Урок по рассказу О.Генри "Дары волхвов"
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Урок литературыс использованием групповой работы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.33 МБ | |
| 24.48 КБ | |
| 12.46 КБ | |
| 12.1 КБ | |
| 12.48 КБ | |
| 13.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Автор урока: Коновалова Ирина Васильевна, ЦО №12 г.Тулы
Тема урока: Урок по новелле О. Генри "Дары волхвов": работа в группах с элементами исследования.
Класс: 7Г
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: усвоение новых знаний о произведении «Дары волхвов» и его основных идеях.
Задачи урока:
Обучающие:
- познакомить детально с произведением «Дары волхвов»;
- научить выполнять анализ текста произведения малой литературной формы:
- научить выявлять идеи произведения через художественную деталь;
- определить истинные и ложные ценности в жизни человека.
Развивающие:
- развивать умение анализировать и систематизировать информацию;
- развивать умение выделять главное (составление схем);
- формировать умение сравнивать и классифицировать;
- способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти;
- стимулировать интерес к чтению и изучению литературы.
Воспитательные:
- формировать убеждения, касающиеся истинных и мнимых жизненных ценностей;
- формировать эмоционально – волевые качества личности;
- воспитывать ответственность и аккуратность в учебной деятельности;
- развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Планируемые результаты обучения:
• Личностные: - формирование интереса к чтению и литературе, - развитие эмпатии и понимания ценностей, отражённых в произведении; - совершенствование собственной речи.
• Регулятивные: - умение ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, контролировать и оценивать её результаты.
• Познавательные: - развитие навыков анализа текста, - выявление его основных идей и мотивов, поступков персонажей.
• Коммуникативные: - умение работать в группе, слушать и понимать других, выражать свои мысли и аргументировать свою точку зрения; - умение строить устный монологический ответ.
Методы урока: • объяснительно-иллюстративный;
• проблемно-поисковый;
• метод групповой работы;
• метод самостоятельной работы
Формы контроля знаний: устный опрос, групповая работа
Ход занятия
1. Организация начала урока (30 сек.):
- приветствие учащихся;
- проверка готовности к уроку.
1.Вспоминаем то, что знаем. Что знаем о писателе О.Генри?( 30 секунд)
2. Проверка дз: пересказ по картинкам. (2 минуты)
3. Цели и задачи урока (30 секунд):
- определить истинные и ложные ценности в жизни человека;
- объяснить смысл названия рассказа;
- охарактеризовать авторское понимание мудрости и счастья
4. Беседа по содержанию (2.5 минуты):
-Какими «сокровищами» обладала семья Диллингем Юнг? Можно ли это считать настоящими сокровищами для других людей?
Художественная деталь — это выразительная подробность, с помощью которой создаётся художественный образ).
- Найдите художественные детали в рассказе.
Квартира (описание в начале рассказа).
Внешность Деллы
Это интересно.
В древности волосам придавались магические свойства, они олицетворяли жизненную силу, энергию. Они символизировали вдохновение, обольщение. Однако со временем это представление о чудесной силе волос осталось только в сказочных мотивах, а роскошные волосы стали прежде всего признаком красоты.
Ещё одна художественная деталь - введение в повествование библейских образов царицы Савской и царя Соломона
Библия говорит, что царица Савская посетила царя Соломона, когда до неё дошла его слава, она решила испытать его сложными заданиями. Царь с успехом ответил на все вопросы. Царица была поражена его мудростью. Соломон же был очень великодушен и велел дать царице всё, что бы она ни попросила. Упоминание о библейских героях, обладавших не только мудростью, но и несметными богатствами, больше усиливает значимость волос и часов для Деллы и Джима: ведь они могут сопоставить их лишь с сокровищами царя Соломона и царицы Савской!
5. Характеристика героев. Давайте составим таблицу (8 минут)
- Делла: Какая она?
- Джим. Какой он?
- Назовите поступки героев. Что делает каждый из них? Делла? Джим?
Сравним, что у нас получилось.
6. Поработаем исследователями. Разделимся группы. Каждая группа имеет свое название и свою задачу (1 минута).
Группа "Математики" работает с числовыми данными в новелле,
Группа "Аналитики" анализируют и сопоставляют факты,
Группа "Литературоведы" определяют жанр произведения.
Группа "Философы" - размышляет над проблемным вопросом.
