Урок по рассказу О.Генри "Дары волхвов"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Коновалова Ирина Васильевна

Урок литературыс использованием групповой работы

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Автор урока: Коновалова Ирина Васильевна, ЦО №12 г.Тулы

Тема урока: Урок по новелле О. Генри "Дары волхвов": работа в группах с элементами исследования.

Класс: 7Г

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: усвоение новых знаний о произведении «Дары волхвов» и его основных идеях.

Задачи урока:

Обучающие:

- познакомить детально с произведением «Дары волхвов»;

- научить выполнять анализ текста произведения малой литературной формы:

- научить выявлять идеи произведения через художественную деталь;

- определить истинные и ложные ценности в жизни человека.

Развивающие:

- развивать умение анализировать и систематизировать информацию;

- развивать умение выделять главное (составление схем);

- формировать умение сравнивать и классифицировать;

- способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти;

- стимулировать интерес к чтению и изучению литературы.

Воспитательные:

- формировать убеждения, касающиеся истинных и мнимых жизненных ценностей;

- формировать эмоционально – волевые качества личности;

- воспитывать ответственность и аккуратность в учебной деятельности;

- развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Планируемые результаты обучения:

•        Личностные:                                                                                                                                  - формирование интереса к чтению и литературе,                                                                                                     - развитие эмпатии и понимания ценностей, отражённых в произведении;                                       - совершенствование собственной речи.

•        Регулятивные:                                                                                                                                                - умение ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, контролировать и оценивать её результаты.

•        Познавательные:                                                                                                                           - развитие навыков анализа текста,                                                                                                         - выявление его основных идей и мотивов, поступков персонажей.

•        Коммуникативные:                                                                                                                                                                                                - умение работать в группе, слушать и понимать других, выражать свои мысли и аргументировать свою точку зрения;                                                                                                           - умение строить устный монологический ответ.

Методы урока:                                                                                                                              •        объяснительно-иллюстративный;

•        проблемно-поисковый;

•        метод групповой работы;

•        метод самостоятельной работы

Формы контроля знаний: устный опрос, групповая работа

Ход занятия

1. Организация начала урока (30 сек.):

- приветствие учащихся;

- проверка готовности к уроку.

1.Вспоминаем то, что знаем. Что знаем о писателе О.Генри?( 30 секунд)

2. Проверка дз: пересказ по картинкам. (2 минуты)

3. Цели и задачи урока (30 секунд):

- определить истинные и ложные ценности в жизни человека;

- объяснить смысл названия рассказа;

- охарактеризовать авторское понимание мудрости и счастья

4. Беседа по содержанию  (2.5  минуты):

-Какими «сокровищами» обладала семья Диллингем Юнг? Можно ли это считать настоящими сокровищами для других людей?

Художественная деталь — это выразительная подробность, с помощью которой создаётся художественный образ).

- Найдите художественные детали в рассказе.

Квартира (описание в начале рассказа).

Внешность Деллы

Это интересно.

    В древности волосам придавались магические свойства, они олицетворяли жизненную  силу,  энергию.  Они символизировали   вдохновение, обольщение.  Однако   со   временем   это представление о чудесной силе волос  осталось  только  в  сказочных мотивах, а роскошные волосы стали прежде всего признаком красоты.

Ещё одна художественная деталь -  введение в повествование библейских образов царицы Савской и царя Соломона

     Библия говорит, что царица Савская посетила царя Соломона, когда до неё дошла его слава, она решила испытать его сложными заданиями. Царь с успехом ответил на все вопросы. Царица была поражена его мудростью. Соломон же был очень великодушен и велел дать царице всё, что бы она ни попросила. Упоминание о библейских героях, обладавших не только мудростью, но и несметными богатствами, больше усиливает значимость волос и часов для Деллы и Джима: ведь они могут сопоставить их лишь с сокровищами царя Соломона и царицы Савской!

5. Характеристика героев. Давайте составим таблицу (8 минут)

- Делла: Какая она?

- Джим. Какой он?

- Назовите поступки героев. Что делает каждый из них? Делла? Джим?

Сравним, что у нас получилось.

6. Поработаем исследователями. Разделимся группы. Каждая группа имеет свое название и свою задачу (1 минута).

Группа "Математики" работает с числовыми данными в новелле,

Группа  "Аналитики" анализируют и сопоставляют факты,

Группа "Литературоведы" определяют жанр произведения.

