодрые, лирические, приятные.

2. Негативные: грустные, трагические, злые, вялые, скучные.

3. Нейтральные: спокойные, безразличные, уравновешенные.

Наибольшее разнообразие ассоциаций вызывают жёлтые и зелёные цвета.Учитывая психологическое воздействие цветов, можно дать определённую характеристику любому цвету. Так, жёлтый цвет – лёгкий, тёплый, гладкий, звонкий, весёлый, бодрый, привлекательный. Красный цвет – тяжёлый, колючий,  возбуждающий, оживляющий, активный, энергичный,  то есть богатый на  ассоциации.

Уроки музыки, построенные на сравнении выразительных средств различных видов искусства, вызывают у детей не только большой интерес, но способствуют накоплению музыкально-слухового опыта, что в свою очередь стимулирует творческие способности, обогащает мировосприятие школьника, воспитывает осмысленное отношение к искусству.Основными параметрами творческой направленности являются эмоциональная отзывчивость, образное мышление и музыкально-творческая деятельность как важнейшие показатели личностного развития, которые предполагают стремление среднего школьника мыслить оригинально, нестандартно, самостоятельно искать и принимать решения, проявлять познавательный интерес, открывать новое, непознанное на уроке музыки.

В целом, экспериментальная работа показала, что дети готовы выполнять подобные задания. Они проявляют интерес и воодушевление в ответ на предложение нарисовать то, о чем рассказала музыка, и желание прокомментировать свои рисунки.

Цветомузыкальное восприятие рассматривается нами как творческий процесс, направленный на формирование способности соотнесения эмоционального содержания музыки с эмоциональной выразительностью цвета, проявляющийся в специфической художественной деятельности, в которой на базе всех компонентов эстетического сознания (эстетических эмоций, интереса, вкуса, идеальных представлений о красоте) осуществляется становление эмоционально-ценностного отношения ребенка к произведениям искусства, как основы художественной культуры. Важными составляющими цветомузыкального восприятия являются целостность, структурность, эмоциональность, а также направленность на погружение, созерцание своего внутреннего состояния, что обеспечивает адекватный подбор цветовой гаммы для выражения эмоций, настроений.

Цветомузыка или цветной слух — взаимосвязанное явление, при котором два чувства — зрение и слух — связываются воедино. Человек, обладающий цветным слухом, слушая музыку, видит или воображает цветовые зрительные образы, которые могут вторгаться в реальное видение мира. Таких людей называют синестетиками. Синестетиками в музыке были Н.А.Римский-Корсаков, А.Бородин, А.Скрябин, М.Чюрлёнис. Музыка, цвет, свет и форма дополняют и помогают более полному и целостному восприятию друг друга.

Музыка является одним из самых абстрактных видов искусства и обладает свойством у разных людей вызывать разные чувства, ассоциации и размышления. Музыка воздействует на чувства человека, которые он испытывает на момент прослушивания. Поэтому музыкальное восприятие зависит от жизненного опыта, возраста человека и от его сиюминутного состояния.

Каждый человек по - разному реагирует на музыку, некоторые начинают танцевать, некоторые воображают зрительные образы, некоторые размышляют о вопросах, которые поднимает в нем музыка. Это зависит от общего развития человека. Некоторым людям с рождения дан музыкальный слух и их уровень музыкального восприятия уже на начальных этапах значительно выше, чем у людей, не обладающих им.

Ритм также является основой не только поэзии и музыки, но и неотъемлемым компонентом архитектуры и живописи. Похожи и родственны ритмы стройных, восходящих линий в архитектуре и живописи, стройных восходящих голосов в музыке, восходящих лирических чувств в литературе. Существует двусторонняя связь между слуховым и зрительным восприятием. Эту связь уловили художники древности, которые сопровождали звучание музыки различными зрительными демонстрациями.

Цветозвуковые ощущения характерны не только для композиторов, художников, искусствоведов. Они могут возникнуть у любого взрослого человека и у ребёнка.Одной из форм непосредственного отклика ребёнка на музыку может, является детский рисунок. Исследователи детского рисунка отмечают, что рисунок ребёнка – это его рассказ, «выполненный в образной форме, который необходимо уметь прочитать».

Взаимодействие музыки и живописи в процессе музыкального восприятия влияют на характер детских рисунков. В результате такого взаимодействия происходит обогащение рисунков новым содержанием, творческое решение детьми изобразительных задач. Созданный рисунок помогает детям более глубоко постичь музыкальный образ, содержание и выразительные средства музыки. Настроение музыки в рисунках детей чаще всего передаётся с помощью колорита, цвета; громкость, сила звучания – с помощью величины изображения, темп – динамичности движенийСопоставление произведений музыкального и изобразительного искусства является наиболее обоснованным при опоре на ассоциативно – образную связь, родство этих видов искусства. Дети передают в рисунках процесс развития музыкального образа. Можно сказать, что в процессе рисования они «живут» в музыке, воплощая её динамичный характер, в ритме музыки дети рисуют снежинки, цветы и так далее. Процесс музыки, её развитие дети переживают как определённый сюжет.

В рисунках детей проявляется индивидуальный характер их восприятия: у одних превалирует слуховое восприятие, у других – зрительное. Это отмечается в тех случаях, когда дети рисуют два рисунка на одну и ту же тему: первый – после знакомства с музыкой, второй – после демонстрации картины (диапозитива). Если у детей преобладали зрительные впечатления, после знакомства с диапозитивом в значительной мере менялись цветовая гамма и даже композиция рисунков. У других детей первоначальное впечатление от музыки было настолько сильным, что картина (диапозитив) не оказывает существенного влияния на характер рисунков.

Занятия, на которых дети «рисуют музыку», всегда являются для них подлинным праздником. Звучание прекрасной, богатой оркестровыми красками музыки, большие листы бумаги и разноцветные краски, обязательная похвала педагога создают особую, эмоционально приподнятую атмосферу. Дети, слушая музыку и воплощая её в своих рисунках, ощущают себя творцами красоты.

Музыка, как и любое искусство, передает мысли того, кто её создал, мысли и чувства тех, кого она изображает (в песне, танце, опере, симфонии). Можно сравнить звуки в музыке с красками в живописи или мелодию с линиями в рисунке. А чтобы было еще интереснее, нарисовать, что представляется, когда слушаете любимую музыку. Следует смелее фантазировать. Попробуйте выбрать музыкальный отрывок и представить, что это какое-либо состояние природы. А затем изобразить красками пейзаж именно в том состоянии, которое передалось музыкой.

Можно усложнить задачу: прослушав музыку, придумать, подобрать, составить из красок цвета (цветовую гамму — колорит) и этими отобранными по характеру музыки цветами нарисовать что-то вроде коврика, стараясь по музыке определить количество каждого цвета. Для грустной музыки, наверное,  подойдут холодные, неяркие цвета; для весёлой — яркие и тёплые. Или, слушая музыку, представить, что она изображает человека. Нарисуйте его портрет, но уже без красок, карандашом или мелком одного цвета, то есть, используя для передачи образа только один тон. Для выполнения таких работ песни лучше не брать, потому что слова будут «отвлекать» от музыки, и вы изобразите то, о чем сказано словами.Все это говорит о том, что не только обладающие цветным слухом люди могут представлять музыку в цвете, и поэтому, может быть, цветомузыка еще скажет свое слово в будущем!

На основании вышеизложенных теоретических положений, изучения разных источников литературы по теме «Развитие образного мышления обучающихся на уроках музыки в общеобразовательной школе   посредством цветомузыки»,  был осуществлен педагогический эксперимент в двух школах г.Лениногорска в «Подлесной ООШ» в 4-7 классах и в СОШ №7 в 7«г»  классе. Цель эксперимента – выявить уровень развития образного мышления детей среднего школьного возраста. Для проведения эксперимента, были выбраны два контрастных музыкальных произведения, которые носят программное название. Симфоническая картина  А.Лядова «Кикимора» и «Царевич и царевна» из сюиты «Шахерезада» Н. А. Римского – Корсакова. В процессе эксперимента детям понадобились художественные принадлежности (простые и цветные карандаши, краски, кисти, фломастеры альбомные листы).

Ребятам было предложено прослушивание двух контрастных, разнохарактерных  произведений. На выбор учащихся было предложено использование художественных принадлежностей. Все школьники с интересом приняли участие в эксперименте.

 По результатам проведенного эксперимента дети были распределены на три группы в соответствии с проявлением творческого воображения при восприятии музыки.

1.Дети, изобразившие в рисунках характер музыкального произведения с помощью пейзажа.

 2.Дети, которые изобразили точные персонажи, прочувствовавшие и увидевшие сюжет, в эту же группу могут были включены дети, которые изобразили сюжетную линию, но не успели раскрасить рисунок цветной палитрой.

3. Дети, которые изобразили музыку с помощью извилин, пятен, мазков, то есть с помощью цвета.

В результате проведенного эксперимента было выявлено, что большинство детей изобразили свои чувства в рисунках через природные явления. Характерной особенностью выполнения задания детьми является наличие яркого красочного необычного рисунка, у большинства встречаются похожие сюжеты. Кроме того, дети отразили характер музыки. Например, Зайнутдинова В.  нарисовала на произведение «Царевич и царевна» из сюиты «Шахерезада» Н. А. Римского - Корсакова одинокого лебедя, который плывет по морю, используя при этом синий и голубой цвета. Сюжет рисунка необычный,  не встречающийся у детей другого класса, в рисунке отражена тема моря, то есть, передан характер музыкального произведения с помощью цвета и сюжета. Некоторые ребята нарисовали тусклые, невыразительные рисунки, но при этом передали сюжет и характер музыки. Например, Гладков Дима нарисовал рисунок с помощью простого карандаша - ночной лес со сказочными персонажами, при этом не раскрасил его, но передал характер музыки с помощью сюжета.

