Преодоление эмоциональной тревожности средствами музыкотерапии у обучающихся на уроках музыки в общеобразовательной школе.
статья (5 класс) по теме

Лобан Юлия Борисовна

общеобразовательной школе.

Музыка властвует над нашими эмоциями. А эмоции могут даже побеждать физическую боль. «Музыка, её первый звук, родилась одновременно с творением мира»,- так утверждали древние мудрецы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_zhurnal.doc101.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Лобан Ю.Б.( учитель музыки МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30» города Курска)

Преодоление эмоциональной тревожности средствами музыкотерапии у обучающихся на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Музыка властвует над нашими эмоциями. А эмоции могут даже побеждать физическую боль. «Музыка, её первый звук, родилась одновременно с творением мира»,- так утверждали древние мудрецы.

С 1969 года в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение,  за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа.

Западные учёные пришли к убеждению, что духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Пение весёлых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию.

Но самый большой эффект на человека оказывает музыка Моцарта. Этот феномен ещё не объяснён, но он так и называется – «эффект Моцарта».

Медики установили, что звучание струнных инструментов наиболее эффективно при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта положительно влияет на бронхи и лёгкие, а труба эффективна при радикулитах и невритах.

В современной медицине музыкотерапия получает всё  большее распространение наряду с фитотерапией и арттерапией.

В ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов врачующих музыкой.

В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. При музыкальной академии имени Гнесиных создано отделение музыкально реабилитации. Отделение музыкотерапии успешно работает и в Российской академии медицинских наук.

Педагогам-музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными тенденциями в науке.

Общеизвестно, что конец XX  и начало XXI века  отмечен демографическим спадом при одновременном росте числа детей с различными отклонениями в развитии, расширением сети коррекционных и компенсационных классов в общеобразовательных школах. Всё это делает необходимым углубление коррекционно-развивающего обучения при помощи использования возможностей музыкального искусства в рамках образовательной системы.

В наше время, на ребёнка, оказывают огромное влияние и учителя, и родители, и улица. Вследствие этого, ребёнок всё больше подвержен стрессу, повышенной степени эмоциональной тревожности, различным видам неврозов.

По данным психологической службы школы, большая степень эмоциональной тревожности проявляется у подростков при переходе из младшей школы в среднее звено (адаптационный период).  От одного учителя дети переходят к разным учителям. Им надо привыкать к требованиям к требованиям, у всех учителей они разные.

Одним из немногих учителей, остаётся именно учитель музыки. Придя ко мне на урок, дети могут успокоиться, расслабиться, так как я с ними уже 4 года. Мы друг друга хорошо знаем.

Наблюдая за поведением детей на уроках музыки, мне хотелось проанализировать воздействие музыки или отдельных произведений на психоэмоциональное состояние школьников. Но перед этим я посмотрела расписание уроков в различных классах, предшествующие моему предмету, и выяснила, что предметы различны по эмоциональному настрою. Предметы, где ученики должны активно мыслить. Возбуждённые или уставшие они приходят на мой урок, им необходимо настроиться на совершенно другой урок – урок искусства, где царит соразмерность и спокойствие.

Наблюдения и анализ результатов показывают, что музыка, зачастую сопровождаемая просмотром репродукций произведений изобразительного искусства. Прослушивание «звучащей» природы положительно влияют на психоэмоциональное состояние. Здесь учитель выступает в роли терапевта, которому нужно поставить правильный диагноз.

Я вместе с психологической службой школы рассматривала отклонение у обучающихся со стороны эмоциональной тревожности.

5 класс – это не только адаптационный период, но и начало подросткового периода. У многих подростков начинаются проблемы в принятии себя, в общении с родителями, одноклассниками.

Существуют несколько принципов включения элементов музыкотерапии в учебно-воспитательный процесс для преодоления эмоциональной тревожности у детей подросткового возраста.