Группа "Философы" - размышляет над проблемным вопросом.

Группам раздаются карточки с заданиями, которые составлены в соответствии с поставленными перед командами задачами.

7. Работа в группах (10 минут ).

8. Отчёты групп   (8 минут).

9. Справка.  Доклад учащегося (перед отчётом группы «Философы»)

Волхв — это колдун, чародей, прорицатель, мудрец у древних славян, жрец.

В Новом Завете рассказывается, как мудрецы с  востока, увидев яркую Вифлиемскую звезду, пришли поклониться младенцу Иисусу и принесли ему дары: золото, мирру и ладан.

Золото – знак земного владычества.

Ладан – знак божественного происхождения и небесной власти.

Мирра - смола, которой умащали умерших. Это намёк на будущее распятие Христа и Его муки.

Где сейчас находятся дары волхвов?

На Святой горе Афон (Греция) в монастыре св. Павла                                                                                                

Золото – это 28 пластин разной формы с орнаментом.

Ладан и мирра (смирна) – 70 небольших, величиной с маслину, шариков.

      Дары волхвов Матерь Божия хранила всю жизнь. Незадолго до своего Успения Она передала их Иерусалимской Церкви, где они хранились 400 лет.  Византийский император Аркадий перенес дары в Константинополь.  Потом они попали в город Никею

После падения Византии в 1453 году их отправили на св. гору Афон в монастырь св. Павла - передала их туда сербская царевна Мария.

От даров и поныне исходит удивительное благоухание. Их выносят для поклонения паломникам. Дары дают исцеления душевнобольным и одержимым беснованием.

10. Продолжаем беседу о смысле названия новеллы (2 минуты).

- Выяснили, кто такие волхвы. Это дарители.

- А что такое дары? Каково значение слова ДАР?

-Посмотрите на слайд, где приведены значения слова из Словаря.

- Какой общий признак имеют все значения? (дарят, отдают даром)

-Как вы думаете, в каком значении оно употреблено здесь?

- В чём глупость и в чём мудрость героев восьмидолларовой квартирки?

- Какие ценности мнимые, а какие истинные?

- Что значат слова автора: «Волхвы принесли драгоценные дары, но среди них не было одного?»

- Чего не было среди этих даров? Писатель не называет его, но нам понятно, что этот дар

- Этот дар – любовь и верность, готовность пожертвовать для друга самыми дорогими сокровищами.  Их нельзя купить ни за какие деньги.

11.  Рефлексия (30 секунд).

-Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Что является настоящими, истинными ценностями?

12. Домашнее задание (3 минуты)

1. Базовый уровень. Прочитать рассказ О.Генри «Русские соболя» и сравнить с рассказом «Дары волхвов»

2.  Продвинутый уровень. Написать отзыв на рассказ «Дары волхвов», выразив своё отношение к героям и их поступкам.

3  Высокий уровень. Написать сообщение, в котором сравнить ценности героев новеллы с ценностями современных подростков, используя примеры из жизни и литературы.

Примечание.

Предварительное домашнее задание: подготовьте пересказ новеллы О.Генри, опираясь на иллюстрации Джеймса Патрика Линча. Приводите цитаты, давайте свои пояснения поступков, мыслей и чувств героев.

Использованная литература

1. Голышева А.И. Зарубежная литература в школе. Методическое пособие для учителя. Псков. 2002.

2. ВК.Учительская мастерская\ Литература. Людмила Крылова 16 апреля.

https://vk.com/@teach_workshop_lit-urok-po-novelle-o-genri-dary-volhvov-rabota-v-gruppah-s-elem 

3. В презентации использованы иллюстрации художника П.Дж.Линча из книги О.Генри. Дары волхвов\ худ. П.Дж.Линч,  пер. с англ. Е.Калашниковой.-  М., РИПОЛ классик, 2011.- 40 с: ил. - (Серия «Шедевры книжной иллюстрации»).



Предварительный просмотр:

Группа «Литературоведы»

1. Действие рассказа происходит под Рождество. Значит, жанр новеллы можно определить как «святочный (или рождественский) рассказ».

2. Н.С. Лесков писал: «От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера (накануне Рождества), чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль… и наконец – чтобы он оканчивался непременно весело».

Соответствует ли такому определению жанр рассказа «Дары волхвов»? Обоснуйте свою точку зрения.

- Когда происходит действие?

- В чём фантастичен рассказ?

- Какова мораль рассказа?

