Планирование логопедических занятий, 1 класс социальной адаптации.
методическая разработка на тему

Алтухова Людмила Викторовна

Этапы коррекционной работы, задачи, программное содержание, дидактический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_1_kl.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование логопедических занятий, 1 класс социальной адаптации

Этапы кор-й работы

Задачи

Уч-я четверть

Программное содержание

Дидактический    

 материал

Активи-зация речевого подражания.  

1. Побудить ребенка реагировать на обращение к нему.

2. Научить ребенка слушать речь педагога.

3. Научить понимать слова педагога.

4. Развивать пальцевую моторику, подготавливая почву для последующего формирования речи.

5. Развивать слуховое восприятие, слуховое внимание, слуховую память.  

6. Учить выполнять простые поручения по словесной инструкции.

7. Вызывать речевое подражание, связанное с практической деятельностью детей, с наглядной ситуацией при обязательном эмоциональном контакте.

                                                                                                                I четверть

1.Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.

2. Работа по формированию умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.

3. Развитие ручной моторики:

  • Массаж пальцев, самомассаж пальцев с помощью грецкого ореха, карандаша;
  • Упражнения на статическое воспроизведение положений пальцев рук («очки», «мостик» и т.д.);
  • Упражнения на координацию и динамическую организацию движений (пальчиковые игры, сопровождающиеся проговариванием коротких стишков)

4. Развитие речевой моторики:

  • Мимических движений (закрывание глаз, зажмуривание глаз, надувание щёк);
  • Развитие артикуляторных движений (для губ, челюстей, языка)

5. Развитие длительного выдоха без участия речи.

6. Развитие понимания обращенной речи:

  • Накопление пассивного предметного  словаря: части тела ( ноги, руки, голова, глаза, уши, рот, нос.); предметы одежды (пальто, шапка, рубашка, платье и т.д.); предметы туалета (мыло, зубная щётка, полотенце, расчёска); предметы домашнего обихода (мебель, посуда).
  • Накопление пассивного глагольного словаря (названия действий, которые ребёнок совершает сам: спит, ест, сидит, стоит, идёт, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, раздевается, причёсывается, кричит, говорит, рисует).

7. Развитие активной речи:

  • Активизация речевого подражания слову педагога, в любых рече-звуковых выражениях.

2).Игра «Узнай звук» (различение неречевых звуков: шуршание бумаги, стук карандаша, звук воды из крана).

Игра «Что звучало?» (колокольчик, бубен, барабан).

Игра «Где хлопнули?»

3).Мозаика, шнуровки, игры с пуговицами, с палочками, нанизывание мелких предметов.

5).Игры «Мыльные пузыри», «Надуй игрушку», «Подуй на озябшие руки», «Листочки летят»,

«Чайник закипел»- дутьё в пузырёк.

6). «Ребёнок и кукла», «Отражение в зеркале», «Мои помощники: глаза- зрение, уши- слух, руки- ощущение, рот- речь, », Игра «Найди меня»-на ощупь.

Формирование первых форм слов, двухсловной фразы.

1. Учить ребенка слушать речь педагога.

2. Учить понимать слова педагога.

3. Развивать пальцевую моторику, подготавливая почву для последующего формирования речи.

4. Добиваться активизации движений артикуляционного аппарата и развитие элементарных произносительных навыков.

5. Развивать слуховое восприятие, слуховое внимание, слуховую память.  

6. Учить выполнять простые поручения по словесной инструкции.

7. Вызывать речевое подражание, связанное с практической деятельностью детей, с наглядной ситуацией.

8. Формировать активный словарь сущ-х, глаголов, прилаг-х, обознач-х величину, вкус, цвет.

9.Формировать двусловную фразу.

9. Формировать двусловную фразу.

                                                                                                                                                                         II четверть

1.Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.

2. Работа по формированию умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.

3. Развитие ручной моторики:

  • Массаж пальцев, самомассаж пальцев с помощью грецкого ореха, карандаша;
  • Упражнения на статическое воспроизведение положений пальцев рук («очки», «мостик» и т.д.);
  • Упражнения на координацию и динамическую организацию движений (пальчиковые игры, сопровождающиеся проговариванием коротких стишков)

4. Развитие речевой моторики

5. Развитие понимания обращенной речи:

  • Накопление пассивного предметного  словаря  (овощи, фрукты, посуда, продукты питания)
  • Накопление пассивного глагольного словаря (названия действий, которые ребёнок совершает сам или неоднократно наблюдал (читает, пишет, рисует, стирает, варит, моет, ест, пьёт, режет, наливает, выливает, гладит, пилит), или действий, совершающихся дома, на улице (машина едет. гудит; листья падают и т.д.)
  • Различение ед.ч. и мн. ч. некоторых сущ-х и глаголов ( один-много).
  • Различение величины (большой-маленький).
  • Различение вкуса (сладкий –солёный).
  • Различение пространственного расположения (верх-низ, право-лево)

6. Развитие активной речи:

  • Воспроизв-е ритмического рисунка одно-, двух-, трёхсложных слов.
  • Использ-е сопряжённой, отражённой и хоровой речи с движениями.
  • Разучивание простейших фраз-просьб
  • Объединение два слова в одном предложении «Дай шарик»
  • Объединение усвоенных слов в двухсловные предложения
  • Использование в общении словосочетаний, которые выражают желания

2).Игра «Узнай звук» (различение неречевых звуков: шуршание бумаги, стук карандаша, звук воды из крана).

