Обобщение опыта работы по теме «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы в 5 классах (ФГОС ООО)»
статья на тему

Буханова Анна Михайловна

Обобщение опыта работы по теме «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы в 5 классах (ФГОС ООО)». В статье освещается теоретический материал и предложены для внимания 2 ученических проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_bam.docx111.4 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы по теме «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы в 5 классах (ФГОС ООО)».

Модернизация образования, введение в образовательное пространство таких категорий как системный анализ, информационные технологии, семиотика предполагают необходимость проектирования образовательной траектории каждого ребенка, включая его в гибкую динамическую среду, отличную по содержанию и форме от традиционных уроков. В ней проявляется индивидуальность ребенка, он может соотнести свой выбор с многообразием способов деятельности. Включение его в деятельность, разрешение собственной проблематики, создание собственного образа действия, организацию образовательного семиотического пространства, необходимо для проявления внутренней сущности, глубинных механизмов реализации возможности и потребностей учащегося. Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности ребенка через организацию активных способов действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности. При организации проектной деятельности возможно не только индивидуальная, самостоятельная, но и групповая работа учащихся. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения. Постановка задач, решение проблем повышает мотивацию к проектной деятельности и предполагает: целеполагание, предметность, инициативность, оригинальность в решении познавательных вопросов, неординарность подходов, интенсивность умственного труда, исследовательский опыт, организацию семиотического пространства.

Самой популярной педагогической технологией в современном преподавании становится метод проектов с использованием ИКТ, так как он направлен на повышение эффективности урока. На таких занятиях учитель предъявляет школьникам ту или иную проблему для самостоятельного исследования, хорошо зная ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуются в ходе ее решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой личности.

В 2015-2016 учебном году я работала в параллели 5 классов, реализующих ФГОС ООО. 

Проект (от лат. рrojectus, букв.- брошенный вперед) - 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план.

Цели использования технологии:

1. Организация самостоятельной и практической деятельности.

2. Формирование широкого спектра УУД, личностных результатов.

Учитель: является консультантом, мотивирующим и направляющим исследовательскую, аналитическую, проектную, творческую деятельность учащегося.

Ученик: самостоятельно выбирает эффективный маршрут решения предметной, личностной проблемы из многих вариантов, используя разнообразные источники информации, материалы, формы, способы деятельности.

При выполнении проекта ученик:

  • Структурирует проект в логике научного исследования,
  • Включает в проект аргументацию его актуальности,
  • Определяет объект и предмет исследования,
  • Обозначает цели и задачи проектного исследования, формулирует гипотезу исследования,
  • Определяет методы исследования,
  • Конкретизирует источники информации, выводит методологию исследования,
  • Определяет пути решения проблем,
  • Осваивает новое опытным путем,
  • Оформляет проект в виде выводов,
  • Подтверждает или опровергает гипотезу,
  • Выходит на новый спектр проблем.

Таким образом, результаты использования технологии таковы: овладение учащимися алгоритмом и умением выполнять проектные работы способствует формированию познавательного интереса; умения выступать и доказывать свою позицию, самостоятельность и самоорганизация учебной деятельности; реализация творческого потенциала в исследовательской и предметно-продуктивной деятельности.

Главное: проектная работа способствует развитию УУД, которые будут востребованы не только в будущей профессиональной деятельности, но и в социальной жизни человека, т.е. регулятивных, коммуникативных и познавательных действий.

Трудности, с которыми сталкиваешься при работе над классным проектом:

1. Не готовы к групповой работе.

2. Не умеют работать самостоятельно по заданному алгоритму.

3. Не умеют слушать и слышать.

4. Недостаточно сформированы УУД.

Предлагаемый подход к преподаванию русского языка и литературы имеет ряд преимуществ: учащиеся систематически получают навыки общения, сотрудничества, саморегуляции поведения в коллективе. Происходит это в привычной обстановке микрогруппы, в которую объединяются учащиеся. Работа в микрогруппах постепенно раскрепощает ребят, создает условия психологического комфорта, учит свободно излагать свои мысли, доказывать собственные выводы, слушать других, уважать чужую точку зрения, спорить, анализировать свои действия, давать им оценку. Идет формирование личности, способной оценить ситуацию, увидеть проблему, принять решение, реализовать его и нести ответственность за свой выбор. Предметы русский язык и литература дают большие возможности для работы с использованием ИКТ, так как именно на этих уроках мы непосредственно работаем со словом, предложением, текстом; учим детей составлять планы, конспекты, аннотации и рецензии информационных сообщений; аргументировать свои высказывания; воспитываем у учащихся бережное уважительное отношение к слову.

Деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. Проектная деятельность содержит:

- анализ проблемы;

- постановка цели;

- выбор средств ее достижения;

- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

- оценка полученных результатов и выводов.

Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Задачи проектной деятельности:

- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

- Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Всему этому я и обучала детей в течение учебного года.

Деятельность учащихся при выполнении проекта на различных его этапах:

1.     Определение темы, целей, исходного положения, формирование рабочих групп.

2.     Планирование (анализ проблемы, постановка задач, уточнение информации, синтез идеи, планы).

3.     Принятие решений («мозговой штурм», обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта).

4.     Выполнение (работа по выполнению проекта).

5.     Проверка и оценка результатов (анализ выполнения проекта, выяснение причин удач и неудач).

6.     Защита проекта (коллективный анализ деятельности).

Классные проекты: «Мои любимые русские сказки» (Задача: сделать книгу любимых сказок), «Иллюстрации фразеологизмов».

В 2015-2016 учебном году состоялась защита первых индивидуальных ученических проектов по русскому языку и литературе. Я считаю, что она прошла успешно.

Класс

ФИ

Тема

Отметка

Статус

1

Ким Н.

Роль фразеологизмов в русском языке

5

2

Лучкин В.

Гимн неисчерпаемым возможностям человека (по роману Дефо «Робинзон Крузо»)

5

Проект-лидер

3

Горюнов Э.

Каталог русской народной нечисти

5

Проект-лидер

4

Митюгов М.

Волшебные предметы в РНС

5

5

6

Игнатьева А.

Бахтиярова А.

Победа добра над злом – традиция русских народных сказок

5

7

Кулешова А.

Тайна Бабы Яги

5

8

Гнедаш В.

Города России в пословицах

5

9

Ункеева Д.

Патриотический пафос стихотворения Лермонтова «Бородино»

5

Проект-лидер

10

Шестопавлова А.

Афоризмы и крылатые слова, пришедшие в язык из басен Крылова

4

11

Горбунов В.

Тридесятое царство в РНС

5

12

Петриченко А.

Использование малых фольклорных произведений в РНС

5

Проект-лидер

13

Ахметзянова А.

Осмеяние пороков в баснях Крылова

5

В качестве примера привожу 2 ученических проекта.

«Гимн неисчерпаемым возможностям человека»

(по роману Дефо «Робинзон Крузо»)

Вид работы – учебный проект

Автор:

Лучкин Владислав,

ученик 5А класса

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………….……..2

2. Даниэль Дефо…………………………………….…………………………… …….2

3. Анкетирование учащихся…………………………………………………………...3

4. Литературное исследование на тему «Гимн неисчерпаемым

возможностям человека» (по роману Дефо «Робинзон Крузо»)………….………...4

4.1 Цели и задачи исследования…………………………………………………........4

4.2 Роман Д.Дефо «Робинзон Крузо»…………………….…………………………...4

4.3 Литературное исследование …………..……………….……..…………………...5

5. Заключение………………………………………………………………………......8

6. Литература и другие источники………………………………….………………...8

1. Введение

Вместе с родителями я посмотрел культовый американский телесериал в жанре робинзонады «Остаться в Живых». В центре сюжета— история пассажиров потерпевшего катастрофу рейса 815, летевших из Сиднея (Австралия) в Лос-Анджелес (США). Авиакатастрофа выбрасывает выживших пассажиров на тропический остров где-то в Океании, вынуждая незнакомцев сотрудничать, чтобы выжить. Их жизни подвергаются угрозам со стороны загадочных существ, таких, как полярные медведи, неведомого создания, издающего рёв в джунглях, и недоброжелательных коренных жителей острова, известных как «другие». Они знакомятся с француженкой по имени Даниэль Руссо, потерпевшей кораблекрушение на острове более 16 лет назад, и находят загадочный металлический люк, зарытый в землю. Часть выживших предпринимает попытку покинуть остров на плоту. Людям требуется применить все свои навыки и умения не только для того, чтобы выжить на необитаемом острове, но также им требуется вместе сосуществовать, что тоже не легко. Телесериал очень сложный, захватывающий и интригующий и многое мне в нем, как подростку, было непонятно. Тогда мама мне предложила прочитать роман Д.Дефо «Робинзон Крузо».

2. Даниэль Дефо

Даниэль Дефо - английский писатель, публицист, журналист, автор романа о Робинзоне Крузо - родился примерно в 1660 г. недалеко от английской столицы, получил духовное образование и готовился в пасторы, но от церковной карьеры вынужден был отказаться, - Дефо-младшего влекла совершенно другая стезя - коммерческая деятельность и торговля. Окончив Ньюингтонскую академию, где изучал греческий и латинский языки, классическую литературу, стал приказчиком у оптового чулочного торговца. По торговым делам часто бывал в Испании, Португалии и Франции, где ознакомился с жизнью Европы и совершенствовался в языках.

В дальнейшем он приобрел собственное чулочное производство, было в его предпринимательской биографии управление и владение крупным заводом, выпускавшим кирпичи и черепицу. Его коммерческая деятельность в итоге завершилась банкротством.

Однако предпринимательство было далеко не единственным интересом Даниэля Дефо, он проживал яркую и насыщенную жизнь. Будучи молодым человеком, принимал активное участие в политической жизни, был одним из восставших против короля Якова II Стюарта, потом скрывался по разным городам, чтобы избежать тюремного заключения. Деятельность на поприще литературы началась с памфлетов и сатирических стихотворений, а также прозаических трактатов, посвященных вопросам предпринимательства. Дефо работал как секретный агент, собирал в Англии и Шотландии разнообразную интересующую информацию. В 1704 г. устроился в известное периодическое издание «Ревью», где в обязанности ему вменялось написание и редактирование статей. Издание просуществовало до 1713 г., комментарии Дефо периода работы в «Ревью» стали самыми известными из его сочинений политического характера.

Не покладая рук работая на поприще журналистики, Даниель Дефо пишет и литературные произведения. Его перу принадлежит более чем полтысячи сочинений, среди которых романы «Радости и горести Моль Флендерс» (1722), «Счастливая куртизанка, или Роксана» (1724), «Жизнь, приключения и пиратские подвиги прославленного капитана Синглтона» (1720) и «История полковника Джека» (1722), труды «Совершенный английский торговец», «Морской торговый атлас», «Всеобщая история пиратства», «Путешествие по всему острову Великобритания». Умер Даниэль Дефо в апреле 1731 г. в Лондоне.

Д.Дефо за жизнь написал немало книг. Но на надгробии его высечена надпись: «Даниэль Дефо, автор «Робинзона Крузо». Этот роман стал главным делом жизни Дефо, которым он известен человечеству.

3. Анкетирование учащихся

Прочитав произведение Д.Дефо «Робинзон Крузо», я очень удивился тому, что человек имеет скрытые возможности, физические и духовные, которые раскрываются в тот момент, когда он оказывается в экстремальной ситуации. Меня заинтересовало, а знают ли мои сверстники о физических возможностях своего организма. Для этого я подготовил и провел социальный опрос среди учащихся пятых и восьмых классов.

100

 

90

 

80

 

70

 

60

 

 

50

 

 

40

 

 

 

 

30

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Человек без
сна может прожить

Человек без воды
может прожить

Человек без пищи
может обходиться

Человек может
задерживать
дыхание

100%

 

5 класс

 

8 класс

Выводы анкетирования:

1. Учащиеся не знают возможности своего организма.

2. Из анкетирования стало понятно, что ребята не знают, сколько они могут продержаться без пищи, воды и сна, какое время может организм обходиться без воздуха.

4. Литературное исследование на тему

«Гимн неисчерпаемым возможностям человека» (по роману Дефо «Робинзон Крузо»)

4.1 Цели и задачи исследования

Я прочитал книгу Д.Дефо «Робинзон Крузо», задавшись вопросом о возможностях человека, находящегося в экстремальных условиях.

Итак, тема моего исследования: «Гимн неисчерпаемым возможностям человека» (по роману Дефо «Робинзон Крузо»).

Цель: доказать на примере произведения Д.Дефо «Робинзон Крузо», что возможности человека неисчерпаемы.

Задачи:

  1. Изучить произведение Д.Дефо «Робинзон Крузо».
  2. Провести литературное исследование для определения, чего смог достигнуть Робинзон Крузо, находясь на необитаемом острове.

4.2 Роман Д.Дефо «Робинзон Крузо»

История Робинзона на острове не была полностью вымышленной. За несколько лет до того, как был написан роман Дефо, лондонское общество с живейшим интересом обсуждало удивительные приключения шотландца Александра Селькирка, который служил матросом на корабле, совершавшем рейс по Тихому океану. Поссорившись с Селькирком, капитан корабля приказал высадить непокорного матроса на один из необитаемых островов у берегов Чили. Через четыре года проходивший мимо острова английский корабль подобрал Селькирка. За это время матрос совершенно одичал, даже почти разучился говорить. История Селькирка была описана в книге «Путешествие вокруг света от 1708 до 1711 г.» мореплавателя Вудса Роджерса, того самого, чей корабль подобрал матроса на диком острове Хуан-Фернандес. Есть основания полагать, что именно отсюда Дефо почерпнул сюжет своего «Робинзона». Однако между действительной судьбой матроса, попавшего на безлюдный остров, и вымышленной историей Робинзона Крузо на необитаемом острове — огромная разница, которая сразу же бросается вглаза: вместо того, чтобы одичать и почти потерять человеческий облик, как это произошло с шотландцем Селькирком, Робинзон закладывает на острове основы цивилизации. Попав на остров, Робинзон оказывается в положении первобытного человека. Сначала он живет охотой и рыболовством, потом начинает приручать и разводить диких коз, обращается к земледелию, овладевает различными ремеслами. Его хозяйство разрастается, он стремится получить все большее количество жизненных благ, освободить себя от наиболее тяжелой физической работы. У него появляется раб — Пятница.

