Филологический анализ литературного произведения в 10 классе. Программа элективного учебного предмета (профильный уровень).
элективный курс по литературе (10 класс)

Основная цель элективного предмета «Филологический анализ литературного произведения в 10 классе» - формирование навыков анализа литературного произведения на основе знаний по теории литературы и о русском языке как системе, полученных в начальной и основной школе и углубляемых в старших классах. Данный курс предназначен не столько для формирования круга знаний (хотя эти знания, разумеется, нуждаются в дополнениях и обобщениях), сколько для развития умений и навыков. Учащиеся школ и классов гуманитарного профиля должны иметь представление об основных теоретико-литературных и эстетических категориях и понятиях, необходимых в процессе анализа литературного произведения, т. е. познакомиться с современным филологическим метаязыком (греч. meta - между, после, через) - своеобразным языком-посредником, с помощью которого проводится описание каких-либо свойств другого языка, являющегося предметом изучения. В этом помогут специальные словари и дополнительная литература. Филологический анализ литературного произведения, как его определяют ученые-филологи, предполагает тесное взаимодействие литературоведческого и лингвистического подходов к нему: «Художественный текст в этом плане рассматривается и как эстетический феномен, обладающий цельностью, образностью и функциональностью (от лат. fictio -выдумка, вымысел); и как форма обращения к миру, т.е. как коммуникативная единица, в которой, в свою очередь, моделируется определенная коммуникативная ситуация; и как частная динамическая система языковых средств» (Николина Н. А. Филологический анализ текста. М., 2003. С. 4-5). Происхождение слова «филология» (от греч. phileo - люблю и logos - слово). Очевидно, что филологический анализ обращается, прежде всего, к слову в художественном произведении, особенно детально рассматривает язык как «первоэлемент» литературы и образный строй произведения, систему образов, учитывает опыт и языкознания (лингвистики), и литературоведения. Научность как основополагающий принцип такого анализа во многом позволяет преодолеть неизбежный при восприятии и истолковании произведения субъективизм, а также читательскую неуверенность, нередко приводящую к мысли о бесконечной множественности и. следовательно, бесперспективности таких истолкований. В современном литературоведении и практике анализа литературного произведения одинаково часто встречаются понятия «произведение» и «текст». Следует учесть, что это не синонимы. 2. Текст - (лат. textum - ткань, сплетение) - система языковых знаков, письменная или печатная фиксация речевого высказывания. Текст отличается стабильностью, неизменчивостью, хотя может дорабатываться, воспроизводиться, в том числе и с изменениями, многое утрачивая даже при незначительной правке. В нем потенциально содержаться идеи, настроения , образы, которые заданы творческой волей писателя и должны «ожить» в процессе чтения, при взаимодействии текста с внетекстовой реальностью. Художественный текст, по сравнению с нехудожественным, обладает рядом особых функций и поэтому отличается более сложной структурой. Текст - это «первичная данность (реальность) и исходная точка всякой гуманитарной дисциплины» и «вообще всего гуманитарно-филологического мышления». Текст – это форма высказывания. Произведение – его смысл. Этот смысл в тексте существует в «свернутом» виде, как «программа», которая «включается» при восприятии (чтении) текста, заставляя читателя соотносить текст, с одной стороны, а с другой – с внеязыковой действительностью. 3. В практике истолкования литературного произведения, в том числе и школьной, чаще всего мы имеем дело: 1) с целостным анализом литературного произведения (преимущественно небольшого по объему): лирического стихотворения, рассказа, басни, баллады, поэмы и др.; 2) с анализом под определенным углом зрения: проблематика, сюжет, система образов, ритмика, метрика и др. 4. Особенно часто приходится сталкиваться с такой формой работы, как анализ фрагмента (эпизода, сцены, описания). Чтобы добиться положительного результата, нужно хорошо знать текст литературного произведения в полном объеме. Овладение аналитическими способностями – необходимое условие самореализации личности, независимо от того, в какой сфере деятельности данная личность предполагает использовать себя. Анализ художественного произведения не только весьма интересное, приводящее к любопытным открытиям занятие, но и дело необычайно сложное и тонкое. На уроках литературы и в процессе создания собственных письменных работ вы не раз совершали небольшие открытия и очень часто сталкивались с серьезными проблемами, связанными большей частью с анализом художественной формы литературного произведения. Современные школьные программы (в особенности курс на историко-литературной основе, изучающийся в 9-11 классах средней общеобразовательной школы) вовсе не рассчитаны на «медленное чтение», углубленный анализ художественного произведения, в большей мере интересный и нужный, по-видимому, гуманитариям. Поэтому многие важные аспекты анализа оказываются либо только обозначенными, либо вообще упущенными. Между тем предполагаемые на выпускных экзаменах в вузы формулировки тем сочинений и ЕГЭ по литературе часто нацеливают на то, чтобы мы «пересмотрели» прочитанные в прошлом произведения под новым углом зрения, проявили свои аналитические способности, продемонстрировав при этом не только знание по теории и истории литературы, но и читательские умения и навыки самостоятельной исследовательской работы. В рубриках «Темы для обсуждения» и «Темы сочинений и рефератов» представлен материал для организации филологического поиска (в первом случае данный поиск осуществляется как бы при участии и под руководством «научного консультанта», во втором – более самостоятельно). В 10 классе преобладает рассмотрение литературных произведений в аспекте наиболее общих филологических категорий (форма, содержание и др.). Содержание тематического планирования позволяет спроектировать следующие результаты: -составление аналитического высказывания об идейно-художественном своеобразии литературного произведения и его фрагментов; -понимание авторской позиции; -выявление и осмысление изобразительно-выразительных средств языка в единстве с идейно-композиционной характеристикой произведения; -совмещение эмоциональной реакции на прочитанное с грамотным изложением своих мыслей и чувств на языке литературоведения; -обоснованная аргументация собственной точки зрения; -интерпретация произведения в контексте культуры, конкретной эпохи, современности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon filologicheskiy_analiz.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 2 г. Вязьма Смоленской области