Группам раздаются карточки с заданиями, которые составлены в соответствии с поставленными перед командами задачами.
7. Работа в группах (10 минут ).
8. Отчёты групп (8 минут).
9. Справка. Доклад учащегося (перед отчётом группы «Философы»)
Волхв — это колдун, чародей, прорицатель, мудрец у древних славян, жрец.
В Новом Завете рассказывается, как мудрецы с востока, увидев яркую Вифлиемскую звезду, пришли поклониться младенцу Иисусу и принесли ему дары: золото, мирру и ладан.
Золото – знак земного владычества.
Ладан – знак божественного происхождения и небесной власти.
Мирра - смола, которой умащали умерших. Это намёк на будущее распятие Христа и Его муки.
Где сейчас находятся дары волхвов?
На Святой горе Афон (Греция) в монастыре св. Павла
Золото – это 28 пластин разной формы с орнаментом.
Ладан и мирра (смирна) – 70 небольших, величиной с маслину, шариков.
Дары волхвов Матерь Божия хранила всю жизнь. Незадолго до своего Успения Она передала их Иерусалимской Церкви, где они хранились 400 лет. Византийский император Аркадий перенес дары в Константинополь. Потом они попали в город Никею
После падения Византии в 1453 году их отправили на св. гору Афон в монастырь св. Павла - передала их туда сербская царевна Мария.
От даров и поныне исходит удивительное благоухание. Их выносят для поклонения паломникам. Дары дают исцеления душевнобольным и одержимым беснованием.
10. Продолжаем беседу о смысле названия новеллы (2 минуты).
- Выяснили, кто такие волхвы. Это дарители.
- А что такое дары? Каково значение слова ДАР?
-Посмотрите на слайд, где приведены значения слова из Словаря.
- Какой общий признак имеют все значения? (дарят, отдают даром)
-Как вы думаете, в каком значении оно употреблено здесь?
- В чём глупость и в чём мудрость героев восьмидолларовой квартирки?
- Какие ценности мнимые, а какие истинные?
- Что значат слова автора: «Волхвы принесли драгоценные дары, но среди них не было одного?»
- Чего не было среди этих даров? Писатель не называет его, но нам понятно, что этот дар
- Этот дар – любовь и верность, готовность пожертвовать для друга самыми дорогими сокровищами. Их нельзя купить ни за какие деньги.
11. Рефлексия (30 секунд).
-Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Что является настоящими, истинными ценностями?
12. Домашнее задание (3 минуты)
1. Базовый уровень. Прочитать рассказ О.Генри «Русские соболя» и сравнить с рассказом «Дары волхвов»
2. Продвинутый уровень. Написать отзыв на рассказ «Дары волхвов», выразив своё отношение к героям и их поступкам.
3 Высокий уровень. Написать сообщение, в котором сравнить ценности героев новеллы с ценностями современных подростков, используя примеры из жизни и литературы.
Примечание.
Предварительное домашнее задание: подготовьте пересказ новеллы О.Генри, опираясь на иллюстрации Джеймса Патрика Линча. Приводите цитаты, давайте свои пояснения поступков, мыслей и чувств героев.
Использованная литература
1. Голышева А.И. Зарубежная литература в школе. Методическое пособие для учителя. Псков. 2002.
2. ВК.Учительская мастерская\ Литература. Людмила Крылова 16 апреля.
https://vk.com/@teach_workshop_lit-urok-po-novelle-o-genri-dary-volhvov-rabota-v-gruppah-s-elem
3. В презентации использованы иллюстрации художника П.Дж.Линча из книги О.Генри. Дары волхвов\ худ. П.Дж.Линч, пер. с англ. Е.Калашниковой.- М., РИПОЛ классик, 2011.- 40 с: ил. - (Серия «Шедевры книжной иллюстрации»).
Предварительный просмотр:
Группа «Литературоведы»
1. Действие рассказа происходит под Рождество. Значит, жанр новеллы можно определить как «святочный (или рождественский) рассказ».
2. Н.С. Лесков писал: «От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера (накануне Рождества), чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль… и наконец – чтобы он оканчивался непременно весело».
Соответствует ли такому определению жанр рассказа «Дары волхвов»? Обоснуйте свою точку зрения.
- Когда происходит действие?
- В чём фантастичен рассказ?
- Какова мораль рассказа?
- Конец рассказа?