Второй группе детям удалось создать яркий красочный рисунок и придумать оригинальный необычный сюжет, при этом содержание рисунков соответствовало характеру музыкального произведения. Например, Гладков Артем нарисовал на произведение А. Н. Лядова «Кикимора» Бабу-Ягу, которая взлетает в небо, используя при этом несколько цветов, сюжет рисунка оригинальный, не встречающийся у других детей. Ребенок полностью отразил в рисунке характер музыки с помощью различных средств изобразительности.

В третьей группе дети передавали характер и настроение музыкального произведения с помощью цвета, при этом используя не сюжетные линии, а простые извилины, мазки, либо пятна. Ребята выражали свои чувства, которые они ощущали, слушая музыкальные произведения, рисовали море, лес, сюжеты со сказочными героями.

Проведенное нами экспериментальное исследование позволило выявить ряд особенностей проявления творческого воображения и образного мышления в условиях восприятия музыки у детей среднего школьного возраста.

Во- первых, музыка способствовала изображению разнообразных и необычных сюжетов детских рисунков. Среди сюжетов можно назвать следующие: циклоп, одинокий лебедь.

Во – вторых, прослушивание музыки побуждало детей к использованию ярких и красочных средств воплощения художественных образов.

В-третьих, дети не испытывали затруднения при использовании речи свободно описывали сюжеты на рисунках, что происходит с персонажами в их изображении.

В-четвертых,  некоторые дети, у которых недостаточно развиты навыки восприятия музыки,  не всегда обращали внимание на характер и выразительные средства музыки, и затруднялись передавать их в рисунках, изображая музыку цветовыми штрихами и мазками.

В процессе проведенного нами эксперимента было выявлено, что развитие цветомузыкального восприятия у школьников данного возраста способствует развитию эмоционального отношения детей к произведениям классической музыки, повышению длительности слушания музыки, появлению интереса и желания слушать и воспринимать ее как процесс непрерывной смены образов, настроений и чувств. Также наблюдается развитие эмоционального отношения детей к цвету как выразительному средству, с помощью которого можно передать в рисунке различные оттенки эмоциональных состояний. Выявлены некоторые особенности проявления цветомузыкального восприятия в процессе рисования и слушания музыки. Дети рисовали, не отвлекаясь,  и просили повторить музыку много раз и говорили, что она "зловещая", "завораживающая" – «кикимора»

Анализ колорита детских работ показал, что рисунки детей представляют собой цветовую характеристику эмоционального содержания музыкального произведения, которая представлена доминирующими цветосочетаниями, специфическими для каждой пьесы. Результатом внимательного и эмоционального восприятия музыки детьми явился поиск новых цветовых решений, обогащение палитры и восприятие цвета эмоционально, как средства выражения чувств и переживаний. Преобладание голубого, зеленого цвета в рисунках центрального блока формирующего этапа эксперимента, возможно, является показателем эмоционального комфорта, возникающего у детей на занятиях по слушанию и рисованию музыки.

Современный педагогический процесс характеризуется повышенным вниманием к развитию идеи цветомузыки. Анализируя данные, полученные в ходе педагогического эксперимента и учитывая все необходимые подходы к вопросу, мы пришли к следующему выводу: процесс музыкального восприятия может проходить успешно, если слушание музыки будет объединяться с творческим рисованием.

Разноцветный урок – это возможность восхититься вместе с детьми красотой окружающего мира, устроить разноцветное «пиршество для глаз», но при этом связать и объединить разные чувственные ощущения, сделать самое обычное – музыкально – образным. Разноцветный урок – это интегрированный урок,  на котором дети познают, чувствуют, действуют, воображают, импровизируют, размышляют, общаются и получают удовольствие. Разноцветный урок словно просматривает жизнь ребенка через калейдоскоп, в котором причудливо сочетаются разные стеклышки, заставляя каждый раз удивляться новой картинке. Оказывается, этот мир огромен, мы все в нем живем, и в нем цвет является важнейшей характеристикой.

Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила правомерность избранного пути развития образного мышления у школьников посредством синтеза искусств музыки и живописи; эффективность методов и приемов работы по совершенствованию у детей музыкального восприятия. Все, что нас окружает, сияет цветом и звучит, потому что разноцветный урок - это урок музыкальный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе

Применение различных технологий, напрвленных на повышение интереса учащихся к разным видам деятельности в области искусства.....

Развитие вокально-хоровых навыков на уроке музыки в общеобразовательной школе.

СодержаниеВведение1.  Особенности развития детского голоса на уроках музыки2.  Вокально-хоровые навыки2.1  Звукообразование2.2  Певческое дыхание2.3  Певческая артикуляц...

Преодоление эмоциональной тревожности средствами музыкотерапии у обучающихся на уроках музыки в общеобразовательной школе.

общеобразовательной школе.Музыка властвует над нашими эмоциями. А эмоции могут даже побеждать физическую боль. «Музыка, её первый звук, родилась одновременно с творением мира»,- так утверждали древние...

Педагогическая статья «Методы и приемы развития художественно-образного мышления обучающихся на уроках музыки в 5-8 классах общеобразовательной школы»

В статье раскрывается проблема развития художественно-образного мышления обучающихся 5-8 классов в процессе уроков музыки в общеобразовательной школе. В качестве условия развития художественно-образно...