Интегрированный урок С/Х труда и СБО по теме:«Практическая работа по приготовлению винегрета».(5 класс коррекционной школы)
план-конспект урока (5 класс) на тему

Андраханова Татьяна Георгиевна

Практическая работа направлена на закрепление изученного теоретического  материала и закрепление его в практической деятельности. А так же на активизацию познавательной деятельности через интеграцию предметов СБО и сельскохозяйственный труд.

Цель урока: научить готовить винегрет.

Задачи урока:

Образовательные:

 - закрепить знания учащихся  об овощах;

-  закрепить знания учащихся по технологии приготовления винегрета;

- формировать умения проводить нарезку вареных: моркови, свеклы, картофеля; лука и соленого огурца кубиками, используя правила безопасной работы при пользовании ножом и соблюдая санитарно-гигиенические навыки.

Коррекционные:

- коррекция речи (словарная работа, загадки), внимания (игра «Где правильно?», «Чего не хватает?»), памяти (воспроизведение ранее изученного материала), мышления (сравнить, выбрать нужный ответ);

Воспитательные:

 -  формирование умений работать в паре;

- воспитание аккуратности при выполнении практической работы и бережного отношения к продуктам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon integrirovannyy_urok_sboi_s.kh_trud_5_kl.zip2.1 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Чебулинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»

Интегрированный урок С.Б.О. и сельскохозяйственный труд.

«Практическая работа по приготовлению винегрета»

5класс.

                                                         Подготовили:

                                                      Андраханова Т.Г.- учитель

                                                          сельскохозяйственного труда

                                                                       Лукьянченко А.А.- учитель   С.Б.О.

               

                                                 п.г.т. Верх-чебула

2014г.

Тема урока: «Практическая работа по приготовлению винегрета».

Цель урока: научить готовить винегрет.

Задачи урока:

Образовательные: 

 - закрепить знания учащихся  об овощах;

-  закрепить знания учащихся по технологии приготовления винегрета;

- формировать умения проводить нарезку вареных: моркови, свеклы, картофеля; лука и соленого огурца кубиками, используя правила безопасной работы при пользовании ножом и соблюдая санитарно-гигиенические навыки.

Коррекционные:

- коррекция речи (словарная работа, загадки), внимания (игра «Где правильно?», «Чего не хватает?»), памяти (воспроизведение ранее изученного материала), мышления (сравнить, выбрать нужный ответ);

Воспитательные:

 -  формирование умений работать в паре;

- воспитание аккуратности при выполнении практической работы и бережного отношения к продуктам.

Оборудование:  компьютерные презентации, мультимедийный проектор,    инвентарь и посуда (доска разделочная, нож поварской, кастрюля, миска глубокая, ложка столовая, салатник), таблички с названием  этапов работы по приготовлению винегрета на каждую пару учеников и для ученика, работающего у доски; натуральные продукты ;  карточки с задачей на каждого ученика;  таблица «Правила безопасной работы при пользовании ножом»; рисунки свеклы и лука для проведения рефлексии; набор магнитиков, магнитная доска; наглядные пособия и методическая литература по украшению салатов.

                                                Ход урока

  1. Организационный момент. Актуализация знаний.

-Здравствуйте, дорогие гости!

- Здравствуйте, дорогие ребята!

-Здравствуйте, самые умные!

- Здравствуйте, самые внимательные!

-Здравствуйте, самые любознательные!

- Начинаем наш урок.

- Какой раздел мы с вами изучаем?

. - Как называется любимый на Руси салат из варёных овощей с обязательным присутствием свёклы?

- Какова была тема прошлого урока?

- Правильно! Рецепт приготовления винегрета.

- Словарная работа- ВИНЕГРЕТ.

(читают вслух, хоровое проговаривание, проговаривание  отдельными учениками).

2.Объявление темы,  постановка цели и задач урока.

Сегодня на уроке мы с вами выполним практическую работу по приготовлению винегрета. Для этого вспомним овощные культуры, выращиваемые на пришкольном участке, вспомним технологию   приготовления винегрета, научимся проводить нарезку  овощей кубиками, выполняя правила безопасной работы при пользовании ножом и соблюдая санитарно-гигиенические правила.

3. Закрепление ранее изученного материала и выполнение практической работы.

-Чтобы успешно выполнить практическую работу, повторим материал прошлого урока.

- Ребята, а что такое винегрет?   (Разновидность салата).

-А какие овощи  необходимы для приготовления винегрета вы сейчас определите с учителем с/х  труда.

