Формирование положительной мотивации и устойчивого интереса к урокам столярного дела
материал на тему

Романов Анатолий Борисович

Нет  более важной и в то же время более сложной, задачи, стоящей в настоящее время перед современной школой и перед каждым учителем, чем задача формирования у школьников положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности.Трудовое обучение занимает одно из центральных мест в общей системе учебно-воспитательной работы специальной (коррекционной) школы VIII вида. Эффективность трудовой подготовки учащихся во многом определяется уровнем организации учебного процесса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование положительной мотивации и устойчивого интереса к урокам столярного дела»

Слайд  1.

Нет  более важной и в то же время более сложной, задачи, стоящей в настоящее время перед современной школой и перед каждым учителем, чем задача формирования у школьников положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности.

Школьники с ограниченными возможностями здоровья  сталкиваются с трудностями при выполнении заданий на уроках трудового обучения. Это приводит к тому, что они не могут достигнуть цели, и самое главное, не проявляют к работе должного интереса, т. е. у них отсутствует мотив.  Поэтому я работаю над темой  «Формирование положительной мотивации и устойчивого интереса к урокам столярного дела»

Слайд  2

  • Моя  первостепенная задача – активизировать  процесс обучения, сделать его интересным для школьников.

Слайд  3     МОТИВАЦИЯ – ЭТО

    - создание условий , оказывающих  определенное воздействие на ученика
-     совокупность  движущих сил , которые  побуждают  ученика к деятельности
-     имеет  определенную целевую направленность

Слайд 4

Трудовое обучение занимает одно из центральных мест в общей системе учебно-воспитательной работы специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Эффективность трудовой подготовки учащихся во многом определяется уровнем организации учебного процесса.

Слайд 5   Направляющая роль  см  слайд.

Одним из важнейших путей, способствующих повышению мотивации учебной и трудовой видов деятельности у школьников с интеллектуальной недостаточностью,  является создание таких условий, которые позволяют школьникам получать удовлетворение от выполняемой ими деятельности. Необходимо помнить и о том, что повышение мотивации по-разному влияет на деятельность учащихся специальных (коррекционных) школ. Достижение успехов в большей мере зависит от положительного, эмоционально окрашенного отношения учащихся к учебной и трудовой деятельности, к педагогам и коллективу товарищей.

  • Организация учебной деятельности – один из путей формирования мотивации.

Слайд  6

Создание устойчивой мотивации, является одним из основных условий, обеспечивающих успешность обучения и воспитания ученика, реализацию его умственных и физических возможностей.

  • Слайд      7         Приемы создания мотивации  разнообразны.
  • апелляция к жизненному опыту учащихся - этот прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых можно лишь при условии изучения предлагаемого материала. Необходимо только, чтобы ситуация действительно была жизненной, а не надуманной.
  • ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении какого-то последующего материала или на других предметах . При изучении алгоритмизации и программирования мы можем сослаться на то, что, научившись составлять алгоритмы, мы сможем решать довольно сложные задачи, в частности, из предметной области математики. Так, например, линия изучение уравнений начинается ещё с начальной школы и продолжается на протяжении всего учебного процесса.
  • создание проблемной ситуации.  Ученик должен хотеть решать поставленную перед ним проблему, она должна быть ему интересна.
  • использование занимательного сюжета - занимательность (но не развлекательность!) – это сильный прием.

Слайд 8

На формирование положительной мотивации влияют

  • правильный отбор содержания учебного материала;
  •  владение учителем современными методами обучения, их оптимальное сочетание;
  •  умение строить отношения с учащимися;
  •  особенности личности учителя.

Слайд   9

  • Если ученик не включается в деятельность (учебную или трудовую), то и мотивов у него не появится.
  • Формирование положительной мотивации начинается с того, что я, опираясь на знания и опыт, потребности, включаю учащихся в учебную деятельность.

