«Коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений письма у младших школьников»
рабочая программа на тему

Шустова Татьяна Анатольевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
  • инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой (М., 1996);
  • федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения;
  • федерального компонента государственного образовательного стандарта.

1. Актуальность

           Речевая функция является одной из важнейших психический функций. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

Нарушение речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, сказываться на овладении грамотой, на успеваемости в целом. Кроме того, наличие речевых нарушений может стать препятствием при выборе определенных профессий, привести к появлению психологических комплексов, оказать отрицательное влияние на процесс социализации и интеграции в современную социокультурную среду.

           С каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями устной и письменной речи. Причин такого роста много: помимо проблем, связанных с нарушениями функционального и органического характера, следует отметить и острую нехватку квалифицированных специалистов-логопедов в дошкольных общеобразовательных учреждениях, рост количества асоциальных детей, которым родители уделяют недостаточное количество времени и т.д. Еще одна проблема заключается в том, что не все существующие педагогические подходы к организации работы по коррекции речевых нарушений соответствуют новому государственному образовательному стандарту.

Существует необходимость создания коррекционной программы, отвечающей современным требованиям и направленной на решение обозначенных проблем.

Обучающиеся, имеющие логопедическое заключение «Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза», испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

По этой причине логопедическая работа с такими обучающимися должна иметь коммуникативную направленность и способствовать преодолению первичного дефекта на уровне письменной речи.

2. Проблема

Проблема изучения и коррекции нарушений письменной речи остается одной из первоочередных задач логопедии. Для предупреждения и коррекции специфических ошибок на письме необходима планомерная и последовательная коррекционная работа,  рассчитанная не на один год.

По мнению многих ученых, педагогов и психологов (Ш.А. Амонашвили, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, В.В. Репкина, Д.Б. Эльконина и др.) в начальной школе необходимо продолжать пропедевтическую работу, а при ее невозможности своевременно устранять специфические ошибки на письме.

3. Цель

Освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами для успешного овладения программой обучения русскому языку в общеобразовательной школе.

4.Основные задачи:

  • формировать навыки грамотной, устной и письменной речи, навыки культуры речи.
  • формировать навыки звуко-буквенного и слогового  анализа и синтеза слова.
  • формировать полноценные представления о предложении, тексте.

Адресат: обучающиеся вторых классов с дисграфией, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза.

5. Обеспечение

  • Методическое пособие для учителя-логопеда по программе «Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза»(автор: Е.В. Мазанова, 2010 г.)
  • Рабочие тетради для обучающихся по программе «Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза» автор: (Е.В. Мазанова, 2010 г.)

6. Методы

  • Частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование и решение творческих и нестандартных заданий).
  • Исследовательский (работа с дополнительными источниками информации).
  • Проблемный (создание проблемных ситуаций).

                                                 7. Технологии

  • Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие образовательные технологии:
  • упражнения, направленные на совершенствование общего моторного развития (игры с мячом, коррекционные игры из «Психогимнастики», развитие чувства равновесия и координации движений).
  • пальчиковая гимнастика и упражнения для развития кистей рук.
  • Технология учебного диалога.
  • Информационно-коммуникативные технологии.
  • Технология проектной деятельности.

                                         

8. Режим работы

Программа рассчитана на 1 год, предназначена для учащихся 2 класса. Количество часов в год – 64. Форма организации занятий: подгрупповая. Обучение на занятиях – основная форма коррекционной работы с детьми. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 35-40 минут. Занятия планируются на весь учебный год – с 16 сентября до 15 мая, проводятся 2 раза в неделю. Диагностика с 1 сентября по 15 сентября, с 15 мая по 30 мая. Учебная деятельность учащихся организуется в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения с реализацией системно-деятельностного подхода к формированию универсальных учебных действий.