Игра «Что звучало?»

Игра «Где хлопнули?»

3).Мозаика, шнуровки, игры с пуговицами, с палочками, нанизывание мелких предметов.

5). «Эхо», «Вьюга», «Кто как кричит?»

6). Узнавание предметов по их назначению «Покажи то, чем ты будешь кушать»и т.д.

Узнавание предметов по их описанию

 Соотнесение слов большой-маленький с величиной предполагаемых предметов.

 «Покажи, где нарисован(ы)  дом(а)

7) Приёмы: называние предметов  картинок; просьба передать, взять, отдать предмет; договаривание начатых логопедом фраз со зрительной опорой; называние действий в повелительном наклонении

Развитие активной речи.

Формирование двух- трёхсловной фразы.

1. Учить ребенка слушать речь педагога.

2. Учить понимать слова педагога.

3. Развивать пальцевую моторику, подготавливая почву для последующего формирования речи.

4. Развивать слуховое восприятие, слуховое внимание, слуховую память.

5.Добиваться активизации движений арт. ап-та и развитие элементарных произносительных навыков.

6. Учить выполнять простые поручения по словесной инструкции.

7. Вызывать речевое подражание, связанное с практической деятельностью детей.

8. Формировать активный словарь по изучаемым темам.

9. Формировать простую 2-3словную фразу.

10. Учить договаривать слова в разучиваемых потешках, стишках, кор. рассказах

III  четверть

1.Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.

2. Работа по формированию умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.

3. Развитие ручной моторики.

4. Развитие речевой моторики.

5. Развитие произносительных навыков:

  • Узнавание и воспроизведение гласных на основе их беззвучной артикуляции
  • Пропевание звуковых рядов из гласных: ау-ауо-ауы
  • Произнесение согласного звука с опорой на зрительный и двигательный анализатор (М-корова мычит, указательным пальцем изображаем рога;.К-игрушечный пистолет стреляет, указат. палец вверх, большой под прямым углом к указательному, Т-работает пишущая машинка и т.д.)
  • Дальнейшее развитие звукоподражания в различных играх

6. Развитие понимания обращенной речи:

  • Накопление пассивного предметного  словаря  (зима: снег, мороз, лёд, новый год; домашние животные: кошка, собака, корова, лошадь- внешний вид, питание)
  • Накопление пассивного глагольного словаря (названия действий, которые ребёнок совершает сам или неоднократно наблюдал, или действий, совершающихся дома, на улице, названия действий,  которые совершают животные: мяукает, лакает, лает, грызёт, рычит, мычит, жуёт, ржёт)
  • Обучение пониманию действий, совершаемых одним и тем же лицом
  • Расширение объёма понимания чужой речи, накопления словарного запаса с ориентацией на понимание целостных словосочетаний, подкреплённых предметным действием
  • Различение ед.ч. и мн. ч. некоторых сущ-х и глаголов ( один-много).
  • Различение величины (большой-маленький).
  • Различение пространственного расположения
  •  Обучение пониманию вопросов косвенных падежей.
  1. Развитие активной речи:
  • Воспр-е интонационно-ритмич-го рисунка в  1-2-3сложных словах
  • Произнесение слогов в чистоговорках с договариванием и прохлопыванием
  • Использование сопряжённой, отражённой и хоровой речи с движениями.
  • Использование простейших фраз-просьб : «Можно войти», «Можно сесть», «Можно выйти» и т.д.
  • Объединение два слова в одном предложении «Дай шарик»
  • Объединение усвоенных слов в двухсловные предложения ( это, вот, здесь, там, тут) + им.падеж сущ-х (вот зайка и т.д.)
  • Обучение построению трёхсловного предложения:
  • Отработка существительных в винительном падеже ед. ч.
  • Образование Род. падежа сущ-х со значением отсутствия (Чего нет у куклы? У кого нет мяча?).
  • Обучение детей ответам на вопросы по демонстрации действий, по картинкам.
  • Обучение пониманию вопросов по прочитанной сказке (со зрительной опорой) и ответы на них, повторение ответов.
  • Заучивание маленьких стихотворений (с опорой на картинки)

5). «Эхо», «Вьюга», «Кто как кричит?»

Изменение одного звукокомплекса по высоте и силе: МЯУ-громко, тихо, высоким голосом, низким

голосом (ИГОГО, МУ, ГАВ, КВА, БЕ, КУ-КУ)

6). Узнавание предметов по их назначению «Покажи то, чем ты будешь кушать», «Чем ты будешь рисовать» и т.д.

