Педагогическая статья «Методы и приемы развития художественно-образного мышления обучающихся на уроках музыки в 5-8 классах общеобразовательной школы»
статья по музыке (5, 6, 7, 8 класс)

Чертова Наталья Николаевна

В статье раскрывается проблема развития художественно-образного мышления обучающихся 5-8 классов в процессе уроков музыки в общеобразовательной школе. В качестве условия развития художественно-образного мышления обучающихся обуславливается применением интеграции и ее видов, межпредметная и полихудожественная, на уроках музыки. Подробно описывается методика работы по развитию художественно-образного мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_hudozhestvenno-obraznoe_myshlenie.docx27.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Педагогическая статья

«Методы и приемы развития художественно-образного мышления обучающихся на уроках музыки в 5-8 классах общеобразовательной школы»

автор учитель музыки и искусства высшей  категории МБОУ СОШ №3 г. Воткинска УР Чертова Наталья Николаевна

Аннотация: в статье раскрывается проблема развития художественно-образного мышления обучающихся 5-8 классов в процессе уроков музыки в общеобразовательной школе. В качестве условия развития художественно-образного мышления обучающихся обуславливается применением интеграции и ее видов, межпредметная и полихудожественная, на уроках музыки. Подробно описывается методика работы по развитию художественно-образного мышления.

Ключевые слова: искусство, музыка,  художественно-образное мышление, художественно-практическая компетентность учащихся.

ФГОС ООО перед  учителем музыки ставит цель, что изучение предметной области "Искусство" должно обеспечить развитие художественного мышления обучающихся. А предметные результаты изучения предметной области "Искусство" должны отражать развитие  образного и ассоциативного мышления. Поэтому одной из актуальных задач на уроках музыки в 5-8 классах является развитие художественно-образного мышления у детей[1].

Внедрение новых образовательных технологий – развивающего обучения, здоровьесберегающих технологий, проектно-исследовательской деятельности и др., направлено  на совершенствование образовательного процесса, формирование художественно-практической компетентности учащихся.

Программа по предмету «Музыка» Е.Д. Критской, Г.С. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, способствует обновлению содержания музыкального образования. Данная программа дает возможность учителю музыки обогатить  репертуар, использовать фольклор, духовную и современную музыку. Именно такой широкий охват явлений музыкального искусства дает возможность обучающемуся осознать мысль о единстве различных «пластов» музыки, их прочную связь с жизнью человека и окружающим миром. Помогает понять их взаимовлияние друг на друга, делает процесс познания музыки нравственно значимым.

Поэтому важную роль в восприятии музыкального образа играет отбор музыкального материала: важна его художественная ценность, образно-увлекательная направленность, но особая роль принадлежит содержательности произведения. Насколько музыка отвечает интересам детей, их потребностям познавательного направления. Их привлекает музыка, отражающая мир детства, отличающаяся конкретностью, яркостью, живостью образов. Язык и форма такой музыки просты и доступны, содержание поэтично, оно отличается гибкостью ритма и ярко выраженной ладовой основой.

Восприятие музыки будет глубже и сильнее, если музыка будет опираться на другие виды искусства. Прием - опора на образ другого искусства. Сочетание музыки, поэзии, изобразительного искусства дает учителю безграничные возможности сделать урок увлекательным и интересным для учеников. Еще К. Ушинский утверждал, что педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в сознании детей, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше чувств приняли участие в акте запоминания.

Какие же существуют ещё методы приемы для развития художественно-образного мышления у обучающихся ?

Один из них – вступительное слово учителя. Слово преподавателя должно быть ясным, кратким, разнообразным, богатым в лексическом и эмоционально-сравнительном плане. Яркие образные сравнения, выражения и конечно стихи могут заинтересовать и увлечь ребенка, но при условии гибкости, подвижности голоса, разнообразной и выразительной интонации.

Дети хорошо слушают музыку, если у них возбуждено любопытство, если беседа или рассказ задел их за живое.

О том, какую роль в восприятии музыки играет слово, много писал Д.Б.Кабалевский в своей книге «Как рассказывать детям о музыке?» [3, 43].

Один из эффективных приемов активизации восприятия музыки является пропевание основной темы произведения, если, конечно, мелодия доступна детям. При пропевании лучше усваивается особенность мелодии, ее движение и т.д. Со временем, использование этого приема обернется еще одним положительным качеством: детям будет легче определять стиль композитора и, конечно, здесь же закрепляются некоторые вокально-хоровые навыки, детям будет легче и интереснее следить за развитием музыкального образа.

Учителю также необходимо расширять словарный запас у учащихся и иметь в запасе несколько высказываний обобщающего характера. Такой подход помогает мыслительному раскрепощению ребят. В дальнейшем дети будут вступать в диалоги, диспуты на уроках. Так происходит развитие эстетики речи у учащихся, решается проблема развития речи у учащихся в общеобразовательной школе.

Художественно-образное мышление можно развивать средствами анализа, обобщения, сравнения, сопоставления, противопоставления. Умение анализировать – это сложный мыслительный процесс. Это умение школьников нужно развивать еще в начальной школе. Нужно приучать их видеть сначала главное в художественном произведении, затем анализировать, какими художественно-образными средствами выразительности композитор, художник смогли достичь главной идеи произведения. Для этого необходимо, чтобы дети не боялись рассуждать и доказывать, пусть даже неправильные свои высказывания на уроке.                Так же должна быть отработана система вопросов и заданий, помогающих раскрывать детям образное содержание музыкального искусства, вызывать детей на диалог и рождать у детей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений. Вопрос на уроке музыки существует не только и не столько в вертикальной (словесной) форме, сколько в жесте, в собственном исполнении, в реакции учителя и детей на качество исполнительской, творческой деятельности. Вопрос может выражаться и через сопоставление музыкальных произведений между собой и через сопоставление музыкальных произведений с произведениями других видов искусства. Важна направленность вопроса: нужно, чтобы он заострял внимание ребенка не на вычленение отдельных средств выразительности (громко, тихо, медленно, быстро), а обращал бы его к своему внутреннему миру, более того, к его осознаваемым и неосознаваемым чувствам, мыслям, реакциям, впечатлениям, подающимся в его душе под воздействием музыки.

        В этом плане возможны вопросы такого типа:

Помните ли вы свои впечатления, полученные от этой музыки на прошлом уроке?

Что важнее в песне музыка или слова?

А в человеке, что важнее ум или сердце?

Как ты себя чувствовал, когда звучала эта музыка?

Где бы она могла звучать в жизни, с кем бы ты хотел ее слушать?

Что переживал композитор, когда писал эту музыку? Какие чувства он хотел передать?

Звучала ли у вас в душе подобная музыка? Когда?

Какие события в своей жизни вы могли бы связать с этой музыкой?

        Важно не только задавать детям вопрос, но и услышать ответ, часто оригинальный, нестереотипный, ибо нет ничего более богатого, чем высказывания ребенка.

        И пусть в нем будет подчас противоречивость, недосказанность, но зато в нем будет индивидуальность, личностная окрашенность - это и должен слышать, и ценить учитель.

Одна из существенных сторон восприятия – это целостность. Поэтому изучение музыкального произведения должно проходить поэтапно. «Этапы изучения музыкальных произведений:

  1. целостное, эмоциональное восприятие музыки с позиции темы урока;
  2. анализ музыкального произведения с позиции темы (прием сравнения, сопоставления, повторного озвучивания музыки на уровне интонации, мелодии, фрагмента сочинения; репродуктивные и репродуктивно-продуктивные вопросы и задания в случае затруднений ребят в решении музыкальной задачи);
  3. целостное, эмоциональное восприятие музыки с позиции темы урока, но уже обогащенное анализом»[5, 33].

Для художественно-образного мышления важен также принцип обобщения. Этот процесс рассматривает педагог В.В.Давыдов в своей работе «Виды обобщения в обучении»[2]. Активность обобщения должна охватывать все виды деятельности на уроке. Умение обобщать, делать выводы говорит о развитости интеллекта ребенка: если он приходит к какому-либо заключению, то обязательно проходит путь анализа, конкретизации, синтеза, то есть тех мыслительных операций, которые говорят о способности размышлять.

Для развития интеллекта необходимо применять проблемно-поисковый метод. «…Oн выдвигает мотивирующее отношение к процессу обучения, которое рассматривается как совместная заинтересованная деятельность педагога и школьников в процессе познания истины» [2,20].

Проблемный метод позволяет детям не только осознать задачу, но и возможность активизировать детей, увлечь их, дать возможность высказаться. Этот метод может стать толчком не только к формированию процесса мышления, но и столкнуть между собой разные точки зрения. Затрагивание этой проблемы на уроке заставляет ребенка сомневаться, а значит, заставляет более глубоко анализировать произведение. С помощью анализа ребенок придет к определенным выводам, которые, в конечном счете, помогут ему выработать свой взгляд на мир и на себя в этом мире.

Хочется отметить еще один метод - «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному, он также является основой для решения проблемы развития художественно-образного мышления. Этот метод впервые разработал Д.Б.Кабалевский[4, 32-33] и развил Э.Б.Абдуллин [1,61-64]. Этот метод дает хорошие результаты, когда в ходе занятия появляются новые темы. Освоение каждой новой темы должно опираться на музыку, уже знакомую, или знакомых уже композиторов, и лишь затем на новый материал.

Представляет интерес и метод эмоциональной драматургии урока. Урок имеет «сценарий», который содержит развитие действий со своей завязкой, кульминацией и развязкой. А учитель, готовящий урок, - сценарист, режиссер, актер, дирижер и исполнитель [1, 64-69].

Жизнь и практика показывает, что использование лишь активных методов – недостаточно, необходимо использовать разнообразие педагогических приемов, помогающих реализации данных методов.