Учитель с/х труда: загадки об овощах  (слайды 2-6)

Выберите  из предложенных  на моем столе овощи , необходимые для приготовления винегрета  (Свекла,  морковь, картофель, лук, соленый огурец, квашеная капуста,  соль, апельсин, растительное масло, яблоко, помидоры). При этом проговариваем слова: Для приготовления винегрета нужно взять…(Это опорные слова, напечатанные на листочке).

Фото продуктов для винегрета

Учитель СБО:

- А теперь выберите  остальные продукты для винегрета.

- По задаче с прошлого урока определите, чего больше берут для винегрета:

- свеклы или моркови-

- картофеля или свеклы

- огурца или лука

- какого продукта берут больше всего?

- какого продукта берут меньше всего?

- Как режут овощи для винегрета? (Кубиками).

-А почему их режут тонко и ровно?  (Чтобы было вкуснее и эстэтичнее).

-Почему для приготовления винегрета берут охлажденные продукты? (Чтобы винегрет  быстро не испортился).

- Что нужно сделать, чтобы свекла не закрасила другие овощи? (перемешать ее с растительным маслом)

- В какой посуде лучше хранить винегрет?  (Эмалированной, керамической, стеклянной, но не в металлической).

Учитель с/х труда:

-А  сейчас давайте сыграем в игру на внимание «Где правильно?».

Внимательно посмотрите на овощи, расположенные на разносах (на разносе №1 – качественные  овощи,  на разносе №2 – некачественные).   Выберите и объясните, какой набор овощей вам понадобиться для приготовления винегрета.

Учитель СБО

-  Какое оборудование нужно для приготовления винегрета?

Выберите необходимое оборудование  по одному экземпляру  из предложенного  мною.  (Нож, разделочная доска, тарелка, кастрюля, ложка, вилка, терка, салатник, поварешка, дуршлаг). При этом проговариваем слова:   Для приготовления винегрета я возьму… (Это опорные слова,  напечатанные на листочке).

-Давайте вспомним технологию приготовления винегрета, т.е. этапы работы. (Один ученик работает у доски, остальные парами за партами. При этом используют карточки с обозначениями этапов работы, но последовательность работы определяют самостоятельно).

Карточка №

Сваренные картофель, морковь, свеклу  очистить от кожицы.

Очистить лук.

Карточка №

Нарезать овощи кубиками. Квашеную капусту отжать. Лук нашинковать.

Карточка №

Соединить овощи. Посолить. Заправить подсолнечным маслом. Перемешать

Карточка  №

Винегрет уложить горкой в салатник. Посыпать зеленью. Украсить овощами

Слайд(№8-9 Чего не хватает?)

- А какие правила безопасной работы необходимо соблюдать при работе с ножом? (Учитель спрашивает сначала ребят, а затем зачитывают их по таблице) .

Физминутка

Учитель с/х труда (слайд № 10 )

Мы пойдём в огород, (шагать на месте) 
Много там всего растёт: (развести руки в стороны)
Огурцы сорвём мы с грядки, (срывать воображаемые огурцы)
Помидоры с кожей гладкой, (кистями рук обрисовать круглую, шарообразную форму)
Толстая репка (поставить руки на пояс)
Засела в землю крепко. (покачаться из стороны в сторону)
Дёргай, дёргай из земли (изображать как будто дёргаем из земли)
Всё собрали, посмотри. (развести руки в стороны)

Техника безопасности с режущими предметами

1.Правильно держите нож и руки на продукте, не поднимайте  нож слишком высоко над разделочной доской.

2.Передавайте нож ручкой вперед.

3. Не измельчайте очень мелкие кусочки продуктов.

-  Сейчас, ребята, мы будем готовить винегрет ( но прежде вспомним санитарно-гигиенические правила при приготовлении пищи).

Учитель СБО

Теперь я покажу  вам  как это делать.  А  начну  я со свеклы. Сначала я ее очищу, при этом очистки не разбрасываю, а складываю в кучку, можно и в отдельную тарелочку. (Ребята, а кому можно потом отдать эти очистки, ведь мы же живем в сельской местности?)  Теперь порежу свеклу  кубиками.

Фото этапа приготовления винегрета

 Вы внимательно смотрите за тем, как я это делаю. Обратите особое внимание на правильность нарезки кубиками, на то, что я использую разделочную доску, пальцы левой руки согнуты, а кончики их находятся на некотором расстоянии от лезвия ножа. Готовую свеклу ложу в отдельную тарелочку и сразу же заправлю ее растительным маслом. Как вы думаете, почему?   (Чтобы свекла не закрасила другие овощи).  

