Обобщение опыта работы по теме "Преодоление эмоциональной тревожности средствами музыкотерапии у обучающихся подросткового возраста на уроках музыки в общеобразовательной школе.
статья (5 класс) по теме

Лобан Юлия Борисовна

Инновационный проект по музыке учителя МБОУ «СОШ№30»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_muzykoterapii.doc50.5 КБ
Package icon loban_yu.b.zip2.97 МБ
Файл loban_yu.b.rar1.88 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Инновационный проект по музыке учителя МОУ «СОШ№30»

Лобан Юлии Борисовны.

Тема: «Преодоление эмоциональной тревожности средствами музыкотерапии  у обучающихся подросткового возраста на уроках музыки в общеобразовательной школе».

1 слайд

Музыка – феноменальное явление. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояния настроение… Музыка властвует над нашими эмоциями. А эмоции, оказывается, могут даже побеждать физическую боль.

2 слайд.

«Музыка, её первый звук, родилась одновременно с творением мира»,- так утверждали древние мудрецы.

Пифагор учился музыке в Египте и сделал музыку предметом науки в Италии. Он основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку.

У древних греков музыка являлась, прежде всего, активным стимулятором выполняемой под неё деятельности и только потом средством приятного отдыха и праздного развлечения.

В понимании древних греков музыка была составной частью философии. Идеал воспитания древние греки видели в так называемой калогатии.  Под которой понималась, неразрывная совокупность прекрасных физических, моральных и духовных качеств. От каждого свободного гражданина требовалась психофизическая соразмерность, то есть сильное, тренированное тело и одновременно духовное развитие и моральная чистота. И музыке отводилась огромная роль.

С 1969 года в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение,  за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа.

Западные учёные пришли к убеждению, что духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Пение весёлых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию.

Но самый большой эффект на человека оказывает музыка Моцарта. Этот феномен ещё не объяснён, но он так и называется – «эффект Моцарта».

Медики установили, что звучание струнных инструментов наиболее эффективно при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта положительно влияет на бронхи и лёгкие, а труба эффективна при радикулитах и невритах.

В современной медицине музыкотерапия получает всё  большее распространение наряду с фитотерапией и арттерапией.

В ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов врачующих музыкой.

В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. При музыкальной академии имени Гнесиных создано отделение музыкально реабилитации. Отделение музыкотерапии успешно работает и в Российской академии медицинских наук.

Педагогам-музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными тенденциями в науке.

3 слайд( схема)

Общеизвестно, что конец XX  и начало XXI века  отмечен демографическим спадом при одновременном росте числа детей с различными отклонениями в развитии, расширением сети коррекционных и компенсационных классов в общеобразовательных школах. Всё это делает необходимым углубление коррекционно-развивающего обучения при помощи использования возможностей музыкального искусства в рамках образовательной системы.

4 слайд

В наше время, на ребёнка, оказывают огромное влияние и учителя, и родители, и улица. Вследствие этого, ребёнок всё больше подвержен стрессу, повышенной степени эмоциональной тревожности, различным видам неврозов.

По данным психологической службы школы, большая степень эмоциональной тревожности проявляется у подростков при переходе из младшей школы в среднее звено (адаптационный период).  От одного учителя дети переходят к разным учителям. Им надо привыкать к требованиям к требованиям, у всех учителей они разные.

5слайд

Одним из немногих учителей, остаётся именно учитель музыки. Придя ко мне на урок, дети могут успокоиться, расслабиться, так как я с ними уже 4 года. Мы друг друга хорошо знаем.

6слайд.

Наблюдая за поведением детей на уроках музыки, мне хотелось проанализировать воздействие музыки или отдельных произведений на психоэмоциональное состояние школьников. Но перед этим я посмотрела расписание уроков в различных классах, предшествующие моему предмету, и выяснила, что предметы различны по эмоциональному настрою. Предметы, где ученики должны активно мыслить. Возбуждённые или уставшие они приходят на мой урок, им необходимо настроиться на совершенно другой урок – урок искусства, где царит соразмерность и спокойствие.

7 слайд

Мои наблюдения и анализ результатов показывают, что музыка, зачастую сопровождаемая просмотром репродукций произведений изобразительного искусства. Прослушивание «звучащей» природы положительно влияют на психоэмоциональное состояние. Здесь учитель выступает в роли терапевта, которому нужно поставить правильный диагноз.

8слайд.

Я вместе с психологической службой школы рассматривала отклонение у обучающихся со стороны эмоциональной тревожности.

9 слайд.

5 класс – это не только адаптационный период, но и начало подросткового периода. У многих подростков начинаются проблемы в принятии себя, в общении с родителями, одноклассниками. Исследования проводились в течение 3 лет среди учеников пятых классов. Исследования проходили в параллели классов.

10 слайд.

Существуют несколько принципов включения элементов музыкотерапии в учебно-воспитательный процесс для преодоления эмоциональной тревожности у детей подросткового возраста.

11 слайд.

В процессе практической работы были сформированы следующие методы включения элементов музыкотерапии в учебно-воспитательный процесс.

Музыкотерапия может быть - активная (коррекционная деятельность направленная на воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов)

Сюда входят игры. В моей работе – это ведущий вид коррекционной деятельности.

12 слайд

Существуют медитативные игры – направлены на осознание себя в настоящем «здесь и сейчас», ведут к улучшению взаимодействия, раскрывают личностный потенциал обучающихся. Данный вид игровой музыкальной деятельности основан на благотворном воздействии музыки на психоэмоциональное состояние слушателя. При помощи слуховых образов, имеющих различную эмоциональную окраску. В процессе восприятия музыки ученик переносит свои мысли и чувства на образ героя музыкального произведения, воплощённого композитором, за которым можно увидеть конкретного человека. При этом возникает не вербальное общение

В качестве основы для музыкальной игры можно использовать практически любое инструментальное произведение (например:  игра «Музыкальный сон» используется произведение «Утро» Э.Грига, из сюиты «Пер Гюнт») В ходе игры проводится анализ воздействия восприятия произведения музыкального искусства на эмоциональное состояние слушателя.

Ещё один вид игр.

13 слайд

Психокоррекционные игры.        

Это игры, целью которых является установление контактов с окружающим миром, снятие усталости, апатии. Они помогают создать дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательности, облегчают процесс совместного обучения. Данный вид музыкально игровой деятельности позволяет играющему «шагнуть» из реальной жизни в другой воображаемый мир, мир причудливых образов, настроения, красок. Для активизации зрительных образов можно использовать различные музыкальные произведения, передающие картины природы. После прослушивания в процессе беседы выясняется, что слушатель «видел», «чувствовал» и «делал» в воображаемом путешествии. Такое восприятие музыки с момента «выхода» за пределы реальной ситуации обеспечивает снятие напряжения, отвлечение от психотравмирующей жизненной ситуации.

Для раскрытия образного содержания музыкального произведения важен комплекс вопросов и заданий. Важна направленность вопроса – он должен быть обращён к внутреннему миру, к мыслям и чувствам.

14 слайд

Существует ещё один метод музыкотерапии (создан на основе метода моделирования эмоций)

Слушателям предлагается «шагнуть» из реальной жизни в другой, воображаемый мир причудливых образов. Существуют успокаивающие и тонизирующие программы, они основаны на переключении эмоций. В каждой программе несколько произведений (3-5) различных по темповым и ладовым характеристикам. Время звучания 10-15 минут. Логика чередования произведений должна быть  от тождества к контрасту. Первые 1-2 фрагмента должны быть направлены на изживание  отрицательных переживаний и устранение их.

15 слайд

Вы видите, что после проведения уроков с использованием музыкотерапии степень эмоциональной тревожности у пятиклассников снизилась.

Снижение степени эмоциональной тревожности даёт обучающимся возможность лучше раскрыть свои знания, способности. Обучающиеся стали лучше учиться. Меньше стало конфликтов между учениками и учителями.

Что касается творчества, то если раньше учеников надо было просить или заставлять участвовать в конкурсах, смотрах, школьных мероприятиях. То сейчас, ученики сами предлагают провести какое-то мероприятие. В нашей школе проводится много праздников. Ученики участвуют в конкурсах, занимая призовые места.

16 слайд(показывать 5-10 секунд, каждый слайд)

Посвящение в пятиклассники, конкурс инсценированных сказок.

17 слайд

Школьные праздники проходят в тёплой атмосфере. Школьный праздник Рождества Христова.

18 слайд

Нам Морозы не помеха…

Школьный праздник «Широкая Масленица»

19 слайд

Общешкольный праздник «Святая Пасха»

20 слайд

Выступление в детском саду

21 слайд

Патриотическое воспитание – основа воспитания личности.

22 слайд

Знакомство детей с православной культурой происходит в сотрудничестве с Курской Епархией.

Благодаря проделанной работе ученики стали более открытыми, добрыми, отзывчивыми.

Всем известно, что музыка оказывает лечебное воздействие, но не всякая и не на всех. Например, под воздействием классической музыки улучшается рост растений. Увеличивает надои у коров. Она благотворно влияет на плод у беременных женщин. Ведь классика – это отобранное веками лучшее, что есть в человеческой культуре. То же можно сказать и о народной музыке, только её “история” уходит корнями в глубокую древность.

