По щучьему велению...
план-конспект занятия на тему

Коновальчук  Наталья  Петровна

Занятие для детей старшего  возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_shchuchemu_veleniyu_.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:     «По щучьему велению…»

Задачи:    - закрепить    навыки  словообразования и словоизменения;

                 - уточнить и расширить словарь глаголов;

                 - составлять предложения по сюжетным картинкам с

                    включением простых и сложных предлогов;       

                 - развитие грамматического чувства языка;

                 - развивать умение  подбирать слова-синонимы;

                 - закрепить умение составлять предложения по денотатам;

                 - учить распространять предложение одним словом по вопросу;

                 - развивать умение грамматически     правильно   и  логически 

                    последовательно строить своё высказывание.

 

Оборудование:  предметные картинки, разрезная картинка,

                            загадка, схемы предлогов,  сюжетные картинки.

                        

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I. Организационный  момент.

- Ребята, отгадайте загадку.  Я плаваю, хватаю, кусаю. Я проворная, голодная пятнистая…, зубастая (щука). Какое слово помогло догадаться, что это щука?

 - Подойдите к столу, возьмите части картинки и соберите целое. Кто это? (щука).

II. Основная часть занятия.

1.   Закрепление навыков словоизменения и словообразования.

 - Послушайте начало предложения и  добавьте конец.

  У щуки  не один зуб, а … много зубов.

  У щуки не одна чешуйка, а … много чешуек.         

  У щуки не много голов, а …  одна голова.

  У щуки не один глаз, а … два глаза.

  У щуки чей хвост?   Щучий.

  У щуки чьё туловище?   Щучье.         

 - В какой сказке встречается щука? («По щучьему велению…»)

 - Кто главный герой сказки?

 - Какие слова произносил Емеля и для чего?

 - Давайте и мы произнесём волшебные слова и позовём Емелю к нам. «По

   щучьему велению, по нашему хотению, приди Емеля к нам».

   (Появляется Емеля)

 - Ой, куда это я попал?

 - В детский сад?

 - А зачем мне детский сад?

 - Чтобы играть, учиться, гулять, петь, танцевать, трудиться …

 - А зачем мне трудиться? Если мне что-нибудь понадобиться, то  у меня есть

   волшебные слова. Я их только произнесу и всё  исполнится.

 - Емеля, но ведь волшебные слова не всегда помогают.

 - Нет, помогают.

 - Ну что ж. Давай проверим.  Дети, возьмите схемы предлогов. И ты, Емеля,

   тоже. Назовите предлоги.

(Емеля произносит волшебные слова, но они не помогают)

1.   Составление  предложений  по сюжетным картинкам с включением   простых и сложных предлогов;

Дети называют предлоги:  на, в, из, между, из-за, через.

 - А теперь выберите подходящую картинку и составьте предложение.

  Бельё висит на верёвке.

  Крот выглядывает из норы.            

  Хоккеист играет в хоккей.

  Катя прыгает через скакалку.

  Дети встают из-за стола.

  Круг нарисован между квадратом и треугольником.    

  Лампа стоит на стол. (Емеля)

 - Ребята, вы слышали какое предложение составил Емеля? Он сделал всё правильно? (Нет, он допустил ошибку). Давайте научим Емелю исправлять ошибки в предложении.

2.   Развитие грамматического чувства языка.

  Скоро  у моего  мамы день рождения.

  Сильная тигр догнал свою добычу.

  В нашей группе пять окнов.

  Сестра нарисовала  моя  портрет.

  Портниха сшила шёлковый блузка.

  В витрине магазина стояло шесть куклов.

  Вчера выпал пушистая снег.

 - Молодец, Емеля, исправился. А теперь немного отдохнём.

3.   Физминутка «За дровами мы идём».

  - Какое последнее слово было в предложении Емели? (снег) Подбери  к нему слова-родственники.

4.   Развитие  умения   подбирать слова-синонимы.

Снег – снежок, Снегурочка, снежинка, снегоуборочная машина, снегокат, снегоход, снегозадержание,  снежная, снеговик …..

 - Молодцы ребята. А теперь посмотрите на доску. Кто это? (Емеля) Что это? (дрова) Составьте предложение с этими словами.

6. Уточнение  и расширение  словаря глаголов. Закрепление  умения составлять предложения по денотатам.

  Емеля рубит дрова.

  Емеля колет дрова.

  Емеля несёт дрова.

  Емеля везёт дрова.

  Емеля берёт  дрова.

  Емеля складывает  дрова.

  Емеля топит  дровами.

 - Молодцы. А теперь будем превращать короткое предложение в длинное.

7. Учить распространять предложение одним словом по вопросу.

     - Заяц убегает.

     -  Какой заяц убегает? Испуганный  заяц убегает.

     -  Испуганный  заяц как убегает?  Испуганный заяц стремительно убегает.

     -  Испуганный заяц стремительно убегает от кого?  Испуганный   заяц   

        стремительно убегает   от  волка.      

     -  Испуганный заяц  стремительно убегает от какого волка? Испуганный заяц  стремительно убегает  от  голодного  волка.

     - Испуганный заяц стремительно убегает от голодного волка куда? Испуганный  заяц стремительно убегает от  голодного  волка в лес.                     

     -Испуганный    заяц   стремительно убегает от голодного волка в какой лес? Испуганный заяц     стремительно убегает   от   голодного  волка в 

       дремучий  лес.

8. Заключительная часть занятия.

     - Молодцы, дети.  Емеля, теперь ты убедился, что и без волшебных слов можно научиться многому. А чтобы тебе не было скучно, мы тебе подарим книгу «Грамматика русского языка». Ты можешь лежать на печи и учиться правильно и красиво говорить.

      - Спасибо, ребята.

      - А теперь произнесём волшебные слова и отправим Емелю в сказку.

9. Индивидуальная оценка деятельности детей.  Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия по профилактике ЗОЖ "По-щучьему веленью"

Данный  сценарий  может  использоваться  при проведении  акций  по  профилактике  ЗОЖ  или  классных  часов  по  этой  тематике...

Кукольный спектакль "По щучьему велению"

Данный сценарий вы можете использовать при подготовке школьных праздников, в работе театрального кружка. Текст в стихах, очень доступный и лёгкий и в то же время интересный. Музыку и декорации пригото...

Сценарий новогодней сказки "По щучьему велению"

Сценарий подойдет для школьного театра. для новогоднего представления или праздника в классе....

Сценарий театральной постановки для 5 класса. Сказка «По щучьему веленью, по моему хотенью»

Сценарий сказки "По щучьему веленью, по моему хотенью", предназначен для театральной постановки в 5-6 классе. ...

"По щучьему велению" новогодняя сказка для детей средней группы

Весёлая новогодняя постановка по мотивам русской народной сказки. Дети встречаются на празднике у ёлки с Емелей и его друзьями, участвуют в танцах, исполняют песни  и хороводы, читают Деду Морозу...

Внеклассное мероприятие на тему: "Игра-путешествие "По щучьему велению, по моему хотению,... по моему велению"".

Внеклассное мероприятие на тему "Игра-путешествие "По щучьему велению, по моему хотению,..по моему умению"", помогает детям обобщить знания о сказках; активизировать и развивать че...