Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности с детьми младшего школьного возраста в условиях коррекционной школы.
проект на тему

Куандыкова Рысты Шайхуловна

В статье предоставлен опыт работы  по организации   проектной деятельности  младших школьников  с нарушением интеллекта где,  каждый ученик может выбрать для себя занятие согласно своим склонностям и способностям. При выполнении проекта учащиеся самостоятельно не только находят источники информации, извлекают необходимые сведения и систематизируют их, но и планируют свою работу, сотрудничают друг с другом, решают творческие задачи, овладевают исследовательскими умениями, расширяют кругозор. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_prekt.docx271.98 КБ

Предварительный просмотр:

Р.Ш. Куандыкова учитель КОУ Омской области

 «Нововаршавская адаптивная школа-интернат»

Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности с детьми  младшего школьного возраста в условиях коррекционной школы.

      В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих развитию инициативы, творческой активности и самостоятельности ребёнка. Творчески работающие педагоги, деятельность которых направлена, прежде всего на развитие качеств личности, познавательных, творческих способностей детей, находятся в постоянном поиске наиболее эффективных средств и методов развития  обучения и воспитания.

     Одним из таких методов является метод проектов, использование которого дает возможность воспитанникам экспериментировать, синтезировать полученные знания, применять их в играх и самостоятельной деятельности, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. 
Многочисленные исследования и наблюдения показывают, что учащиеся специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, в самостоятельной жизни.

Проектная деятельность предоставляет большие возможности для перехода от учения как процесса запоминания к самостоятельной деятельности, от ориентации на среднего ученика к дифференцированному обучению. 
Участвуя в проектной деятельности, каждый ученик может выбрать для себя занятие согласно своим склонностям и способностям. При выполнении проекта учащиеся самостоятельно не только находят источники информации, извлекают необходимые сведения и систематизируют их, но и планируют свою работу, сотрудничают друг с другом, решают творческие задачи, овладевают исследовательскими умениями, расширяют кругозор.
 
Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.
 

   Поскольку младшие школьники с нарушением интеллекта  не могут самостоятельно находить противоречия в окружающем мире, выдвигать гипотезы, формулировать проблему, выступать в роли организатора проектов, проектная деятельность в образовательном процессе коррекционной школы, как правило, носит характер трехстороннего сотрудничества: детей, родителей и педагогов. 
В зависимости от тематики, состава участников, сроков выполнения в школьной образовательной организации реализуются проекты разных видов.
 
Так в Нововаршавской школе-интернат на протяжении уже четырех лет реализуются творческие, исследовательские, групповые, игровые и комплексные проекты.
Именно с помощью проектной деятельности педагог старается развить и максимально приблизить детей с нарушениями в развитии к норме и благополучному вхождению в социум. Для коррекционного педагога это не простая задача, так как социум не всегда готов принять особенного ребёнка как себе равного, поэтому от учителя требуется максимально продуманных действий не только при создании творческой деятельности в виде проекта, но и при представлении его в обществе наравне с другими нормально развивающимися детьми.
 
Не все учащиеся в силу их индивидуальных особенностей (уровня интеллектуального и физического развития) могут самостоятельно выполнить задание, поэтому учитель совместно с учениками в обсуждении определяет тему проекта, ставит цели и задачи предстоящей работы, определяет направления работы.
 

       Основными этапами проектной деятельности являются:
• мотивационный (я, как учитель заявляю общий замысел, создаю положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают свои идеи) ;
• планирующий – подготовительный (определяем тему и цели проекта, формулируем задачи, вырабатываем план действий, согласовываем способы совместной деятельности) ;
• информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; я наблюдаю, координирую, поддерживаю, сама являюсь информационным источником) ;
• рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, я выступаю участником коллективной оценочной деятельности). Традиционным стал коллективный творческий проект, целью которого является творческое развитие всех участников образовательных отношений. К основным задачам коллективного творческого проекта относятся:
• Сотрудничество и сотворчество участников образовательных отношений;
• Воспитание культуры общения;
• Развитие у детей воображения, любознательности, исследовательских способностей.
Среди особенностей этих проектов следует отметить в первую очередь их нетрадиционную тематику – «Из жизни». Так, например, с учетом особого интереса воспитанников к празднованию Нового года. Мы  приняли  участие в конкурсе «Новогоднее окно» в рамках оформления кабинета  к Новому году откликнулись дети, их родители и педагоги группы. Данное мероприятие помогло реализовать творческий потенциал всех участников, прошло ярко и зрелищно. Окна в классе были украшены в разной технике исполнения. Главным достижение данного мероприятия стало появление «Новогоднего окна» в каждом доме участников проекта.
  В рамках творческо – исследовательского проекта,  ребята  нашего класса приняли  участие в областном телекоммуникационном проекте «Наряжаем ёлочку» где решались  воспитательные, познавательные задачи. Проект предполагал обязательное участие во всех этапах. Первый этап- составление сказки по опорным вопросам «Защитим елочку – зеленую иголочку», (цель - формирование представлений о необходимости сохранения елочки и способах ее замены) Второй этап- «Зеленая красавица» - творческое конструирование из различного материала. (цель – формировать доброжелательное отношение к елочкам).Третий этап наряжаем елочку «История новогодних игрушек»,в итоге  команда нашего класса заняла третье место. Совместная деятельность  над проектом вызвала массу положительных эмоций у всех участников и превратилась в настоящий праздник.  Перед реализацией проекта и после, мы провели опрос среди воспитанников нашей   группы, попросив их ответить на вопросы: какую ель они собираются наряжать в преддверье Нового года «живую» или «искусственную».

