Главные вкладки

    Образец анализа лирического произведения (стихотворения А.С.Пушкина "Подъезжая под Ижоры..." (Для 9 класса)
    материал по литературе (9 класс) по теме

    Беневоленская Римма Анатольевна

    Учителя литературы знают, как сложно бывает научить девятиклассников анализу лирического произведения. Несомненно, в период обучения можно предложить ученикам примерный образец такого анализа, выполненный учителем. Что я и предлагаю вам, возможно, пригодится.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Для учащихся 9 класса – образец анализа лирического произведения.

       Зимой 1828-29 года А.С.Пушкин побывал в Тверской губернии, где у его знакомых Осиповых-Вульф было имение Малинники. Поэтическим памятником поездки стало стихотворение «Подъезжая под Ижоры»… По рассказам друзей поэта навеяны эти строки были встречей со здешней красавицей, дочерью старицкого исправника Катенькой Вельяшевой, которую он встретил на балу в уездном городе.

       В несколько шутливой форме беседуя в стихах с юной провинциалкой, Пушкин признаётся ей в том, что не остался равнодушен к её «девственной красе», которая всегда привлекала поэта. Эти строки, видимо, пишутся в пути, когда Александр Сергеевич возвращается в Петербург из Тверской губернии.

       Лирический герой стихотворения вспоминает мимолётное знакомство с синеглазой кокеткой. Её «милые черты, лёгкий стан, движений стройность» просто очаровали молодого человека. Что ещё осталось в памяти? «…Осторожный разговор… скромная спокойность, хитрый смех и хитрый взор». Несмотря на то, что он увлёкся, «грустно очарован» светской барышней, лирический герой признаётся:

       Но колен моих пред вами

       Преклонить я не посмел

       И влюблёнными мечтами

       Вас тревожить не хотел.

       Это не любовь, страсть, а всего лишь мимолётное увлечение. И «хоть вампиром именован» он в провинциальном дворянском обществе Тверской губернии, но тревожить красавицу понапрасну молодой человек не хочет.

       А, возможно, в скором времени и позабудет её «милые черты». Но вот если снова появится в здешних «мирных краях», то «влюбится до ноября», как шутливо замечает он.

       Стихотворение изобилует точно подобранными, выразительными эпитетами (синие, милые, девственной, лёгкий, скромный, хитрый, осторожный…), которые позволяют читателю зримо представить образ барышни уездного городка Старицы.

       Сочетание высокой лексики и простых, бытовых слов создаёт неповторимый союз одновременно и восхищения, и лёгкости, несерьёзности, шутливости отношений.             (С одной стороны – преклонить колен, воспомнил взоры, влюблёнными мольбами,          с другой – заеду через год, хитрый смех, вампир, хмелем суеты, влюблюсь до ноября)…

       Звукопись (колен моих пред вами преклонить я не посмел и влюблёнными мольбами…) даёт фон ласковой, нежной речи, так свойственной влюблённым. Многократный повтор плавных, нерезких звуков М, Л, затем С в течение стихотворения «убаюкивает», завораживает читателя.

       Присутствующая метафора (упиваясь неприятно хмелем светской суеты) помогает выразить отношение поэта к столичному светскому обществу, которому явно противостоит простота общения в провинциальной сельской среде. В этом сопоставлении кроется антитеза: высший свет – российская глубинка (светская суета – мирные края).

       Повтор «хитрый смех и хитрый взор» дорисовывает простодушный образ лукавой барышни.

       Приятно читать эти лёгкие, шутливые, чуть грустные стихи. Судя по ним, мы представляем себе не строгого, серьёзного поэта на пике его славы, а весёлого, влюбчивого, иронического человека, который не прочь посмеяться и над самим собой.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения.

    Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...

    Открытый урок: "Обучение анализу лирического произведения (на примере стихотворения А.А. Фета "Чудная картина")"

    Открытый урок должен продемонстрировать возможности обучения анализу текста на материале лирического произведения....

    Анализ лирического произведения. Стихотворение Марины Ивановны Цветаевой "Молитва".

    Вопросы, предложенные одиннадцатиклассникам, помогут не только глубже понять внутренний мир лирической героини Цветаевой, но и ощутить драматизм всего творчества поэта. Кроме того, стихотворение"Молит...

    Программа спецкурса по литературе. Анализ лирического произведения. 11 класс

    Основная идея программы: продолжить формирование у одиннадцатиклассников эстетического вкуса, гуманистического мировоззрения, интереса к литературе, художественному творчеству и ценностям отечественно...

    Обучение анализу лирического произведения (на материале стихотворений русских поэтов 19 века)

    В материале представлен план-конспект по теме "Обучение анализу лирического произведения"...

    Конспект урока по теме «Анализ лирического произведения. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва»

    Следующая программа по литературе составлена под редакцией В.Я. Коровиной. Она считает, что «серьезным результатом и плодотворной работой учителя является верное понимание учащимися произве...