Группа «Литературоведы»
1. Действие рассказа происходит под Рождество. Значит, жанр новеллы можно определить как «святочный (или рождественский) рассказ».
2. Н.С. Лесков писал: «От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера (накануне Рождества), чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль… и наконец – чтобы он оканчивался непременно весело».
Соответствует ли такому определению жанр рассказа «Дары волхвов»? Обоснуйте свою точку зрения.
- Когда происходит действие?
- В чём фантастичен рассказ?
- Какова мораль рассказа?
- Конец рассказа?
Предварительный просмотр:
Группа «Математики»
1. Подсчитайте, сколько раз и в связи с чем в новелле упоминаются денежные суммы.
2. Какое значение эти числа имеют в произведении? Сравните, сколько раз эти суммы употребляются в первой половине новеллы, а сколько – во второй. Почему?
3. Прочитайте последний абзац новеллы. Какие однокоренные слова самые употребительные в этом абзаце?
4. Подсчитайте количество слов с часто повторяющимися корнями. О чём это говорит?
Группа «Математики»
1. Подсчитайте, сколько раз и в связи с чем в новелле упоминаются денежные суммы.
2. Какое значение эти числа имеют в произведении? Сравните, сколько раз эти суммы употребляются в первой половине новеллы, а сколько – во второй. Почему?
3. Прочитайте последний абзац новеллы. Какие однокоренные слова самые употребительные в этом абзаце?
4. Подсчитайте количество слов с часто повторяющимися корнями. О чём это говорит?
Предварительный просмотр:
Группа «Философы»
«А я тут рассказал вам ничем не примечательную историю про двух глупых детей, которые самым немудрым образом пожертвовали друг для друга самыми величайшими сокровищами. Но да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были мудрейшими», - такие слова звучат в концовке новеллы О. Генри называет своих героев то «глупыми детьми», то «мудрейшими». Какой приём использует писатель?
Автор использует приём антитезы (противопоставления) в чём оно?
Кто же Делла и Джим – глупцы или мудрецы? Обоснуйте свою точку зрения. Что такое «дар»?
Группа «Философы»
«А я тут рассказал вам ничем не примечательную историю про двух глупых детей, которые самым немудрым образом пожертвовали друг для друга самыми величайшими сокровищами. Но да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были мудрейшими», - такие слова звучат в концовке новеллы.О. Генри называет своих героев то «глупыми детьми», то «мудрейшими». Какой приём использует писатель?
Автор использует приём антитезы (противопоставления) в чём оно?
Кто же Делла и Джим – глупцы или мудрецы? Обоснуйте свою точку зрения. Что такое «дар»?
Предварительный просмотр:
Группа «Аналитики»
1. Что такое проза жизни?
2. Что такое поэзия жизни?
3. Какие события, чувства, предметы в жизни Деллы и Джима можно отнести к прозе, а какие – к поэзии? Оформите ответ в виде таблицы
Проза жизни – это (перечислите сущ.) Поэзия жизни – это (перечислите сущ.)
Проза жизни –это (перечислите сущ.) | Поэзия жизни –это (перечислите сущ.) |
Группа «Аналитики»
1. Что такое проза жизни?
2. Что такое поэзия жизни?
3. Какие события, чувства, предметы в жизни Деллы и Джима можно отнести к прозе, а какие – к поэзии? Оформите ответ в виде таблицы
Проза жизни – это (перечислите сущ.) Поэзия жизни – это (перечислите сущ.)
Проза жизни –это (перечислите сущ.) | Поэзия жизни –это (перечислите сущ.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по рассказу О.Генри "Дары волхвов"
Урок по произведению "Дары волхвов" представляет собой беседу-диалог по тексту на уровне учитель-ученик для выявления в конечном итоге проблемы поставленной автором....

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Урок литературы в 7 классе по теме: «Мудрые уроки новеллы О.Генри «Дары волхвов»
Цель урока: познакомить учащихся с личностью писателя О.Генри, с понятием «новелла», с содержанием новеллы “Дары волхвов”; раскрыть важность духовного начала в человеке, чистоту нравственного мира гер...

Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).
Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...
Контраст как основа композиции рассказа (урок по рассказу Л.Н. Толстого "После бала")
урок литературы...

План-конспект урока по рассказу В.Распутина «Уроки французского», презентация к уроку
План- конспект урока по рассказу В.Распутина "Уроки французского", презентация к уроку....

