Анализ литературного произведения
презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме

Кунгурцева Марина Михайловна

Подготовка к ЕГЭ по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon analiz_literaturnogo_proizvedeniya.ppt529 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анализ художественного произведения МКОУ СОШ с.Калинино ,2012

Слайд 2

Что есть чтение – как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество. Если читатель лишен воображения, ни одна книга не устоит. М. Цветаева

Слайд 3

Федеральный компонент государственного стандарта (2004 год) «овладение умениями творче­ского чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы» (основная школа), «совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художест­венного целого в его историко-литературной обусловленности с ис­пользованием теоретико-литературных знаний» (старшая школа, базовый уровень).

Слайд 4

«Если из наших классов выйдут писатели и словесники, это хорошо, но не на это мы рассчитываем. Наше дело – подготовить ярко чувствующего и критически мыслящего Читателя».

Слайд 5

Анализ художественного произведения ставит в общем-то два вопроса: «Что?» и «Как?». «Что?» - это не только тема произведения, но и его проблемы, его место в историческом и литературном контексте. «Как?» - это художественная система произведения.

Слайд 6

Истины - в тексте настоящего художественного произведения нет ни одного случайного слова, каждое что-то значит и для чего-то здесь нужно. К любому слову можно задать вопрос и получить ответ; - то, о чем идет речь в произведении, имеет отношение к самому читателю, ибо настоящее произведение искусства всегда про то, что с нами всеми происходит каждый день; - любую высказанную мысль надо доказывать самим текстом. Если есть в тексте доказательство, то мысль верна, если нет, то это профанация; - непозволительно отыскивать в тексте некую основную идею. В произведении все взаимосвязано, все сцеплено.

Слайд 7

Виды анализа Историко-литературный Проблемный Сравнительный Целостный В школьной практике «Вслед за автором» «По образам» Смешанный

Слайд 8

Историко-литературный анализ Предполагает соотношение художественной реальности, изображённой в произведении, и действительной реальности. Целью этого анализа является уяснение отношения писателя к проблемам его времени и выражение их в художественных образах, их системе, в сюжетных коллизиях, во всём , что выводит читателя на идейное содержание произведения. Статьи В.Г.Белинского

Слайд 9

Проблемный анализ предполагает возникновение вопросов при чтении, которые сами организуют процесс обучения и их решения. Это цепная реакция- вопрос, разбор, построенный на соединении связанных друг с другом проблемных ситуаций. Такой анализ призван уяснить те или иные стороны содержания и формы литературного произведения, понимание мастерства писателя, своеобразие его художественной манеры.

Слайд 10

Сравнительный анализ один из наиболее интересных и эффективных видов анализа, позволяющий именно в сравнении просле­дить и сделать наглядными особенности каждого текста, отдельно взятого. Его технология относительно проста и имеет свой общеизвестный алгоритм. Это выявление образов, мотивов, художественных приемов, общих для анализируемых текстов, и определение того, что эти тексты различает. И, наконец, объяснение выявленных различий, помогающее интерпретации текстов.

Слайд 11

Виды сравнительного анализа сопоставление разных текстов одного автора, аналогичных по тематике текстов разных художников слова, обращение к черновым редакциям того или иного произведения.

Слайд 12

Целостный анализ Чаще всего под ним понимается многостороннее последовательное рассмотрение аспектов литературного произведения: его языка (лексики ,синтаксиса ,ИВСЯ), особенностей построения сюжета и композиции произведения в целом, его тематики и идейного содержания.

Слайд 13

«Вслед за автором» В основе данного анализа - сюжет произведения. Достоинства: естественный порядок разбора, следование за мыслью автора, эмоциональность, рассмотрение произведения во взаимосвязи формы и содержания. Недостатки: сосредоточен в рамках эпизода, опасность растворения в тексте, дробность разбора. Он эффективен в средних классах (5-7 особенно) - реализует потребность школьников к активному сопереживанию, в старших классах, когда низкий интеллектуальный фон и произведение требует целостного анализа.

Слайд 14

«По образам» предлагает деление героев на положительных и отрицательных, главных и второстепенных. Название черт и иллюстрирование их цитатами. Чтобы он был эффективным, надо: разрушить замкнутость анализа характеров, связать героя со всей сюжетной линией; найти ключ к каждому герою и наметить своеобразную структуру анализа каждого характера.

Слайд 15

Этапы анализа литературного произведения Анализ литературного произведения в исторически культурном контексте, в контексте творчества писателя. Тема (исторически конкретная , «вечная», главная и побочная) Идея Проблема (проблематика)

Слайд 16

Композиция это состав и определенное расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности. Типы композиций линейная (Тургенев "Отцы и дети") параллельная (Толстой "Война и мир") кольцевая (Гоголь "Мёртвые души") рамка в рамке (Шолохов "Судьба человека") тип художественной инверсии (Лермонтов "Герой нашего времени")- это композиция, когда нарушается хронологическая последовательность событий и их причина следственной связи. монтажная (Агата Кристи) – возникает с появлением кинематографа.

Слайд 17

Сюжет система событий и действий, заключенная в произведении, его событийная цепь, причем именно в той последовательности, в которой она дана нам в произведении. это динамическая сторона художественной формы, он предполагает движение, развитие, изменение. Элементы сюжета: завязка, развитие действий, кульминация, развязка, пролог, эпилог, экспозиция, апофеоз

Слайд 18

Анализ художественного произведения в аспекте рода и жанра. Эпос(роман,повесть,рассаз,новелла…) Лирика (элегия,ода,поэма,стансы…) Драма(комедия,трагедия,драма…)

Слайд 19

Специфика художественного образа. Способы создания образа ( биография, портрет, поступки, мировоззрение,речевая характеристика, авторская характеристика и характеристика персонажами, самооценка Виды образов (образы животных, людей, фантастические персонажи, пейзаж, интерьер, лирический герой , образы-символы и аллегории) Виды образов по содержанию (героический, трагический, комический , гротескный) Виды образов по композиции (динамичные, статичные)

Слайд 20

Художественные детали Портрет. Разновидность портретной характеристики: портрет – описание, портрет – сравнение, портрет – впечатление, психологический портрет. Пейзаж. Функция пейзажа: пейзаж как место действия, пейзаж как средство создания определённого настроения, пейзаж как действующее лицо художественного текста, психологический пейзаж, социальный пейзаж. Мир вещей в литературе. Вещь как характеристика человека, отражение в мире вещей социальной среды и эпохи.

Слайд 21

Художественная речь Тропы и их разновидности Лексика Синтаксис Поэтическая фонетика

Слайд 22

Рефлексия

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ литературного произведение через театральное искусство

Данная статья написана на основе программы "Литература средствами театра"....

Методическая статья "Особенности анализа литературного произведения в 5 классе"

Методическая статья "Особенности анализа литературного чтения в 5 классе"...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ" (с применением образовательной технологии РКМЧП)

Образовательная  технология РКМ (развитие критического мышления) позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на своем занятии атмосфер...

Самоанализ по теме "Совершенствование компетенции анализа литературных произведений в их родовой и жанровой специфике"

В работе описаны наряду с традиционными нетрадиционные методы и приемы обучения литературе в аспекте системно-деятельностного подхода...

Роль уроков литературы в подготовке к написанию сочинения (об анализе литературного произведения с точки зрения пространства, времени и круга основных проблем).

Роль уроков литературы в подготовке к написанию сочинения (об анализе  литературного  произведения с точки зрения пространства,  времени  и  круга основных проблем)....

Статья "Сравнительная характеристика героев как путь анализа литературного произведения"

Сравнительная характеристика героев часто используется учителями на уроках литературы как способ постижения авторской позиции. В статье описываются особенности проведения данного вида работы среди раз...

Теория и практика анализа литературного произведения

О роли пейзажа в раскрытии фабулы произведения...