В каждом новом деле, за которое он берется, Робинзон проявляет смелость, уверенность в себе, практическую сметку и уменье приспособиться к условиям, в которые ставит его жизнь. Эта жизненная цепкость Робинзона является одной из наиболее важных особенностей его характера. Автор твердо уверен, что его герой нигде не пропадет. Впервые в жизни занявшись морской торговлей, Робинзон возвращается из первой же поездки с большими барышами. Взявшись за разведение сахарного тростника, он быстро добивается повышения доходности плантации. Автор проводит своего героя через самые различные препятствия и опасности. Каждое новое испытание, из которого Робинзон благодаря своему упорству, энергии и решительности выходит, в конечном счете, победителем, еще раз подтверждает замечательную жизнеспособность героя.

История пребывания Робинзона на острове раскрывает перед читателем могущество человека, покоряющего природу. Потерпев кораблекрушение, герой Дефо попадает на необитаемый остров. Рядом с Робинзоном нет ни души. Неведомые опасности подстерегают его со всех сторон. В этих необычайных обстоятельствах Робинзон может положиться только на самого себя. Ясный разум, практическая сметка и неутомимое трудолюбие приходят ему на помощь. Писатель показывает нам на примере своего героя, какие необъятные возможности заключает в себе человеческий труд.

4.3 Литературное исследование

Достижения

Робинзона Крузо

Литературное произведение

Постройка жилья

«Первейшей заботой Робинзона становится устройство надёжного, безопасного жилья — и главное, в виду моря, откуда только и можно ожидать спасения. На скате холма он находит ровную полянку и на ней, против небольшого углубления в скале, решает разбить палатку, оградив её частоколом вбитых в землю крепких стволов. Войти в «крепость» можно было только по приставной лестнице. Углубление в скале он расширил — получилась пещера, он использует её как погреб. На эти работы ушло много дней. Он быстро набирается опыта».

Изобретение календаря

«Прошло дней десять-двадцать моего житья на острове, и я вдруг сообразил, что потеряю счет времени, благодаря отсутствию книг, перьев и чернил, и что, в конце концов, я даже перестану отличать будни от воскресных дней. Для предупреждения этого я водрузил большой деревянный столб на том месте берега, куда меня выбросило море, и вырезал ножом крупными буквами надпись: «Здесь я ступил на этот берег 30 сентября 1659 года», которую прибил накрест к столбу. По сторонам этого столба я каждый день делал ножом зарубку; а через каждые шесть зарубок делал одну подлиннее - это означало воскресенье; зарубки же, обозначавшие первое число каждого месяца, я делал еще длиннее. Таким образом, я вел мой календарь, отмечая дни, недели, месяцы и годы».

Занятие столярными работами

«Итак, я прежде всего сделал себе стол и стул. Я употребил на них короткие доски, которые привез на плоту с корабля. Когда же затем я натесал длинных досок вышеописанным способом, то приладил в моем погребе по одной стене, несколько полк одну над другой, фута по полтора шириною, и сложил на них свои инструменты, гвозди, железо и прочий мелкий скарб, - словом распределил все по местам, чтобы легко находить каждую вещь. Я забил также колышков в стену погреба и развесил на них свои ружья и вообще все то из вещей, что можно было повесить».

Изобретение светильника

«Я часто вспоминал про тот кусок воску, из которого делал свечи во время моих приключений у берегов Африки, но воску у меня не было. Единственным выходом было воспользоваться жиром коз, которых я убивал на охоте. Я устроил себе светильник из козьего жиру: плошку собственноручно вылепил из глины, а потом обжег на солнце, на фитиль же взял пеньку от старой веревки. Светильник горел хуже, чем свеча, свет его был не ровный и тусклый».

Занятие земледелием

«Читатель может себе представить, как тщательно собрал я колосья, когда они созрели (это было в конце июня). Я подобрал каждое зернышко и решил снова посеять весь урожай в надежде накопить со временем столько зерна, чтобы его хватило мне на пропитание. Но только на четвертый год я мог позволить себе уделить весьма скромную часть этого зерна на еду».

«Я вскопал, как мог, небольшой клочок земли деревянной лопатой, разделил его пополам и засеял одну половину рисом, а другую ячменем, но во время посева мне пришло в голову, что лучше на первый раз не высевать всех семян, так как я все-таки не знаю наверно, когда нужно сеять. И я посеял около двух третей всего запаса зерна, оставив по горсточке каждого сорта про запас».

Добыча рыбы

«Удил рыбу, но ни одной съедобной не поймал. Соскучившись, хотел было уже уходить, но, закинув удочку в последний раз, поймал маленького дельфина. Удочка у меня была самодельная: лесу я сделал из пеньки от старой веревки, а крючков у меня совсем не было. Тем не менее, на мою удочку ловилось столько рыбы, что я мог есть ее вволю. Ел я ее вяленою, просушивая на солнце».

