Нарушение письма у младших школьников
статья

В статье речь идет о дисграфии, как о наиболее распространенной  речевой паталогии у обучающихся начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narushenie_pisma_u_mladshih_shkolnikov.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

Нарушение письма у младших школьников

Учитель- логопед Логинова Наталия Сергеевна

Разделы: Начальная школа, Логопедия

В начальной школе многие родители с удивлением узнают, что у их ребенка наблюдается специфичная проблема – дисграфия (нарушение письма). Это одна из наиболее распространенных форм речевой патологии у учащихся младших классов.

Дисграфия имеет выраженную симптоматику. По ошибке ее можно принять за невнимательность ребенка и незнание им грамматических правил. Однако проблема кроется глубже. Без ее устранения овладение школьной программой даже на базовом уровне будет практически невозможным.

Примеры ошибок характерные для детей при дисграфии

   - Нарушение границ предложения.

   - Слитное написание предлогов с другими словами.

    -Слитное написание слов.

    -Раздельное написание частей слова.

    -Пропуск согласных (в середине слова, в конце слова).

    -Пропуск гласных (в середине слова, в конце слова).

    -Перестановка слогов.

   - Пропуски слогов.

    -Добавление слогов.

   - Добавление гласных.

   - Пропуски слов в предложении.

К сожалению, эта серьезная проблема, которая «не ходит одна»: чаще всего дисграфия проявляется вместе с дислексией (проблемой чтения).

Причины этих нарушений могут быть различны: от родовых травм, генетики, до педагогической запущенности. Ребенок, у которого выявлена дисграфия, не может писать без ошибок, так как у него нарушена работа речевого, слухового, зрительного и двигательного анализаторов. Тем самым, мы можем говорить о несформированности языкового анализа и синтеза.

При определенных усилиях, как со стороны родителей, специалистов, так и самого ребенка дисграфию можно скорректировать.

Основные направления коррекционной работы:

   - Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.

    -Развитие навыков слогового анализа и синтеза

    -Развитие языкового анализа и синтеза:

    -Формирование самоконтроля за собственной письменной продукцией.

Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза

При развитии фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза основные усилия направлены на умение определять последовательность звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком).

Виды заданий:

    -Показать карточку с буквой, если в слове есть данный звук.

   - Соотнести картинку с заданным звуком.

   - Вставить пропущенные буквы в словах.

   -Подобрать слова, в которых данный звук стоял бы на 1,2,3 месте.

   -Подобрать слова на каждый звук, преобразовать слово.

    -Ребусы.

   - Составить различные слова из букв одного слова.

Развитие навыков слогового анализа и синтеза

При развитии навыков слогового анализа и синтеза работа всегда начинается со вспомогательных приёмов (отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество). Затем, опираясь на умение выделять гласные звуки в слове, дети усваивали основное правило слогоделения: в слове столько слогов, сколько гласных.

Виды заданий

1. Назвать все гласные в слове, выделить гласные звуки и соответствующие буквы.

2. Разложить картинки под определенным гласным.

3. Определить количество слогов в слове.

4. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинок.

5. Составить слово из слогов.

Развитие навыков языкового анализа и синтеза

Работа в этом направлении сводится к формированию умения определять количество, последовательность и место слов в предложении.

Виды заданий

1. Составление предложений по опорным картинкам с определённым количеством слов.

2. Придумывание предложений по сюжетной картинке и определение в них количества слов.

3. Составление графических схем предложений, отыскивание в схеме определённого слова, чтение предложения по схеме.

4. Упражнения на составление распространённых предложений.

5. Упражнение в грамматически правильном построении предложений. Работа с деформированными предложениями (с опорой на наглядность/ без опоры на наглядность).

6. Определение места слова в предложении (какое по счёту указанное слово).

7. Определение различий словосочетания и предложения. Предложение – это законченная смысловая единица.

8. Определение границ предложения. Работа с деформированным текстом.

9. Составление предложений, используя словосочетания.

10. Упражнения в чтении текста с интонационными обозначениями границ предложения (понижение голоса, паузы).

11. Списывание текста с подчёркиванием заглавных букв и точек.

Развитие у детей контроля за собственной письменной продукцией.

Работа в этом направлении осуществляется не изолированно, а проводится параллельно с развитием различных форм языкового анализа и синтеза.

Виды заданий

1. Изучение образца и его запоминание. Рисование пальцем на парте. Рассказ, что запомнили. Изображение или запись в тетради. Сравнение с образцом.

2. Проговаривание и одновременная запись лексического материала учеником.

3.Сравнение текста с ошибками, типичными для данного ребенка, с нормативным образцом текста; самостоятельное исправление ошибок в тексте; списывание с последующей самопроверкой.

Литература

    Буковцева Н.И. Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у учащихся с задержкой психического развития // Практическая психология и логопедия. – 2004. – №2 (9). – с. 47–48.

    Лалаева Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова, – Спб.:Союз, 2009. – 156 с.

    Парамонова Л.Г. Предупреждение и преодоление дисграфии у детей. – СПб.: Союз, 2001. – 79 с.

    Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: Айрис – пресс, 2007. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Такие  специфические  трудности  письма,  как  пропуск  и  смешение  букв,  перестановка  букв  в  слове,  нед...

Статья "Нарушение письма у младших школьников".

В основе письма лежит воспроизведение звуков, перевод фонемы в графему. Однако это не простой акт, а сложная мыслительная операция, осуществляющаяся при наличии слуха и четких артикуляций (проговарива...

Герасимчик Л.В. Методические раработки по преодолению нарушения письма у младших школьников

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; } Принципы логопедической работы...

Статья "Причины нарушения письма у младших школьников с ОВЗ".

В основе письма лежит воспроизведение звуков, перевод фонемы в графему. Однако это не простой акт, а сложная мыслительная операция, осуществляющаяся при наличии слуха и четких артикуляций (проговарива...

Рабочая программа по коррекции устной речи и профилактике нарушений письма у младших школьников.

В методической разработке представлена рабочая программа по коррекции устной речи и профилактике нарушений письма у младших школьников,  имеющих общее недоразвитие речи III уровня. Рассматриваютс...

Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников с детским церебральным параличом и интеллектуальной недостаточностью в системе логопедического сопровождения (из опыта работы)

Трудности обучения младших школьников, имеющих сложный дефект (ДЦП и интеллектуальную недостаточность), определяются не только тяжестью и многообразием их двигательных расстройств, стойким недоразвити...