Филологический анализ литературного произведения в 10 классе

(программа элективного учебного предмета; профильное обучение)

                                                Автор-составитель

                                                                                учитель русского языка и литературы

                                                                     Перепелова Лариса Алексеевна

Вязьма - 2016

Пояснительная записка

1. Основная цель элективного предмета «Филологический анализ литературного произведения в 10 классе» - формирование навыков анализа литературного произведения на основе знаний по теории литературы и о русском языке как системе, полученных в начальной и основной школе и углубляемых в старших классах.

Данный курс предназначен не столько для формирования круга знаний (хотя эти знания, разумеется, нуждаются в дополнениях и обобщениях), сколько для развития умений и навыков. Учащиеся школ и классов гуманитарного профиля должны иметь представление об основных теоретико-литературных и эстетических категориях и понятиях, необходимых в процессе анализа литературного произведения, т. е. познакомиться с современным филологическим метаязыком (греч. meta - между, после, через) - своеобразным языком-посредником, с помощью которого проводится описание каких-либо свойств другого языка, являющегося предметом изучения. В этом помогут специальные словари и дополнительная литература.

Филологический анализ литературного произведения, как его определяют ученые-филологи, предполагает тесное взаимодействие литературоведческого и лингвистического подходов к нему: «Художественный текст в этом плане рассматривается и как эстетический феномен, обладающий цельностью, образностью и  функциональностью (от лат. fictio -выдумка, вымысел); и как форма обращения к миру, т.е. как коммуникативная единица, в которой, в свою очередь, моделируется определенная коммуникативная ситуация; и как частная динамическая система языковых средств» (Николина Н. А. Филологический анализ текста. М., 2003. С. 4-5).

 Происхождение   слова   «филология»   (от   греч.   phileo  -  люблю и logos - слово). Очевидно, что филологический анализ обращается, прежде всего, к слову в художественном произведении, особенно детально рассматривает язык как «первоэлемент» литературы и образный строй произведения, систему образов, учитывает опыт и языкознания (лингвистики), и литературоведения. Научность как основополагающий принцип такого анализа во многом позволяет преодолеть неизбежный при восприятии и истолковании произведения   субъективизм,   а   также   читательскую   неуверенность, нередко  приводящую  к мысли  о бесконечной  множественности  и. следовательно, бесперспективности таких истолкований.

В современном литературоведении и практике анализа литературного произведения одинаково часто встречаются понятия «произведение» и «текст». Следует учесть, что это не синонимы.

2. Текст - (лат. textum - ткань, сплетение) - система языковых знаков, письменная или печатная фиксация речевого высказывания. Текст отличается стабильностью, неизменчивостью, хотя может дорабатываться, воспроизводиться, в том числе и с изменениями, многое утрачивая даже при незначительной правке. В нем потенциально содержаться идеи, настроения , образы, которые заданы творческой волей писателя и должны «ожить» в процессе чтения, при взаимодействии текста с внетекстовой реальностью. Художественный текст, по сравнению с нехудожественным, обладает рядом особых функций и поэтому отличается более сложной структурой.

Текст - это «первичная данность (реальность) и исходная точка всякой гуманитарной дисциплины» и «вообще всего гуманитарно-филологического мышления».

Текст – это форма высказывания. Произведение – его смысл. Этот смысл в тексте существует в «свернутом» виде, как «программа», которая «включается» при восприятии (чтении) текста, заставляя читателя соотносить текст, с одной стороны, а с другой – с внеязыковой действительностью.

3. В практике истолкования литературного произведения, в том числе и школьной, чаще всего мы имеем дело:

   1) с целостным анализом литературного произведения (преимущественно небольшого по объему): лирического  стихотворения, рассказа, басни, баллады, поэмы и др.;

  2) с анализом под определенным углом зрения: проблематика, сюжет, система образов, ритмика, метрика и др.

4. Особенно часто приходится сталкиваться с такой формой работы, как анализ фрагмента (эпизода, сцены, описания). Чтобы добиться положительного результата, нужно  хорошо знать текст литературного произведения в полном объеме.

 Овладение аналитическими способностями – необходимое условие самореализации личности, независимо от того, в какой сфере деятельности данная личность предполагает использовать себя. Анализ художественного произведения не только весьма интересное, приводящее к любопытным открытиям занятие, но и дело необычайно сложное и тонкое. На уроках литературы и в процессе создания собственных письменных работ  вы не раз совершали небольшие открытия и очень часто сталкивались с серьезными проблемами, связанными большей частью с анализом художественной формы литературного произведения.

Современные школьные программы (в особенности курс на историко-литературной основе, изучающийся в 9-11 классах средней общеобразовательной школы)  вовсе не рассчитаны на «медленное чтение», углубленный анализ художественного произведения, в большей мере интересный и нужный, по-видимому, гуманитариям. Поэтому многие важные аспекты анализа оказываются либо только обозначенными, либо вообще упущенными. Между тем предполагаемые на выпускных экзаменах в вузы формулировки тем сочинений и ЕГЭ по литературе часто нацеливают на то, чтобы мы «пересмотрели» прочитанные в прошлом произведения под новым углом зрения, проявили свои аналитические способности, продемонстрировав при этом не только знание по теории и истории литературы, но и читательские умения и навыки самостоятельной исследовательской работы. В рубриках «Темы для обсуждения» и «Темы сочинений и рефератов» представлен материал для организации  филологического поиска (в первом случае данный поиск осуществляется как бы при участии и под руководством «научного консультанта», во втором – более самостоятельно).

В 10 классе преобладает рассмотрение литературных произведений в аспекте наиболее общих филологических категорий (форма, содержание и др.).

Содержание тематического планирования позволяет спроектировать следующие результаты:

-составление аналитического высказывания об идейно-художественном своеобразии литературного произведения и его фрагментов;

-понимание авторской позиции;

-выявление и осмысление изобразительно-выразительных средств языка в единстве с идейно-композиционной характеристикой произведения;

-совмещение эмоциональной реакции на прочитанное с грамотным изложением своих мыслей и чувств на языке литературоведения;

-обоснованная аргументация собственной точки зрения;

-интерпретация произведения в контексте культуры, конкретной эпохи, современности.

Тематическое планирование

Тема занятия

Формы и методы обучения

Форма контроля

Планируемый результат

1

Введение в курс

Лекция с элементами беседы

Составление словарной статьи

Представление об элективном предмете «Филологический анализ литературного произведения»

2-5

Литературное произведение как образ

беседа

  1. Выступление учащихся.
  2. Терминологический диктант.
  3. Работа в группах:

3.1.своеобразие стиля М. Ю. Лермонтова;

3.2.художественная функция исторических документов в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

Представление о литературном произведении как образе, о системе образов произведения и типах отношений между образами

6-10

Художественная форма

Беседа с элементами исследования

1) Работа с текстами А. С. Пушкина «История Пугачева» и «Капитанская дочка» (описание Пугачева).

2)Сопоставление фрагментов из воспоминаний З. Н. Некрасовой и стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Последнее свидание».

3) Работа с текстами А. С. Пушкина «Цветок» и «Зимняя дорога».

4) М. Ю. Лермонтов «Сосед».

5) Художественная функция исторических документов в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

Осмысление и систематизация понятий «художественная форма» и «художественное содержание». Понятие о художественном стиле и художественном документализме. Гротеск, стилизация, пародия в художественных произведениях

11-15

Произведение как событие рассказывания

Практикум: работа с текстом

Работа в группах:

  1. Особенности повествования в рассказе Л. Н. Толстого «После бала».
  2. Работа над композицией романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».
  3. Анализ структуры повествования произведения Н. С. Лескова «Левша».
  4. Определение роли монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
  5. Составление плана по данной теме.
  6. Работа с теоретико-литературными категориями по данной теме

Освоение терминологии по данной теме, роль монологов и диалогов в художественном произведении, способы повествования в художественном произведении

16-20

Композиция произведения

Беседа, деловая игра, мини-сочинение

1.Аналитическое  исследование:

  1. композиции романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»;
  2. композиции образа дороги в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»;

2.Конкурс мини-сочинений по данной теме.

3.Составление тем сочинений и рефератов по данной теме.

Усвоение понятий о композиции произведения, об архитектонике. Узнавание композиции повествования, композиции сюжета, композиции образов.

21-25

Художественная речь

Слово учителя.

Сообщения учащихся.

Работа в группах исследования.

Практикум.

Занятие-наблюдение

  1. Устное выступление  учащихся .
  2.  Запись в тетрадь основных положений темы.
  3.  Составление словарика по данной теме.
  4. а) Анализ языка в романтическом стихотворении В. А. Жуковского «Море»;

   б)  Анализ стихотворения А. А. Ахматовой «Проводила друга до передней…»;

в) Анализ стихотворения В. В. Маяковского «Юбилейное»;

г) Анализ стихотворения С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»;

д) Оксюморон в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»;

е) Смысл названия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», романа Е. И. Замятина «Мы».

Систематизация понятий раздела «Художественная речь». Узнавание стилистических фигур и формирование представления о тропах.

26-34

Художественное содержание

Лекция с элементами беседы, практикум, фрагменты сочинений, тестирование: терминологический диктант

  1. Образец разбора. Ю. В. Манн о содержании поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».
  2.  Анализ идейного содержания романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
  3. Тематика и проблематика пьесы М. Горького «На дне».
  4. Составление вопросов и заданий для самостоятельной работы учащихся.
  5. Составление по данной теме сочинений и рефератов для самостоятельного изучения.

Формирование представления о художественном содержании и своеобразии произведения; тематике и проблематике художественного произведения, идейно-эмоциональном содержании произведения.

Использованная литература

  1. Анализ художественного текста: Эпическая проза. Хрестоматия / Сост. Н. Д. Татарченко. М., 2005.
  2. Анализ художественного текста: Лирическое произведение. Хрестоматия. / Сост. и прим. Д. М. Магомедовой, М., 2005.
  3. Григорян Л. Г. Язык мой – друг мой. – М., Просвещение, 1976.
  4. Кожинов В. В. Форма и содержание литературы // Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. Т. 8. М., 1975.
  5. Литература: Справочник абитуриента: М., 1998.
  6. Мокиенко В. М. Образы русской речи. – ЛГУ, 1986.
  7. Николина Н. А. Филологический анализ текста. М., 2003.
  8. Романова Г. И. Практика анализа литературного произведения (русская классика). М., 2005.
  9. Школьный словарь литературоведческих терминов. М., 2002.
  10. Хализев В. Е. Теория литературы. М., 2000.
  11. Хализев В. Е. Текст // Введение в литературоведение: основные понятия и термины. М., 1999.
  12. Учебное пособие под редакцией В. Ф. Чертова. Слово. Образ. Смысл. – М., 2006.
  13. Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М. В. Панов. – М., 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре и началам анализа для 10-11 классов, УМК А. Г. Мордкович (профильный уровень)

Программа содержит пояснительную записку, содержание курса, планируемые результатыизучения курса, система оценивания, тематическое планирование и КТП для 11 класса  (5 часов в неделю)...

Программа элективного курса по литературе для 10 класса «Слово, образ, смысл: филологический анализ литературного произведения»

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского язы...

Рабочая программа элективного курса по литературе «Слово, образ, смысл: филологический анализ литературного произведения». 11 класс.

Данная программа разработана для организации работы с учащимися 11 класса средних общеобразовательных школ, выбравшими для изучения элективный курс по литературе. Цель курса - формирование к...

Рабочая программа по учебному предмету Профильный труд «Швейное дело» 5 – 9 класс девочки, адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью, вариант 1.

Рабочая программа  по профильному труду составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд. Цветоводство и декоративное садоводство» в 5 классе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд. Цветоводство и декоративное садоводство» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) образования ...