Узнавание предметов по их описанию (предметы или животных)

7) Приёмы: называние предметов или предметных картинок; просьба передать, взять, отдать предмет; договаривание начатых логопедом фраз со зрительной опорой; называние действий в повелительном наклонении

Игра «Подскажи словечко»

Выполнение действий уч-ся по словесной инструкции педагога, оречевление своих действий

Дальней-шее  развитие активной речи.

Формирование двух- трёхсловной фразы.

1. Учить ребенка слушать речь педагога.

2. Учить понимать слова педагога.

3. Развивать пальцевую моторику, подготавливая почву для последующего формирования речи.

4. Развивать слуховое восприятие, слуховое внимание, слуховую память.

5.Добиваться активизации движений а.ап. и развитие элементарных произносительных навыков.

6. Учить выполнять простые поручения по словесной инструкции.

7. Вызывать речевое подражание, связанное с наглядной ситуацией.

8. Формировать активный словарь по изучаемым темам.

9. Формировать простую 2-3словную фразу.

10. . Учить договаривать слова в разучиваемых потешках, стишках, кор. рассказах

  IV четверть

Пункты 1. 2. 3 .4. 5. смотреть за  III четверть.

6. Развитие понимания обращенной речи:

  • Накопление пассивного предметного  словаря  (весна: потеплело, сосульки, снег и лёд тают; дикие животные: лиса, заяц - внешний вид, питание)
  •  Накопление пассивного глагольного словаря: (названия действий, которые ребёнок совершает сам или неоднократно наблюдал, или действий совершающихся дома, на улице (солнце греет, светит, сосульки тают и т.д.), названия действий,  которые совершают дикие животные)
  • обучение пониманию действий, совершаемых одним и тем же лицом
  • Собака спит, лежит, сидит, бежит).
  • Расширение объёма понимания чужой речи, накопления словарного запаса с ориентацией на понимание целостных словосочетаний, подкреплённых предметным действием
  • Различение ед.ч. и мн. ч. некоторых существительных и глаголов ( один-много).
  • Различение величины (большой-маленький).
  • Различение пространственного расположения (верх-низ, право-лево, спереди-сзади)
  • Обучение пониманию вопросов косвенных падежей

7. Развитие активной речи:

  • Воспр-е интонационно-ритмич-го рисунка в  1-2-3сложных словах
  • Использ-е сопряжённой, отражённой и хоровой речи с движениями.
  • Использование простейших фраз-просьб
  • Объединение двух слов в одном предложении «Дай шарик»
  • Объединение усвоенных слов в двухсловные предложения
  • Обучение построению трёхсловного предложения:
  • Отработка сущ-х в В.п. ед. ч.; образование Р.п. сущ-х со значением отсутствия  (Чего нет у куклы? У кого нет мяча?).
  • Обучение детей ответам на вопросы по демонстрации действий, по картинкам.
  • Обучение пониманию вопросов по прочитанной сказке (со зрительной опорой) и ответы на них, повторение ответов.
  • Заучивание маленьких стихотворений (с опорой на картинки)

7) Приёмы: называние предметов или предметных картинок; просьба передать, взять, отдать предмет; договаривание начатых логопедом фраз со зрительной опорой; называние действий в повелительном наклонении

Игра «Подскажи словечко»

Выполнение действий уч-ся по словесной инструкции педагога, оречевление своих действий: «Скажи, что ты делал? Сделал?»

Дети по лесу гуляли,

Дети зайчика видали,

И медведя, и лису. Хорошо было в лесу!

У леса на опушке

Высоко на суку

С утра поёт кукушка:

Ку-ку, ку-ку, ку-ку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование логопедических занятий по предупреждению дисграфии с детьми подготовительной к школе группы, зачисленных на логопедический пункт ДОУ № 1971

Данное планирование работы было составлено на основе изучения методической литературы по теме и обобщения собственного опыта работы и апробировано в работе с детьми в течение 3 лет...

Программа тренинговых занятий по социальной адаптации подростков

Цель: приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в  обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей.Цель группы: развитие социальной компетент...

Программно-методическое обеспечение Программа логопедических занятий для специальной (коррекционной) школы . Тематическое планирование логопедических занятий для 1 – 7 классов.

Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах – 3 часа в неделю, в 6-7 классах – 2 час...

"Роль хоровых занятий в социальной адаптации детей"

Доклад на районной конференции "Роль дополнительного образования в формировании социальной адаптации детей в современном мире"...

Методическая разработка воспитательного занятия по социальной адаптации и профессиональному самоопределению для детей с ограниченными возможностями здоровья «Вот она – самостоятельная жизнь...»

Методическая разработка воспитательного занятия по социальной адаптации и профессиональному самоопределению для детей с ограниченными возможностями здоровья «Вот она – самостоятельная жизн...

Занятие по социальной адаптации "Тепло родного очага"

Формировать у обучающихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге...