Статья ''Знакомство с литературными произведениями через посещение театров''
проект по литературе (7 класс) на тему

Данная статья знакомит с репертуаром московских театров.Обзорная экскурсия по театрам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знакомство с литературными произведениями через посещение театров.

... Идите в театр, живите и умрите в нем, если можете.

В.Г. Белинский

Учителя литературы бьют тревогу - современные дети не читают книг. Исследования социологов показывают, что эта проблема актуальна не только в России, но и во всем мире. В чем причина? На этот вопрос нет точного ответа. Одни винят во всем телевидение и компьютер, другие объясняют это просчетом родителей, которые не привили детям с детства любовь к чтению.

А что говорят сами дети? Вот высказывание одного подростка, которое было прочитано нами в Интернете на форуме, посвященном как раз этому вопросу: "Сейчас молодежь нашла другой смысл в жизни, раньше молодежь читала книги и рассказывали друг другу. А теперь просто им это не интересно, они хотят походить на поколение старше их на 4-6 годов, потом они начинают курить, бухать, в общем начинать взрослую жизнь. Хотя книги должны читать каждый, чтобы развивать свое мышление и чтобы можно было заинтересовать девушку своим мышлением".

Художественная литература - основа морали и нравственности нашей цивилизации. Не знать ее, значит косвенно не принимать моральные нормы. Поэтому с каждым годом растет количество немотивированно жестоких преступлений. Поэтому имеют успех всякие секты и "проповедники", цель которых урвать побольше денег за счет одурманивания себе подобных. Рост духовности общества, на который так надеялась церковь, не произошел. Люди не стали добрее и счастливее.

Что же делать? Как повернуть детей к книге? Пока «ученые мужи» ведут споры по этому вопросу, начнем потихоньку двигаться. Двигаться в театр.

Театр вбирает в себя способность литературы словом воссоздать жизнь, но слово это не повествовательное, а живо-звучащее, непосредственно действенное. Притягательная сила театра и заключается в том, что «жизнь на сцене» свободно утверждает себя в воображении зрителя, который начинает жить в мире театра.

Театр - искусство удивительное. Хотя бы потому, что за последнее столетие ему несколько раз предсказывали неминуемую гибель. Ему грозил обретший речь Великий немой - казалось, что звуковое кино отнимет у театра всех зрителей. Затем угроза исходила от телевидения, когда зрелище пришло непосредственно в дом, позже стали опасаться мощно распространившегося видео и Интернета.

Конечно многомиллионная аудитория видеопросмотров и скромная театральная аудитория количественно несопоставимы, но именно театральный зритель, воспитанный на общении с живым искусством, как утверждают психологи, социологи и искусствоведы, наиболее образован и талантлив.

Театр предлагает современному юному зрителю, выросшему в окружении средств массовой информации, компьютеров, зараженному «комиксовым сознанием», неспешное общение с искусством, оставшимся в обойме классических ценностей.

Живое слово, услышанное со сцены, талантливая игра актеров, сопереживание происходящему на сцене, не будничная, школьная, а почти праздничная обстановка  -  все это способствует лучшему пониманию литературного произведения, положенного в основу спектакля, вызывает желание заново перечитать его, обменяться впечатлениями с друзьями, обсудить книгу и спектакль. И это относится не только к литературному произведению, включенному в обязательную школьную программу. Репертуар театров позволит познакомиться с произведениями русских и зарубежных драматургов, не изучаемыми в рамках школьной программы и не включенными в список произведений для внеклассного чтения. Театр способен значительно расширить литературный кругозор, познакомить с новыми именами в литературе.

Изучая творчество драматургов XIX века, важно не только знакомить учащихся с современной сценической интерпретацией их произведений, но и показывать, как преломляются принципы драматургии Островского, Тургенева, Чехова в творчестве драматургов XX века.

Театры в своих репертуарах имеют спектакли на все возрастные категории и разных жанров. В своей работе мы рассказываем об истории, репертуаре, актерах нескольких московских театров, как тех, где мы уже побывали, так и тех, которые наметили посетить.

Театры, представленные в статье, имеют богатую историю, замечательные традиции, интереснейшие актерские коллективы, прекрасных режиссеров, художников, музыкантов.


План-сетка

Рекомендуемые для просмотра спектакли московских театров

Театр

Спектакль

Предлагаемый возраст (класс)

РАМТ

«Приключение Тома Сойера» (М. Твен)

5-6 класс

«Принц и нищий» (М. Твен)

5-6 класс

«Сотворившая чудо» (У. Гибсон)

5-7 класс

«Чисто английские привидения» (О. Уальд)

5-7 класс

«Вишневый сад» (А.П. Чехов)

9-11 класс

«А зори здесь тихие» (Б. Васильев)

8-11 класс

Театр имени Евгения Вахтангова

«За двумя зайцами» (Ф. Достоевский)

7-11 класс

«Дядюшкин сон» (Ф. Достоевский)

9-11 класс

«Чайка» (А.П. Чехов)