Игра– это педагогический прием, способствующий активизации мышления. На уроках искусств чаще всего используется проблемно-моделирующая, художественная (Г.С.Тарасов) игра – это игра – поиск, с помощью которой можно изменить музыкальную ткань произведения с целью выявления средств музыкальной выразительности; или предложить детям нестандартную ситуацию, которая способствует появлению азарта у детей и требует самостоятельного творческого решения.

        Прием синтеза различных образных сопоставлений в пределах одного сюжета разрешим на уроках музыки. Например, уроки, посвященные драматическому образу «Образы войны в искусстве» или «Женщины в искусстве». В качестве домашних заданий предлагается составить коллекцию произведений на ту или иную тему.

        Прием контрастности тоже эффективен. Особенно он проявляется на уроке, посвященном творчеству А.Рыбникова и его рок - опере «Юнона и Авось». Контраст выступает здесь, как выразительное средство; рассматриваются две контрастные темы: трагическая любовь и хвалебный гимн силы любви в финале

        Прием нахождения различного в сходном. Сравнение, сопоставление музыкальных, художественных произведений используются для развития у школьников способности находить внутренние эмоциональные связи в различных творениях. Например, образ матери в искусстве: «Сикстинская мадонна» Рафаэля – «Аве Мария» Ф.Шуберта – «Мать» В.Версаева.

Или развитие художественно – образного мышления предполагает и такой вид деятельности на уроке, как переход образа из одного художественного ряда в другой. При этом дается детям задание: услышать в музыке цветовое изображение основной идеи произведения или, наоборот, в картине – музыкальную ткань. Цель таких заданий – помочь учащимся сознательно обратить внимание на связь средств художественной и музыкальной выразительности.

        Интересный прием – литературное описание музыкального произведения. Не слушая произведения, предварительно детям предлагается дать словесное описание главного героя произведения. Этот прием развивает ассоциативное мышление, речь. Например, образ шарманщика у Ф.Шуберта не совпадает со словесном описанием детей в романсе «Шарманщик».  Дети дают такое описание: «Человек преклонного возраста, путешествующий со своей шарманкой и живой обезьянкой, которая может достать любому желающему счастливый лотерейный билет».

        К ассоциативному мышлению можно прийти путем рассуждения с помощью заданий, связанных с жизнью и элементами фантастики. Например, учитель задает такие вопросы учащимся: «Как бы ты поступил в данной ситуации?» или «Кто из героев похож на тебя?», «Помните ли вы свои впечатления от этой музыки, полученные на прошлом уроке?», «Что важнее в песне музыка или слова?», «Где бы эта музыка могла звучать в жизни?».

        Для развития художественно-образного мышления можно давать задания, чтобы дети от конкретной детали, ситуации пытались выразить художественную ценность произведения. Дети по исторической справке описания эпохи, образа должны сказать, какая должна быть музыка или картина.

Рассмотренные методы и приемы могут использоваться во всех видах деятельности на уроках музыки в 5-8 классах.

Список использованной литературы.

1.Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: пособие для учителя – М.: Просвещение, 1983г.- С.19-64.

2. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). – М.: Педагогика, 1972. - 424с.

3.Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке? – М.: Просвещение, 1982. – С.43.

4.Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программа  «Музыка» для общеобразовательных учебных заведений (с краткими методическими пояснениями) / под научным руководством Д.Б.Кабалевского. – М.: просвещение, 1994. – С.13-35.

5.Методика преподавания музыки в общеобразовательной школе:  Программа для студентов музыкально – педагогического факультета \ Сост. М.И.Тукмачева – Глазов: ГГПИ им. Короленко, 1996. – С.33.

6.Музыка 5-7 кл. Искусство 8-9 кл. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской: уч. пособие для общеобразовательных организаций / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова. – 4-е изд. дораб. -М.: Просвещение, 2016.- 126 с.


[1] https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ дата обращения к электронному ресурсу 07.08.2021г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 5-7 классов общеобразовательных школ по программе Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской

Рабочая программа составлена в соответствии с программой для общеобразовательных школ "Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, И.Э Кашековой...

Методическое пособие "Оценка знаний, умений, навыков учащихся на уроках музыки и пения специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида".

Методическое пособие "Оценка знаний, умений, навыков учащихся на уроках музыки и пения специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида"....

Авторская программа "Музыка родного края" по музыке для 4-го класса общеобразовательных школ г. Казани

Авторская программа "Музыка родного края" для учащихся 4-го класса общеобразовательных школ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного пр...

Развитие образного мышления обучающихся на уроках музыки в общеобразовательной школе посредством цветомузыки

Цель исследования: выявление роли цветомузыки в развитии образного мышления детей среднего школьного возраста.Для достижения цели потребовалось решение ряда конкретных задач:- выявление особенностей р...

"Развитие творческого потенциала у обучающихся на уроках музыки"

В данной статье представлены различные формы и способы работы с одаренными детьми на уроках музыки....

Статья: "Методы и приемы развития творческого потенциала учащихся на уроках немецкого языка"

В статье представлен материал о достижении максимальном развития творческого потенциала ученика на уроках немецкого языка за счёт правильного подбора методов и приёмов....