Плетение корзин

«Нарубив прутьев, и сволок их за ограду и принялся сушить, а когда они подсохли, перенес их в пещеру. В ближайший дождливый сезон я принялся за работу и наплел много корзин для носки земли, для укладки всяких вещей и для разных других надобностей. Правда, у меня они не отличались изяществом, но, во всяком случае, годились для своей цели. С тех пор я никогда я не забывал пополнять свой запас корзин: по мере того, как старые разваливались, я плел новые».

Создание глиняной посуды

«Как неумело я замесил глину, какие нелепые, неуклюжие, уродливые произведения выходили у меня, сколько моих изделий развалилось от того, что глина была слишком рыхлая и не выдерживала собственной тяжести, сколько других потрескалось от того, что я поспешил выставить их на солнце, и сколько рассыпалось на мелкие куски при первом же прикосновении к ним как до, так и после просушки. Довольно сказать, что после двухмесячных неутомимых трудов, когда я, наконец, нашел глину, накопал ее, принес домой и начал работать, у меня вышло только две больших безобразных глиняных посудины, потому что кувшинами их нельзя было назвать».

Приготовление хлеба

«Теперь надо было подумать о том, как я буду печь свои хлебы, когда приготовлю муку. Прежде всего, у меня совсем не было закваски; так как и заменить ее было нечем, то я перестал ломать голову над этим. Но устройство печи сильно затрудняло меня. Тем не менее, я, наконец, нашел выход. Я вылепил из глины несколько больших круглых посудин, очень широких, но мелких, а именно: около двух футов в диаметре и не более девяти дюймов в глубину, блюда эти я хорошенько обжег на огне и спрятал в кладовую. Когда пришла пора печь хлеб, я развел большой огонь на очаге, который выложил четырехугольными хорошо обожженными плитами, также моего собственного приготовления. Впрочем, четырехугольными их, пожалуй, лучше не называть. Дождавшись, чтобы дрова перегорели, я разгреб уголья по всему очагу и дал им полежать несколько времени, пока очаг не раскалился. Тогда я отгреб весь жар к сторонке, поместив на очаге свои хлебы, накрыл их глиняным блюдом, опрокинув его кверху дном, и завалил горячими угольями. Мои хлебы испеклись, как в самой лучшей печке. Я научился печь лепешки из рису и пудинги, и стал хорошим пекарем».

Постройка пироги

«Я повалил огромнейший кедр. Думаю, что у самого Соломона не было такого во время постройки иерусалимского храма. Мой кедр имел пять футов десять дюймов в поперечнике у корней, на высоте двадцати двух футов - четыре фута одиннадцать дюймов; дальше ствол становился тоньше, разветвлялся. Огромного труда стоило мне свалить это дерево. Двадцать дней я рубил самый ствол, да еще четырнадцать дней мне понадобилось, чтобы обрубить сучья и отделить огромную, развесистую верхушку. Целый месяц я обделывал мою колоду снаружи, стараясь придать ей форму лодки, так чтобы она могла держаться на воде прямо. Три месяца ушло потом на то, чтобы выдолбить ее внутри. Правда, я обошелся без огня и работал только стамеской и молотком. Наконец, благодаря упорному труду, мной была сделана прекрасная пирога».

Пошив одежды и зонта

«Я уже говорил, что мной сохранялись шкурки всех убитых мною животных (я разумею четвероногих). Каждую шкурку я просушивал на солнце, растянув на шестах. Поэтому по большей части они становились такими жесткими, что едва ли могли на что-нибудь пригодиться, но некоторые из них были очень хороши. Первым делом я сшил себе из них большую шапку. Я сделал ее мехом наружу, чтобы лучше предохранить себя от дождя. Шапка так мне удалась, что я решил соорудить себе из такого же материала полный костюм, т. е. куртку и штаны. И куртку, и штаны я сделал совершенно свободными, а последние - короткими до колен, ибо и то и другое было мне нужно скорее для защиты от солнца, чем для тепла. Покрой и работа, надо признаться, никуда не годились: плотник я был очень неважный, а портной и подавно. Как бы то ни было, мое изделие отлично мне служило, особенно, когда мне случалось выходить во время дождя: вся вода стекала по длинному меху шапки и куртки, и я оставался совершенно сухим. После куртки и брюк я потратил очень много времени и труда на изготовление зонтика, который был очень мне нужен».

«Сделать раскрытый зонтик мне было легко, но тогда пришлось бы всегда носить его над головой, а это было неудобно. Но как уже сказано, я преодолел эту трудность, и мой зонтик мог закрываться. Я обтянул его козьими шкурами мехом наружу: дождь стекал по нему, как по наклонной крыше, он так хорошо защищал от солнца, что я мог выходить из дому даже в самую жаркую погоду и чувствовал себя лучше, чем раньше, в более прохладную, а когда он был мне не нужен, я закрывал его и нес подмышкой».

Скотоводство и производства масла и сыра

«Года через полтора было штук двенадцать коз, считая с козлятами, а еще через два года мое стадо выросло до сорока трех голов (кроме тех коз, которых я убивал на еду). С течением времени у меня образовалось пять огороженных загонов, в которых я устроил по маленькому закутку, куда загонял коз, когда хотел поймать их; все эти загоны соединялись между собой воротами. Итак, у меня был теперь неистощимый запас козьего мяса, и не только мяса, но и молока. Последнее, собственно говоря, было для меня приятным сюрпризом, так как, затевая разводить коз, я не думал о молоке, и только потом мне пришло в голову, что я могу их доить. Я устроил молочную ферму, с которой получал иной раз до двух галлонов молока в день. Природа, питающая всякую тварь, сама учит нас, как пользоваться ее дарами. Никогда в жизни я не доил корову, а тем более козу, и только в детстве видел, как делают масло и сыр, и тем не менее, когда приспела нужда, научился, - конечно, не сразу, а после многих неудачных опытов, - но все же научился и доить, и делать масло и сыр и никогда потом не испытывал недостатка в этих предметах».

5. Заключение

Дефо на примере своего героя показал, что человек, встретившись один на один с природой, способен не только выжить в условиях, когда надеяться, казалось бы, не на что, но и проявить мужество, смекалку, стойкость. В романе отразились представления о том, что природа создала человека всесильным; возвращаясь к природе, человек черпает в ней неиссякаемую мощь. Человек способен победить свою слабость и доказать трудом и упорством свою силу и безграничные возможности. Творческая натура человека преобразует и окружающий мир, и его самого.

Таким образом, проведя исследование по теме «Гимн неисчерпаемым возможностям человека» (по роману Дефо «Робинзон Крузо»), я пришел к выводу, что возможности человека неисчерпаемы. Просто верьте в себя!

6. Литература и другие источники

1. Д.Дефо «Робинзон Крузо». — М.: Астрель-хранитель.

2. «Остаться в живых», телесериал, США 2010г.

3. www.wisdoms.ru

4. www.allsoch.ru

5. www.litra.ru

6. www.liceum9.ru

7. www.wikipedia.org

«Тайна Бабы Яги»

Вид работы – учебный проект

Автор:

Кулешова Анастасия,

ученица 5Б класса

Содержание

  1. Введение ……………………………………………………………………………...2
  2. Анкетирование ……………………………………………………………………….2
  3. Литературное исследование «Тайна Бабы Яги» ……………………………….…..3
  1. Цели и задачи исследования ………………………………………………….....3
  2. Литературное исследование …………………………………………………….3
  1. Заключение ………………………………………………………………………..….6
  2. Литература и другие источники ………………………………………………….....6

1. Введение

Мы все любим чудеса. А где они происходят? Конечно же, в сказках. Сказки очень добрые, весёлые и поучительные. В них много положительных героев, но есть и другие, которые хотят им навредить и помешать. Среди них нас больше всего заинтересовала Баба Яга. Почему? Да потому что в разных сказках её образ может меняться. Временами она – злобная ведьма – налетает на Русь, несёт с собой мор людей и падёж скота, похищает детей. Иной раз она – «гостеприимная» хозяйка, – и к ней заглядывают гости с Руси: одних Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу. Она может быть хитрой и смешной. Баба-Яга – неоднозначный персонаж. Чаще всего она отрицательная героиня, но в этом лихом существе есть такое, что пугает, а одновременно и влечёт, притягивает к ней. Так кто же она, эта загадочная старушка?

2. Анкетирование

  1. Читаете ли вы РНС?
  2. Кто такая Баба Яга?
  3. Как выглядит Баба Яга?
  4. Где живёт Баба Яга?
  5. Чем занимается Баба Яга?

Выводы: Дети читают РНС и имеют представление о Бабе Яге.

3. Литературное исследование «Тайна Бабы Яги»

Все с детства знают, кто такая Баба Яга, и помнят практически всё о ее проделках. Как правило, они весьма неприятны, и саму героиню относят к нечистой силе. Тем не менее в любой сказке Баба Яга выполняет важную роль. Выкиньте ее из текста, и герой обязательно ничего не сможет: он либо не достанет необходимый ему меч-кладенец, либо не получит точное указание, где искать и куда идти, да в конце концов, непременно окажется голодным и грязным, поскольку эта вредная старушенция изначально непременно его кормит, поит и в баньке парит, а уж потом творит все остальное. Таким образом, без нее никуда. Так в чем же тайна Бабы Яги?

Тема исследования: «Тайна Бабы Яги»

3.1 Цели и задачи исследования

Цель: раскрыть тайну Бабы-Яги.

Задачи:

  1. Выяснить, кто такая Баба Яга и где проживает.
  2. Выяснить, кто является помощниками Бабы Яги.
  3. Выяснить, в чем заключаются функции Бабы Яги.

Объектом исследования является образ Бабы Яги как олицетворение сил добра и зла.