Слайд 10

  • Изучая индивидуальные особенности каждого ребенка, подбираю соответствующие методы, средства и пути коррекционного воздействия.
  • Для этого применяю различные методы мотивации,
  • Например, изготовление  продукции, имеющей полезное назначение -  такая работа вызывала интерес.

Слайд  11

У   обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  в процессе трудового обучения наблюдается небольшой рост в формировании побудительных мотивов учения, а у детей включенных в систему целенаправленного трудового обучения, наблюдается значительная положительная динамика в формировании устойчивых побудительных мотивов обучения.  (слайд – фото с храмом)

Слайд  12

Для развития познавательно интереса учащихся большую роль играет внеклассная работа по предмету, которая сочетается с учебной работой, имея общую цель, хотя и отличается организационными и методическими формами. Внеклассная работа создает условия для более полной реализации потенциала учащихся, для формирования творческих и практических умений, для действенности знаний слайд – фото храм и стол

Слайд 13

Для развития интереса к овладению трудовыми умениями и навыками необходимы постоянное внедрение нового в  элементы учебного процесса, вовлечение учащихся в активную деятельность, оптимальное сочетание различных форм работы. И конечно, продуктивное развитие, обучение и воспитание ребенка невозможны без профессиональной и высоконравственной позиции самого учителя.

Слайд 14

  • Создание условий для реализации творческого развития на уроках, основано на активной деятельности учащихся в тесном сотрудничестве с учителем, создается благодаря: - формированию и развитию познавательного интереса, активизации познавательной деятельности (очевидно, что учить детей нужно только с опорой на интерес, обязательно создавая ситуацию успеха; бессмысленно и безнравственно заставлять детей обучаться труду, если они не осознали его значимости, если им неинтересно и у них нет потребности увидеть результаты своей деятельности); - сотрудничеству между учителем и учеником, учителем и группой детей, учителем и классом в целом; - созданию благоприятных условий для обучения, что является основой для развития профессионально-трудовой деятельности учащихся; - дифференцированный и индивидуальный, подход в обучении; - использованию методов, активизирующих учебный процесс; - использованию учителем различных вербальных средств (чтение, монолог и диалог, жестовые и мимические средства, проговаривание и заучивание технических терминов и др.) с целью развития речевых навыков учащихся, в том числе отработки навыков осознанной, правильно грамматически оформленной речи; неразрывному единству обучения и воспитания.

Очень важен такой фактор формирования положительной мотивации, о котором нельзя не сказать, это доброжелательный настрой урока. Для этого нужно уделять внимание каждому ученику, нужно хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Учитель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь к ребенку. Именно так я и стараюсь проводить свои уроки. И это еще один шаг на пути формирования положительной мотивации учения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках столярного дела – один из путей повышения качества образования.

Многие педагоги отмечают, что умения образуются с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия. Нап...

Программированные задания, как средство формирования положительной мотивации к учебной деятельности на уроках природоведческого цикла в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Задания используются на уроках природоведения, геогрвфии, биологии в специальной (коррекционной) школе 8 вида. Такие задания можно использовать с целью повторения и закрепления изученного, а также про...

Формирование положительной мотивации у младших школьников к урокам физической культуры

Я всегда в своей практике задавалась следующим  вопросом: "Как сделать свои уроки еще интереснее, доступнее для понимания моим маленьким ученикам?" Работая в школе третий год я пришла к простым в...

Формирование положительной мотивации через элементы занимательности на уроках литературы

В данной статье даны игры, викторины, всякого рода игровые задания, которые привлекательны для школьников любой возрастной ступени. Старшеклассникам они интересны ничуть не меньше, чем учащимся средне...

Педагогический проект «Проектный метод обучения как средство формирования положительной мотивации развития творческой самостоятельности на уроках технологии»

Стратегическая цель проекта: способствовать формированию у обучающихся устойчивой положительной мотивации к развитию творческой самостоятельности через проектный метод обучения на уроках технологии.Об...

Презентация Формирование учебной мотивации на уроках столярного дела

Презентация Формирование учебной мотивации на уроках столярного дела...