9-11 класс

Малый театр

«Недоросль» (Д. Фонвизин)

8-9 класс

«Ревизор» (Н. Гоголь)

7-8 класс

«Горе от ума» (А. Грибоедов)

8-9 класс

«Не было ни гроша, да вдруг алтын» (А. Островский)

10-11 класс

Филиал Малого театра

«Свои люди - сочтемся» (А. Островский)

10-11 класс

«Бешеные деньги» (А. Островский)

10-11 класс

Театр Сатиры

«Левша» (Н. Лесков)

5-6 класс

«Ревизор» (Н.В.Гоголь)

7-9 класс

«Укрощение строптивой» (У.Шекспир)

10-11 класс

Театр Юного Зрителя (ТЮЗ)

«Необычайные приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна по Марку Твену»

5-6 класс

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (М.Е. Салтыков-Щедрин)

6-7 класс

«Гроза» (А.Н. Островский)

10-11 класс

Театр «У Никитских ворот»

«Бедная Лиза» (Н.Карамзин)

8-9 класс

«Роман о девочках» (В. Высоцкий)

8-11 класс

Ленком

«Тартюф» (Ж.-Б. Мольер)

9-11 класс

«Юнона и Авось» (А. Вознесенский, А. Рыбников)

7-11 класс

«Женитьба» (Н. Гоголь)

8-11 класс

«Чайка» (А. Чехов)

9-11 класс

«Безумный день, или Женитьба Фигаро» (П.О. Бомарше)

8-11 класс


Впечатления учащихся о просмотренных спектаклях.

Весной 2008 г. ребята нашего класса посмотрели в театре спектакль «Левша» по мотивам повести Николая Лескова, пьесы Евгения Замятина «Блоха» и музыкальной комедии Владимира Дмитриева «Русский секрет». Так как мы уже прочитали повесть Лескова «Левша», мы шли на спектакль с большим интересом; что же мы увидим на сцене? Постановка произвела на нас огромное впечатление своей красочной и музыкальной ком позицией. Актеры настолько интересно сыграли свои роли, что у нас даже не было слов, чтобы описать все происходившее на сцене. Всем спектакль очень понравился! Советуем сходить на этот спектакль! 

Нам посчастливилось быть зрителями великолепного спектакля - одного из лучших в РАМТе - «Сотворившая чудо». Это история об удивительной женщине, которая смогла сделать чудо, история о том, что не только жалость и сострадание нужны в жизни, а иногда жестокость, любовь и вера. Игра актрис, исполняющих роли девочки Элен и учительницы Анни, просто завораживает. В конце спектакля нельзя сдержать слез. Этот спектакль дал нам возможность познакомиться с творчеством одного из величайших зарубежных драматургов Уильямом Гибсоном. Очень рекомендуем сходить на этот спектакль.

Мне нравится проводить свободное время в обществе моего класса и моей учительницы Надежды Борисовны. На каникулах и в выходные дни, мы часто ездим на выставки, презентации, также посещаем музеи и театры.

Вот, например: 25 февраля, в субботу, мы ездили в театр на мюзикл «Бременские музыканты». Мы сидели на балконе напротив сцены, был виден весь зал. Меня очень впечатлила игра актеров. У них были очень веселые костюмы, которые то и дело вызывали у нас смех. Но до сих пор я удивляюсь, как все-таки тяжело быть актером, ведь так мастерски перевоплощаться в того или иного героя-это должно быть настоящий талант.

После представления мы всю дорогу обсуждали свои впечатления. У всех нашлось свое мнение.

Мне очень понравилось представление, мы не только получили удовольствие от мюзикла, но и больше сблизились с классом и нашим учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ литературного произведение через театральное искусство

Данная статья написана на основе программы "Литература средствами театра"....

Духовно-нравственное воспитание через знакомство детей с музыкально-литературными произведениями

Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Именно в дошкольном возрасте формир...

Восприятие литературных произведений через ассоциативный ряд...

Передо мной, как учителем русского языка и литературы, встал вопрос: как я смогу увлечь чтением, раскрывая потенциал шкоольника? Уже несколько лет на разных этапах обучения на уроках литературы создае...

Анализ литературного произведения через систему персонажей

Настоящая работа посвящена анализу системы персонажей на уроках литературы в средней школе.   Термин «анализ» мы будем понимать в широком смысле - как «изучение, включающее в се...

Статья "Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра с использованием технологии рефлексивного чтения"

Проблема развития интереса к чтению находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. В современном образовании общепризнанным является факт - снижение у молодого поколения интереса к чт...

Методическая разработка "Воспитание экологичного образа жизни через иллюстрирование литературных произведений"

Цель иллюстрации- помочь понять, принять литературное произведение, почувствовать авторские волнения. переживания...

Статья "Развитие читательского интереса через изучение эпических произведений малого жанра с использованием технологии рефлексивного чтения"

Проблема развития интереса к чтению находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. В современном образовании общепризнанным является факт - снижение у молодого поколения интереса к чт...