Предмет исследования - Баба Яга

Источником материала исследования являются русские народные сказки.

3.2 Литературное исследование «Тайна Бабы Яги»

Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. Как правило, злая старуха-колдунья. Баба-Яга - в славянской мифологии лесная старуха-волшебница, ведьма, волшебница, живой труп. Яга – «язвить, причинять боль, мучить». Слово «Яга» пришло в русские сказки из языка народов Севера. В межэтнической культурной традиции Тобольского севера название «Яга» имело множество значений, основное из них «зимняя женская одежда». Таким образом, Баба Яга - это женщина в меховой одежде. Глагол «я гать» шуметь, браниться. В языке народов Коми «Яга» – это сосновый бор, поэтому можно предположить, что яга проживала в сосновом бору. Баба-яга связана с ночью и тьмой. Также Бабу Ягу считали ведьмой. Даль В.: «Яга – род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела; сосцы висят ниже пояса; она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто видит ягу, становится нем». Баба Яга внушает страх, потому что одновременно олицетворяет и разрушительную энергию, и энергию жизненной силы. Посмотреть ей в лицо — значит, увидеть кровавые глаза, безупречное новорожденное дитя и крылья ангелов — и все это сразу. Баба Яга — инстинктивная природа в обличье ведьмы. Слово «ведьма», как и слово «дикая», стало восприниматься в отрицательном смысле; но в давние времена этими словами называли знахарок, как старых, так и молодых, и само слово «ведьма» произошло от глагола «ведать».  Баба Яга представлялась народу ещё и пряхой. Считалось, что она прядет кудель, ткет холсты и гоняется за своими жертвами с железным гребнем в руках. На то, что Яга некогда считалась олицетворением дождевых туч, бури, вихря (была богиней грозы), указывает не одна черта: - летает с бурей, погоняя свою железную или огненную ступу пестом-молнией и заметая свои следы огненным помелом — ветром - огненные пальцы и острые железные зубы (т.е. разящие молнии) - спутанные, растрепанные волосы (метафора дождевых туч и дождя) - чудесные огнедышащие кони, сапоги-скороходы, ковер-самолет, гусли-самогуды, меч-самосек (т.е. распоряжается и быстролетными облаками, и «бурными напевами грозы», и разящими молниями) - охраняет источники живой воды (т.е. дождя); - заботливо прячет в своих кладовых медь, серебро и золото (т.е. сокровища солнечных лучей, скрываемых за тучами) - насылает ненастье или засуху, преследует сказочных героев черной тучей. На Руси Бабу-Ягу называли ярою, бурою, дикою, что указывает на связь ее с бурными, грозовыми тучами, а также, отчасти, и на связь с культом плодородия (слово ярый было связано с представлением о весеннем плодородии; русское «ярый» — «горячий, огненный, яростный, буйный»). Таким образом мы видим, что существует множество толкований образа Бабы-Яги.

Как же выглядит Баба Яга? Внешность ее пугает! Высокий рост, костяная нога, горб, торчащие изо рта зубы и растрепанные волосы. Она слепа, не видит, а чует носом (еще говорят русским духом пахнет). Характер у этой особы скверный. Поведение ее непредсказуемо. Баба-Яга, выказав свое недовольство, накормит гостя своей пищей и истопит баню. Помывшись в бане, гость смывает с себя «живой дух», после чего Баба Яга признает его за своего и оказывает ему помощь.

Во всех сказках Баба Яга - это всегда старуха с костяной ногой. В некоторых сказках она выглядит устрашающе. Например, в сказке «Финист – ясный сокол» Баба Яга описана так: «Баба Яга костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос…». В сказке «Царевна – лягушка» мы читаем: «на печи, на девятом кирпиче лежит Баба Яга костяная нога, зубы - на полке, а нос - в потолок врос», а в сказке «Марья Моревна»: «… в избушке сидит Баба Яга костяная нога, нос в потолок врос, руки как крюки». В сказке «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» встречаем такое описание: «Андрей вошёл и видит – на лавке сидит седая старуха».

Таким образом мы убедились, что в сказках Баба Яга - старая и некрасивая, у неё мало зубов, нечёсаные волосы, большой горб, одежда на ней вся в заплатках, на ногах - лапти.

Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом. А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом. «Земля дрожит, ходуном ходит. Это Баба Яга в ступе летит…», - так говорится о появлении Бабы Яги в сказке «Василиса Прекрасная».

Служат ей лягушки, гуси-лебеди, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.

Дремучий лес и избушка на курьих ножках Лес - постоянный аксессуар Яги. Герой сказки, будь то царевич или изгнанная падчерица, неизменно оказывается в лесу. Описания его достаточно условны: дремучий, темный, таинственный. Он непроницаем. Это своего рода сеть, улавливающая пришельцев. И чтобы выбраться из него, герой получает от Яги коня, на котором он перелетает через лес. Этот сказочный лес окружает царство мертвых, сквозь него ведет дорога в иной мир – этот мотив можно обнаружить в мифах разных народов.

Баба-Яга живет в «избушке на курьих ножках», которая всегда выполняет её приказания. «Курьи ножки» – это название произошло, скорее всего, от «курных», то есть окуренных дымом столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» (гроб). Почему Бабы Яга занимает всю избу? Яга напоминает собой труп в тесном гробу или в специальной клетушке, где хоронят или оставляют умирать. Она - мертвец. Ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога» (на заборе черепа, вместо засова - человеческая нога, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами). Чтобы попасть в избушку, надо ее повернуть к лесу задом к себе передом, т.е. повернуть к миру живых. Например, в сказке «Финист – ясный сокол»: «Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом! Мне в тебя лезть, хлеба есть». Почему нужно избушку повернуть, а нельзя войти просто? Часто перед Иваном гладкая стена - "без окон, без дверей" - вход с противоположной стороны. Но отчего же не обойти избушки и не войти с той стороны? Очевидно, этого нельзя. Очевидно, избушка стоит на какой-то такой грани, через которую Иван никак не может перешагнуть. Попасть на эту грань можно только через избушку, для чего ее нужно повернуть. Открытой стороной она обращена к тридесятому царству, закрытой - к миру Ивана. Эта избушка - сторожевая застава. За черту он попадет не раньше, чем будет подвергнут допросу и испытанию, может ли он следовать дальше. Это пограничное положение избушки иногда подчеркивается: «За той степью - дремучий лес, а у самого лесу стоит избушка», «Стоит избушка - а дальше никакого хода нету - одна тьма кромешная; ничего не видать». Яга поставлена стеречь границу стоящими над ней хозяевами, которые ее бранят за то, что она пропустила Ивана. «Как смела ты пропустить негодяя до моего царства?» или: «Для чего ты приставлена?». На вопрос Царь-Девицы «Не приезжал ли тут кто?», она отвечает: «Что ты, мы не пропускаем муху».

В волшебных сказках она действует в трех воплощениях.  Рассмотрим поподробнее.

ФУНКЦИИ БАБЫ ЯГИ

ТОЛКОВАНИЕ

СКАЗКИ

ЦИТАТЫ-ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Яга-дарительница

Приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары

«Финист - ясный сокол»

«Но я тебе помогу. Вот тебе серебряное блюдечко и золотое яичко. Когда придёшь в тридевятое царство, наймись работницей к царице. Покончишь работу – бери блюдечко, клади золотое яичко, само будет кататься. Станут покупать – не продавай. Просись Финиста-ясна сокола повидать».

«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»

«Ну, зять дорогой, одевайся, возьми горшок с парным молоком, в молоке – лягушка, да садись на моего коня, он довезёт тебя до огненной реки. Там коня брось и вынимай из горшка лягушку, она тебе скажет».

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде

«Благодарит бабу ягу за ночлег и поехал на её коне».

Яга-похитительница

Крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягу.

«Гуси-лебеди»

«Тут она догадалась, что они унесли её братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава – что они пошаливали, маленьких детей уносили».

Яга-воительница

Обладает мечом-кладенцом и на равных бьется с богатырями. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно

богатырю. Её «рать – сила несметная».

«Баба Яга»

«…Баба – Яга накинулась на собак, на ворота, на берёзку, и на работницу, давай всех ругать и колотить»

«Марья Моревна»

«Поутру пробудилась баба-яга – паршивого жеребёнка видом не видать. Бросилась в погоню. Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает».

4. Заключение

Вывод: Баба Яга - важный и незаменимый образ для русской волшебной сказки. Баба Яга и страху нагонит, и героя на выносливость испытает, и волшебство проявит, а где-то и уму-разуму научит. В сказочном образе Бабы Яги проявилось творчество русского народа, умение через слово выразить свою фантазию и мастерство сказителя.

5. Литература и другие источники

1. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2010

2. Русские народные сказки. Сост. В.П.Аникин. М.: Пресса, 1992

Таким образом, проектная деятельность на уроках русского языка и литературы в 5 классах (ФГОС ООО) является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.  

 Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.     Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по организации проектной деятельности на уроках русского языка и литературы

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор...

Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы с целью повышения мотивации учащихся к предмету»

Обобщение педагогического опыта работыпо теме: «Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы с целью повышения мотивации учащихся к предмету»Ереминой Ольги ЮрьевныУчителя русского язык...

Обобщение опыта работы по теме "Межпредметная связь на уроках русского языка и литературы"

В данной статье помещен опыт работы учителя русского языка литературы по теме самообразования"Межпредметная связь на уроках русского языка и литературы"....

Использование проектной деятельности на уроках русского языка и литературы (описание опыта работы)

Описание опыта работы по применению проектной технологии на уроках русского языка и литературы...

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

Представление собственного инновационного педагогического опыта по теме "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы"...