Планируемые результаты

1. Предметные результаты:

В результате освоения программы обучающиеся должны научиться:

  • различать гласные и согласные звуки;
  • правильно называть мягкие и твердые звуки в словах, показывать мягкость согласных на письме;
  • определять место ударения в слове, выделять безударную гласную;
  • графически обозначать звуки, слоги, слова, предложения;
  • вычленять слова из предложений;
  • применять на письме морфемный анализ и синтез слов;
  • дифференцировать словосочетания, предложения, текст;
  • дифференцировать написание предлогов и приставок;

2. Метапредметные результаты:

  • Познавательные универсальные учебные действия (УУД) – учащиеся научатся анализу и синтезу объектов, выбору оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, построению логической цепи рассуждений, доказательств, самостоятельного создания способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • Регулятивные УУД – учащиеся будут совершенствовать навык волевой саморегуляции;
  • Коммуникативные УУД – учащиеся будут совершенствовать потребность в общении со взрослыми и сверстниками, учет разных мнений и умение обосновать свое, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

3. Личностные результаты

  • Личностные УУД – учащиеся будут совершенствовать положительное отношение к учению социальной роли ученика, познавательных и учебных мотивов.

Примерное перспективное тематическое планирование

Группа: «Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза»

Класс: 2

Учитель-логопед: Т.А.Шустова

Планирование составлено на основе пособия «Школьный логопункт: документация, планирование и организация коррекционной работы».          Автор: Е.В. Мазанова, Москва, Издательство ГНОМ 2011 г.

Количество часов в год: 64

Сроки реализации программы: 2014-2015 учебный год


1. Звук

Тема занятия

Часы

Содержание работы

Звуки в речи

1

Понятие звук.

Знакомство с речевыми звуками. Артикуляция гласных и согласных звуков.

Гласные звуки

3

Образование гласных звуков 1 ряда. Звукобуквенный анализ слов. Соотнесение звуков с символами. Развитие неречевых процессов.

Согласные звуки

4

Образование согласных звуков.  Звуко-буквенный анализ слов. Соотнесение звуков с символами. Развитие фонематического восприятия и слуха.

Обозначение мягкости согласных (ь) в разных позициях.

4

Закрепление понятия буква. Формирование умения выделять мягкие согласные в речевом потоке. Закрепление передачи мягкости согласного на письме с помощью (ь). Роль разделительного мягкого знака. Развитие зрительного восприятия, внимания.

Гласные II ряда

4

Гласные II ряда. Дифференциация согласных звуков перед гласными II ряда. Соотнесение количества звуков и букв в слове. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза.


2. Слог

Тема занятия

Часы

Содержание работы

Слог

2

Знакомство со слогом, как частью слова, не заключающего в себе смысла. Работа над слоговой структурой различных слов. Развитие зрительного, слухового восприятия.

Слогообразующая роль гласных

3

Знакомство с ударным слогом, гласной в словах. Графическое обозначение ударения в слове. Обогащение словаря признаков.

Коррекция несформированности звуко-буквенного анализа (ударные и безударные гласные)

3

Знакомство с безударными гласными в словах. Закрепление написания безударных гласных в словах.

Дифференциация слога и слова

2

Слоговой анализ и синтез слов. Соотношение слов со схемой.


3. Слово

Тема занятия

Часы

Содержание работы

Слово

1

Общее понятие слова. Деление предложений на слова. Пополнение предметного словаря.

Различение однокоренных и родственных слов

3

Понятие родственные слова.  

Формирование навыка дифференциации однокоренных и родственных слов. Выделение корня в словах.

Практическое применение слов, образованных при помощи приставок

4

Знакомство с понятием приставка.

Графическое изображение приставки. Обогащение глагольного словаря с помощью приставок. Развитие зрительного и слухового внимания.

Практическое применение слов, образованных при помощьи суффиксов

4

Понятие суффикс. Графическое изображение суффикса. Выделение суффикса в словах. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных по теме «Детеныши».

Морфемный анализ и синтез слов

2

Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе, окончании. Закрепление навыка разбора слова по составу по теме «Антонимы».