Результаты нашего опроса

До реализации проекта

Живая елочка

Количество семей

7

Искусственная елочка

Количество семей

5

После реализации проекта

Живая елочка

Количество семей

2

Искусственная елочка

Количество семей

10

По результат опроса можно сделать вывод, что 5 семей пересмотрели свое решение в пользу сохранения елочки – природного богатства в пользу искусственной ели. Это обстоятельство очень радует нас, значит, проделанная работа не прошла зря.

Заинтересовал ребят проект «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать». Мы провели наблюдения "Птицы зимой", "Следы птиц".

 Опытно-экспериментальная деятельность "Почему птичкам не холодно?" (рассматривание перьев птиц), изготовление кормушек, подкормка птиц зимой

    Особенность творческих коллективных проектов – наглядный результат совместной деятельности участников. 

Так же реализуются исследовательские и групповые проекты по направлениям: 
• Физическое развитие – «От стартов школьных к стартам олимпийским» (воспитатели, инструктор по физической культуре) ;
• Социально – личностное развитие;
• Художественно – эстетическое и познавательно – речевое развитие.
 
   Таким образом, реализация творческих коллективных проектов в коррекционной школе  дает возможность развивать у  младших школьников активность, умение узнавать новое, добиваться поставленной цели. В процессе такого личностного обучения создаются естественные условия для формирования у детей основных базисных характеристик личности: самостоятельности, инициативности, компетентности (интеллектуальной, языковой, социальной, творческого отношения к делу, произвольности, свободы поведения, самооценки.
 
  Педагоги благодаря проектам учатся работать в соответствии с современными требованиями, интегрируя образовательное пространство, разные виды детской деятельности. Технология проектирования требует от  педагога соответствующих знаний и умений.

   Значение такой формы организации труда в коррекционной школе трудно переоценить. Учащиеся, которые обладают вышеперечисленными знаниями и умениями практической деятельности, успешно адаптируются в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни. 
Конечно, учитывая особенности таких детей, накладываются естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.
 

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\участие в проектк Наряжаем елочку.JPGC:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\зеленая красавица.JPG

Участие в проекте «Наряжаем елочку», Зеленая красавица

Список литературы:
1. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов – М., АРКТИ, 2003г.
 
2. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся – М., 2006г.
 
3. Шаповалова О. Е. Моделирование проблемных ситуаций в процессе
 
воспитания учащихся вспомогательной школы-интерната. / Дефек
 
тология. – 1995г. – № 2.
http://www.maam.ru/detskijsad/organizacija-proektnoi-dejatelnosti-s-obuchayuschimisja-nachalnoi-shkoly-viii-vida.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

Обобщение опыта по теме "Организация проектной деятельности в условиях школьного НОУ как эффективное средство развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся".

Цель опыта: систематизировать учебно - методический материал для создания модели проектно - исследовательской деятельности с учащимися 8 - 11 классов в условиях школьного НОУ....

Обобщение опыта работы по теме «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы в 5 классах (ФГОС ООО)»

Обобщение опыта работы по теме «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы в 5 классах (ФГОС ООО)». В статье освещается теоретический материал и предложены для внимания 2 ученических...

Из опыта работы по организации проектной деятельность учащихся: " Компетентностный подход в реализации проектной деятельности детско-взрослых экологических сообществ"

  Метод проектов – это система учебно – познавательных приемов, позволяющих  решить ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий учащихся  и об...

Обобщение опыта работы на тему: "Изобразительная деятельность, как средство формирования творческого воображения детей младшего школьного возраста"

Сущность опыта заключается в том, как развить творческие способности ребёнка, развить такие качества, как уверенность, самостоятельность, воображение. Рисование с использованием нетрадиционных техник,...

Обобщение опыта работы по теме: "Проектная деятельность, как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии и во вне урочной деятельности".

Передо мной, как перед учителем технологии стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольст...