Главные вкладки

    Пути анализа лирического произведения в 5-6 классах
    статья на тему

    Кириенко Надежда Викторовна

    Статья содержит два пути анализа лирического произведения на уроках литературы в 5-6 класса (композиционный и образный)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Пути анализа лирического произведения в 5-6 классах. Кириенко Н.В.

    Пути анализа лирического произведения в 5-6 классах.

    Анализ лирического произведения - один из сложных видов работы на уроке литературы - остаётся таковым до сих пор. Истоки сложности, мне кажется, кроются и в отсутствии единогласно принятого общего, универсального плана анализа лирического произведения. Кроме того, вследствие сложности для простого школьника, тот общий литературно-лингвистический анализ, который применяется теоретиками литературы и литературными критиками, не может быть применён в школе на уроках анализа лирических произведений в силу возрастных особенностей и временнЫх ограничений . Да и его, общего литературно-лингвистического анализа, вообще, думается, быть не может на уроках, так как анализ художественного произведения в 5-6 классах не есть анализ этого же произведения в 9-11 классах.

    Безусловно, каждое лирическое произведение уникально, оно плод творческого акта, поэтому должно изучаться не только литературоведами, теоретиками литературы, биографами, но и психологами. Следовательно, план анализа стихотворения должен включать в себя, наряду со знанием творческого пути автора, его биографии, литературоведческих терминов, основных подходов и принципов анализа литературного произведения, и  психологические составляющие ( эмпатию, воображение), а также должен учитывать, что, воспринимаясь каждым читателем по-разному ( в силу индивидуальных особенностей психики каждого), произведение преломляется в сознании и восприятии, и окончательный его смысл, без сомнения, не может быть постигнут после прочтения в классе.

            Поэтому нет и не может быть единого, универсального пути (способа) анализа литературного произведения, тем более лирического. Можно лишь разработать основные направления, в русле которых можно попробовать (подчёркиваю: попробовать) двигаться, анализируя то или иное стихотворение. Причём, каждый путь изначально, естественно, избирается интуитивно (детьми), а учителем аргументированно, так как он более адаптирован к данному виду деятельности.

            Сразу оговорюсь, что ни один из предложенных мной вероятных путей анализа лирического произведения (композиционный и образный) нельзя считать готовым, универсальным планом, накладываемым на любое стихотворение. Подготовительным этапом в 5-6 классах может служить работа по плану после первого прочтения стихотворения:

    • Какое время года представлено в стихотворении?
    • Какое время суток?
    • Что происходит на наших глазах в стихотворении?

    КОМПОЗИЦИОННЫЙ ПУТЬ АНАЛИЗА.

    Предполагает определение основной мысли лирического произведения на основе анализа содержания его смысловых частей, наличия в стихотворении сюжета, статичной или динамичной картины изображаемого, а также определение характера изображаемого: от внешнего к внутреннему, от внутреннего к внешнему, или же только внешнее и  только внутренне изображает поэт.

    Для успешного овладения этим алгоритмом анализа учащимся пригодится уметь осмысленно читать лирический текст, аргументированно делить его на части и давать заголовки каждой из частей, определять тему стихотворения, выявлять микротемы. Для определения вектора изображаемого ( от внешнего к внутреннему и наоборот) ученикам придётся определять точку нахождения человека (автора – лирического героя) и, скорей всего, определять его позицию (Что делает? О чём думает? Что чувствует?)

    Таким образом, примерный план работы, реализующий композиционный путь анализа,  может выглядеть так:

    1. Внимательно прочитать стихотворение.
    2. Разделить его на смысловые части (о чём каждая из частей, озаглавить)
    3. Последовательность расположения частей. Почему она такая?
    4. Попробуйте сформулировать тему стихотворения.
    5. Присутствует ли в стихотворении человек? В какой из частей он появляется? Почему?
    6. Что он делает? что видит? Что чувствует? О чём он думает? ( как это выражается в литературных приёмах: сравнении, метафоре, олицетворении, эпитете, антитезе)
    7. Можно ли сказать, что этот человек равен автору? (Вопрос о лирическом герое)
    8. Сформулируйте идею произведения.

    Данный путь анализа можно использовать, знакомясь с сюжетными стихотворениями. Можно составить  план стихотворения, тогда пункты плана будут соответствовать заголовкам каждой части. На литературные приёмы можно выйти, говоря об ощущениях лирического героя.

    ОБРАЗНЫЙ ПУТЬ АНАЛИЗА.

    Предполагает определение основной мысли произведения через характеристики образов: главного, второстепенных, образа лирического героя. Начинаю этот путь анализа с определение основного образа и характеристик, которыми его наделяет автор. Здесь пригодится умение учащихся работать с лексикой и изобразительно-выразительными средствами. Имеет смысл ввести понятия: «зрительные и слуховые образы», «собирательный образ» и «образы статичные и динамичные».

    Таким образом, примерный план работы, реализующий образный путь анализа,  может выглядеть так:

    1. Внимательно прочитать стихотворение
    2. Найти в нём образы. Зримые, слуховые и другие чувственные (Как «звучит» стихотворение и чем оно «пахнет»?)
    3. Выделить из всех образов главный, ключевой, включающий в себя все остальные (второстепенные)
    4. Сформулируйте тему стихотворения
    5. Присутствует ли в стихотворении человек?
    6. Легче описать его внешние черты или внутреннее состояние?
    7. Каково его внутреннее состояние? Что чувствует, переживает человек? Что он делает? что видит? О чём он думает? (как это выражается в литературных приёмах: сравнении, метафоре, олицетворении, эпитете, антитезе)
    8. Можно ли сказать, что этот человек равен автору? (Вопрос о лирическом герое)
    9. Сформулируйте идею стихотворения.

    Образы лучше выписывать или находить в тексте стихотворения вместе с зависимыми словами. Это даст выход на некоторые литературные приёмы (метафору, эпитет, сравнение). Клише для идеи: Стихотворение создано, для того чтобы показать ( рассказать, изобразить, пояснить, раскрыть…)

             По данному алгоритму можно работать на уроках анализа и уроках обучения анализу лирического произведения.

    Можно совместить пути. НО помнить, что ни один из предложенных вариантов анализа лирического произведения не может считаться анализом литературного произведения в традиционном смысле, так как раскрывает лишь одну из сторон произведения, которая позволяет понять произведение, выйти на его тему и идею. Также ни один из этих путей не может считаться конкретным видом анализа, применяемыми литературоведами, ни образным, ни композиционным. Это лишь элементы, составляющие, которые, мне кажется, к старшим классам должны сложиться в системный анализ художественного произведения.

            Также любой из предложенных мной путей может считаться подготовительным этапом к системному анализу в старших классах.

            Так, на уроках анализа лирического произведения в 5-6 классах можно достичь таких предметных результатов, как осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений русских поэтов; можно начать воспитание квалифицированного читателя, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях, участвовать в обсуждении прочитанного; можно  развивать способности понимать литературные художественные  произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; овладение процедурами смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного; формировать умение воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

            Исходя их планируемых результатов обучения литературе, мы можем определить, что понадобится ученику 5-6 класса для того, чтобы успешно обучиться анализу лирического произведения:

    • воспроизводить сюжет в соответствии с его внутренними элементами (пересказывать)
    • делить произведение на композиционные части, видеть их границы
    • отличать стих от прозы, используя сведения о стихосложении ( ритм, рифма, строфа, амб, хорей и другие, тропы: метафору, олицетворение, эпитет, сравнение)
    • использовать сведения по теории литературы при обсуждении художественного произведения, а именно Образ, система образов (герой и совокупность персонажей), лирический герой
    • определять и формулировать тему и идею произведения
    • выразительно читать.

    Естественно, что в ходе уроков обучения анализу лирического произведения можно достичь и некоторых метапредметных и личностных результатов: смысловое чтение;

     владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

    Таким образом, проанализировав требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, я выделила те, которые формируются у учащихся в ходе уроков обучения  анализу лирических произведения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения.

    Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...

    С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения. Презентация к уроку

    Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...

    Анализ лирического произведения

    Материал для подготовки к ГИА по литературе...

    Обучение анализу лирического произведения. Элегия А.С. Пушкина «К морю»:восприятие, истолкование, оценка. Методическая разработка урока.

    Данный урок в 9 классе предполагает Проанализировать стихотворение А.С.Пушкина «К морю»Повторить понятия: романтизм, элегия.Раскрыть тему свободы в пушкинском стихотворении.Проследить композицию ...

    Образец анализа лирического произведения (стихотворения А.С.Пушкина "Подъезжая под Ижоры..." (Для 9 класса)

    Учителя литературы знают, как сложно бывает научить девятиклассников анализу лирического произведения. Несомненно, в период обучения можно предложить ученикам примерный образец такого анализа, выполне...

    Программа спецкурса по литературе. Анализ лирического произведения. 11 класс

    Основная идея программы: продолжить формирование у одиннадцатиклассников эстетического вкуса, гуманистического мировоззрения, интереса к литературе, художественному творчеству и ценностям отечественно...

    Программа элективного курса по литературе. Анализ лирического произведения. 10 класс

    Основная идея программы: формировать у старшеклассников эстетический вкус, гуманистическое мировоззрение, интерес к литературе, художественному творчеству и ценностям отечественной и мировой литератур...