В процессе практической работы были сформированы следующие методы включения элементов музыкотерапии в учебно-воспитательный процесс.

Музыкотерапия может быть - активная (коррекционная деятельность направленная на воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов)

Сюда входят игры. В моей работе – это ведущий вид коррекционной деятельности.

Существуют медитативные игры – направлены на осознание себя в настоящем «здесь и сейчас», ведут к улучшению взаимодействия, раскрывают личностный потенциал обучающихся. Данный вид игровой музыкальной деятельности основан на благотворном воздействии музыки на психоэмоциональное состояние слушателя. При помощи слуховых образов, имеющих различную эмоциональную окраску. В процессе восприятия музыки ученик переносит свои мысли и чувства на образ героя музыкального произведения, воплощённого композитором, за которым можно увидеть конкретного человека. При этом возникает не вербальное общение

В качестве основы для музыкальной игры можно использовать практически любое инструментальное произведение (например:  игра «Музыкальный сон» используется произведение «Утро» Э.Грига, из сюиты «Пер Гюнт») В ходе игры проводится анализ воздействия восприятия произведения музыкального искусства на эмоциональное состояние слушателя.

Ещё один вид игр.

Психокоррекционные игры.        

Это игры, целью которых является установление контактов с окружающим миром, снятие усталости, апатии. Они помогают создать дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательности, облегчают процесс совместного обучения. Данный вид музыкально игровой деятельности позволяет играющему «шагнуть» из реальной жизни в другой воображаемый мир, мир причудливых образов, настроения, красок. Для активизации зрительных образов можно использовать различные музыкальные произведения, передающие картины природы. После прослушивания в процессе беседы выясняется, что слушатель «видел», «чувствовал» и «делал» в воображаемом путешествии. Такое восприятие музыки с момента «выхода» за пределы реальной ситуации обеспечивает снятие напряжения, отвлечение от психотравмирующей жизненной ситуации.

Пример психокоррекционной игры.

Перед началом игры педагог говорит: «Когда вы сосредоточены и внимательны, ваши уши как будто широко раскрываются; можете ли вы себе представить, что вы в состоянии слышать не только ушами, но и носом, ртом, кожей? Как бы вы стали слышать, если бы у вас по всему телу были бы расположены крошечные ушки? Это, наверное, очень хорошо, особенно, когда вы слушаете прекрасные звуки музыки;  сейчас вы услышите фрагмент музыкального произведения, его очень приятно слушать; сядьте удобно и закройте глаза; три раза глубоко вздохните; когда начнется музыка, представьте себе, что вы вдыхаете звуки музыки ушами, носом и ртом, всеми порами вашей кожи; (звучит мелодия, к примеру, «Романс» из музыки к драме А.С. Пушкина «Метель» Г.В. Свиридова); дышите глубоко через нос,… и через уши,… через кожу. Почувствуйте, как звуки везде проникают в вас, в ваши руки, в ваши ноги, в ваш живот и ваше сердце… Пусть ваше тело будет как одно большое ухо, которое очень внимательно слушает и наслаждается; почувствуйте, что музыка делает в вашем сердце, как она дарит вам покой, тепло и защиту…

Для раскрытия образного содержания музыкального произведения важен комплекс вопросов и заданий. Важна направленность вопроса – он должен быть обращён к внутреннему миру, к мыслям и чувствам. Варианты вопросов: Помните ли вы свои впечатления от этой музыки, полученные на прошлом занятии? Что важно в песне - музыка или слова? А в человеке, что важнее - ум или сердце? Каким ты себя чувствовал, когда звучала эта музыка? Где бы она могла звучать в жизни, с кем бы ты хотел ее слушать? Что переживал композитор, когда писал эту музыку? Какие чувства он хотел нам передать? Звучала ли у вас в душе подобная музыка? Когда? Какие события в своей жизни вы смогли бы связать с этой музыкой? Существует ещё один метод музыкотерапии (создан на основе метода моделирования эмоций)

Слушателям предлагается «шагнуть» из реальной жизни в другой, воображаемый мир причудливых образов. Существуют успокаивающие и тонизирующие программы, они основаны на переключении эмоций. В каждой программе несколько произведений (3-5) различных по темповым и ладовым характеристикам. Время звучания 10-15 минут. Логика чередования произведений должна быть  от тождества к контрасту. Первые 1-2 фрагмента должны быть направлены на изживание  отрицательных переживаний и устранение их.