Предлоги и приставки

4

Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Дифференциация предлогов и приставок. Развитие временно-пространственных представлений. Работа с синонимами.


4. Словосочетание и предложение

Тема занятие

Часы

Содержание работы

Словосочетание

2

Знакомство со словосочетанием. Виды связи в словосочетаниях. Построение словосочетаний. Обогащение фразовой речи путем ознакомления с явлением многозначности.

Предложение

3

Деление предложения на слова. Определение количества и последовательности слов в предложении. Работа с графическими схемами предложений. Анализ и синтез предложений.

Словосочетание и предложение

2

Сопоставление словосочетаний и предложений как речевых единиц. Развитие неречевых процессов. Обогащение номинативного словаря словами-омонимами.


5. Связная речь

Тема занятия

Часы

Содержание работы

Повествовательный рассказ

4

Знакомство с понятием текст, его признаками: смысловой целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых связей текста.

Рассказы описательного характера

4

Составление текста по отдельным деталям, вопросам. Работа над деформированным текстом.

Последовательный рассказ с опорой на картину, на серию картин

5

Составление текста по картине, по серии картин. Установление смысловых связей между предложениями в составе текста.


Информационные источники

А) Литература

1. Аманатова М. М. Справочник школьного логопеда. М.М. Аманатова. Ростов, Феникс, 2009

2. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников/ Н.Г. Андреева. М.: Владос, 2010.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1999

4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.

5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи обучающихся начальных классов: пособие для логопеда/ Л.Н. Ефименкова. М., 2001.

6. Жинкин Н.И. Механизмы речи.  М., 2008

7. Коррекция нарушений речи у младших школьников/ авт.-сост. С.Е. Дорофеева, Л.В. Семенюта, Л.А. Маленьких. М.: ТЦ Сфера, 2011.

8. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии: учебное пособие для студ. по учеб. заведений/ Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева; под ред. Л.В. Кузнецовой. М.: Академия, 2002.

9. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Книга для логопедов М.: « Владос», 1995.

10.Мазанова Е.В. школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов / Е.В. Мазанова. М.; Гном, 2010.

11 Мазанова Е.В. коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. М.: Издательство ГНОМ и Д. 2010.

12. Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по преодолению дисграфии на почве языкового анализа и синтеза у младших школьников / Е.В. Мазанова. М.: Издательство ГНОМ и Д. 2010.

                       

Б) Источники в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

1.  http://festival.1september.ru/articles/624989/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Такие  специфические  трудности  письма,  как  пропуск  и  смешение  букв,  перестановка  букв  в  слове,  нед...

Статья "Нарушение письма у младших школьников".

В основе письма лежит воспроизведение звуков, перевод фонемы в графему. Однако это не простой акт, а сложная мыслительная операция, осуществляющаяся при наличии слуха и четких артикуляций (проговарива...

Герасимчик Л.В. Методические раработки по преодолению нарушения письма у младших школьников

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; } Принципы логопедической работы...

Статья "Причины нарушения письма у младших школьников с ОВЗ".

В основе письма лежит воспроизведение звуков, перевод фонемы в графему. Однако это не простой акт, а сложная мыслительная операция, осуществляющаяся при наличии слуха и четких артикуляций (проговарива...

Рабочая программа по коррекции устной речи и профилактике нарушений письма у младших школьников.

В методической разработке представлена рабочая программа по коррекции устной речи и профилактике нарушений письма у младших школьников,  имеющих общее недоразвитие речи III уровня. Рассматриваютс...

Нарушение письма у младших школьников

В статье речь идет о дисграфии, как о наиболее распространенной  речевой паталогии у обучающихся начальных классов....

Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников с детским церебральным параличом и интеллектуальной недостаточностью в системе логопедического сопровождения (из опыта работы)

Трудности обучения младших школьников, имеющих сложный дефект (ДЦП и интеллектуальную недостаточность), определяются не только тяжестью и многообразием их двигательных расстройств, стойким недоразвити...