- Конец рассказа?

Группа «Литературоведы»

1. Действие рассказа происходит под Рождество. Значит, жанр новеллы можно определить как «святочный (или рождественский) рассказ».

2. Н.С. Лесков писал: «От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера (накануне Рождества), чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль… и наконец – чтобы он оканчивался непременно весело».

Соответствует ли такому определению жанр рассказа «Дары волхвов»? Обоснуйте свою точку зрения.

- Когда происходит действие?

- В чём фантастичен рассказ?

- Какова мораль рассказа?

- Конец рассказа?



Предварительный просмотр:

Группа «Математики»

1. Подсчитайте, сколько раз и в связи с чем в новелле упоминаются денежные суммы.

2. Какое значение эти числа имеют в произведении? Сравните, сколько раз эти суммы употребляются в первой половине новеллы, а сколько – во второй. Почему?

3. Прочитайте последний абзац новеллы. Какие однокоренные слова самые употребительные в этом абзаце?

4. Подсчитайте количество слов с часто повторяющимися корнями. О чём это говорит?

Группа «Математики»

1. Подсчитайте, сколько раз и в связи с чем в новелле упоминаются денежные суммы.

2. Какое значение эти числа имеют в произведении? Сравните, сколько раз эти суммы употребляются в первой половине новеллы, а сколько – во второй. Почему?

3. Прочитайте последний абзац новеллы. Какие однокоренные слова самые употребительные в этом абзаце?

4. Подсчитайте количество слов с часто повторяющимися корнями. О чём это говорит?



Предварительный просмотр:

Группа «Философы»

 «А я тут рассказал вам ничем не примечательную историю про двух глупых детей, которые самым немудрым образом пожертвовали друг для друга самыми величайшими сокровищами. Но да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были мудрейшими», - такие слова звучат в концовке новеллы О. Генри называет своих героев то «глупыми детьми», то «мудрейшими». Какой приём использует писатель?

Автор использует приём антитезы (противопоставления) в чём оно?

Кто же Делла и Джим – глупцы или мудрецы? Обоснуйте свою точку зрения. Что такое «дар»?

Группа «Философы»

 «А я тут рассказал вам ничем не примечательную историю про двух глупых детей, которые самым немудрым образом пожертвовали друг для друга самыми величайшими сокровищами. Но да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были мудрейшими», - такие слова звучат в концовке новеллы.О. Генри называет своих героев то «глупыми детьми», то «мудрейшими». Какой приём использует писатель?

Автор использует приём антитезы (противопоставления) в чём оно?

Кто же Делла и Джим – глупцы или мудрецы? Обоснуйте свою точку зрения. Что такое «дар»?



Предварительный просмотр:

Группа «Аналитики»

1. Что такое проза жизни?

2. Что такое поэзия жизни?

3. Какие события, чувства, предметы в жизни Деллы и Джима можно отнести к прозе, а какие – к поэзии? Оформите ответ  в виде таблицы

Проза жизни – это (перечислите сущ.)        Поэзия жизни – это (перечислите сущ.)

Проза жизни –это (перечислите сущ.)

Поэзия жизни –это (перечислите сущ.)

Группа «Аналитики»

1. Что такое проза жизни?

2. Что такое поэзия жизни?

3. Какие события, чувства, предметы в жизни Деллы и Джима можно отнести к прозе, а какие – к поэзии? Оформите ответ  в виде таблицы

Проза жизни – это (перечислите сущ.)        Поэзия жизни – это (перечислите сущ.)

Проза жизни –это (перечислите сущ.)

Поэзия жизни –это (перечислите сущ.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по рассказу О.Генри "Дары волхвов"

Урок по произведению "Дары волхвов" представляет собой беседу-диалог по тексту на уровне учитель-ученик для выявления в конечном итоге проблемы поставленной автором....

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Урок литературы в 7 классе по теме: «Мудрые уроки новеллы О.Генри «Дары волхвов»

Цель урока: познакомить учащихся с личностью писателя О.Генри, с понятием «новелла», с содержанием новеллы “Дары волхвов”; раскрыть важность духовного начала в человеке, чистоту нравственного мира гер...

Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).

Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...

План-конспект урока по рассказу В.Распутина «Уроки французского», презентация к уроку

План- конспект урока по рассказу В.Распутина "Уроки французского", презентация к уроку....

: «Мудрые уроки новеллы О.Генри «Дары волхвов».

материал к уроку литературного чтения...