Музыкальные программы тонизирующей или успокаивающей направленности (созданы на основе метода моделирования эмоций, предложенного В.И. Петрушиным).

Возможный вариант успокаивающей программы

А. Вивальди. Фрагмент из концерта «Времена года».

Н. Паганини. Концерт для скрипки с оркестром. 1 часть.

И.С. Бах. Шутка.

Боккерини. Менуэт.

Глюк. Мелодия.

Возможный вариант тонизирующей программы:

П.И. Чайковский. Осенняя песня из цикла «Времена года».

П.И. Чайковский. Баркарола из цикла «Времена года».

Ф. Шуберт. Музыкальный момент.

Ф. Шопен. Экспромт.

В.А. Моцарт. Турецкий марш.

Вы видите, что после проведения уроков с использованием музыкотерапии степень эмоциональной тревожности у пятиклассников снизилась.

Снижение степени эмоциональной тревожности даёт обучающимся возможность лучше раскрыть свои знания, способности. Обучающиеся стали лучше учиться. Меньше стало конфликтов между учениками и учителями.

Что касается творчества, то если раньше учеников надо было просить или заставлять участвовать в конкурсах, смотрах, школьных мероприятиях. То сейчас, ученики сами предлагают провести какое-то мероприятие.  Ученики участвуют в конкурсах, занимая призовые места.

Благодаря проделанной работе ученики стали более открытыми, добрыми, отзывчивыми.

Всем известно, что музыка оказывает лечебное воздействие, но не всякая и не на всех. Например, под воздействием классической музыки улучшается рост растений. Увеличивает надои у коров. Она благотворно влияет на плод у беременных женщин. Ведь классика – это отобранное веками лучшее, что есть в человеческой культуре. То же можно сказать и о народной музыке, только её “история” уходит корнями в глубокую древность. Практика показывает, что регулярное использование тонизирующих и успокаивающих программ, построенных на основе метода моделирования эмоций, медитативных и психокоррекционных игр позволяет, воздействовать на негативное эмоциональное состояние  учащихся, что представляет большое значение в современных социально-экономических условиях.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Минипроект как форма организации деятельности на уроке музыки в общеобразовательной школе.

В материале описывается организация такой формы работы на уроке музыки как минипроект. В кратком изложении даны этапы организации этой формы работы и ее значение. Материал будет полезен учителям искус...

Концепция патриотического воспитания на уроках музыки в общеобразовательной школе в контексте национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".

В материале моё видение значения уроков  музыкального искусства в патриотическом воспитании подрастающего поколения.Конспекты, планы уроков музыки патриотической направленности....

Риторизация образовательной деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе – преодоление «фонового» восприятия искусства и жизни.

Вниманию пользователей предлагается текст выступления Пархоменко А.В. на XII Международной научной конференции по риторике (Москва 2008 г.)...

Методическое пособие для учителей музыки "Вокальная работа на уроках музыки в общеобразовательной школе"

Методическое пособие носит практико-ориентировочный характер, где автор Минубаева А.Ю. на основе опыта работы глубоко анализирует основные принципы и формы организации музыкального ...

Развитие образного мышления обучающихся на уроках музыки в общеобразовательной школе посредством цветомузыки

Цель исследования: выявление роли цветомузыки в развитии образного мышления детей среднего школьного возраста.Для достижения цели потребовалось решение ряда конкретных задач:- выявление особенностей р...