-Теперь вы будете  очищать  и  нарезать остальные овощи и складывать их в общую кастрюлю.  Работать будете в парах.

1- я  пара – готовит картофель

Режем картошку в винегретФото этапа приготовления винегрета

2-я  пара – готовит морковь

Режем морковь для винегретаОтправить морковь в винегрет

3-я пара – готовит лук и огурец

Нарезать лук в винегретПорезать огурцы в винегрет

- Что делаем дальше?  (Добавляем немного соли, перемешиваем).

- Почему винегрет солят перед подачей? (овощи выделяют много сока).

- Что делаем дальше? (Добавляем  растительное масло, квашеную капусту, отжатую от сока,  свеклу и все перемешиваем).

Посолить винегретПолить маслом винегрет

- А почему растительное масло добавляют после того, как посолили винегрет? (Соль в масле плохо растворяется).

-Ну вот, винегрет готов!

-Ребята, винегрет, как и любой салат, можно украсить сверху кубиками свеклы, моркови, кружочками огурца. (Учитель показывает это ребятам).

-Какое правило украшения можно сформулировать?   (Украшать тем, из чего он сделан).

- Вот посмотрите, как красиво можно украсить салат, а соответственно и винегрет, как разновидность салата.  (Демонстрация различных способов украшения салатов,  с использованием соответствующей литературы и наглядных пособий).

-Что дальше будем делать?

- Конечно же угощать гостей и пробовать сами. Для этого разложим винегрет по тарелочкам.

-А сейчас, приятного всем аппетита!

4.Итог урока.

- Чем занимались на уроке?

- Чему научились?

- Что нового узнали?

- В чем преимущества винегрета? (быстрота приготовления, отсутствие подогрева, большое количество витаминов)

5.Оценка работы учащихся.

 Рефлексия. (Если урок понравился, то поднимите свеклу, а если нет, то луковичку).

6. Уборка рабочих мест

               

                                                       

 

                                   

                                             Список литературы

  1. Воронкова  В.В. /Программа для 5 – 9 классов специальных   (коррекционных) учреждений  VIII вида – М.: Владос, 2010.
  2. Девяткова Т.А. и др. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида,/ под ред.А.М.Щербаковой. М.: Владос, 2003.
  3. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие.-М.:НЦ ЭНАС, 2003.

    4. Картинки овощей - http://forchel.ru/kartinki.  

    5. Загадки об овощах - http://www.prozagadki.ru/zagadki-pro-prirodu/zagadki-    pro-ovoshhi/

    6.. Физкультминутка - http://www.razumniki.ru/fizkultminutki.html 

    7. Информация о полезных свойствах овощей – С. Вохринцева «Окружающий мир. Овощи», дидактический материал, издательство «Страна фантазий».

    8. Весёлая музыка для физминутки - http://www.mp3ostrov.com 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по естествознанию за 7 класс коррекционной школы 8 вида

Разработки контрольных работ за 1-4 четверти в 7 классе коррекционной школы 8 вида. Задания разработаны с учетом развития  учащихся по В. Воронковой....

Анализ работы методического объединения учителей начальных классов коррекционной школы VIII вида

Данная публикация представляет собой годовой отчет по работе МО учителей начальных классов ГОАУ коррекционной школы - интерната №5 за 2012 - 2013 учебный год...

Контрольная работа по истории в 9 классе коррекционной школы 8 вида. Великая отечественная война.

Данная контрольная работа проводится по итогам изучения раздела 4, учебника истории 9 класса. Контрольная работа тестовая. Предусмотрено дополнительное задание и раскраска по теме работы....

Контрольная работа по русскому языку 7 класс коррекционной школы VIII вида Тема: «Имя существительное»

Цель: повторить и закрепить  знания учащихся об имени существительном. Задачи: уметь находить в тексте имена существительные и отличать  их  от  других  частей  речи, опр...

Контрольная работа по обществознанию в 9 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Права человека"

Контрольная работа проводится в виде тестовой работы. Проверяется усвоение понятия прав человека, умение их различать, находить в предложенных ситуациях....

Контрольная работа по математике в 3 классе коррекционной школы

Контрольная работа по математике в 3 классе для детей с ОВЗ...

Профориентационная работа классного руководителя в старших классах коррекционной школы

Выбор профессии - одна из сложных и ответственных задач встающих перед выпускниками коррекционных школ. Важнейшая составляющая в процессе создания успешной профессиональной самоопределенности обучающи...