Практика показывает, что регулярное использование тонизирующих и успокаивающих программ, построенных на основе метода моделирования эмоций, медитативных и психокоррекционных игр позволяет, воздействовать на негативное эмоциональное состояние  учащихся, что представляет большое значение в современных социально-экономических условиях.

Городской конкурс «Учитель года».

Тема:

Преодоление эмоциональной

тревожности средствами музыкотерапии

у обучающихся подросткового возраста

на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Учитель музыки

МОУ «Средняя

общеобразовательная

 школа №30»

Лобан Ю.Б,



Подписи к слайдам:

 "Музыка, ее первый звук, родилась одновременно с творением мира", – так утверждали древние мудрецы. ребёнок
Учитель(школа)
Родитель(дом)
Взаимодействие в школьном коллективе. Ребёнок(эмоциональная сфера)
школа
Внутренний конфликт
Психотравмирующая ситуация
дом
улица
дом
семья
агрессия
тревожность
страхи
Цель исследования: выявить наиболее эффективные средства музыкотерапии на музыкальных занятиях для преодоления эмоциональной тревожности в подростковом возрасте. Объект исследования: музыкальная деятельность детей подросткового возраста. Предмет исследования: процесс преодоления эмоциональной тревожности средствами музыкотерапии на уроках музыки Проблема: преодоление эмоциональной тревожности средствами музыкотерапии у обучающихся подросткового возраста на уроках музыки в общеобразовательной школе.


Подписи к слайдам:

                                                                                                                                                                                                                                     
Для решения данной проблемы используются следующие педагогические технологии: ЗдоровьесберегающаяИгроваяЛичностно ориентированная Методы включения элементов музыкотерапии: Методы разъяснения, убежденияМетоды внушения в состоянии релаксации (расслабления)Методы психической саморегуляции с целью выработки эмоционально-волевых навыков (самообладания, выдержки, самодисциплины.Методы игровой деятельностиМетоды активной музыкотерапииМетоды рецептивной музыкотерапииМетоды воспитания на положительных, героических примерах поведения людейМетод имаготерапии, т.е. вхождения в желаемый положительный образ, определённую форму поведения. Медитативные игры Психокоррекционные игры Возможный вариант успокаивающей программыА. Вивальди. Фрагмент из концерта «Времена года».Н. Паганини. Концерт для скрипки с оркестром. 1 часть.И.С. Бах. Шутка.Боккерини. Менуэт.Глюк. Мелодия. Возможный вариант тонизирующей программы:П.И. Чайковский. Осенняя песня из цикла «Времена года».П.И. Чайковский. Баркарола из цикла «Времена года».Ф. Шуберт. Музыкальный момент.Ф. Шопен. Экспромт.В.А. Моцарт. Турецкий марш. Школьные праздники проходят в тёплой атмосфере Праздник Рождества Христова Патриотическое воспитание - основа воспитания личности. Праздник, посвящённый 65 – летию Великой Победы Знакомство детей с православной культурой проходит в сотрудничестве с Курской епархией.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преодоление эмоциональной тревожности средствами музыкотерапии у обучающихся на уроках музыки в общеобразовательной школе.

общеобразовательной школе.Музыка властвует над нашими эмоциями. А эмоции могут даже побеждать физическую боль. «Музыка, её первый звук, родилась одновременно с творением мира»,- так утверждали древние...

Методическое пособие для учителей музыки "Вокальная работа на уроках музыки в общеобразовательной школе"

Методическое пособие носит практико-ориентировочный характер, где автор Минубаева А.Ю. на основе опыта работы глубоко анализирует основные принципы и формы организации музыкального ...

Обобщение опыта работы "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческих способностей обучающихся"

Целью данной работы: обобщение педагогического опыта использования метода проектов для развития творческих способностей учащихся....

Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности с детьми младшего школьного возраста в условиях коррекционной школы.

В статье предоставлен опыт работы  по организации   проектной деятельности  младших школьников  с нарушением интеллекта где,  каждый ученик может выбрать для себя занятие...

"Обобщение опыта работы по развитию психомоторики и сенсорных процессов у детей" воспитатель "Лухтоновская коррекционная (специальная) общеобразовательная школа-интернат" Смотряева Татьяна Анатольевна

Развитие  психомоторных и сенсорных процессов у детей с отклонениями в развитии.  Методика проведения занятий и подбор диагностического материала на развитие слухового внимания у детей, прос...

Обобщение опыта работы. Игровые технологии как средство формирования общеучебных умений и навыков на уроках надомного обучения в коррекционной школе.

Любая игра — одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соот...